Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F100. Испытание целомудрия (царица и служанка). .12.14.23.26.31.

Волшебное средство показывает, что единственной целомудренной женщиной является служанка, сирота и т.п. Царь выбирает служанку.

Игбо, Древний Египет, Древняя Индия, телугу, корейцы, норвежцы.

Западная Африка. Игбо [в роду царей мужчины умирают молодыми от неизвестной болезни; царь хочет сыновей; родившая дочь жена оставляет ее в лесу; девушку подбирает, воспитывает старуха; царь заболевает; колдун говорит, что его вылечат яйца попугая из мира мертвых, но принести их сможет лишь невинная девушка; только приемной дочери старухи удается принести яйца; царь съедает яйцо, выздоравливает; колдун предлагает, чтобы все жены царя приготовили яства; девушка выбирает простую еду, которую приготовила ее мать; так стало ясно, чья она дочь; отец берет ее в дом вместе со старухой-воспитательницей, ее мать делает любимой женой]: Анпеткова-Шарова 2010: 68-70.

Северная Африка. Древний Египет [трон Сесостриса унаследовал его сын Ферон; во время наводнения он метнул копье в реку, ослеп; на одиннадцатый год оракул сказал, что срок кары истек и царь прозреет, омывшись мочой женщины, имевшей сношение только со своим мужем; царь попробовал мочу своей жены, затем других женщин; прозрев, женился на оказавшейся целомудренной; остальных собрал в город Эрифраболос и сжег вместе с городом]: История, II.111; Геродот 2001: 137-138.

Южная Азия. Древняя Индия [в "Океане сказаний" Сомадевы - сказочном сборнике 11 в., представляющим собой переложение "Великого сказа" Гунадхьи 1-2 вв. н.э., говорится, что царь страны Ратнакуты хотел стать правителем мира, чтобы собрать самый большой гарем; в награду за его подвижничество Вишна обещал дать летающего белого слона; на нем можно прилететь в любое царство, местный царь сразу же покорится и отдаст дочь; так соберется 80 тысяч жен; однажды некая птица клюнула слона в темя, тот опустился на землю, перестал двигаться; голос сказал царю, что слона должна коснуться женщина, никогда не изменявшая мужу; 80 тысяч жен и все другие женщины города безрезультатно касаются царя рукой, но служанка заезжего купца его оживляет; сев на слона и взяв служанку, царь летит к ее отцу и берет в жены ее младшую сестру, говоря, что добродетель важнее знатности]: Васильков 2006; телугу [когда царь хочет сесть на своего слона, он видит, что слон покрылся темными пятнами; прорицатель объяснил, что для того, чтобы пятна исчезли, Patiwrata (женщина, которая знала только своего мужа) должна обмахнуть его светильником; царь объявил, чтобы мужья прислали к нему верных жен, но никто не пришел; слуга обещал прислать жену, но та ответила, что у нее было 32 любовника, а с 33-м она собирается встретиться в эту ночь; слуга плачет у реки, прачка просит рассказать, в чем дело; идет вместо жены слуги, пятна со слона исчезают, а на бедной прачке оказывается роскошное одеяние, предметы все золотые; царь отдает слуге половину имущества, а тот называет свою спасительницу сестрой и делится с ней; на слоне осталось лишь одно пятнышко: однажды жена приступила к трапезе, не дождавшись мужа]: Venkataswami 1923, № 17: 54-56.

Китай – Корея. Корейцы [во дворце императора каменный стол; на него с неба упала каменная рюмка; когда император хотел её взять со стола, то не смог этого сделать; предсказатель: взять рюмку может только та женщина, которая всегда была верна мужу; некто Юн-цанани, услыхав это, обрадовался: все убедятся, что единственная честная жена во всём государстве — его; сестра Юна сказала ему, что на самом деле требуется женщина, у которой муж по счёту будет девятым; жена Юну: утешься, подарок – наш; после этого сестра поправилась: требуется действительно женщина, верная мужу; Юн замолчал; собрались все женщины, но никто не подходил к столу; вдруг показалась пожилая женщина, вся в белом, как полагается носящей траур; она обратилась к Небу: ты свидетель моих слов — девятнадцати лет я овдовела, была верна мужу при его жизни, осталась верна до сих пор; она взяла рюмку, та качнулась, но не отделилась от стола; вдова поправилась: она раз в жизни, встретив красивого человека, с вожделением посмотрела на него; после этого смогла взять рюмку; женщины: мы не знали, что вожделение в счёт не идёт]: Гарин-Михайловский 1958: .

Балтоскандия. Норвежцы [английский принц ищет невесту, каждый раз проходит мимо гусятницы Анни, которая отвечает, что ждет английского принца и, если тому суждено, он ей достанется; у принца камень, сообщающий о целомудренности или порочности женщины, которая ложится к нему в постель; принцесса просит А. вечером лечь с принцем, а когда тот заснет, уступить ей место; камень сперва говорит, что девушка чиста, а затем, что у этой женщины было трое детей; так повторяется с несколькими принцессами; принц надевает на мизинец А. кольцо; встретив гусятницу утром, видит, что ее палец завязан; сдирает повязку, узнает кольцо, женится на А.]: Dasent 1970: 414-418.