Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B90. Хозяин волков. .16.27.-.29.31.32.34.

Существует антропоморфный покровитель, хозяин или хозяйка волков; обычно он дает волкам указания в определенный день в году.

Французы (Лангедок), немцы (Австрия, Швейцария и др.), Древняя Греция, румыны, словенцы, хорваты, боснийцы, сербы, македонцы, болгары, греки, албанцы, гагаузы, поляки, чехи, русские (Нижняя Печора, Саратовская), белорусы, украинцы (Галиция, Подолия, Черниговская, Харьковская), карачаевцы, балкарцы, осетины, терские казаки, ногайцы, армяне, латыши, сету, эстонцы, вепсы, финны, чуваши, мари, прибайкальские и забайкальские буряты.

Западная Европа. Французы (Лангедок) []: Seignolle 1960: 265-266 в Mencej 2006: 101; немцы [заклинания против волков с упоминанием их хозяина в Чехии, Австрии, Германии, Швейцарии]: Mencej 2006: 102.

Балканы. Древняя Греция [роспись на беотийской амфоре, ок. 700 до н.э.; изображение богини анфас, простершей руки над двумя обращенными к ней с обеих сторон волками; между ноги богини – рыба, выше рук – две птицы в профиль]: Gimbutas 1974, fig.141; румыны : Свешникова 1979 [во время затмений вырколаки кусают солнце и луну; чтобы их отогнать, люди шумят и стреляют; когда вырколаки в образе собак поедают луну, они находятся под особым покровительством Св. Петра]: 214-215; 1987: 102 [Св. Георгий – хозяин волков, делит еду между волками], 105 [на Св. Андрея (30.IX) распределяется добыча на год, и все волки воют, обращаясь к Богу, чтобы он наделил их едой на целый год]; Узенëва 2006 (Буковина, Банат, Мунтения) [работающий в день св. Трифа не почитает мученика, его ждет смерть от волков; человек, оставшийся в лесу без патронов, залез на дерево от волков; услышал, как св. Триф в белых одеждах разрешил хромому волку, оставшемуся без добычи, съесть сидевшего на дереве мужчину; спасся, но позднее все же стал жертвой волка]: 512; хорваты , боснийцы [имя "Волчий Пастырь" лишь по разу зафиксировано в Боснии-Герцеговине и на Украине, в основном же в районе Varachdin в Хорватии]: Mencej 2006: 100; словенцы : Kropej 2012 [«Волчий Пастырь» – хозяин волков и покровитель скота; часто верхом на козле или волке, обычно с ним встречаются на протяжении 12 дней около Рождества (kalikanderi)]: 53-54; Mencej 2006 [заклинания против волков с упоминанием их хозяина]: 102; хорваты , словенцы : Колева 1978 [хорваты и словенцы считали Св. Георгия волчьим пастырем]: 36; Попов 2003 [Большая Медведица – "повозка Св. Мартина; название связано с тем, что Св. Мартина почитали господином волков; он схватил хищника, впряг в повозку вместо вола]: 271-272; македонцы [Св. Мрата повелевает волками]: Mencej 2006: 101; болгары [11 ноября – Дзверинден, в разных районах 3, 5, 7 дней; запрещено всякое женское рукоделие; в с. Подвес – пятый, последний день (16 ноября) – Куцулан (худший, самый опасный волк); в с. Брусен праздник в честь Куцулана 21 ноября; Бог дал волкам право резать скот; один волк был куцый, не мог никого поймать, голоден; сел под грушей, на которой человек собирал груши, сказал человеку, что съест его; человек потребовал, чтобы они пошли к Богу; тот сказал, что кого Куцулан встретил, того пусть и ест; другие хватают и режут скот, а Куцулан может съесть человека; тот съел]: Маринов 2003a: 397-400; греки [св. Власий{? – st. Blaise} – хозяин волков; пастух искал пропавшую телку; услышал волчий вой, забрался на дерево; голов дает указания, какому волку съесть животное, принадлежащее