Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F36. Дети против любовника. .14.19.41.43.44.46.47.49.50.52.55.56.61.62.68.72.

(Приемные) дети женщины или мужчины убивают любовника или любовницу (либо имеющих нечеловеческую природу супруга или супругу) своих отца или (приемной) матери.

Северная Африка. Арабы восточного Алжира [обычно продолжение рассказа о девушке, которая убегает от людоедки и просит змея ее спасти; змей убивает людоедку; см. мотив M21; став женой змея, девушка родила двух сыновей; Али бодр и умен, второй сын глуповат и слаб, его зовут Сопляком; мать его не любит и просит змея его убить; тот прячется в бурдюке для воды, мать велит Сопляку принести воды; Али все знает, открывает бурдюк и спрашивает змея, что он там делает; тот просит прощенья; в следующий раз змей прячется рядом с хлебом, накрытом платком; Али приподнял платок палкой (то же); змей прячется в свернутом покрывале, мать велит Сопляку отнести его на реку постирать; Али бьет покрывало палкой, от змея остаются лишь куски мяса; мать приготовила ядовитые части, но Али повернул блюдо с едой, Сопляк остался жив, а мать съела яд сама и умерла; братья уходят странствовать и расходятся; Али велит брату не наниматься к голубоглазому; голубоглазый трижды выходит навстречу Сопляку; тот не понимает, что перед ним один и тот же человек и полагает, что в этой местности все голубоглазые, поэтому соглашается стать работником; Сопляк замучен работой; однажды встречает другого пастуха и тот оказывается его братом Али; Али занимает место брата; вонзает собаке иголку в ногу; волочит мать хозяина по колючкам, а затем забивает ей горло кускусом – будто сама умерла, подавившись; приносит детям не 7 птичек, а 7 скорпионов, дети закусаны насмерть; отрезает баранам головы; хозяин с женой решают бежать, Али прячется в их багаже; они договариваются ночью столкнуть Али в пропасть; Али незаметно поменялся местами с хозяйкой и хозяин сбросил в пропасть ее]: Bellarmi 1990: 81-91.

Меланезия. Гудинаф (бвайдока) [Inelewata, ее муж – летучая лисица; у нее трое детей; младший спрашивает старших, кто это подает голос; старший отвечает, что птица в лесу (летучие лисицы считаются птицами); младший говорит, что голос раздается внутри дома; они убили, приготовили и съели летучую лисицу; братья предложили ту же еду матери; она погналась за ними с палкой; старшие братья убежали в лес, а мать осталась с младшим]: Young 1970, № 9: 49-50.

Субарктика. Коюкон [внук говорит бабке, что видел медведя; та просит медведя быть ее мужем, расширяет для него ход в землянку; медведь убивает бабку, выбрасывает из землянки части ее тела; внук убивает медведя; Ворон съедает тушу, говорит двум своим женам, что съели норки, сурки]: Jette 1908-1909: 479-480; талтан [вдова берет Выдру в мужья; прячет его в мешке; ее двое сыновей находят мешок, убивают Выдру, дают матери съесть его мясо под видом медвежатины; сообщают ей правду; мать преследует их; они бросают позади себя потроха карибу; те превращаются в ущелье, гору, воду, огонь; мать сгорает]: Teit 1921a: 239-240; хэа [старуха прячет в мешке любовника-Выдру; у ее двух сыновей нет отца; они находят мешок, бросают в огонь; старуха прогоняет их, дает свой капюшок вместо лодки; на другом берегу реки их поджидает чудовище; они убивают его; куски его плоти превращаются в бекасов]: Petitot 1886, № 23: 182-184.

Побережье - Плато. Карьер [двое сыновей женщины однажды возвращаются раньше нее; находят в ее сумке живую выдру; убивают, кормят мать ее мясом под видом медвежатины; голубая сойка кричит, что женщина ест своего мужа; мать гонится за сыновьями, старший ее убивает; братья женятся; жена старшего не предупреждает его, когда нападают враги, он убит; младшие супруги спасаются; далее как в № 44 (мотив демон превращается в комаров )]: Jenness 1934, № 45: 222-223.

