Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F5A. Женщина из хвоста, ATU 798. .14.15.27.28.31.

Бог собирался сделать Еву из ребра Адама. Ребро утащила собака (кошка, лиса, обезьяна, черт). Бог (или посланный им ангел) погнался, схватил похитителя за хвост и оторвал его. Из этого хвоста Бог сделал Еву. Либо Бог сперва сделал женщину из съедобного материала и собака съела эту фигуру. Пришлось делать новую из ребра Адама. Либо Бог отрезал Адаму хвост и сделал из него Еву.

Арабы Алжира, португальцы, каталонцы, итальянцы (Тоскана), французы, немцы (юг?), фламандцы, голландцы, англичане, словенцы, болгары, румыны, венгры, русские (Архангельская, Пензенская), украинцы (Галиция, Черкасская), белорусы, (литовцы), латыши, ливы, эстонцы, финны.

Северная Африка. Арабы Алжира [Бог хотел сделать женщину из ребра Адама; черт подговорил обезьяну украсть ребро; Гавриил схватил обезьяну за хвост в тот момент, когда она готова была скрыться в зарослях; хвост оторвался и Гавриил принес его Богу; тот сделал женщину из хвоста обезьяны; поэтому женщины коварны, злорадны и лживы]: Dähnhardt 1907: 120.

Южная Европа. Португальцы [чтобы сделать женщину, Бог вынул ребро Адама; но подбежала собака и унесла его; Бог погнался за собакой, но лишь оторвал хвост и сделал женщину из него; решил, что нет большой разницы, будет ли Ева из ребра Адама или из собачьего хвоста; по другим вариантам, вместо собаки кошка либо лиса; если лиса, то она поэтому хитрая как женщина]: Vasconcellos 1882a: 275-276; каталонцы (1 публикация) [Бог вынимает {Адаму} ребро, чтобы сотворить Еву, но обезьяна его схватила и прыгнула на дерево, Бог лишь успел оторвать ей хвост; пришлось сделать женщину из обезьяньего хвоста]: Oriol, Pujol 2008, № 798: 160; итальянцы (Тоскана: Calcinaia bei Florenz) [Адам спал, собака унесла его ребро, Адам пустился догонять, но лишь оторвал хвост; из него Бог создал женщину]: Gubernatis, 369, Anm. 3 в Dähnhardt 1907: 119.

Западная Европа. Французы {север Франции?}: Marelle 1888, p.9f в Uther 2004(1), № 798: 444-445; фламандцы , голландцы [Amsterdam 1668: 183; {непонятно по-голландски без словаря}; в другой книге (Amsterdam 1655, IV, 414) кто-то говорит о женщинах как созданных из собачьего хвоста]: Dähnhardt 1907: 118-119; немцы : Hans Sachs 1557 (следовательно, Нюрнберг) в Dähnhardt 1907: 119-120 [Бог вынул из Адама ребро и пошел взять глины (Erde) замазать отверстие и вымыть руки; в это время собака схватила ребро и унесла; Бог ее догнал, схватил за хвост и оторвал его; сделал из него Еву – длинноволосую и с прекрасным телом; женщины и собаки ластятся к мужчине, если чего-нибудь от него хотят; но если что-то женщине не понраву, то лает как собака; также у женщин и собак много блох; в португальской, фламандской и венгерской версиях ребро уносит кошка; (и далее на S. 122; Hans Sachs ссылается на еврейскую традицию, хотя ни в Талмуде, ни в еврейской фольклоре этого нет; но в Rabba, Parascha XVIII, Kap. 2, 22< Giuseppe Levi, Parabeln, Legenden u. Gedanken aus Talmud u. Midrasch, S. 346: Я делаю ее не из головы, чтобы она не была головой, не из глаза, чтобы не была любопытной, ни из уха, чтоб не подслушивала, не из рта, чтоб не была болтливой, не из руки, чтобы не тянулась ко всему руками, не из ноги, чтобы не бегала вокруг, а из сокровенного члена Адама)], 121 [сперва у Адама был красивый и длинный хвост, как у обезьяны; Бог отрезал его и слелал из него женщину; но та сохранила свою природу, прыгала и кривлялась вокруг Адама, не давая ему покоя; Бог понял, что Адам так не проживет, и сделал ему новую жену из ребра; потомки обеих женщин сейчас реди нас]; фламандцы [on dit qu’Eve... provient de glaise, de sucre, de vinaigre et d ’une queue de chat ; в одной из фламанских версий ребро уносит обезьяна, ей оторвали хвост, поэтому у обезьян нет хвоста]: Harou, Mélange, 111 в Dähnhardt 1907: 120; англичане [Томас Мор (стихотворение); рабби говорят, что Ева была создана не из ребра, а их хвоста Адама; и теперь мужчины бессмысленно цепляются за то, что есть лишь их хвост; мужчина всегда впереди женщины – своего хвоста]: Dähnhardt 1907: 120-121.