тому или иному хозяину; каждый2 волк, получив указание, убегает; последним пришел хромой волк; св. В.: а тебе того, кто сидит на дереве; человек дождался дня, когда появились другие люди; пошел туда, где паслись овцы в надежде, что волк схватит барана; но тот бросился на него и загрыз]: Zochios s.a., № 8; албанцы []: Mencej 2006: 104; сербы [в день Св. Савы крестьянин видит, как тот раздает пищу волкам]: Mencej 2006: 108; сербы [св. Савва и св. Мрата (Martin) считаются волчьими пастухами и являются именно в их праздники (14 января и 11 ноября по старому стилю); они созывают волков и определяют им, что съесть из скота]: Ито 1993: 129; гагаузы [охотник забрался на дерево, под ним собрались волки; старик (это был Бог) стал каждому указывать, какое животное тот может загрызть; остался один хромой волк; старик сказал, что он может съесть человека, который сидит на дереве; ушел; человек застрелил волка; с этих пор празднуют день хоромого волка, а вполе не выходят, чтобы волки не съели]: Мошков 1904, № 139: 207.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, Усть-Цыльма, Низовая Печора) [у слепого царя сыновья Федор, Василий, Иван; Ф. поехал за живой водой; на ростанях одна дорога конь сыт – сам голоден, другая – конь голоден, сам сыт, третья – живому не быть; поехал, где сам голоден; три девицы пригласили в терем; одна предлагает лечь на кровать, та проваливается в подпол, где уже много молодцов; то же с В.; И. едет по дороге, где не быть живым; избушка на курьих ножках, об одном окошке, на сыром говёшки, и вокруг вертится; Баб-Яга сейчас пернула, сто поддернула, бзнула, штей плеснула, жопой потресла и блинов нанесла; рассказывает, что живую воду стережет царь-девица золотая грудь; дала коня ехать к ее сестре; та дала коня ехать к третьей, третья – коня перескочить струны к трем колодцам, в них мертвая, живая, глазная вода; И. наполнил сосуды, но также и маленькие пузырьки, которые спрятал; сотворил с царь-девицей любовь, а она не проснулась; когда назад, конь задел струны, зазвенели колокола, царь-девица в погоню; каждая баба-яга ее задерживает, приглашая в баню; на росстанях И. поехал по голодной дороге, царь-девица потеряла след; И. приехал к тем девицам, велит девице самой первой лечь на кровать, та провалилась; парни в подвале ее разорвали; другим девкам велели освободить пленников и больше не вредить; на росстанях братья сбросили И. в дыру в земле, его коня и сумку забрали; в нижнем мире И. вышел к морю, там царевна отдана на съеденье Змею; И. убивает трехглавого, затем шести- и девятиглавого; головы кладет под угол дома, в каждой по самоцветному камню, их И. взял себе; когда спал, Лука-водовоз отрубил ему голову, приписал победу себе; царевна пошла омыть тело, нашла пузырьки с живой и мертвой водой, оживила И.; он хочет на землю; раз так, то царь отдаст ему царство (и дочь) после его смерти, когда он попадет в его мир; позвал Маговей-птицу, И. кормит ее по пути, она с трудом долетела, упала вниз, а И. схватился за край и вылез; пришел домой, помазал глаза отца глазной водой, тот прозрел; на корабле приплыла царь-девица с двумя сыновьями; отвергает Ф. и В.; И. вымазался смолой, извалялся в перьях, дети говорят, что это черт; их мать: нет, ваш отец, вымойте его, отнесите на корабль; они стали хорошо жить и теперь живут]: Ончуков 2008, № 8: 100-106; русские : Булашев 1992 [поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал]: 334; Заварицкий 1916, № 8 (Саратовская) [у человека