Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E41. Кузнец мнет железо руками. .27.-.30.33.

Искусный кузнец, в виде особого дара, может брать раскаленное в горне железо голыми руками, разминать его как тесто, придавая желаемую форму. Обычно он нарушает некий запрет и лишается своего дара. (Мотив выделен и материал собран Русланом Доуталиевым).

Болгары, русские (Архангельская), адыги, (балкарцы?), армяне, горные таджики, узбеки, киргизы.

Балканы. Болгары [братья-близнецы Андон и Атанас работали кузнецами в собственной кузнице; клещи еще не были изобретены; Атанас хватал раскаленный металл голыми руками; в это время их собака залаяла; мастер-кузнец посмотрел на нее, увидел, как она скрестила перед собой лапы и понял, как сделать клещи; с того времени почитают Андона 17 января, а Атанаса 18 января, считая их покровителями кузнецов, слесарей и т.п.]: Пенчева 1997: 137.

Средняя Европа. Русские (Архангельская) [у судового строения жил якорный мастер; однажды ковал ночью; мимо шла «брабантская девица»; прельстясь молодым кузнецом и не зная русской речи, она задрала подолы и принялась плясать перед мастером; растерявшись, мастер голою рукой схватил разженное железо из горна и жогнуло девицу по «толстым мясам»; она с ревом убежала; а якорному мастеру «за целомудрие дана бысть благодать»: он с той поры, не ужасаясь, брал разженное железо голою рукой]: Шергин 1990: 310.

Кавказ – Малая Азия. Адыги : Гутов 2012: 85-86 [настала засуха, люди умирали; Тлепш еще не был кузнецом, у него был хлеб; рядом жил Тхагаледж, у него хлеба не было; его жена дважды ходила к Тлепшу, но тот не дал хлеба; она объяснила мужу, что Тлепш требует от нее отдаться ему; Тхагаледж разрешил; увидев, что женщина скорбит о потери достоинства и чести, Тлепш сказал, что лишь испытывал ее; дал ей хлеб; она попросила Тха, чтобы 12 частей тела Тлепша не боялись огня и не горели; так и случилось], ? [до изобретения кузнечных инструментов Тлепш мог голыми руками ковать метал, который держал обнаженными руками некий великан Горыгон. После изобретения инструментов Горыгон не мог уже держать раскаленный метал, а Тлепш — ковать, т.к. у него "мясо на запястье оторвало"]; кабардинцы [Тлепш – единственный кузнец; у него камень вместо наковальни, кулак вместо молота; Сатаней видит, как он голыми руками мнет раскаленное железо; она сделал наковальню и молот из дерева, подбросила Т.; тот понял, в чем дело, сделал их из металла; но нет клещей; хранящий сад Тлаголедж и владыка стад Амыш не знают, как их сделать; С. видит двух змей, лежащих крест-накрест; она пронзила острой палкой их скрестившиеся шеи, показала Т.; тот сделал клещи из двух полос металла; после этого Т. утратил способность брать раскаленное железо руками; слышит голос, запрещающий входить в кузнецу посторонним]: Андреев-Кривич 1957: 262-266; (ср. балкарцы []: Малкондуев 2017: ?); армяне [первым кузнецом был пророк Давид; будучи человеком праведным, он вынимал из огня железо голыми руками и ковал его на камне; однажды, когда Давид вышел из кузницы, там остался только его ученик; приходит собака и ложится рядом с учеником; кладет свои передние лапы одна на другую в виде ножниц, а морду опускает на скрешенные лапы; увидев это, ученик смастерил клещи наподобие скрешенных собачьих лап, потом взял клещами железо, положил в огонь, раскалил и, вынув из огня, начал ковать на сделанной им же наковальне; приходит Д., протягивает руку к огню за раскаленным железом и впервые обжегся; протягивает еще раз – то же; Д. удивился и спрашивает ученика – отчего так? ученик показал ему клещи и наковальню; Д. тут же все оставляет и уходит из кузницы]: Ганаланян 1979, № 813: 262.

