Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E37. Люди из палочек. .25.48.-.50.

Создатель собирает множество палочек, перьев, тростинок и т.п., превращает их в людей (либо в людей обоих полов и всех возрастов, либо о поле и возрасте не говорится).

Игорот, ваппо, помо, патвин, юки, ачомави, озерные мивок, береговые мивок, салинан, майду, конков, южные юте, валапай

Тайвань – Филиппины. Игорот [Lumawig спустился с неба, нарезал тростника, высушил на солнце, разложил по парам, велел заговорить; каждая пара стала мужчиной и женщиной; каждая совершила брачную церемонию; дети от каждой пары заговорили на своем языке; одних Л. научил добывать соль, других – обжигать керамику]: 103.

( Ср. Северо-Восток. Беотук [A.F. Chamberlain in Annual Archaeological Report (Ontario), 1905, p. 117-122: беотук возникли из стрел, воткнутых в землю Добрым Духом]: A.F.C. & I.C.C. 1907, J. of Amer. Folk. 20(106): 79).

Калифорния. Ваппо : Powell 1878 [во время потопа погибли все, кроме Койота; он собрал множество перьев различных птиц и, переходя с места на место, втыкал перо везде, где до потопа стоял вигвам; перья пустили корни и ветки, выросли, превратились в мужчин и женщин]: 200; Radin 1914, № 7 [во время потопа Койот со своим внуком Ястребом закрывается в дыре в скале; после потопа строит парильню, помещает туда какие-то перья, они оживают; однако не говорят, не шевелятся, не смеются, не ходят, не едят; каждый раз Койот идет к старику Месяцу, приносит от него мешок со словами, с блохами (от укусов люди начинают шевелиться), со смехом, с ходьбой, с кашей и похлебкой; люди рады], 9 [Койот строит деревню, в каждый дом помещает столько перьев, сколько там должно быть людей; наутро перья превращаются в людей, но не говорят; Койот идет к старику Куксу , тот дает мешок со смехом, велит не открывать по дороге; Койот открывает, корчится от смеха, остатки выливает на людей; утром люди смеются, но по-прежнему не говорят; К. дает мешок вшей, Койот опять развязывает его по дороге, остатки высыпает на людей; утром люди начинают ходить; то же с мешком вшей; тогда К. приходит сам, теперь люди бегают, говорят]: 45-46, 65-69; помо : Angulo 1935 [Marumda делает первых людей из шерстинок, перьев, кремня; они странные, чудовищные, М. уничтожает их дождем и потопом; своим словом создает селение людей; они тоже нехороши, он велит человеку-Огню сжечь землю; сам спасается каждый раз на небе; после пожара выкапывает у реки ямку, расставляет вокруг ивовые палочки; засыпает, идет смотреть; после третьей попытки они превращаются в людей; он учит мужчин заниматься охотой, женщин – копать коренья, назначает старших и т.п.; этот третий мир уничтожен снегом и холодом, четвертый – ураганом; каждый раз М. снова делает людей из палочек]: 239-260; Curtis 1976(14) [Койот делает палочки из ивы и dogwood, раскрашивает их в полоску с плоской стороны, ставит по кругу внутри дома, сыплет рядом измельченную кору; палочки превращаются в людей, кусочки коры в блох; Ящерица хочет, чтобы у людей на руках было пять пальцев, Койот – чтобы у них были лапы как у него; они борются, Ящерица побеждает; Койот хочет, чтобы люди убивали дичь, указывая на нее пальцем; Ящерица возражает, что это будет слишком легко; придуманы лук и стрелы]: 170-171; Loeb 1926c, № 1 (береговые центральные помо) [моря не было; Койот захотел пить, вырвал одно из болотных растений, вода полилась, море наполнилось, остановившись там, где находился Койот; Койот: иногда будет отлив, чтобы люди смогли собирать что им нужно на литорали; подойдя к месту, где собрался устроить парильню, нашел там уже готовые столбы и лишь велел им встать; вокруг парильни воткнул в землю черные перья, они превратились в людей; из-за цвета перьев индейцы теперь темные; Койот устроил праздник, но за целый месяц с ним не поделились едой; поэтому он решил сжечь мир; размазал повсюду смолу и поджег, сам поднялся на небо с туманом; затем, чтобы погасить огонь, залил землю потопом; четыре дня лил дождь, еще через четыре дня вода сошла; Койот сделал новых людей тоже из черных перьев, но посреди открытой местности; Койот научил людей собирать моллюсков, а люди стали над ним смеяться; тогда он создал на море волны, которых не было раньше, но не дал им залить сушу; поставил четырех людей по сторонам света велев им дуть – это ветры четырех направлений; громовнику Койот велел греметь во время дождя; люди по-прежнему не верили Койоте, поэтому он превратил их в кроликов, гоферов, птиц; птицам велел поместить солнце на небо; для этого устроил соревнование; стервятник оказался самым быстрым и поднял солнце; за это люди дали стервятнику корзину бус; затем Койот создал