Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B68. Рябчик-великан..28.31.32.34.-.37.

Огромный рябчик стал маленьким – обычно был разорван на кусочки, превратившиеся в нынешних рябчиков.

Русские (Архангельская, Низовая Печора), шведы, западные саамы, финны (Нюланд), карелы, латыши, коми, алтайцы, кумандинцы, челканцы, хакасы, прибайкальские буряты, манси, северные ханты и восточные ханты, кеты, юги, северные селькупы, центральные якуты и северо-восточные якуты, илимпийские эвенки (Тура), западные эвенки (подкаменнотунгуские, нгоконновские), сымские эвенки, байкальские эвенки, дальневосточные эвенки (учурские, олёкминские), русские Приангарья, негидальцы, нанайцы.

Средняя Европа. Русские (Архангельская) [раньше рябчик кричал как соловей-разбойник; шел лесной мужик, рябчик засвистел, захлопал, его напугал; лесной мужик велел ему быть тише и сделал маленьким]: Ефимова 1997: 168 в Кузнецова 2014: 58-59; русские (старообрядцы Усть-Цилемского р-на Республики Коми, 2007) [рябчик был величиной с корову; с шумом взлетел перед Господом, напугав его, тот сделал рябчика величиной с кулак; белое мясо у оленя и других животных – это те части рябчика, которые им достались]: Ильина и др. 2010: 59.

Балтоскандия. Шведы : Dähnhardt 1910 (Вермланд – у норвежской границы на широте Стокгольма) [Бог создал рябчика самым большим; тот возгордился из-за своей величины и белого мяса; тогда Бог разделил его мясо между другими птицами]: 2; Klintberg 2013 (северные у границы с Финляндией) [сперва рябчик был больше всех птиц; когда летал по лесу, звук был как от ударов грома; однажды напугал гулявшего по лесу Иисуса; тот разделил его и сделал самым маленьким; в день Страшного Суда рябчик опять станет больше всех птиц; куски белого мяса рябчика есть в грудной части всех птиц и над глазами всех рыб; варианты: испуган осел либо конь Девы Марии]: 16-18; западные саамы (Швеция): Klintberg 2013 ["мясо рябчика" есть в грудной части всех птиц и на щеках рыб и северных оленей]: 17; Simonsen 2014 [рябчик был больше всех птиц; взлетев, напугал Бога; тот сделал его маленьким, распределив куски его плоти между другими животными; у северного оленя этот кусок в шее, у рыб – в голове под нижней челюстью, у птиц – над грудиной]: 87; западные саамы [рябчик (jerpe) был огромным; когда взлетал, даже ангелы пугались, сам Бог испугался; он забрал у него большую часть мяса, распределил между другими птицами; у всех птиц есть мясо рябчика с каждой стороны груди; рябчик стал маленький]: Pollan 2005, № 108: 221; финны : Dänhardt 1910 (Lohja, Нюланд) [рябчик был огромным; Бог наказал его, разделив его мясо между всеми животными (Lohja); в день Страшного Суда рябчик станет таким маленьким, что сможет протиснуться сквозь обручальное кольцо, но все равно будет взлетать со страшным шумом (Anjala)]: 2; Klintberg 2013 [есть поговорка: сжался как рябчик с приближением Старшного Суда; это явно остатки того же сюжета, что и у шведов]: 17; карелы [рябчик был огромным; есть поговорка: рябчик повернулся, земля затряслась, божья вода задрожала; Бог взял мясо с груди рябчика и разделил между всеми рыбами, поместив им на щеки; поэтому в пост староверы в Карелии воздерживались не только от мяса, но и от рыбы]: Pentikäinen 1978: 298; латыши [рябчик был огромным, а когда взлетал, раздавался грохот, будто удары грома; однажды напугал лошадь Перконса (Pehrko{n}es; {пропущено n}); тот сжал его в кулаке до размера, которое раньше имело одно лишь сердце рябчика]: Dähnhardt 2010: 2.