собака, добывает любого зверя; он идет с ней полесу, видит множество волков и их хозяина по имени Святой Егор Харабель; тот на белом коне, велит подойти; предлагает показать, как собака заедает волков; указывает на двоих, она заедает; Е. советует собаку удавить, иначе она убьет хозяина, у нее от хвоста до головы ядовитая змея под шкурой; Е. велит волкам разойтись, трое остаются, им еще не назначили добычи; Е. велит им заесть корову бедной вдовы; объясняет, что Бог хочет испытать ее веру; если не возропщет, то наградит; под шкурой собаки действительно оказалась змея, ее голова во рту у собаки; нельзя роптать, если волки съели]: 80-82; Mencej 2006 [Хозяином Волков обычно являются Св. Георгий или Св. Николай]: 101; украинцы (Галиция) [человек по имени Проц узнал, что в ночь на Сретенье Св. Николай будет указывать зверям, что кому можно съесть; спрятался за деревом; Н. разрешает медведю съесть панского вола, лисе –– кур передушить, кабану (дик) потравить кукурузу; волку разрешает съесть лысого коня Проца, что пасется у леса; Проц побежал и замазал проплешину грязью; волк лысого коня не нашел; жалуется Николаю; тот говорит, что тогда волк может съесть самого Проца; после этого тот не решается выходить из дома; чтобы поехать к брату на праздник, просит посадить его в сундук и отвезти; когда едут, навстречу баба: спасите, волк гонится; ее тоже посадили в сундук; когда доехали и открыли, из сундука выскочил волк, а на дне – обглоданные кости; это волк принял образ бабы]: Гнатюк 1902(2), № 167: 165-166; украинцы (Подолия) [человек забрался на грушу; святой Мыколай собрал волков, говоря каждому, что ему есть; кривой волк: а мне? М.: того, кто на груше]: Левченко 1928, № 7: 3; украинцы : Булашев 1992 [волками ведает св. Юрий; они поедают лишь тех, кого он им выдает на съеденье; это "юрьевы собаки"]: 334; Чубинский 1872 (Харьковская) [баба вышла за дверь, увидела Юрия на белом коне, за ним волки, рассказала мужу; тот пошел в лес, забрался на дерево; Юрий каждому волку указал его добычу, последнему старому – сидящего на дереве человека; волк ушел, человек спрятался у пильщиков; утром те обнаружили, что волк его унес]: 52-53; Панкеев 1992 (Черниговская) [волки докладывают своему хозяину Св. Юрию о своих делах; один съел у бедняка хлеб; в наказание Св. Юрий отправляет волка работать на бедняка; волк принимает облик молодого кузнеца, работает на человека, они богатеют; он перековывает старую собаку на молодую; дальше делает молодыми множество людей, но хозяина этом искусству не обучил; ушел; пан требует от мужика перековать его отца, мужик вынужден бросить старого пана в печь, тот сгорел; его хотят повесить; Волк подменяет его кулем, колодой; мужчину оставили в покое]: 337-340; поляки [св. Николай считается покровителем волков; в его праздник 6 декабря он каждому волку определяет на год, кого съесть из скота и людей; в Мазовии в сочельник св. Николая пастухи и хозяева специально постились, чтобы волки не таскали скот]: Klinger 1931: 74-78 в Ито 1993: 128-129; чехи , поляки , белорусы [заклинания против волков с упоминанием их хозяина в России, Белорусии, Украине, Польше]: Mencej 2006: 102; белорусы [ Девушка, волки и св. Юрий : пан приказывает замучить крепостную девушку, которую любит паныч; волшебный платочек спасает ее; волшебный клубочек приводит девушку к волкам и их пастырю Юрию; верхом на волке она мчится обратно в панское имение; волки расправляются с паном и его прислужниками]: СУС 1979, № 481*: 142.

