Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B48C. Артефакты в щучьей голове. (.16.).31.35.36.

В голове щуки есть (видны) инструменты, которыми пользуются люди.

(Австрийцы), латыши, финны, карелы, (эстонцы), манси, восточные ханты, сымские эвенки.

(Ср. Западная Европа. Австрийцы (Вена) [«Hechtkopf enthält die Marterwerkzeuge Christi»]: Höfer 1928: 18).

Балтоскандия. Финны [змея жила в воде; договорилась со щукой: кто быстрее вплавь доберется до берега, тот будет жить на суше; щука: если я доберусь, то съем ребенка и овечку с хутора; змея: а я без повода не будут причинять зла; когда поплыли, у щуки переломилось весло и она отстала; в голове у щуки до сих пор кость, похожая на сломанное весло]: Рахимова 2000: 180; карелы [раньше щука гоняла людей и головой пробивала их тело; верхняя челюсть щуки загнута вверх, это она гонялась за человеком и врезалась в скалу; на голове щуки лопарь с ружьем, а также инструменты, лодки, ножи, плужный лемех, мотыга, топор; верхняя челюсть и язык шершавые как рука мачехи]: Pentikäinen 1978: 298; латыши [создав рыб, Бог назначил каждой, чем ей питаться, но щука об этом однажды забыла и проглотила рыбака; чтобы она более такого не делала, Бог поместил ей в голову рыбацкую снасть: верша (Setznetz) стала пастью, колющие части (Stechgerät) зубами, крючок – жабрами (Kiemenhaare); что в пасть попало, оттуда не вырвется, что в жабры – приклеится (was die Stecher fassen, sitzt fest, was die Kiemen erreichen, haftet)]: Dähnhardt 1910: 491; (ср. латыши [«Widerlegung der Abgötterei und Aberglaubens» Пауля Эйнхорна (1627 г.): «Of the aquatic animals (ex animalibus aqueis) he [the Devil] cannot take the form of a pike, and the reason here is – as they say – that pike wears the Passion in its head. If one breaks the head of a pike, one will find bones resembling a cross, bolt, whip, crown of thorns, etc. in it. <...> As regards the pike, its head contains no Passion of our Lord Jesus but only the symbols of the Passion and the instruments of his sufferings through which he was executed and suffered martyrdom which are reflected in the constitution of the pike»]: Valk 2001: 101-102; эстонцы (Lääne-Nigula, 1937 г.) [злой дух не может вселиться в щуку, потому что внутри ее черепа есть голубой крест]: Valk 2001: 102).

Западная Сибирь. Северные манси [щука сделала себе голову (кости головы), проглотив снеговыбивалку, полозья нарт, весло, кукушку, ноготь невесты, нож в ножнах, ворона с добычей и берестяной ковшик]: Федорова 2005: 103; восточные ханты: Головнев 1995 (р. Тромъеган)) [щука ползала как змея по земле, все пожирала; Посты-янг ики бросил ее в воду; семь костей у нее в голове – проглоченные ею вещи, люди и звери]: 567; Glavatskaya 2006 (р. Пим) [в голове щуки много костей и насчет каждой существует история; есть кость, напоминающая человеческую фигуру; это старая женщина, которая гуляла вдоль реки с корзиной за спиной; щука выпрыгнула из реки и проглотила ее; женщина по-прежнему находится в щуке вместе со своей корзиной и топором]: 138.

Восточная Сибирь. Сымские эвенки (р. Кеть) [щука держала оленей, жила в деревне; напали враги, она бросилась в воду, спрятав имущество в голове; стрелы врагов попали в спину, стали многочисленными костями; кости в голове похожи на оленье копыто, пальмý, борону и крест; поэтому щучью голову нельзя есть]: Лукина 2004, № 3.12: 72.