Средний Запад. См. мотив F34. Меномини [ Мянябуш живет с бабкой; та берет медведя в любовники, кормит его вареными желудями; берет из сумки внука красную краску, чтобы привлечь медведя; Мянябуш убивает медведя в берлоге стрелой; бабка отказывается нести голову, лапы или другие части туши, несет заднюю часть; ее долго нет; Мянябуш возвращается, видит, что она мастурбирует пенисом медведя; он убивает ее, забрасывает на луну]; западные оджибва [бабка отсылает Нянабушу поститься; он тайком возвращается, видит ее в объятияъ ее мужа (это медведь, о чем говорится позже в связи с его шкурой), поджигает ему сзади шерсть, тот убегает; Н. приходит к нему, называя дедушкой, говорит, будто видел сон, что идут сиу; превращает свои экскременты во вражеских воинов; велит деду спасаться, сам убивает его стрелой; велит бабке плясать и есть его мясо]: Jones 1917, № 60: 449-451.

Равнины. См. мотив J18. Кроу [женщина становится женой Солнца, рожает сына; они спускаются на землю; она гибнет, мальчик приходит жить к старухе; та оставляет еду для своего мужа-животного; мальчик убивает его, старуха скорбит]: Lowie 1918: 54 [две выдры-самца], 59-60 [крокодил с рогом на лбу, испускает молнии; старуха - Луна], 71 [водное чудовище длинная выдра ]; мандан [женщина становится женой Месяца, рожает сына; они спускаются на землю; она гибнет, мальчик приходит жить к старухе; ее муж-змей живет в ее постели; она кормит его кукурузной кашей; юноша убивает его стрелой; после серии приключений возвращается на небо, превращается в звезду]: Bowers 1950: 200-205; арапахо : Dorsey 1903 [Месяц хочет жениться на женщине, Солнце на лягушке, т.к. та не моргает, смотря на него; Месяц стал дикобразом, одна из двух девушек полезла за ним на дерево, оказалась на небе; Солнце привел жабу или лягушку, увидел, что девушка лучше; девушка много работает, громко хрустит за едой, старикам нравятся ее зубы; лягушка бездельничает, у нее нет зубов, хрустит угольками; лягушка прыгнула на грудь Месяца и осталась там; жена Месяца родила мальчика; Месяц не велит ей выкапывать корневища с увядшими стеблями; она выкопала, сделав дыру в небосводе, увидела свое стойбище, стала спускаться по веревке из сухожилий, держа за спиной младенца; Месяц убил ее, бросив камень, сын остался жив, сосет ее грудь; старуха-Ночь подобрала его, назвала Звездочкой; мальчик замечает, что старуха оставляет кому-то еду, стрелой и дубиной убивает зверя со сверкающими глазами, дает бабке его рога сделать ложки, та отвечает, Это твой дед ; юноша вырос, ушел, убивает змей; одна заползла ему в анус, затем в череп, от него остался скелет; он вызвал жар солнца, змея выползла, он ее схватил, она дала ему свою кожу для копья; он стал Утренней Звездой]: 212-228; арикара [две девушки спят на улице, обсуждают молодых людей; одна хочет в мужья яркую красную звезду; утром, преследуя дикобраза, лезет за ним на тополь у реки, дерево вырастает, девушка оказывается на небе; дикобраз превращается в красивого мужчину средних лет, он и был Звездой; она рожает сына со звездой на лбу; муж велит не копать коренья в низинах; она копает, видит в отверстие землю; старуха советует попросить у мужа сухожилия, делает из них веревку, женщина с спускается вместе с маленьким сыном, веревка коротка, женщина зависает; муж бросает камень, велев ему убить женщину, оставить сына в живых; мальчик сосет грудь мертвой матери, ворует кукурузу и тыквы с огорода старухи; та оставляет мяч и палку, лук и стрелы; лук и стрелы пропадают, старуха знает, что это мальчик, ловит, воспитывает; кормит зерном грачей (blackbirds), юноша их убивает, старуха их оживляет (они стерегли ее поле); он замечает змея за занавеской, которому старуха давала кашу, убивает его, он падает в пруд, превратив его в озеро; старуха скорбит о своем муже; юноша приводит пуму, старуха ее отпускает (это все ее звери); то же с медведем; юноша приходит к четверым мужчинам, они убивают беременную бизониху, эмбрион дают отнести бабке; юноша испуган, лезет на дерево; мужчины убирают эмбрион за обещание сделать бабку их женой; та соглашается, они