Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C33B. Древнее безветрие. .29.

Гибель людей первой расы связана с появлением ветра.

Абхазы, ингуши, аварцы.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы : Альбов 1893 [карлики рода цан строили оградки для своих стад (сейчас это древние руины); не было осадков, ветра, холода, вечный день и тепло; цан не знали огня, питались молоком и сырым мясом; бог разгневался на цан за их неверие; старики увидели, как у козла шевелится борода; это был первый ветер; из тучи стала падать вата, бог послал огонь, цан погибли]: 145 в Инал-ипа 1977: 153; Инал-ипа 1977 [ацаны были столь малы, что забирались на папоротник обрезать его ветви; ходили нагими, не знали огня, не болели, были очень сильными; выращивали хлеб без прополки; незаметно доили олених; строили каменные оградки, в них жили сами и держали коз; были умнее бога; мочились в сторону неба; пускали газы в кислое молоко, подтирались сыром; подражая грому, били по высушенной коровьей коже; однажды все их жилища оказались обращены не на юго-восток, а на северо-запад; чтобы выведать слабое место ацанов, бог спустил с неба ребенка в золотой колыбели; ацаны его воспитали; ответили ему, что погибнут, если загорится ватный снег; старик заметил, что у козла затряслась борода; выпал ватный снег, загорелся от молнии, ацаны погибли; бросившиеся в воду обратились в ящериц и лягушек; спрятавшиеся в пещерах и дуплах деревьев - в чертей и змей; (вар.: ацаны погибли от мороза, от наводнения); оказавшись в подземном мире, ацаны сверлят землю, чтобы выбраться назад, но что насверлят за день, снова обрушивается]: 156-169; Хашба, Кукба 1935 (зап. 1928, Кодорский р-н, с. Чилов) [карлики ацан были столь малы, что лазали по веткам папоротника; погода всегда была хорошая; у них не было бога; с неба спустилась золотая корзина с люлькой, в ней новорожденный; его воспитали, он стал юношей; спросил ацан, есть ли сила, способная их погубить; старик: если вместо снега выпадет вата и загорится; юноша исчез; как-то старик увидел, что у козла шевелится борода – ранее ветра не было; ветер усиливался, а с неба посыпалась вата; она загорелась, все ацан сгорели]: 174-175; ингуши : Ахриев 1875 [мудрец Магал жил в ауле в Шанском ущелье; у него хранилась «звезда ветров»; она лежала в крепком сундуке, который не могли разбить никакие инструменты; в доме Магала жила белая змея; однажды Магал отправился на юг; окончив там свои дела, возвращался назад и по дороге заехал в аул Затор; во время еды заметил, что у козла, лежавшего недалеко от сакли, закачалась борода; Магал был поражен, так как в то время в горах ветров не было вовсе; он вспомнил о «звезде ветров», поскакал домой; узнал, что один из его сыновей в его отсутствие играл с белой змеей и отрубил ей хвост; рассерженная змея ужалила мальчика и тот вскоре умер; увидев сына, мать стала бегать по комнате и искать тряпки для его раны; в результате открыла сундук (перед отъездом Магал оставил ей ключ), в котором была «звезда ветров», и стала ворошить там вещи; когда подняла последний из предметов, накрывавших «звезду», та улетела на небо; с этого времени в горах начали дуть почти ежедневные сильные ветры, которых прежде никогда не было; узнав о происшедшем, Магал пообещал змее, что сделает ей хвост из золота и серебра, а за это попросил содействовать возвращению «звезды ветров»; змея выползла из норы, приблизилась к Магалу (в это время «звезда» опустилась так низко, что ее можно было достать с крыши сакли), но, взглянув на свой хвост, раздумала и уползла назад («звезда» снова взмыла вверх); после смерти Магала у него остались три сына: Гуй, Цикни и Кетло; Гуй был огромного роста, имел два рта: один на лице, а другой на затылке; первым ртом он ел обыкновенную пищу, а задним перегрызал кости; Цикни безуспешно пытался его убить; сыновья Гуя в память об отце воздвигли столб]: 15-18; [«ингуши сожалеют о том несчастье, которое случилось в семействе Магала, ибо, по их верованию, если бы не случилось несчастье в этом семействе, то и не было бы ветра»]: Ахриев 1875: 40; Далгат 1972 [в мире была благодать, безветрие, подвешенная к небу нитка не двигалась; изобилие кончилось, когда родились Сеска Солса и его нарт-орстхойцы; Жербаба наполняет для них котел наперстком муки и кусочком бараньего ребрышка, говорит, что это пища, оставшаяся от прежнего времени; от огорчения СС с нарт-орстхойцами куда-то бесследно ушли]: 330-331; Мальсагов 1983, № 161 (зап. 1965 г.) [птичка, несущая благодать, давала обильные урожаи, звезда ветров не позволяла дуть ветрам, змея оберегала скот от зверей; горец оставил звезду и птичку в одной комнате, а змею – следить за детьми; мальчик отсек ей хвост, она его съела и уползла; птичка и звезды ушли за ней; горец увидел, что борода стерегующего овец козла колышется от ветра, и понял, что беда; змея горцу: примирение невозможно, ты будешь помнить о сыне, а я о своем хвосте]: 300; аварцы [были два рода нартов, Адилы и Садиды; они отвергли призыв Аллаха обратиться к вере; продолбили пещеру, стали там жить; Аллах подул на них легким ветерком, который за мгновение мог пройти через ушко иголки; он проник в пещеру и выбросил нартов с оторванными головами; те нарты, которые не погибли тогда, сгорели в посланном Аллахом огне; с тех пор ветры, дующие в период смены зимы весной, называются Адилы-Садилы; вар. (сел. Инхело): чтобы противостоять смерчу, самудилы встали один на другого, образовав стену, но пали как подрубленные тополя]: Халидова 2012, № 63: 82-83, 238.