Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B52B. Утаивание земли. .28.29.31.32.34.-.36.39.

Персонаж отрыгает спрятанную (обычно во рту) землю, тем самым создав горы, болота и прочие неудобья. См. мотив B52.

Русская письменная традиция, русские (Новгородская, Пензенская, Вятская), белорусы, все украинцы, поляки, терские казаки, финны, карелы, ливы, литовцы, удмурты, мордва, хакасы, шорцы, алтайцы, телеуты, балаганские буряты, кеты, северные селькупы, якуты (центральная Якутия, верхняя Яна), Марково.

Средняя Европа. Русская письменная традиция [см. Кузнецова 1998]; русские (Новгородская, Пензенская, Вятская): Кузнецова 1998: 71; белорусы : Грынблат, Гурскi 1983, № 4 [Черт увидел, как Бог сеет землю, спрятал часть во рту; Бог спросил, что он ест, Черт проглотил землю, она стала расти; он стал рыгать, в этих местах образовались болота, где живут черти], 5 [вначале везде вода; Бог плыл в лодке, черт смотрел, что тот собирается делать; Бог посеял землю, появилась суша с леса и всем; черт проглотил земли, она стала расти, он ее отрыгнул, появились болота, заросшие ракитой места; человек стал драть лыко, черт спросил, что тот делает; человек привязал его к дубу; черт рванулся, потащил дуб за собой, на болотах остался след], 6 [Бог находился в воздухе, увидел пузырь, находящийся в нем отвечает, что он бог, а кто спросил, тот над богами бог; Бог предложил достать земли; бывший в пузыре принес в руках, а взятое в рот утаил; Бог посеял землю, она стала расти; у черта во рту – тоже; он ее отрыгнул, там появились болота и горы], 8 [сперва одна вода, Бог плывет, видит пузырь, оттуда выскочил черт; Бог велит ему достать из воды землю; черт принес в подоле, Бог ее посеял; часть земли Черт утаил за щекой, земля стала расти, он ее отрыгнул, появились болота]: 37-38, 38-39, 40, 41; Добровольский 1891, № 8 (Смоленск) [повсюду море; Черт заключен в теле лебеди; Бог обещает его освободить, если тот достанет со дна землю; велит сказать, Господи благослови "; Черт-лебедь ныряет, берет в рот песок, но не говорит, что велели, песок смыло; на третий раз говорит, приносит песок, часть утаивает во рту; земля растет, в том числе и во рту Черта, тот выплевывает ее, создавая болота]: 229-300; Кузнецова 1998 [Бог создает землю ровной, а Сатана наплевал, набросал на ней гор, болот и других неудобий из утаенной земли]: 145; украинцы (вся Украина) [Бог создает землю ровной, а Сатана наплевал, набросал на ней гор, болот и других неудобий из утаенной земли]-: Кузнецова 1998: 145; поляки : Веселовский 1890 [земля лежит среди моря на двух больших рыбах; сперва земля была ровная; пока Бог творил мир, дьявол подговорил утку украсть земли; Бог послал за нею в погоню ястреба, тот стал ее душить; утка открыла клюв, чтобы кричать, выронила землю, из нее произошли горы]: 33-34; Zowczak 2913 (Перемышль, 1990; современная запись, вероятно весточнославянское влияние) [Бог попросил Дьявола достать песок; объяснил, что хочет создать сушу; Дьявол принес песок во рту и под ногтями; Бог сотворил сушу; песок во рту и под ногтями Дьявола стал тоже расти, он его выплюнул; в этих местах возникли болота и неудобья]: 214.