звезды и затем луну, которая растит желуди; у земли четыре столба; у южного Койот поставил Куксу и его жену женщину-Куксу; шаманы будут к ним обращаться; у северного столба Койот поставил человека-Ветра, дал ему перекрестье вроде лопастей мельницы; сперва тот так дунул, что все снесло, на до этого ровной земле образовались холмы; у восточного столба Койот поставил человека-Огня, ответственного за дневной свет и жару; с ним человек-День и женщина-День; у западного столба Койот поставил человека-Воду; в середине мира Койот поставил человека-Грома; он производит гром, когда тащит оленью шкуру; далее Койот создал селения и в каждом поставил черное перо; после этого селения наполнились людьми; Койот дал названия всем съедобным растениям; когда еды много, пусть люди танцуют; после этого Койота больше никто не видел]: 475-484; патвин [человек хотел взять в жены двух женщин-Сорок; те ему отказали; тогда он пошел на север, поджег мир, а сам сел в лодку и уплыл в море; огонь быстро продвигался на юг; Койот взял двух маленьких мальчиков, положил их в мешок, набрал в рот медвяной росы и прыснул ее на огонь; пожар закончился, но нет воды; Койот выкопал ямку, выплюнул туда медвяную росу, вода вновь появилась; двое мальчиков страдали от одиночества; Койот сделал много палочек, оставил их на ночь в парильне; они превратились в мужчин и женщин, вновь заселивших землю]: Powell 1877: 227; юки : Curtis 1976(14) [на воде пена; из нее выходит Тайко-мол («Одинокий»); четырежды кладет веревку с юга на север, но вода поглощает ее; тогда помещает «каменные крюки» по четырем углам света, натягивает, чтобы они пересеклись в середине мира, создает сушу; ее края обкладывает китовой кожей, чтобы море не размывало; создает горы, реки, птиц; берет палочки горной махогонии, превращает в людей (с утолщением на конце в мужчин, гладкие в женщин, маленькие в детей); Койот помогал ему, поместил на небо солнце и месяц]: 169-170; Kroeber 1932b, № I6 [когда земля и небо готовы, Тайкомол велит Койоту построить дом; втыкает по круг в пол палочки, большие - мужчины, меньшие – женщины, палочки-дети кругом по краю; утром дом полон людей и детей], II6 [примерно то же, но все творение без участия Койота], IV6 [примерно то же; Койот – единственный Творец; создает сперва юки, затем вайлаки]: 909, 914, 926; Clark, Williams 1954: 14-15 [первораса уничтожена огнем и потопом; злой орел Gilluk правил миром, тоже был уничтожен; Койот, его жена Лягушка, Зимородок и Ящерица собрались делать новых людей; Койот вырвал перья из тела орла, расставил попарно на полу землянки (roundhouse); сказал, что эти люди будут лучше, чем прошлые, созданные из палочек или из глины; подождали 4 дня, затем постились 8 дней, обратившись лицом от очага – люди не возникли; тогда обратились лицом к очагу, через 4 дня перья зашевелились, еще через 4 стали людьми, каждая пара заговорила на своем языке; Койот сказал, кому где жить и чем питаться], 48-49 [хромой Кроншнеп (Snipe) – человек-Огонь; девушки-Сороки отвергли его, он поджег мир и уплыл в тростниковой лодке; люди спаслись, превратившись в птиц; Койот положил своих двоих внуков в мешок, убежал на север, погасил огонь; сделал новых людей из палочек]; ачомави : Curtis 1976(13) [Серебристый Лис плавает в лодке, затем появляется Койот; оба возникли из тумана; Лис вычесывает Койоту голову, делает комок из кожных чешуек, бросает на воду; земля вырастает, Лис делает все, что на ней; людей разных племен делает из палочек кустарника service-berry; у каждого вынимает две косточки, делает из них женщину (К.: ачомави вряд ли имели возможность заимствовать этот мотив от европейцев); сыновья Лиса и Койота умирают; Лис воскрешает их, Койот велит умирать навсегда; Лис убивает Койота, тот оживает; дочь Койота силой заставляет своего родственника (cousin) Апона жить с ней; ночью тот убегает в мужской дом (парильню); она требует его выдать; поджигает дом; Лис велит Мыши выстрелить в небо соломинкой; соломинка превращается в лестницу, Лис и Койот поднимаются на небо]: 206-210; яна [Ящерица, Серая Белка, Койот живут в большом зимнем доме; Койот решает сделать людей; Ящерица берет три палочки сделать индейцев Hat Creeks, Wintun, Pit Rivers Indians; Койот делает яна из маленьких кусочков; кипятит воду в корзине, кладет в нее палочки, оставляет на крыше; утром там люди]: Sapir 1910, no.1: 209-210; озерные мивок [Ястреб-вождь, внук Койота и Лягушки, просит Койота сделать людей; тот берет палочки разных пород деревьев, втыкает в пол дома, всю ночь поет и танцует; утром палочки превращаются в людей, но немы; Койот заставляет их танцевать следующую ночь; утром они говорят, что блохи