сходятся с ней; бабка дает ему флейту, он играет, землянка мужчин лишается выхода, они умирают; юноша приходит к змеям, садится на камень, змеи не могут в него заползти; он усыпляет змей рассказом, убивает, одна спасается, заползает ему в анус, в череп; отец юноши наполняет череп водой, вызывает жар, вода кипит, змея выползает, юноша оживает, делает змею короткоголовой; юноша умер, избавив страну от чудовищ]: Dorsey 1904d, № 14: 45-55; арикара [две девушки спят под открытым небом на помосте; у обеих месячные; одна хочет в мужья красную звездочку; оказывается на небе; муж не велит копать коренья в низинах; жена выкапывает, видит в отверстие землю, плачет; Старуха-Паучиха советует сделать веревку из сухожилий; спускает женщину, у той за спиной младенец; веревки (=паутины) не хватило, женщина повисла; муж бросает камень, велит ему убить жену, сохранить сына, обрезает веревку, женщина падает; мальчик сосет грудь умершей матери; крадет кукурузу с огорода старухи; та оставляет мяч с палкой и лук со стрелами; исчезают лук со стрелами, значит, крадет мальчик; старуха хватает его, воспитывает, он охотится; находит за занавеской змея, убивает его (старуха скармливала тому мясо); это был муж старухи, она спускает его в пруд); говорит юноше, что медведь хочет его разорвать (надеясь, что так и будет); юноша приводит медведя, чтобы тот работал; старуха его отпускает; юноша видит типи, в нем четыре игрока в кости, у одного сопли, юноша их отстреливают; игроки принимают его; убивают лосиху, дают юноше неродившегося теленка; юноша боится его, прячется на сосне (когда самки еще не родили, созвездия, в котором отец юноши, еще нет на небе; зная, что отец ему не поможет, юноша боится); те убивают зародыш за обещание привести им старуху; он приводит, они рады, отпускают обоих, дав знание ритуалов ловли орлов; юношу приглашают змеи, он, сидя на камне, усыпляет их рассказом, одна уползает; он засыпает на земле, змея забирается ему в анус; он режет себе живот, грудь, горло, отрезая змее голову,но голова пролезает в череп; его отец на небе наполняет череп водой, от жара солнца вода кипит, змея вылезает, юноша вскакивает, далает змею плоской, ползающей на брюхе]: Dorsey 1904d, № 16: 56-60; пауни (скиди) [две девушки спят на улице; одна пожелала в мужья яркую звезду; просыпается на небе, с ней человек средних лет; он просит ее копать коренья на холмах, но не в долине; она нарушает запрет, сквозь отверстие видит свой дом на земле; плетет веревку из сухожилий, спускается со своим маленьким сыном; ее муж бьет ее молнией; она падает мертвой, сын остается жив; с тех пор у него на лбу рисунок звезды; он крадет кукурузу и тыквы с огорода колдуньи; она счастлива стать его воспитательницей; ее муж-змей хочет его съесть; юноша бросает перед собой в дом мешок с кукурузой, змея кусает мешок; он убивает змею, труп превращается в мужа колдуньи; юноша убивает пум, медведей, змей или приводит их к колдунье живыми; та отпускает их; он приходит в селение; возвращается на небо, став звездой]: Dorsey 1904b, № 16: 60-65; кайова [девушка лезет на дерево, попадет на небо, выходит за небожителя; тот не велит копать коренья, если их щипали бизоны; она копает, видит в отверстие землю и людей, плетет веревку из сухожилий, спускается; муж бросает в нее камень, убивая ее; ребенок в ее чреве жив; его воспитывает Паучиха; он бросает вверх обруч для игры, тот падает ему на голову, раскалывает пополам, появляются близнецы; Паучиха дает еду любовнику-Змею; близнецы находят его в типи и убивают; она говорит, это был их дед]: Parsons 1929a: 1-8; кайова-апачи [вдова берет в мужья змея, приползающего в ее типи; ест в другом типи, каждый раз приносит змею еду; велит внукам не убивать змею, если увидят; те убивают змею стрелой; вдова говорит, что они убили своего деда]: McAllister 1949, № 7 [старуха находит сгусток крови; варит, он превращается в мальчика; она просит принести мясо из типи; под шкурой он находит змею, убивает; старуха говорит, что он убил своего деда; он женится на дочери вождя, см. мотив K27], 34: 45-46, 100-101.

