Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B89. Филин – царь птиц..21.-.23.27.-.29.31.34.

Филин (Сова) был главным среди птиц, претендовал на это или плохо себя проявил при выборе главы птиц; теперь он избегает других птиц и/или другие птицы его преследуют.

Ронга, тутси, зомбо, мальгаши, Тибет, качари, ао, кхмеры, Панчатантра, джатаки, байга, хорваты (Герцеговина), сербы, румыны, поляки, лужичане, русские (Пермская), русская письменная традиция, украинцы (Угорская Русь, Волынская губ.), белорусы, абхазы, чеченцы, мегрелы, литовцы, монголы, ойраты(?).

Бантуязычная Африка. Зомбо [птицы выбирают вождя, им хотят быть Сова, Воробей, они хвалят себя; Орел предлагает Королька, с ним соглашаются]: Анпеткова-Шарова 1975: 42-43; тутси [все боялись Сову, т.к. думали, что на голове у нее прикрытые волосами рога; колдун узнал, что у совы не рога, а два хохолка из перьев; Сова смутилась и улетела]: Анпеткова-Шарова 2010: 426; ронга [птицы выбирают царя; отвергают Страуса - он не летает; Сорока предлагает Сову, у нее большие глаза и рога на голове; Сова выбрана, заставляет птиц охотиться на антилоп, приносить ей; маленькая птичка Мугубана ищет у царя насекомых, ошупывает голову, понимает, что на ней не рога, а пучки перьев; Попугай проверил - так и есть; Сова с тех прячется в дуплах, выходит лишь по ночам]: Анпеткова-Шарова 2010: 436-437.

Судан – Восточная Африка. Мальгаши : Анпеткова-Шарова 2010 (везу) [птицы выбирают царя; Сова не пришел, т.к. его жена только что снесла яйца; Орел отвергнут как хищник, у Ворона неприятный голос, выбрали птицу Райлуви, который подражает голосам других птиц; Сову за неявку на собрание прогнали, теперь она выходит только ночью]: 451-452; Sibree 1891 [птицы собрались выбрать вождя; Сова не пришла; за это птицы решили нападать на нее, она теперь не решается показаться в дневное время; Сокол сам назначил себя вождем, но другие не согласились; с тех пор он хватает и уносит других птиц]: 342.

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы [как у монголов и в индийских источниках]: Ëндон 1989, № 46: 133-134; качари [птицы выбирают царя; Сова боится идти на собрание, считая себя некрасивой; птица-Носорог (Hornbill) приводит ее тайком, спрятав у себя под крылом; Павлин препирается с Журавлем; при появлении птицы-Носорога все предлагают его в цари; он взлетает, все видят Сову; за то, что Носорог пригрел такое страшилище, его отвергают, выбирают птицу bimraj; Сову изгоняют, теперь она решается выходить только по ночам]: Sopitt 1885: 63-64; ао [птицы собираются, чтобы решить важные вопросы, ждут мнение на вид мудрой Совы; та говорит, что если будет свет, то пусть вечный, а если тьма – тоже вечная; птицы бросаются топтать Сову, ее голова стала плоской; просят высказаться Колибри; тот предлагает, чтобы свет и тьма чередовались; за это решение птицы его от радости так тискали, что он стал маленьким]: Smith 1926, № 1: 372.

Бирма – Индокитай. Кхмеры [птицы выбирают короля; Ворон и Сова оба хотят получить титул, интригуют друг против друга; птицы перессорились, затем выбрали королем Лебедя; чтобы не видеть друг друга, Ворон и Сова ищут пищу в разное время]: Фошко 1981, № 9: 39-40.

Южная Азия. Индия [Ворон не дает выбрать Сову царем, т.к. та днем не видит; с тех пор совы враждуют с воронами; B236.1, B242, B263.5]: Bødker 1957, № 10: 11 (джатака 270; Панчатантра; и др.); байга [птицы выбирают царя, предлагают Павлина, просят предстать перед ними во всем великолепии; но он так долго прихорашивался, что птицы устали ждать, выбрали Сову за большие глаза; Павлину сказали, что он умен как Ganda (член низкой касты ткачей), велели жить поодаль, подобно членам этой касты]: Elwin 1944, № 11: 470-471.

Балканы. Хорваты (Герцеговина) [Сычу как царю птиц ежедневно полагается по птице; царем он стал несправедливо; на птичьем собрании птицы решили выбрать царем того, кто выше взлетит; Сыч спрятался под крылья Орлу, выпорхнул в последний момент, оказался победителем]: Гура 1997: 576-577; сербы [сидя на трех дубах, Кук (серб. «хук» - Сыч, в польских вариантах Kuch) пожирал множество птиц; Сова загоняла птичек в очередь; птицы договариваются убить К., Кукушка зовет его, Сокол убивает, либо К. оказывается давно мертвым]: Гура 1997: 577-578; румыны [Сова был царем птиц, но не мог командовать, птицы понесли потери в борьбе с животными; Бог делает Сову посмешищем пернатых, царем назначает Щегла (goldfinch)]: Gaster 1939, № 4: 262-263.

