Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B72C. Кровь бегущих окрашивает объекты. .28.32.35.39.

Дети бегут за матерью, ранят себя, их кровь окрашивает растения, землю, вечернее небо.

Украинцы (Волынь), казанские татары, ненцы, энцы, северные ханты, манси, лесные юкагиры.

Средняя Европа. Украинцы (Волынская обл., Иванчевский р., 1977) [у вдовы рыбака четверо детей (далее упомянуты только старший и младший братья и средняя сестра), она заболела, просит их принести ей попить, каждый отказывается; дети играют на дворе, младший вбегает в дом, видит, что мать превратилась в кукушку; дети схватили ведро, ковшик и пр., побежали за матерью, но та кричит им, что поздно; они бежали, окровавили ноги, с тех пор по лесам и полянам мох с красными крапинками]: Іоаніді 1985: 83-84.

Волга – Пермь. Казанские татары [у двух девочек заболела мать; когда отец ушел в мечеть, девочки стали играть; мать попросила воды, но они ее не услышали; она взмолилась: «О Боже, хоть бы кукушкой мне стать»; превратилась в кукушку, улетела; девочки побежали за ней; там, где падали их слезы, возникли родники, а там, где капала кровь с их ног, покраснели листья]: Гилязутдинов 2015, № 280: 276.

Западная Сибирь. Ненцы: Lehtisalo 1947, № 18 (Обдорск / Салехард) [живут муж, жена, сын; муж начинает делать лодку; мать просит сына принести воды, тот отказывается; она грозит превратиться в кукушку; превращается, сделав клюв из наперстка, конец из иголки, крылья из половин швейной доски, хвост из огнива; мать-кукушка летит к мужу, который делает лодку, тот считает это плохой приметой; сын бежит за кукушкой, предлагает воды, та все равно улетает, кукуя; сын сбивает вкровь ноги, погибает; от крови вечерние облака становятся красными; придя домой, муж решает, что кукушка унесла жену и сына]: 34-35 (пересказ в Янхунен 1992: 36-37); Ненецкие сказки 1939 [четверо детей бедной женщины не помогают матери; она заболела, попросила воды, один ответил, что он без пимов, другой – без шапки, третий – без одежки, четвертый – ничего не ответил; мать покрылась перьями, из доски для скобления шкур сделала хвост, железный наперсток – клюв; дети бегут следом, просят вернуться, несут воду, изранили ноги, в тундре теперь красный мох, а кукушка детей не растит]: 5-10; Ненянг 1997 (таймырские ненцы) [мать шьет, просит у сына с дочкой воды, те играют, не обращают внимания; мать приделала себе гусиные крылья, которыми выметают сор, кроильную доску вместо хвоста, наперсток – клюв, превратилась в кукушку, улетела через дымовое отверстие; дети с черпаком воды бежали за ней по тундре, окровавили ноги, с тех пор есть красная трава; поэтому кукушка не высиживает птенцов]: 140-141; энцы: Сорокина, Болина 2005, № 33 [мать заболела, просит воды, четверо детей не реагируют; мать сделала крылья из веников, нос из наперстка, стала кукушкой; дети бегут за ней, окровавили ноги; где красная земля, кусты – там эта кровь], 36 [мать заболела, оба сына не дали воды; она приделала скоблежную доску вместо крыльев, наперсток вместо носа, улетела кукушкой; кукушки не выращивают птенцов], 37 [четверо детей матери не помогают, она заболела, они ей не дали воды; она сделала нос из наперстка, крылья из скребков, спину из литовки (доски), улетела кукушкой; дети бегут следом с ковшиком, окровавили ноги, с тех пор ягель красный], 38 [мать заболела, просит воды, обе ее девочки не дают; мать сделала крылья из скребков, хвост из доски, улетела кукушкой; дочери бегут следом с ковшиком, окровавили ноги, с тех пор ягель красный]: 154-155, 159, 161, 163-164; северные ханты (Обдорск, 1992), № 36 [4 сына женщины играют, не помогают ей; она заболела, попросила принести попить; старший ответил, что у него нет обуви, другой – шапки, третий – одежды, младший промолчал; они убежали; старший сын вошел в дом, увидел, как мать надела соболиную шубу, стала кукушкой, полетела; дети бежали следом, обещая принести воды, но мать ответила, что не нужно; на бегу дети изранили ноги, на земле остались с тех пор красные следы, а кукушка не вьет гнезда]: Nikolaeva 1999: 222-223; манси: Кумаева 2015, № 13 (Березовский р-н) [у женщины три дочери, она заболела, посылает их за водой; те не слушают, играют; женщина наперсток к носу приделала, метелки из крыльев птиц вместо крыльев, кроильная доска – хвост, полетела кукушкой; дети за ней бегут, обещают принести воды, просят вернуться; ноги, руки шиповником искололи; теперь такой кустарник с красной корой – «куст ножек кукушки»; следы крови остались на тех кустах]: 127-129; Ромбандеева 2005, № 30 [мать шьет, просит воды, дети не слушают; она дощечку для кройки в хвост превратила, наперсток – нос, метелки из утиных крылышек – крылья, улетела кукушкой; дети бегут за ней, исцарапали ноги, поэтому тальник красный; кукушка села на нос лодки мужа, тот ударил веслом, сломал весло и лодку; одна дочь скончалась под лиственницей, другая под елью]: 259-261.

СВ Азия. Лесные юкагиры (записано Л.Н. Жуковой от Л.Н. Деминой, дев. фам. Дьячкова, 70 лет, составитель учебных пособий по юкагирскому языку и фольклору) [у больной женщины двое детей; она просит их принести воды, разжечь костер, приготовить еду; те не слушают, продолжают играть; кто-то подошел: пойдем со мной; женщина: я еле живая; пришедший: я тебе летающую шерсть дам, дунул, женщина птичьим пером покрылась, покрышку чума пополам разорвала, на кости натянула, крылья сделала, из кроильной доски сделала хвост, стала кукушкой; дети побежали следом, просили мать не оставлять их, но мать обидевшись, улетела; дети бежали по тундре без обуви, кровь от их ног на ягеле до сих пор видна]: Жукова, Чернецов 1992: 18-19.