Юго-Восток США. Человек отдает всю дичь своей любовнице-жабе; двое его сыновей вызывают жабу и убивают; отец пытается убить мальчиков; они сами убивают его; он превращается в ворону. Алабама [второй мальчик - приемный сын]: Martin 1977: 16-18; Swanton 1929, № 16: 134; коасати : Swanton 1929, № 16: 181.

Большой Бассейн. Сквозь отверстие в крыше землянки двое братьев видят, как их мать совокупляется с их родственником - Змеем; они убивают обоих, а также змей, которых тут же рожает женщина; сохраняют и растят девочку - свою сестру. Северные пайют (Оуэнс-Вели) [Змей - брат мужа женщины; видят внутри землянки множество змей и двух детей; извлекают детей, поджигают землянку; одна змея уползает (происхождение змей)]: Steward 1936, № 30, 31: 398, 409; южные пайют (шиввиц) [убивают любовников стрелами; сжигают труп Змея; наступают на живот матери; оттуда выползают змеи и ящерицы, они их всех убивают; последней достают девочку]: Lowie 1924, № 14: 136-137.

Большой Юго-Запад. Хикарилья [пока муж охотится, человек с пятнистым телом приходит к его беременной жене, вспарывает живот, одного младенца закапывает в очаг, другого бросает в ручей; муж относит труп жены в пещеру, находит Домашнего, тот быстро вырастает; отец слышит, как сын разговаривает с другим мальчиком, который просит брата достать у отца стрелы; отец велит Домашнему схватить и держать Выброшенного; тот похож на лягушку, у него длинные когти на руках и ногах; отец их отрезает; если бы он промедлил, мальчик бы превратился в пятнистую лягушку; братья стреляют вверх над трупом матери, велят ей отбежать, она оживает; они уходят, их тела разорваны в клочья ураганом; старуха находит окровавленный лист, кладет в горшок вариться, оттуда выскакивает мальчик; пока бабки нет, он убивает стрелой Гремучую Змею; старуха горюет, это был ее муж; мальчик уходит, получает от большого Орла орлиную одежду; оба поднимаются в верхний мир; там юноша встречает бабку и других людей в образе орлов; на орлов нападают шмели и шершни, многих убивают; юноша убивает нападающих, приносит бабке их скальпы; слетает на землю назад, возвращает оперение; стреляет в орла, Койот подменяет его стрелу своей; юноша возвращается к родителям; женится, с ними живет и сестра жены; Пятнистый убивает его на охоте, надевает его одежду, приходит к его жене и ее сестре; они разводят огонь, ему жарко, они видят, что это не муж, вспарывают ему брюхо; люди находят пещеру, где живут жена, дети и прочие родственники Пятнистого, обкладывают травой и хворостом, сжигают всех демонов]: Opler 1938, № VIIIa: 374-381.