Средняя Европа. Лужичане [птицы выбирают короля, большие предлагают Аиста, маленькие – Крапивника; решают выбрать того, кто выше поднимется в небо (Крапивник садится Аисту на хвост); кто глубже зароется в землю; Аист увяз в болоте, Крапивник скрылся в мышиной норе; большие птицы велят Сове сторожить нору, ибо у нее большие глаза; Сова закрывает сперва один глаз, затем оба; Крапивник улетел, стал королем птиц; большие птицы с тех пор преследуют Сову]: Романенко 1962: 136-137; поляки [сидя на трех дубах, Kuch пожирал множество птиц; Сова загоняла птичек в очередь; птицы договариваются убить К., Кукушка зовет его, Сокол убивает, либо К. оказывается давно мертвым]: Гура 1997: 577-578; русская письменная традиция [болгаро-русская редакция греческого «Стефанита и Ихнилата», являющегося переработкой «Калилы и Димны» (Синодальный список 1478 г.): птицы избрали себе царем сову; ворон не согласился с этим и стал говорить, что сова хуже всех; птицы низложили ее власть; сова сказала ворону, что не забудет этого; с тех пор эти птицы враждуют друг с другом]: Лихачев и др. 2003: 258-261; русские (Пермская), украинцы (Угорская Русь, Волынская губ.), белорусы [птичий царь Кук (крук, орел-царь): пожирает множество птиц, решает построить из их костей дворец (гнездо); птицы договариваются об убийстве царя; по сигналу кукушки орел убивает его]: СУС 1979, № 221B*: 89; украинцы [царь птиц (старший птах) Кук по желанию своей жены созвал птиц сделать гнезда из их костей; Ворон опоздал на два дня; он пересчитывал в это время долины и горы; считая долиной всякое место, где стоит вода, долин насчитал больше; птицы были временно отпущены Куком на прокорм; во второй раз Ворон опоздал, считая сухие и зеленые деревья; если считать сухими те, на которых хотя бы одна сухая ветка, то сухих больше; в третий раз считал мужчин и женщин; если считать женщиной подчиняющихся женщинам мужчин, женщин больше; птицы взбунтовалисть против К. за то, что тот слишком подчинился жене, Сокол убил его]: Сумцова 1890: 80-81.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [жена владыки зверей и птиц Ажвейпша просит его сделать дом из их костей; А. всех созвал, Сова опоздала; сказала, что считала живых и мертвых, прибавив к числу мертвых тех, кто слушал глупых советов жены; мертвых оказалось на одного больше; А. распускает собрание, говорит, что каждый день одна птица будет доставаться Сове и попадать в рай; увидя Сову, птицы клюют ее, каждая требует, чтобы Сова ее съела]: Бгажба 1983: 24; чеченцы [Бог создал мужчину и девушку ему в жены, Филин унес девушку на скалу; она велела мужчине спрятаться внутри зарезанной лошади, попросила Филина принести ей конины; Филин принес тушу, мужчина сошелся с девушкой; Филин признал перед Богом свое поражение; Бог спросил, хочет ли тот быть наказанным на том или на этом свете; Филин выбрал наказание на этом свете, был лишен зрения днем, потерял почет между птицами]: Далгат 2004: 176-177; мегрелы : Кобалия 1903 [(=Вирсаладзе 1973, № 101: 152); Филин был царем птиц, они прислуживали ему, очищали голову от паразитов; Сойка спрашивает, почему у него на голове такой мягкий пух; он отвечает, что и духом так же слаб; по уговору Сойки, птицы бьют Филина, он прячется в дупле, с тех пор не показывается днем, кричит, К страданиям привык я давно ]: 116; Машурко 1903 [Сова сказала птичкам, что она их госпожа, велела мыть себе ноги; те стали мыть, Сова закричала, что больно; птички обиделись, побили Сову, с тех пор она днем не показывается]: 78;.

Балтоскандия. Литовцы [1) во время потопа все птицы собрались на высокой горе; лишь Кукис не пришел, утонул; после потопа птицы послали Кукушку посмотреть, жив ли Кукис; та села ему на рога, стала радостно кричать; 2) Кукис – царь птиц, не пришел на совет; лишь Кукушка согласилась пойти его будить, а Плиска в это время будет кормить ее детей; Кукушка крикнула, Кукис от испуга вывалился из гнезда, убился; Плиска и теперь до Петрова дня кормит Кукушкиных детей, а позже Кукушка сама за ними присматривает; 3) Кукас был стар и страшен, птицы решили выбрать нового царя; лишь Кукушка согласилась полететь к Кукасу, за это птицы обещали кормить ее детей; Кукас оказался неживым; новый царь Орел ударил его грудью, тот упал]: Вольтер 1890, № 5: 146-147.

Южная Сибирь - Монголия. Монголы [птицы решили выбрать царем Сову; Ворон сказал, что ее глаза цвета жирного супа, т.к. мачеха плеснула в нее супом, когда она воровала мясо; с тех пор совы и вороны враждуют]: Ëндон 1989, № 46: 133-134; ойраты (Синьцзян) [мотиву соответствует сказка «Филин и месть черной вороны» из сборника «Betege caγān boqširγo», изданного в 1981 г. в Урумчи в серии «Фольклор ойратов Синьцзяна» {без подробностей; требуется проверка оригинала}]: Убушиева, Дамринжав 2020: 15.