Волга - Пермь. Коми : Лимеров 2005, № 14 [Леший сотворил рябчика большим; когда тот взлетал, от крыльев гремел гром; Илья Великий ехал по лесу, рябчик взлетел, лошадь испугалась, И. упал; велел рябчику быть не больше его зоба]: 31; Рочев 1984, № 101 [Илья великий ехал по лесу, взлетевший рябчик испугал его коня; И. велел ему быть не больше, чем его желудок; теперь рябчик маленький (=Лимеров 2005, № 14: 31?)], 102 [рябчик был самой большой птицей; взлетев, испугал ехавшего на лошади Христа; тот велел ему быть величиной со свое сердце]: 109 (=2006: 150); Uotila 2006, № 39 [рябчик объясняет глухарю, что в далекой стране испугал шумом крыльев святого и за это сделан маленьким, а раньше был самой большой птицей]: 191-193.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы : Вербицкий 1893 [Глухарь был сперва драчливым человеком; затем превращен в птицу величиной с быка, но с прежним характером; Бог раздал его мясо другим голенастым птицам; белое мясо в них – от глухаря; Глухарь плачет об утрате, глаза покраснели]: 165; челканцы [сначала всех птиц Дьайашы создал большими; его коня испугал взлетевший Рябчик, Д. упал на камень; решил истребить всех птиц, созвал их, Рябчика привели лишь через три дня; он объясняет, что в первый день считал рыб и камни, рыб больше, если считать продолговатые камни рыбами; во второй – звезды и кочки, кочек больше, если считать и пни; на третий – женщин и мужчин, женщин больше, если к ним прибавить мужчин, поддающихся женским уговорам; Д. решил, что задумал убить Рябчика из-за уговоров матери, решил просто сделать его маленьким]: Садалова 2002, № 6: 87-91; челканцы [рябчик был самым крупным; бог въехал в лес, рябчик взлетел, конь бога испугался, бог слетел с коня, ударился о камень; вернувшись домой, решил уничтожить птиц; созвал их, рябчик не явился; Бог велел его привести; тот объясняет, что в первый день считал рыб и камни, рыб больше; Бог: я создал больше камней; рябчик: я длинные камни причислял к рыбам; во второй день считал звезды и кочки – кочек больше; Бог: звезд должно быть больше; рябчик: я пни причислял к кочкам; на третий день считал мужчин и женщин, женщин больше; Бог: я создал больше мужчин; рябчик: я причислял мужчин, живущих по мнению женщин, к женщинам; Бог решил, что убивать рябчик за то, что напугал лошадь – попадешь в число женщин; решил сделать маленьким, его мясо роздал всем животным; у любого зверя и птицы есть белое мясо рябчика, не взяла себе лишь сова; поэтому крылья у нее мягкие, летает бесшумно; рябчик маленький, но считает себя умнее бога]: Кандаракова 1978: 169-172; кумандинцы : Ойноткинова и др. 2011, № 52 [ дьайачи сотворил всех птиц; рябчик был большим; когда он внезапно вылетел, дьайачи свалился со своего коня; дьайачи поймал рябчика, разделил его кровь и мясо между налимом, маралом и птицей, а самого его сделал размером с горсть], комментарий к тексту № 52 [бог создал всех птиц и зверей крупными; однажды ехал на коне, рябчик напугал коня, бог упал с него; после этого решил уничтожить всех птиц, отдал распоряжение собрать их всех; собрались все птицы Алтая, не явился рябчик; мать бога убеждала его, что рябчика нужно убить; рябчика нашли, привели; бог спросил, почему тот не явился сразу; рябчик сказал, что в течение трех дней считал, чего больше на земле: в первый день – камней или рыб, во второй день – звезд или кочек, в третий день – мужчин или женщин {без подробностей}; богу не понравилось, что рябчик при подсчете к женщинам причислил мужчин, которые слушают женщин: значит и он, слушаясь свою мать, попадет в число женщин; в итоге вынес решение: рябчика не убивать, но сделать меньше размером; белое мясо рябчика раздал всем зверям и птицам; мясо рябчика не взяла только сова; тем самым она сохранила способность к бесшумному, легкому полету]: 163, 445-446; хакасы : Гомбоев 1890 (качинцы) [рябчик был самой большой птицей и весил 12 пудов; Иисус Христос ехал по тайге на слоне; рябчик вспорхнул и испугал слона; тот бросился в чащу и так сильно поскакал, что Христос с трудом удержал его; «Не хорошо рябчику быть таким большим», – решил он и велел мясо рябчика разделить по всем птицам; из-за этого рябчик стал маленьким, а у каждой птицы есть хотя бы немного белого мяса]: 142-143; прибайкальские буряты (аларские) [рябчик был огромным; взлетев, испугал коня бурхана; тот разделил его мясо, вложив в грудь каждой птицы, рябчика сделал маленьким]: Гомбоев 1890, № 15: 76 (пересказ в Элиасов 1973, № 99: 365-366).

Западная Сибирь. Манси : Анисимкова 1960 [рябчик был больше глухаря; мальчик Филя заблудился в тайге; глухарь, утка, косач показали дорогу, рябчик отказался; отец Фили решил разделить мясо рябчика между другими птицами, сам он стал маленьким]: 11-14; Гондатти [небесный бог убил мощного рябчика, дал по кусочку различным животным, мясо которых почернело из-за соприкосновения с подземным Куль-атор и утратило питательную силу; из последнего кусочка сделал нынешнего рябчика] в Карьялайнен 1996: 24, в Munkácsi 1908: 257-258; северные ханты (шеркальский диалект) [во времена создания мира рябчик был величиной с корову; подземный дух шел на охоту, рябчик взлетел, дух от страха упал на колени; дома написал богу письмо с жалобой; бог подумал: «(Если) в будущем возникнет мир маленьких остяков с обрезанным пупком, (длящийся) один век, как они будут ходить по охотничьей тропе?»; бог разрезал рябчика на маленькие куски, роздал многим зверям; с тех пор у каждого есть кусок белого мяса, это выделенные из рябчика куски]: Штейниц 2014, № 30: 196; восточные ханты (р. Васюган) [Рябчик был огромным, вспорхнув, напугал Торума ; тот порвал его на семь частей, раскидал, из одного кусочка стал нынешний рябчик; с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех птиц и животных (у лося – вдоль хребта)]: Лукина 1990, № 18: 76; кеты [Рябчик был большой птицей, взлетая, пугал людей; испугал Еся , тот сделал его маленьким, его белое мясо разделил между всеми; у рыб оно под жабрами]: Алексеенко 1976, № 19: 77; юги [Рябчик был огромным, взлетая, пугал людей и собак; Бог это увидел, разделил его мясо между всеми рыбами, а рябчик стал маленьким]: Werner 1997, № 31: 287-288; северные селькупы [рябчик был огромным; ему стало скучно одному, он стал отрывать от себя куски мяса, создавать из них других птиц; в результате сам стал маленьким]: Тучкова 2004: 238.