Мезоамерика. См. мотив F34. Пополока ; масатеки ; сапотеки ; чинантеки ; чатино ; миштеки ; трики ; науат Пуэблы; михе ; мочо ; кекчи , мопан ; чорти (синопсис нескольких версий) [герой – Kumix Angel («младший ангел, младший брат», далее К.) живет с четырьмя своими старшими братьями; у него на ноге порез; когда он купается, рыбы сплываются есть его кровь и плоть; братья его растерли на камне, бросили в воду, она вспенилась как от лианы, которой травят рыбу; братья с отвращением понимают, что рыба, которую они едят, напиталась телом К.; либо К. сам превращается в рыбку; когда братья уходят, К. возрождается и плачет на берегу; старуха-людоедка K’ech’uj берет его к себе; вар.: она принимает кровавую пену на воде за собственный выкидыш; К. охотится на птиц и оленей, но K’ech’uj тайком отдает мясо любовнику; узнав, что K’ech’uj и ее партнер не его родители, К. убивает обоих; К. прячется в гитаре, которую колибри отнес на небо, встречает там мать; все ее имущество отобрал Бронзовый Царь; К. превращает несколько оставшихся фасолин и зерен кукурузы в обильные запасы, перестраивает дом, который построил его дядя San Lorenzo (СЛ) и где живет мать К.; устраивает ритуал кормления братьев отца, т.е. ветров четырех направлений; вызывает СЛ с по мощью барабана; обманом возвращает орудия своего отца (меч, барабан, флейту, кольцо, ткань), которыми владели обезьяна, броненосец, крокодил; побеждает и убивает Бронзового Царя (иногда молнией); ударяя в барабан и нанося удары мечом (гроза), создает мильпу; старшие братья создают гору, чтобы тоже забраться на небо и повидать мать; по ней с неба начинают спускаться орлы, угрожая существованию людей; К. разрушает гору молнией; старшим братья сказано спрятать головы, но они их высовывают и ослеплены; их слезы – мелкий ноябрьский дождь; К. превращает их в лягушек – «жрецов дождя» по четырем концам мира; К. находит могилу отца; когда пытается его оживить, стая куропаток его отвлекает м оживление не удается; по одной версии (Girard 1995: 404), К. поднимается на небо и становится солнцем]: Braakhuis, Hull 2014: 452-454; пипили : Campbell 1985 [голова женщины по ночам покидает тело; муж мажет шею перцем, голова (череп) прилипаеет к шее мужа; поедает все, что он добывает; священник советует забраться на дерево, бросить в голову тяжелый плод; мимо пробегает олень, голова прыгает на него; олень мчится сквозь колючие заросли, падает в овраг, подыхает; спустившихся стервятников голова просит не есть ее мужа; умирает, на этом месте вырастает горлянковое дерево; старуха с железными зубами, мать женщины, приходит, срывает калебасу, приносит домой; через месяц плод лопается, семена превращаются в мальчиков; старуха делает им гамаки; мальчики вырастают, убивают оленя; старуха поедает все мясо со своим любовником; младший из мальчиков, Нанауацин , следит за ней, узнает, что она мажет жиром губы мальчиков, чтобы те думали, что поели; братья делают яму ловушку с кольями на дне, любовник падает в нее, умирает; они дают его мясо старухе, сообщают, что она ела; братья посылают ящерицу, та сообщает, что старуха точит зубы на краю каньона; старуха бьет ящерицу по голове; братья предлагают соревноваться, кто пустит струю на крышу; проигравшего надо убить; они могут это, она нет; они запирают ее в доме, сжигают]: 907-910; Schultze-Jena 1935, № 6 [муж не знает, что каждую ночь жена оставляет вместо себя деревяшку, исчезает; утром еда готова; кто-то рассказывает об этом мужу; тот обнаруживает, что остается лишь туловище; по совету того человека, сыплет на сочленения золу с солью, голова и конечности жены не могут вернуться; голова прикрепляется к мужу, он должен ее носить; она просит достать плоды; садится на одежду мужа, пока тот на дереве; незрелый плод упал на оленя, тот побежал, голова приняла его за мужа, прикрепилась к крестцу, олень бежит, ее царапают колючки, она гибнет; священник велит мужу найти и зарыть голову; вырастает деревце уакаль, на нем цветок, плод, из него выходит множество мальчиков; мать мужчины заботится о них; толстогубый великан становится ее любовником; съедает то, что приносят с охоты мальчики; младший подсматривает, как великан смазывает остатками еды губы спящих; братья роют яму-ловушку, великан напарывается на колья, они его добивают; пенис зажарили, дали старухе, она говорит, что мясо жесткое; велит принести воды, они приносят в сетке; она удивлена; они пускают струю мочи над хижиной; старуха пробует то же, но у нее все пошло вниз; они говорят бабке, что та съела пенис любовника; далее о добывании кукурузы изнутри скалы, см. мотив G3]: 25-31; кекчи [мальчики Кагуа Саке (солнце) и Кагуа Чок (облако) жили у женщины Шан Ни ; отцом ее троих собственных сыновей был демон Чишал ; КС и КЧ играли в мяч, приносили мясо; к утру не находили его; мачеха советовала им понюхать собственные ногти, будто они сами все съели; они притворились спящими, увидели, как Ч. поедает мясо; птичка чулук помогает им поймать Ч. в ловушку и убить его; узнав правду, ШН говорит своим сыновьям, что съест мальчиков; КЧ слышит это, посылает ящерицу проследить, та видит, как ШН точит ногти на камне; когда ящерица пробегает между ног ШН, та бьет ее по голове; КС лечит рану; мальчики кладут вместо себя на постели листья банана, прячутся; ШН бьет по листям, КС убивает ее особым камнем; мальчики кладут ее груди и голову в котел, ее сыновья это съедают; птичка говорит им, что они съели мать; КС и КЧ идут на 13 гор и 13 долин играть в мяч; узнав, что они съели мать, ее сыновья хотят избежать наказания; один решает стать ястребом, другой совой, третий тальтусой (грызун-землеройка, не крот); далее см. мотив K16]: Becker-Donner 1976: 122-124.