Кавказ – Малая Азия. Терские казаки (ст. Карабулакская) [когда Господь сотворил небо и море, он «начал насаждать землю»; послал дьявола в море, чтобы тот принес песка; дьявол залез в море, набрал песка в обе горсти, а одну горсть спрятал себе за скулу, чтобы делать то же, что и Господь; когда вылез из моря, отдал Господу две горсти; Господь начал разбрасывать песок во все стороны; куда падала хоть одна песчинка, там из нее начинала расти земля; песок во рту дьявола тоже стал расти; дьявол закричал от боли; сказал Господу, что хотел утаить от него немного песка, а тот начал распирать ему рот; Господь велел дьяволу бежать и плевать до тех пор, пока не выплюнет весь песок; дьявол так и сделал; где он плюнул, появились горы]: Баранов 1899, № 9: 192-193.

Балтоскандия. Финны : Harva 1938 (? Восточная Финляндия) [Бог посылает Черта на дно; Ч. в образе чернозобой гагары ныряет, приносит землю; утаивает часть во рту; по воле Бога земля начинает расти; Ч. выплевывает землю, образуются овраги и прочие дурные места]: 101 в Напольских 1991: 140; финны или карелы (восточная Финляндия): Мансикка 1909: 171 [Бог был на золотом столбе среди моря; велел своему отражению подняться к нему; появился дьявол; Бог спрашивает, как может возникнуть земля; - Надо трижды нырнуть на дно; Бог велил дьяволу трижды нырять, в третий раз тот утаивает часть земли во рту; Бог велит земле расти, утаенная часть тоже растет; Бог соглашается вынуть ее изо рта дьявола, бросает на север, там появляются камни и скалы (=Kongas 1960: 161 со ссылкой на Mustakallio, MS, № 72)], 171-172 [по морю плавал гоголь, Сатана предложил ему достать со дна землю; тот трижды приносит земли в клюве, оба стали на ней жить; появляется Бог, говорит, что часть земли утаена, достает утаенное изо рта Сатаны, выбрасывает на север, появляются камни, горы; Бог не дает Черту земли, тот выпрашивает для себя места столько, сколько нужно, чтобы воткнуть кол; из этой дырки вылезают комары и прочие вредные насекомые и гады; (=Напольских 1991: 140)]; карелы : Евсеев 1981 [(Сальминен 1908); Гагара летает над морем, Сатана посылает ее нырнуть за землей; она трижды ныряет, каждый раз большая часть земли смыта; все же достаточно, чтобы Гагара смогла жить на земле; Бог говорит, что земли мало, С. часть утаил во рту; Бог велел ее выплюнуть, тот плюнул на север, создав скалы, горы; С. порезал палец, Бог заговорил рану]: 311-312; ливы : Loorits 1998(1): 81 [Бог с Чертом ходили вместе, Бог бросил за спину что-то вроде ореха, Черт поднял, положил в рот; это стало расти; Бог дал Черту оплеуху, тот выплюнул взятое в рот, оно выросло, стало землей], 81-82 [Бог велел Черту принести из пространства (ilmaruumist) пыли; голый Черт спрятал часть во рту; Бог велел рассеять пыль по миру, выросла земля; Черт убежал, чтобы Бог не заметил спрятанное им во рту, частички падали, так появились холмы]; литовцы : Кербелите 2001: 97 [черт / второй Бог / утка нырнула на дно моря и вынесла для Бога песку; Бог посеял песок над водой2 – появилась земля; черт набил песком свой рот / часть песка спрятал от Бога; выплюнул песок – образовались болота, топи], 98 [Бог сказал, чтобы земля росла; земля стала расти и во рту черта; черт начал выплевывать землю – возникли неровности / болота].