Восточная Сибирь. Центральные якуты [громадный рябчик испугал шумом своего полета Богородицу (или Бога-отца); Христос уменьшил его размеры, а отрезанную часть распределил между всеми птицами и четвероногими; теперь в телах всех животных белые кусочки в мускулах]: Кулаковский 1979: 70-71; Эргис 1964-1967(1), № 26 (Качикатский наслег Хангаласского улуса): 95; 1967, № 51: 170 (пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 20, в Сивцев-Омоллоон 1976: 29); северо-восточные (верхоянские) якуты [рябчик был огромный; Хотой Айы (господь) разрезал его на куски и создал из них птиц всех пород]: Худяков 1969: 272; сымские эвенки [Константин Ильич Лихачёв, 12 августа 2009 г.; рябчик был большим, взлетая, пугал всех птиц; те собрались, решили разделить его мясо; каждому досталось по куску белого мяса {а рябчик стал маленьким}; Ворон не пришел, поэтому его мясо целиком черное]: Давлетшин, Дувакин 2009, личн. сообщ., № 3; илимпийские эвенки (туринские) [рябчик был великаном; Хэвеки делал людей; рябчик вспорхнул, испугал Х.; тот в это время делал человека; от испуга уронил на землю изображение; когда изваяние упало, старший брат Х. обмазал его соплею, сказал, Пусть будут со слюнями, с соплями, восприимут болезни ; Х. рассердился на рябчика, разделил его мясо между другими птицами; если бы рябчик не испугал Х., люди не падали бы, не умирали]: Василевич 1936, № 33: 32 (=1959: 178); западные эвенки (Катанга, зап. в 1925 г.) [Рябчик был большим, испугал Иисуса, тот срезал с него лишнее мясо, раздал другим животным, птицам и рыбам; поэтому в них есть куски белого мяса, окунь весь из мяса рябчика]: Ошаров 1936a: 53; западные эвенки (Подкаменная Тункуска) [огромного рябчика все боялись, звери пожаловались человеку; тот отрезал от него куски мяса, роздал зверям, птицам и рыбам; это белое мясо у птиц на груди, у рыб – на щеках, у зверей – на шее; рябчик стал маленький]: Суворов 1956: 66; западные эвенки (нгоконновские) [рябчик был больше лося, испугал Бога; тот разделил его мясо между всеми живущими, рябчик стал маленьким]: Василевич 1936, № 34: 32; байкальские эвенки (север Забайкалья, с. Чара, 1944) [Тангара ехал на коне по лесу, огромный рябчик выскочил, конь испугался, Тангара упал; наказал рябчика, сделав маленьким, а куски его мяса отдал глухарям, куропаткам, косачам; поэтому у них белое мясо только на груди]: Пинегина 2019: 170; дальневосточные эвенки (учурские) [Рябчик взлетел, испугал коня Никола-Сэвэки ; тот отрезал у него белое мясо, раздал птицам и щуке на щеку]: Романова, Мыреева 1971, № 7: 327; дальневосточные эвенки (Олёкма) [Хэвэки ходил по земле смотреть, как живут его творения; перед ним взлетел огромный рябчик; Х. испугался, рассердился и сделал рябчика маленьким; его белое мясо отдал всем рыбам и птицам; мясо рябчика белое в отличие от другой боровой дичи]: Варламова и др. 2021, № 23: 151; русские Приангарья [два вар.; рябчик был размером с быка, взлетел, испугав Иисуса (Николу); тот сделал его маленьким, мясо разделил между всеми животными]: Белова 2004a, № 384: 180.

Амур – Сахалин. Нанайцы [рябчик хвастался, что он больше всех птиц; Эндур отрезал от него куски, раздал всем птицам и животным; орлу, уткам, зайцу - мясо для шеи, рыбам – щеки; мясо у рябчика стало белым, у остальных – черное]: Ходжер 2011: 49; негидальцы [деревья ломались под тяжестью огромного Рябчика; туй эденин (дух-хозяин местности) велел ему разделить свое тело, отдать щуке, осетру, калуге; рябчик стал легким]: Хасанова, Певнов 2003, № 76: 148.