Северные Анды. См. мотив F28A. Камса , ингано.

Льяносы. См. мотив F33. Яруро ; cикуани.

Западная Амазония. См. мотив F28A. Напо. См. мотив F34. Корегуахе ; кофан : Borman, Criollo 1990, № 8 [у женщины двое мальчиков, их младшая сестра и мальчик-младенец; ее муж – подземный трикстер; пока мать на огороде, дети стали барабанить по калебасе и по чашке для мате в доме у дырки в земле; оттуда показалось что-то зеленое – пенис трикстера; дети не узнали отца, приняли за змею, отрубили пенис; сказали: пусть это будет знаком того, что люди смертны; отрубленная часть уползла в лес; мать услышала стоны своего мужа, прибежала домой, стала барабанить, никто не выполз; она побила детей, прогнала, не пустила в дом; они стали думать, во что превратиться; камни – люди сделают подставки для очага; песок – разроют выкопать ямы для опор дома; земля – станут по нам ходить; деревья – станут рубить, чтобы строить дома; реки – поплывут по нам в лодках; кедры – сделают из нас долбленки; вечером они пришли к галечнику на реке, подняли головы, увидели звезды, решили стать звездами; велели сестре спрясть веревку из хлопка, наломали тростника, привязали веревку к тростинкам, стали бросать в небо, но не добросили; утром младший брат попросил старшего дать ему; тот дал лишь кривую тростинку; та вонзилась в небосвод, веревка спустилась, стала лестницей; дети забрались на небо, им там понравились; они спустились назад забрать ручного попугая; мать сказала, что полезет с ними; они согласились, но велели попугаю обрезать веревку, когда мать заберется высоко; мать полезла, взяв с собой лежанку, дрова, камни для очага, золу; попугай обрезал веревку, дети велели матери стать смеющимся соколом (gavilan, Herpetotheres cachinnans); увидев детей, мать заплакала; перья сокола побелели из-за просыпавшейся золы; дети стали Плеядами (когда их не видно, на реках половодье)]: 107-123; Calífano, González 1995, № 38 [у женщины трое маленьких детей; ее муж - подземный червь; она бьет в свой бубен, садится на землю, оттуда поднимается пенис; ее дочка делает то же, рассказывает братьям; младший обрубает пенис; тот кричит, что дети его убили; дети отвергают превращение в камень (положат в очаг), землю (затопчат), дерево (срубят и сожгут), песок; решают стать звездами; младшему удается закинуть на небо кривую палку; оттуда падает лестница; они поднимаются в верхний мир, он им нравится, они возвращаются забрать своего попугая; мать лезет за ними, взяв с собою испачканные в золе камни для очага; дети велят попугаю обрезать веревку; мать падает, превращается в козодоя (?; видимо, в смеющегося сокола, см. Borman, Criollo 1990), жалобно кричит до сих пор]: 87-89.

