Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C32A. Ногти (волосы) потребуются душе на том свете.

(.26.28.31.32.35.)

Ногти потребуются на том свете, чтобы спастись (лезть на крутую гору, забраться на небо, построить мост и т.п.).

Украинцы (Волынь, Подолия, Воронежская), белорусы, (русские), карелы, коми, манси, ненцы (Ямал).

Китай – Корея. Китайцы [за обрезанные ногти и волосы будут поднимать на небо]: Мошков 1901: 49.

Средняя Европа. Украинцы: Белова 2004a, № 535 (Волынь) [ногти надо собирать, чтобы после смерти влезть с их помощью на гору]: 240; Лепкiй 1888 (Рудецкий, Самборский, Равский, Жовковский у.) [В самой середине моря возносится огромная золотая (местами меловая) гора, по которой души покойников должны добираться на тот свет. Которая душа на земле не чтила свои ногти и, срезая их, не прятала за пазуху, так скоро не вылезет на ту высокую гору]: 142; Федоров 1903 (Воронежская, Землянский у., сс. Едовище, Латаное, Шумейки) [Отрезанные ногти кладут в рубашку (за пазуху), чтобы на том свете было чем держаться за гору, когда придётся на неё всходить]: 265; Шейковский 1860 (Подолия) [Когда умирает ребёнок, баба (повивальная бабка) его одевает и подпоясывает. Мать ребёнка просит бабу, чтобы та немного узлов вязала, потому что сколько она завяжет узлов, столько она ещё родит детей. Если у ребёнка уже срезали ногти, их кладут за пазуху, потому что на том свете спросят: «А где твои ногти?» Кто бросал их на землю и не прятал в пазуху, того пошлют собирать их. Рассказывают, что на том свете надо будет драться на стеклянную гору: для этого и нужны большие ногти]: 24; белорусы: Мошков 1901 [обрезки ногтей надо хранить, на том свете из них придется делать лестницу для восхождения на небо]: 49; Романов 1912 [остриженные ногти нужно хранить; старики и старухи носят их за пазухой; после смерти они все отрастут у них и при их помощи легко будет забраться на какую-то стеклянную гору; а кто разбросал свои ногти где попало, упадет в пекло]: 31; (ср. русские [то же, что про белорусов, но без ссылки на источник и без указания места записи)]: Мошков 1901: 49).

Балтоскандия. Карелы: Михайловская 1925 [стриженные ногти надо положить за пазуху; умрешь, так в рай поднимаясь будешь ими держаться]: 622; Пунжина 2001, № 68 (тверские карелы) [у покойника не срезали ногтей; на том свете всех заставят подниматься в гору; с ногтями легче цепляться; когда ногти стригут, их кладут за пазуху, чтобы после смерти доставать, когда надо будет забираться на гору]: 150; Haavio 1952 (Salmi, Западная Карелия) [ногти стригут после бани, когда они размягчаются, и складывают в кармашек рубашки около шеи; с их помощью можно будет забраться на гору, а иначе сорвешься в реку Туонела полную змей]: 95.

Волга – Пермь. Коми: Налимов 1907: 14-15 [остриженные ногти кладут в гроб - надо будет взбираться на крутую железную гору]; Уляшев 2011 [знахари не выкидывали зубы, волосы и остриженные ногти – по пути на тот свет они пригодятся]: 286.

Западная Сибирь. Манси: Gondatti в Munkácsi 1905 [по пути в загробный мир душа преодолевает огненную реку, взбирается на крутую гору; поэтому человек хранит свои обрезанные или выпавшие ногти и волосы; после его смерти их сжигают весной, чтобы они попали к умершему; с новыми ногтями он заберется на гору, на волосах перелетит реку]: 112-113; Karjalainen 1921 [в мире мертвых души карабкаются на гору, переходят огненную реку; мост через нее строят из обрезанных при жизни ногтей и волос]: 187-188.