их искусали; Койот вместе с женою и внуком удаляется за море в страну мертвых; говорит, что люди после смерти будут к нему туда приходить]: Angulo, Freeland 1928, № 3: 236-237; мивок : Barrett 1919, № 5 [Койот притворяется мертвым; вороны и грифы клюют его, забираются внутрь; он ловит их и ощипывает; превращает вороньи перья в обычных людей, а перья грифов в вождей (происхождение людей)]: 9; Merriam 1993 [Койот притворяется мертвым, ловит Грифа, Ворона и Ворону; велит своему внуку Соколу ощипать их; вместе с Соколом странствует, оставляя по три пера на месте будущих селений; перья грифа превращаются в вождей, ворона – в вождей-женщин, вороны – в бедных людей]: 83-87; озерные мивок [Соколу одиноко; его дед Койот велит ему принести перья гусей, которых Сокол убил на озере; оба странствуют, везде, где есть место для домохозяйства, Койот втыкает по паре перьев; каждая пара превращается в мужчину и женщину, страна заселена]: Merriam 1993: 146-149; береговые мивок [мир покрыт водой, кроме горы Сонома к северу от Сан-Франциско; Койот приплывает на длинном плоту из палок и тростника; бросает его на воду длинной стороной по линии север юг; возникает земля; центр плота был на горе; Лягушка сидит рядом с ним, прыгает в воду всякий раз, как он хочет ее схватить; когда вода спадает, не успевает допрыгать до воды; она – жена Койота; когда земля высохла, Койот посадил кусты и деревья; Сокол хочет, чтоб были люди; Койот бросает на воздух перья, они разлетаются по стране, превращаясь в людей]: Merriam 1993: 203-205; салинан [Старуха Моря хочет погубить Орла, приносит в корзине море, выливает, потоп заливает землю, остается гора Санта Люсия; Орел берет усы Пумы, делает веревку, накидывает на корзину лассо, старуха умирает, вода перестает подниматься; Голубь приносит глину, Орел делает из нее новую землю; превращает три ольховые палочки в женщину и двух мужчин; они безжизненны; он оживляет их в парильне]: Mason 1918: 105; майду [Небесный Вождь (НВ) посылает Черепаху на дно; на второй раз она приносит под когтями землю; НВ помещает это на воду, суша растет; Говорящий-через-Нос (ГН) съедает кусочек лосося, положенный НВ в реку; река высыхает; вызывает не двух оленей или барсуков, а сразу много, не может добыть ни одного; НВ вызывает лососей из дуплистого дерева, наполняет корзину; предупреждает не есть первую рыбу; ГН ест, вызывает рыбу из следующего дерева, оттуда сыплются лягушки и змеи; НВ кладет рядом две палочки, к утру они превращаются в мужчину и женщину; женщина щекочет его, он не смеется; ГН приносит десять палочек, НВ восемь из них отбирает; из двух оставшихся получаются две красавицы; они щекочут ГН, он смеется, они делаются старухами; НВ создает омолаживающее озеро; Куксу купается в нем, делается молодым и красивым; ГН говорит, что люди должны умирать и устраивать поминальные церемонии; НВ посылает гремучую змею, укушенный сын ГН умирает; ГН сожалеет, что смерть сделали необратимой; НВ уходит внутрь горы, встречает первого умершего – сына ГН; отсылает назад самого ГН, ибо тот живой]: Curtis 1976(14): 173-176; конков [Kó-doyam-peh и Hel’-lo-kai-eh пришли с востока; К. обещал создать человека, Х. не верил; К. взял две желтые палочки, положил с собой к постель; утром они превратились в мужчину и женщину; Х. попробовал сделать так же; утром почувствовал, как его дважды тыкнул под ребра, рассмеялся; рядом две женщины – нормальная и одноглазая; К.: это потому, что ты рассмеялся; К. послал созданного им мужчину на землю; плоды и дичь были там в изобилии и легко доступны; но К. запретил зажигать огонь; Х. посоветовал нарушить запрет; дичь и плоды сразу же пропали, остались лишь корневища, клевер и дождевые черви; также К. сделал три времени года, появились дождь, ветер и пр.; появились болезни и смерть; К. сказал, что те, кто вели себя правильно, после смерти пойдут по правой тропе, а кто неправильно – по левой]: Powell 1877: 292-294.

Большой Бассейн. Южные юте : Lowie 1924, № 2 [Süna'wavi (Волк) нарезал куски веток, положил в мешок; Койот из любопытства развязал, люди выскочили, разбежались; С. хотел, чтобы люди жили по порядку, все смешались, юте мало], 2a [Волк положил в мешок куски веток, дал Лису высыпать содержимое за холмом, но не раньше; юте были на самом дне, их мало]: 3-4; (примерно то же в Givón 2013, № 1: 5-10).

Большой Юго-Запад. Валапай : Kroeber 1935: 245-246 [среди первичного океана возвышается одна гора; затем вода вокруг высыхает; Matavilla режет тростник, превращает тростинки в людей, каждая тростинка – особое племя], 247 [сперва земля покрыта водой; (воды сходят); Койот режет тростник, превращает тростинки в людей разных племен].