СЗ Амазония. См. мотив F34. Карихона [ягуар]; тариана [к женщине по ночам приходит ее муж-Олень; совокупляется с ней, пока дети спят; они едят принесенных Оленем птиц, а детям оставляют кости и крылышки; братья подозревают, что их настоящий отец убит, а Олень – не их отец, убивают его, подмешав в питье рыбий яд; мать рожает сына Оленя, прячет в мешке; братья его находят, он превращается в оленя, убегает в лес; братья превращаются в птиц мутум (Nothocrax urumutum Spix ); мать ищет их; они превращаются в муравьев, кусают ее в гениталии; она бьет муравьев; те решают, что мать их действительно не любит, навсегда улетают; мать превратилась в небольшого жука]: Brüzzi 1994: 200-202; тукано [к женщине по ночам приходит ее муж-Олень; она рожает от него сына, скрывает от двух старших сыновей и дочери; старший брат проследил; они убили Оленя, подлив яду ему в питье; маленький мальчик превратился в олененка, старшие дети – в мутумов]: Brüzzi 1994: 202-204; юкуна [ягуар]; уитото [ягуар; тапир-ягуар]; окайна [любовник матери убил отца близнецов, они родились уже после смерти отца; спрашивают мать, где отец; она отвечает, что полез за плодами, упал с дерева; братья пробуют упасть, живы, спрашивают снова; она опять что-то придумывает; они ранят из сарбакана бабочку, та отсылает к кузнечику, тот к дятлу; дятел велит сперва его вылечить; говорит, что в той стороне, откуда звук щелевого гонга, живет съевший их отца; братья награждают дятла, дав ему красную шапку; братья подстерегли и убили Селезня {любовника матери и убийцу из отца; Blixen, p. 116: это отклонение от обычного варианта, в котором либо ягуар, либо обезьяна}, приготовили из него суп, дали матери; та велит сделать ловушку, превращается в крысу, попадает в эту ловушку; братья уходят; их мать теперь лягушка, скрывается в земле, они роют там, находят яйцо червя, решают вырастить брата; проткнули яйцо, попали тому в глаз; вышел мальчик, остался одноглазым; две сестры увидели на дереве двух сверкающих червяков; позвали людей, червей все больше, от них огонь, дерево грозит мировым пожаром; братьев (двух с третьим одноглазым) зовут на помощь; они идут к Грому, забравшись на небо, бросая дротики (carrizos), вонзающиеся один в другой (вар.: поднявшись по дереву); близнецы не смогли создать цепь из дротиков, младший брат создал; цепь дротиков превращается в лиану (они спорят, в какую именно – одна слишком гладкая, другая колючая); к Грому не подойти, они засыпают; тогда идут к своей бабке-змее, та дает им сон, завернутый в лист; Одноглазый говорит, что подсматривал, что бабка ничего не положила; они открывают пакет, засыпают; бабка неохотно дает сон повторно; Гром засыпает, его дочь – нет; пока Одноглазый с ней заигрывает, близнецы подменяют палицу и зеркало (вызывает молнии) Грома; когда спустились, añuje, по их просьбе, оборвала лиану, та упала, повредив ей лапы; братья велели броненосцу подрыть корни дерева, оружием Грома повалили его на запад; Гром удивился, что его прежняя сила пропала]: Blixen 1999, № 5: 113-134.