Волга – Пермь. Удмурты : Кралина 1960, № 1 (зап. от В.П. Петрова в Граховском районе, село Вуж Эгра) [везде вода; Инмар велел шайтану нырнуть, достать землю; тот достал две горсти, часть спрятал во рту; И. сдунул землю на воду, возникла и выросла суша; земля во рту шайтана тоже выросла, рот лопнул, возникли горы, болота, кочки; первые люди были великанами; один положил человека в карман, принес матери; она сказала, что эти люди будут умными; а великаны сидели у огня и не умели отодвинуться, стали обмазывать ноги глиной; когда людей на земле стало много, И. ушел от них на тот свет]: 39-40; Munkácsi 1887 [везде вода, Инмар плавал в лодке, призвал Шайтана, велел нырнуть, достать со дна все, что найдет; по пути Рак говорит Ш., что живет в воде 12 лет, но дна не видал; Ш. достиг дна, принес песок во рту, вопреки запрету И. немного утаил; земля стала расти; увидев раздутые щеки Ш., И. велел ему выплюнуть утаенное, образовались горы, овраги]: 49 в Владыкин 1994: 319-320, в Кралина 1960: 288-289, в Перевозчикова 1988: 15; Яковлев 1914, № 1 [везде вода, Бог плавает в каменной лодке, за ним плывет Дьявол; Бог велит Дьяволу достать со дна землю; тот приносит землю в горстях; Бог велит принести еще; Дьявол дважды приносит, часть утаил во рту; Бог велел земле расти, покрыть воду; Дьяволу пришлось выплюнуть землю, комья стали горами]: 387-388; мари ; чуваши ; мордва (Бугурусланский у., с. Вечкамово) [Чама-паз плыл на камне по морю; плюнул с досады, что нет у него товарища; плевок превратился в бугор, Ч. разбил его жезлом, оттуда вышел Шайтан, предложил быть братом; Ч. послал его достать песок со дна; тот дважды ныряет, но берет песок не во имя Ч., а ради себя, песок уходит из рук; на третий раз произнес имя Ч., вынырнул, отдал песок, часть утаил во рту; Ч. бросил песок на воду, земля стала расти; песок во рту у Ш. тоже начал расти, он его выплюнул, появились бугры и горы; Ч. сказал Шайтану, что тот зол и не может быть ему братом, отправил на дно морское в преисподнюю]: Мельников 1981: 45-46.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы (качинцы) [сначала была утка; сделав другую товарищем, послала ее за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в нее; оставшаяся отправляет ласточку за душой человека, велев собаке караулить и лаять на Эрлик-хана; Э. сотворил зиму, дал собаке шубу, оплевал человека; Бог вылил на человека душу, сделал ему жену из ребра; велел есть красную смородину на восходе, но не на заходе солнца; жена нарушила запрет и поела, Бог записал это в книгу; женщина с ребенком и кобыла с жеребенком питаются травой, женщина перевалила через семь горок, кобыла через одну; Бог решил, что если люди станут питаться травой, то съедят ее всю; Бог отдает луну и солнце Эрлик-хану ; делается темно; Бог собирает птиц, велит не смеяться, если придет Коростель; глава птиц Аист рассмеялся; Коростель обиделся и ушел; послали Сову подслушать, что Коростель говорит дома; Пусть Эрлик-хан поймает эхо скал, свою тень, топот ста лошадей ; Э. вынужден вернуть солнце и луну, т.к. не мог выполнить просьбы Бога; Бог послал Ласточку украсть у Эрлик-хана огниво; та украла, на обратном пути встречает Комара; он рассказывает, что послан Э. узнать, чья кровь слаще, оказывается человеческая; Ласточка просит его показать язык, откусывает; Комар только жужжит; Э. преследует Ласточку, отрывает ей середину хвоста; она бросила половину кремня на скалу; юноша караулил дверь к Богу; пришел Эрлик-хан: что мне есть? Бог отвечает, что стариков и старух, а юноша передал, что гнилые деревья; в следующий раз: детей – молодые ветки ивы; молодых людей – высохшие и отвердевшие деревья; на четвертый раз Э. врывается к Богу; все разъяснилось, Э. ест теперь всех, а юношу прогнали на землю]: 522-527 (=1963: 154-156; перепеч. в Трояков 1995: 6-7): Катанов 1907, № 582; хакасы [везде вода; Ах-Худай задумал сотворить землю; его младший брат Ирлик-хан: подж водой есть «живая глина»; став щукой или уткой, достиг дна, взял в рот песчинки и принес иъ АХ, но часть утаил во рту; АХ поймал трех окуней (ала пуӻа) и заставил плыть по поверхности воды; рассыпал песчинки на их спинах, из них выросла ровная земля; И. выплюнул изо рта утаенные песчинки и возникли горы и пропасти; «Пусть на ровном месте будут называть твое имя, а встретив горы и ущелья станут меня с проклятиями вспоминать»; когда рыбы виляют хвостами, происходят землетрясения»; (далее о сотворении печени коровы, `, и человека, H41)]: Сагалаев 1992: 39 в Бутанаев 2003: 109-110; шорцы ; алтайцы [Тенгере Кайра Кан и человек парили над водой подобно гусям; человек взлетел выше Т., лишился способности летать, упал; Т. его вызволил, велел нырнуть, достать земли; человек достал и засунул часть ее в рот; земля стала пухнуть, Т. велел ему ее выплюнуть, на земле образовались болотные кочки; Т. проклял его, назвал Эрликом; Э. завладел людьми Т.; создал злых духов, поселил на своем небе; Т. разбил его копьем, осколки образовали горы; Эрлика Т. прогнал глубоко под землю]: Радлов 1989: 357-358 (=Radloff 1866: 175-184); телеуты [(зап. миссионером Вас. Постниковым в д. Мыюта, население которой формировалось в основном из бачатских телеутов-переселенцев – см. Потанин 1883: 130, прим. 2; Функ 2004: 9); была одна вода; Ульгень спустился сотворить землю; Ерлик вызвался нырнуть, принес со дна землю во рту; У. сделал землю, она была вся из дерна; между зубами Е. осталось немного земли; он ее выплюнул, образовалось кочковатое болотистое место; У. стал его ругать; тот выпросил дать ему столько земли, сколько занимает конец его палки; провалился в то место, которое выпросил; Ласточка принесла в клюве дерн; У. рассеял его; сделал лес и все, что есть на земле; сотворил тело человека из земли, кости из камней; собаку без шерсти; пошел искать душу для человека, собаку оставил сторожем; явился Е., обещал дать собаке шерсть и душу человеку; собака съела экскременты Е., обросла шерстью; Е. вложил дудку в зад человека, дунул, тем его оживив; У. пришел, думал, не истребить ли людей; Лягушка уговорила оставить такими как есть]: Потанин 1883, № 46а: 218-220; прибайкальские буряты (балаганские).