Иран – Средняя Азия. Горные таджики (Вандж, зап. 1949 г.) [Железо принес святой Джабраил (в других вариантах Хызр) из рая для святого Довуда. Он велел Довуду изготовлять орудия из железа голыми руками. Довуд разжег огонь, сунул в него железо и стал выделывать наконечники для сохи, серпы, тяпки, кирки. Меха также Джабраил передал Довуду. Довуд поручил ковать железо мастеру Хурдаку. Хурдак некоторое время ковал железо, но однажды поступил неправедно. Он отказался выковать наконечник для сохи бедняку, но изготовил его богатому. После этого Хурдак уже не смог работать с железом голыми руками. Хурдак пожаловался Довуду, что он не может брать раскаленное железо голыми руками. Довуд укорил его за провинность и велел изготовить клещи наподобие собачьих передних лап и впредь работать этими клещами. Хурдак изготовил такие клещи. Потом и Хурдак и другие кузнецы доставали раскаленное железо из огня клещами. Довуд у считается покровителем кузнецов, ювелиров и всех, кто работает с металлом]: Розенфельд, Рычкова 1990: 193; узбеки (сарты Самарканда) [Во имя Бога милостивого и милосердного, знайте и имейте в виду, что отец пророка Давида был Иша, который также занимался этим ремеслом (кузнечным). У пророка от отца и матери было много братьев; самым маленьким из них всех был святой пророк Давид. Однажды святому Гавриилу, мир ему; послышался голос от питающего мир: «Гавриил, ступай к святому Давиду, и передай ему мою волю». Святой Гавриил, мир ему, придя к святому Давиду, мир ему, сказал: «Брат, Всевышний Бог прислал вам эту рисоля кузнечного ремесла, говоря, пусть промышляют, от вас же да будет известно всему народу; пусть работают; славный Всевышний Бог приказал четырем приближенным ангелам: «Принесите из райских гор камень». Четыре приближенных ангела принесли камень, положили его в огонь и раздували с четырех сторон. Затем произнесли следующий стих: «Слава Великому Богу», — и камень тот стал железом. Из железа ангелы сделали наковальню, а из кож райских овец сделали меха. Взяв из ада огонь, окунув его семь раз в воду «милосердия», они положили его в угли; приготовив надлежащим образом все эти принадлежности, ангелы принесли их и вручили руками и камень заблестел подобно свинцу, с каждым ударом его рук, камень растапливался как свинец. Затем, вновь собирая руками, Давид отбивал его, и камень превратился в железо, (из него) он сделал различного рода инструменты, снаряды и оружие . Искусство это стало известным всему миру. На четырех углах той наковальни были написаны следующие стихи: на первом углу: «Во имя Бога, клянусь Богом, который…»; на втором углу: «Во имя Бога и от Бога; на четвертом углу: «Во имя Бога и величие Бога»; и на четвертом: «Во имя Бога, Бог великий». Ежели спросят: есть ли ремесло кузнецов фарз, ваджиб, суннат, мустахаб? Отвечай: Всевышний Бог приказал святому Гавриилу, мир ему — стало фарзом, исполненное ангелами — стало ваджибом, совершенное святым Давидом, мир ему, — стало суннатом. Если спросят, сколько пиров было в этом ремесле? Отвечай: четыре «наисовершенных» пира. Так, первым был святой Адам, чистота Божия, вторым святой Ной, пророк Божий, третьим святой Авраам, друг Божий, четвертым — святой Мухаммад, избранный, да благословит его Господь, пров-муршидов было двенадцать; а если спросят: кто они такие были? Отвечай: сначала у святого Давида научился святой Ходжа Джалял эд-дин, вторым на учился святой Ходжа Ибрагим, третьим научился Абу-л-Хасан, у него научился Ходжа Абду-л-лах, святой, у этого научился Ходжа Тираз, у него научился святой Ходжа Ширази, у него научился Ходжа Хисам эд-дин, а у него научился Ходжа Джалял-эд-дин, а от этого осталось всем старцам, которые открыли, т.е. сделали это ремесло распространенным по всему миру]: Васильцов 2014: 11.

Туркестан. Киргизы [жил мастер кузнечных дел, умелец Дооту. Мог он, не обжигаясь, класть руку на раскаленные докрасна угли. Мял он руками железо как тесто, делал разные вещи из него, покрывал их замысловатыми узорами из золота и серебра. Делал он для богатырей панцири "соот" и стеганые наддоспешники "чопкут", ковал полные доспехи, делал людям украшения и драгоценности из золота, строил в городах укрепления, на ветрах устраивал ветряные мельницы, на реках ставил водяные. Сильно уважали его в народе, далеко по земле разошлась слава о нем. Обучил он своему мастерству тысячи учеников. Однако просил их никогда не хвалиться. Если станете вы похваляться, раскроется тайна нашего ремесла, после этого уже не сможете вы брать раскаленное железо голыми руками. Один нерадивый ученик на вопрос старика ответил, что он превзошел самого Дооту. Пришел ученик в мастерскую, положил в огонь железо, раздул меха. Как нагрелось железо, взял он его в руку, тут же с шипением прикипело раскаленное железо к его ладони. Ученик понял, что нарушил запрет не хвалиться. Дооту зашел к нему и спросил, как дела. Парень ничего ему не ответил. Дооту: - Что же ты, не знаешь даже как собака обгладывает кость, держа ее лапами? — повернулся и, не оглядываясь, ушел восвояси. Понял парень, что надо делать, кое-как сладил себе клещи. С этого дня пошло у него все на лад. Больше он не хвастался. Как-то мастер Дооту запускал водяную мельницу, приладил жернов, только собрался уже пускать воду, смотрит — сидит на кровле мельницы сокол-балобан (по-киргизски — ителги). Поздоровался балобан с Дооту и объяснил, для чего он прибыл. - Прилетел я, чтобы побиться с вами об заклад. Если смогу я ударом ноги разбить жернов и остановить мельницу, сделаете ли вы мне золотые шпоры? — спросил он. Отвечает ему Дооту: - Оставь, не утруждайся зря. Если не сможешь разбить жернов, то опозоришься. Но балобан не захотел отступиться. Началось их состязание. Взмыл балобан высоко в небо и, сжавшись, камнем понесся к земле. Налетел он на жернов, развалил его надвое ударом ноги и снова взмыл вверх. Прежде чем он успел повернуть к земле, Дооту молниеносно скрепил разбитый жернов скобами, повернул воду и запустил мельницу. Развернулся балобан, смотрит, а мельница работает как ни в чем не бывало. Долго, не веря своим глазам, балобан ошеломленно смотрел на работающую мельницу. Понял балобан всю изворотливость и ловкость Дооту, с плачем улетел обиженный прочь. С тех пор у сокола-балобана застыли слезы в уголках глаз. До сих пор не вытирает балобан своих слез, от обиды затаил он злобу на различных птиц, кто ему попадется, тех он разносит пополам ударом ноги. Ну а к Дооту балобан так и не вернулся. Если бы вернулся, остановил бы Дооту мельницу, показал бы балобану, что проявил он достаточную удаль, не дал бы ему остаться в обиде. Говорят, что Дооту все еще ждет, когда балобан вернется к нему]: Кебекова, Токомбаева 2007: 204-206.