Кавказ – Малая Азия. Карачаевцы , балкарцы [хозяин волков – Аштотур, Тотур (от святого Федора Тирского); может наслать волков на стадо неугодного ему человека]: Джуртубаев 1991: 120; осетины : Бритаев, Калоев 1959 [Тýтыр – покровитель волков]: 22; Дзадзиев, Калоев 1994 [Тутыр –хозяин волков, покровитель людей, ворующих скот; чтобы его умилостивить, в первые три дня Великого поста устраивали праздник в его честь, резали козла или барана, просили Т. не допускать своих волков к стадам]: 143-144; Чурсин 1925 [Тутыр – пастух волков, без его воли ни один волк не смеет тронуть животное; желая наказать кого-нибудь, Т. велит волкам уничтожить его скот и даже его самого; запись автора: один из трех братьев подслушал разговор Т. в образе красного человека с волками; Т. велел им уничтожить и того, кто сейчас подслушивает; братья положили того в середину, привязали к себе веревками, но утром его уже не было]: 59-60; ногайцы [Тотыр (Тутар) – покровитель волков; когда волки нападали на людей или на стадо, люди искали у него покровительства; покровитель овец Шопан-ата не подает ему руки]: Капаев 2012: 354; терские казаки (место записи не указано) [куцый волк собирается съесть портного; тот обещает сшить ему шубу; волк соглашается; портной велит повернуться задом, чтобы измерить; хватает волка за остаток хвоста и бьет железным аршином; волк убегает; жалуется другим волкам; они гонятся вместе за портным; тот залезает на дерево; волки становятся один на другого, чтобы его достать; куцый волк стоит в самом низу; портной угрожает; куцый волк пугается, начинает ворочаться; остальные волки падают; кидаются на куцего; он вырывается; жалуется св. Георгию на портного и волков; говорит, что голоден; св. Георгий велит съесть поповскую свинью; волк ее находит; свинья: «Лучше схвати меня за ухо и пойдем вместе в станицу, – там тебя у нас судьей назначат и будут кормить поросятами»; волк соглашается; в станице его бьют; он снова жалуется св. Георгию; тот велит съесть поповского барана; баран: «Только стань ты под горой и разинь пасть, а я с разбегу прыгну в нее, – ты меня и проглотишь»; волк соглашается; баран разбегается и ударяет его в лоб; волк жалуется св. Георгию; тот отвечает, что волк ему надоел, и велит съесть поповскую лошадь; лошадь: «Только ты сначала лучше сдери с меня шкуру, а потом и лопай: схвати меня за хвост и тяни!»; волк хватает ее за хвост; лошадь бьет его задними копытами; волк подыхает]: Баранов 1899, № 1: 197-200; армяне : Арутюнян 1982c [Саркис перенял функции божества ветра и бури; повелитель зооморфных духов тумана; хозяин волков]: 410; Петросян 2011 [Лалаян 1983: 270-272, на арм. яз.; одного мужчину окружили волки; он обратился к Саркису; увидел, как могучий муж копьем разгоняет волков; позже увидел, что волки окаменели]: 81.