Западная Сибирь. Кеты [была одна вода; Есь нырнул, землю (тину) в рот схватил, за щеки заложил; вынырнул, дунул – земля получилась; Черт крутится, ничего не делает; Е. снова нырнул, тину за щеки захватил, дунул – лиственный, кедровый лес вырос; Е. собрал, что ползает, вырыл яму, спустил их туда, столб вкопал, чтобы не вылезли; Ч. видит столб, решил вытащить – все ползающее разбежалось по земле]: Алексеенко 1976: 72; северные селькупы [Камнеед убивает мужчин и мальчиков, оставляет женщин; она просит оставить колыбель с ее младенцем под деревом; звери воспитывают мальчика, показывают, где живет мать; он просит мать выведать, где ее муж прячет свои сердце и печень; тот называет какое-то место; юноша давит сердце, Камнеед перед смертью отрыгает камни, земля становится бугристой]: Казакевич 1998, № 1: 209-210 (пересказ в Тучкова 2004: 247-248).

Восточная Сибирь. Якуты центральной Якутии, верхоянские.

СВ Азия. Марково (родом автор чуванец) ["по сказаниям языческих инородцев" над водой летали два духа, добрый и злой; добрый велит злому оборотиться крохалем, принести землю со дна; через три дня злой выныривает, дает землю, зернышко сохраняет во рту, чтобы затем, узнав как делать землю, сделать свою; добрый заставляет землю расти, часть во рту тоже растет, злой выплевывает ее, создав горы]: Дьячков 1992: 231.