Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B63. Преврашение ленивых детей..60.65.

Дети лгут матери, будто работают в поле. Когда обман открывается, они, оставшись без урожая, превращаются в атмосферные явления или в небесные объекты.

Эквадор. Брат и сестра превращаются в радугу. Пиндилиг (горный Эквадор) [радуга состоит из женщины (белая) и мужчины (красный); это супруги либо сестра с братом; брат и сестра лгут матери, будто работают в поле; когда обман открывается, они превращаются в радугу, чтобы их не нашли]: Bernal в Turbay Ceballos 1998: 16.

Центральные Анды. Братья превращаются в ветер, град и заморозки. Уанка [старушка посылает своих трех сыновей за реку работать в поле; они развлекаются, каждый раз говорят матери, что много трудились; живут в хижине, берут жен; те бросают их, когда еда кончается; братья голодают; приходят к матери, требуют мяса; она отрезает плоть от своих ягодиц, дает им под видом мяса животного; когда они кладут это в рот, земля содрогается; мать сообщает им, что они ели; превращает их в Заморозки (старшего), Град, Ветер; бог Уальяльо превращает мать в плодородную землю]: Villanes Cairo 1978: 113-117; деп. Уанкавелика [женщина посылает своих двух сыновей сеять кукурузу; те просто разбрасывают семена по полю; то же с посадкой картофеля; каждый раз просят у матери еды, мяса; она предлагает отрезать свою ногу и приготовить еду из нее; они соглашаются; ветер уносит их на вершину горы Ойокко; теперь это две каменные фигуры]: Arguedas, Izquierdo Ríos 1970: 87; Куско (?) [Чисин Часка, Кускатута Часка, Ильяриуча Часка – трое сыновей Каке (сейчас маленькое животное, живущее в Пуне); мать посылает их сажать картофель, они лишь делают вид, что работают, съедают семенные клубни; узнав об этом, мать превращает их в Вечернюю, Полночную и Утреннюю Звезды]: Urbano 1993: 298; аймара (деп. Пуно): Albó, Layme 1992 [женщина посылает трех внуков сажать картофель; те ничего не делают; когда приходит пора собирать урожай, велят бабке копать картофель на лучшем участке; владелец его бьет женщину, рассказывает ей правду; та обвиняет внуков; старший превращается в град, средний в мороз, младший в ветер]: 63-65; Lopez, Sayritupa Asqui 1990 [вдова посылает троих сыновей обрабатывать картофельное поле; они лишь играют, каждый вечер рассказывают матери, что устали от работы; когда надо собирать урожай, говорят, что их поле - лучшее; мать копает картофель на лучшем поле, его хозяин ругает ее, объясняет, что ее поле - худшее; мать бьет сыновей, вырывает волосы старшему, ломает среднему ногу, младшему выбивает глаз; несколько дней не кормит сыновей; старший превращается в ветер, средний в град, младший в заморозки; они уничтожают урожай на соседских полях]: 63-67; Mendoza 1981, № 1 [вдова посылает своих двух сыновей работать на поле; те лишь играют, каждый раз лгут матери, что работали; отказываются идти собирать урожай, говоря что устали; посылают мать на лучшее поле; сосед обвиняет ее в воровстве, объясняет, что произошло; мать возвращается в слезах; сыновья решают отомстить людям за ее слезы, старший превращается в град, младший – в заморозки]: 49-52; Ochoa Villanueva 1975 в Souffez 1985b (место записи не указано) [трое сыновей вдовы не работают; их мать копает картофель на поле соседа, думая, что это ее; хозяин ее наказывает; она отрезает и варит кусок собственной плоти, кормит сыновей супом; те мстят соседям за мать, превращаясь в ветер (старший брат), град (средний), мороз (младший)]: 173.