Балтоскандия. Латыши [Хозяин Волков бережет от них скот]: Mencej 2006: 101; сету (дер. Лытина, 1932 г.) [бедняк нанимается сжать рожь до заката; чуть не успевает, остается без еды и без жалованья; нанимается пастухом, получает в уплату корову, привязывает в Николин день у церкви, ставит свечку Св. Николаю, в это время корову украли; нанимается пасти лошадей, за это ему обещан жеребенок; в ночь на Св. Егория волки спрашивают Егория, что им есть, тот указывает на жеребенка; чтобы волки не узнали своей доли, бедняк мажет нос жеребенка в другой цвет; тогда Егорий велит им съесть пастуха, тому приходится отдать жеребенка; знахарь говорит бедняку, что его удача – синий коврик в кустах в лесу; бедняк достает его, бросает на дороге, тот просит его не бросать, превращается в девушку; она велит ему навестить ее отца, дает клубок, он катится в дом хозяина Солнца; тесть велит зятю остановить вместо него в полдень солнце, объясняет, как это сделать; по пути человек избил Св. Николая и Св. Егория; поймал и избил Солнце; хозяин Солнца его отправдал, наградил, бедняк стал жить с женой в богатом доме]: Loorits 2005: 225-227; литовцы , финны [обряды на день святого]: Mencej 2006: 104; эстонцы : Jakobson 1954 [батрак оказался в лесу, когда Громовник (Pikse) раздавал с неба волкам еду; тоже получает от него кусочек хлеба с указанием положить затем крошки на полку; каждое утро из них затем вырастает новый хлеб; хозяин спрашивает, почему батрак больше не голодает; узнав, тоже идет в лес; Громовник говорит последнему волку, что его доля в кустах; волк соглашается не есть человека за обещание отдать то, что первым покажется ему дома в воротах; выходит лучший бык, волк его убивает]: 162-165; Mencej 2006 [Св. Георгий с неба раздает пищу волкам на день Св. Михаила или на 2 февраля]: 108; вепсы [скот можно выпускать только с Егорьева дня (23.04/06.05), т.к. с этого дня Св. Георгий «одевает узду на волков и медведей»; в рукописных русскоязычных заговорах отражены представления о том, что волки – это «серые псы», а медведи – «черные псы» св. Георгия: «Святый Георгий Храбрый, клади на серых и черных псов железные жезлы и утверди их и заповедай своими крепкими словесы и сим словам замок»]: Винокурова 2015: 77-78, 105.

Волга – Пермь. Чуваши : Месарош 2000 (1906-1908 гг.) [у южных чувашей Пихампар – хозяин волков; волки – это собаки П., которые слушаются только его; увидев волка, молят о спасении: «Пихампар, удержи свою собаку» (д. Улхаш Симбирского у. Симбирской губ.); северные чуваши называют его Пӳхампар; во время жертвоприношения пивом умоляют: «...ай, Пӳхампар, помилуй, удержи своих собак, не губи скотину...» (дер. Вомпукасси Чебоксарского уезда Казанской губ.)]: 32, 84; Салмин 2007 [собака Пихампара потерялась, он ее не докликался, велел и дальше бродить, она стала волком; П. в виде белого волка является вожаком волков; вар.: П. есть божество, вожак, князь волков; волк – собака Пихампара; если волк утащит овцу, Пихампару приносят умилостивительную жертву в виде каши]: 149; мари [ Чудесная краюшка : бедный брат отправляется в лес отдаться на съедение волкам, залезает на дерево и наблюдает, как старик-бог делит хлеб между волками; последнюю краюху он отдает бедному брату и тем самым избавляет его от голода (сколько они не едят краюху, она не убывает); богатый и завистливый брат подражает бедному и погибает (его разрывают волки)]: Сабитов 1989, № 613Д: 37-38.