Южная Амазония. Пареси [поссорившись с остальными мужчинами при игре в мяч, братья Zumizoré и Zonewa ушли из селения; у каждого остались по два сына, их вырастила их бабка Alawrirũ; принесенное ими мясо куда-то пропадает; братья находят спрятанного в корзине карлика, тот хочет их съесть; они пытаются его убить, он умирает лишь в муравейнике самых жгучих муравьев; А. делает вид, что расстроена потерей веретена; ночью оживила карлика или сделала нового; братья слышат, как А. говорит про себя об их погибших родителях; заставляют ее признаться, что Ягуар с Ягуарихой съели всех мужчин в селении, а Орел всех женщин; Ягуариха разевала пасть, люди в нее входили; братья тренируются в стрельбе из лука, нужен тростник сделать древки для стрел, им владеет Otyueré; А. научила, что сперва у броненосца надо взять новый нож; они взяли в тот момент, когда броненосец лежал с женой; слепая старуха Yualoreroawsé унесла нож; они сделали ее зрячей, получили в награду нож, снова ослепили; O. и его cunhado (брат жены либо муж сестры) Alalaymaré смазывали ветки клеем ловить летучих мышей; братья превращаются в летучих мышей, последовательно отрезают конечности О., сбрасывают с дерева вниз, кричат, что вот падает ветка, вторая, и т.д.; тело О. превращается в гнездо медовых пчел; голова прилепилась к плечу А., тот стал лесным духом с двумя головами (слышавший его вой умрет); братья убили стрелами Орла; братья превращаются в колибри, режут ножом Ягуариху изнутри, выходят; у Ягуара-самца в доме две каменные палицы, братья поменяли местами опасную и обычную; то же – два копья; спрятались в доме Ягуара; по пути к нему встречали различных животных (alma-de-gato, Canis jubatus, Euchroma gigantea {что-то с антеннами, летучее – насекомое?}, Anolis punctatus, ящерица Hemidactyluc mabonia); каждый спрашивает, куда те идут; получив ответ, что убивать Ягуара, присоединяются, прячутся в доме; Ящерица пачкает палочки для добывания огня массой плодов пеки; Canis jubatus оставил свои испражнения; братья кладут на порог крысиную голову и хвост каймана; Ягуар, видя каждого из спрятавшихся или оставленные предметы, следы, воспринимает их как знамение его смерти; братья хихикают, Ягуар хватает палицу, но она не смертельна, братья его убивают; из золы и углей возникли европейцы и различные группы индейцев не пареси (перечислены, кто из какого из сгоревших предметов); братья стреляли в небесное дерево, поднялись по цепочке из стрел (либо по нити, спущенной, по просьбе А., с небесного дерева); все животные хотели тоже забраться; Canis jubatus и Dusicyon thous полезли, но нить оборвалась или европейы оборвали цепочку из стрел; те двое упали; на небе А. и братья играют в мяч головой ягуарихи, хвостом каймана, головой крысы (А. дала их братьям с собой); красный закат – кровь головы ягуарихи]: Pereira 1986, № 8: 149-169 (эпизод с карликом: 150-152).

Чако. Чамакоко : Wilbert, Simoneau 1987a, № 75 [Cordeu 1984: 237-238; три брата поймали новорожденного угря {видимо, мурену}; их мать оставляет его – пусть подрастет; видит его пенис и берет в любовники; он дает ей свою икру {молоки?}; сыновья чувствуют странный привкус у дикой фасоли, которую собирает мать; младший подсматривает, видит, как мать подзывает свистом угря, совокупляется с ним, тот дает ей икру под видом фасоли; сыновья убили угря, дали матери его жареное мясо, бежали на небо; младший выстрелил в небо, чтобы спустилось; старшие сразу ушли в отверстие неба, младший скомандовал небу подниматься, а ногу еще не убрал; мать увидел отражение ноги в воде, попросила птиц отрезать ногу; лишь сокол (он ест только живую добычу) сумел взлететь к небу, которое уже поднялось высоко, отрезал ногу; велит женщине подготовить сосуды, в них льется кровь разного цвета; женщина раскрашивает птиц так, как они хотят; затем раскрашивает себя в черный цвет, превратившись в птицу карау (Mesembrinibus cayenensis), кричит, скорбя о потерянных детях], 76 [примерно как (77); женщина раскрашивает птиц так, как они хотят; Ястреба, который отрезал ногу, черными и белыми полосами], 76 [примерно как (77); женщина раскрашивает птиц так, как они хотят; Ястреба, который отрезал ногу, черными и белыми полосами]: 252-257, 263-266.