Южная Сибирь - Монголия. Прибайкальские и забайкальские буряты : Баранникова и др. 1973, № 1 (тункинские) [сирота заработал коня, его съели волки; берется на спор за день нарубить четыре сажени дров; осталось немного, сирота просит Солнце помедлить, но Солнце заходит; снова год батрачит, получает семенное зерно, осенью его урожай побил град; он идет к морю рыбачить и ловить в силки зверей; видит, как 7 лебедей прилетели, сбросили одежду, стали девушками, начали купаться; бедняк прячет одежду самой красивой; та просит вернуть, обещает признать похитителя отцом, если он стар, мужем, если молод; сирота возвращает ей платье, оставляет себе платок; все любуется на жену; чтобы муж не скучал, та рисует ему свой портрет; его уносит ветер, солдаты приносят его Абаахай-хану, тот велит найти женщину; они заходят в дом сироты изжарить птицу; не отрывают глаз от хозяйки, птица подгорела; хозяйка делает ее неподгоревшей, велит не рассказывать, что ведили; птица утоляет голод АХ и трех солдат; АХ велит задержаться в этих местах; на следующий день солдаты не смотрят на женщину, жарят птицу, она обычного вкуса, АХ бьет их, заставив все рассказать; запирает сироту и его жену в железном амбаре; велит сироте 1) привести с востока злую желтую собаку; жена дает крюк, сирота усмиряет им собаку; 2) очистить дно горячего ада; жена дает красную нить выбраться из ада; очистить ад невозможно, но сирота предлагает АХ самому проверить, спуститься; 3) принести дань от сына Звезды и сына Солнца; жена дает нить забраться на небо, свой платок показать ее матери, та признает сватом; следом лезет караульный, сирота стряхивает его, он падает; отдохнув у тещи, сирота приходит к жене сына Звезды, та прячет его в горячем погребе; когда приходит сын Звезды, все остывает; сын Звезды посылает к сыну Солнца; по пути 1) два петуха просят узнать, почему он дерутся; 2) женщина – почему она сидит на рогах у коровы; 3) другая женщина – почему она лежит, ей в рот втекает вода, сзади вытекает; жена сына Солнца прячет сироту в холодном погребе; тот упросил сына Солнца отправить его в дневной путь на коне Алтан Шарга вместо себя; в полдень он должен отобедать на серебряном столе на 88 ножках; лежащий ничком старик отвечает, что смотрит на своих семерых собак на земле, чтобы указать им скотину, которую они могут съесть; сирота ломает ему руку, выбивает глаз за то, что тот отдал волкам на съеденье его коня, за которого он работал год ; другой старик отвечает, что пытается обратно вдунуть каменный град и ливень, которые пропускает через небесные двери; сирота бьет его, ломает руку, выбивает глаз за то, что тот погубил его посевы; вечером сын Солнца дает сироте золотую трость для АХ; говорит, что лежащая на земле женщина не давала матерям молока для новорожденных; другая избивала корову, которую доили в честь восточных заянов; на петухов следует замахнуться тростью, те превратятся в золото и серебро; АХ хочет убить сироту, тот замахивается на него и его воинов тростью, они падают мертвыми; сироту выбрали ханом, дочь тэнегэри - ханшей]: 29-31 (=Баранникова и др. 1993, № 2: 37-61); 1993, № 21 (Еравнинский р-н Бурятии) [сирота получил за работу пуд зерна, его побил град; за другую работу получил жеребенка, его съел волк; третий богач дал за работу рваную сеть; сирота выловил золотую рыбку, пожалел ее, лег на берегу, положив рыбку под голову; проснулся во дворце, рядом дочь Солнца; Хартаганан-хан предлагает прятаться, выигравший получит жену другого; жена превращает сироту в коровий послед, в головешку, в иголку, Х. не находит; говорит мужу, что Х. превратится в ягненка, в коня, в лук; не советует ехать за ханской женой; сирота все же едет, жена не велит там есть, пить и говорить «да»; сирота нарушает запреты, соглашается на предложение Х. сперва вернуть от Шара-хубуна коня и литое серебряное седло; жена говорит, что это невозможно; велит ехать к ее отцу, попросить радугу; сирота карабкается на гору, чуть жив; приходит к Солнцу; тот посылает его вместо себя вокруг горы; сирота в облике Солнца бьет черного, затем белого человека; съедает то, что приготовлено на столе для полуденной трапезы, сталкивает стол вниз; побитые приходят жаловаться, но Солнце признает правоту зятя (черный побил градом посевы, белый напустил своих собак, т.к. волков на жеребенка сироты; сам тесть не помог зятю, когда тот карабкался на гору); сирота получает радугу, на своем бывшем стойбище видит лишь одну коновязь, под ней письмо жены: ее увел Х.; сирота приходит к Х. в бедной одежде, достает радугу, Х. тут же умирает; сирота забрал добро и жену]: 255-269.