Балканы. Словенцы (Штирия) [бог создал из глины фигуру Адама, прислонил к забору и оставил сохнуть; затем вложил душу; усыпил и вынул ребро, чтобы сделать Еву; Бог отвлекся, а собака схватила ребро; Бог следом, но ребро отобрать не сумел, а оторвал конец хвоста, из которого и сделал женщину]: Krauβ 1874 в Dähnhardt 1907: 117; болгары : Dähnhardt 1907: 115 [Шишманов, № 26; Бог сделал человека из глины и вдул в него душу; велел ангелу пойти к Адаму, который спал в огороде, вынуть незаметно левое ребро и принести (чтобы сделать из ребра женщину); ангел принес ребро, но застал Бога спящим и стал ждать у двери; подошел черт, стал расспрашивать; когда ангел согласился дать ему посмотреть ребро, черт схватил его и бросился прочь; ангел за ним; черт забрался в нору, ангел стал тянуть его за хвост и оторвал; принес хвост; Бог еще не встал; сквозь сон велел ангелу сделать из ребра то, что было задумано; поэтому Ева сделана из чертова хвоста], 116 [Бог вынул у Адама ребро, чтобы сделать Еву, занялся другим делом; змея, у которой тогда были ноги, схватила ребро и побежала; Михаил за ней, схватил ее за ноги и оторвал; Бог сделал Еву из ног змеи, поэтому женщины лживы, а у змей нет ног]; румыны [когда Бог вынул Адама ребро, чтобы сделать Еву, собака его схватила и унесла; Бог лишь успел оторвать ей хвост, бросил на землю и велел стать Евой; собака злы (за то, что ей оторвали хвост), поэтому собаки злые]: Dähnhardt 1907: 119; венгры [1) Бог оставил собаку сторожить фигуру первого человека, в которую еще только надо было вложить душу; но собака пропустила к фигуре черта; увидев подходящего Бога, пустилась бежать; Бог погнался, оторвал ей хвост и создал из него женщину; поэтому у женщин много блох; 2) Бог создал Адама и вынул у него левое ребро, чтобы сделать Еву; затем пошел за навозом замазать дыру в теле Адама; в это время собака схватила ребро, но Бог оторвал ей хвост и сдела Еву из этого хвоста; поэтому и сейчас: дочерить секрет языку женщины или хвосту собаки – все едино]: Dähnhardt 1907: 117.

Средняя Европа. Русские : Белова, Кабакова 2014, № 368 (Архангельская, конец 1920-х) [Сотворил Бог Адама. Тому тоскливо стало. Стал у Бога бабы просить. Бог было отговаривалса, отговаривалса да и согласилса. Вот уснул Адам. Бог вынял у ёво рёбро, хотел из ёво бабу сотворить. Да захотел в это времё до ветру. Положил Бог рёбро, сам убежал за кусты. Бежала мимо собака, увидала рёбро, сцапила и побежала. Бог выскоцил из-за куста, побежал за собакой, схватил иё за хвос. Собака рванулась. Хвос оторвалса. Бог и говорит: А ведь все равно. Мясо за мясо сойдёт. Взял да и сотворил Еву из собацьёво хвоста], 369 (Пензенская, 1899) [Бог сотворил Адама. Но жены первоначально Бог не творил, люди как-то размножались сами без женщины, а жену Бог сотворил уже в наказание человеку. Мужчины жили хорошо и богато, но стали зазнаваться перед Богом. Бог призвал к себе Хамку – здорового и работящего мужика – и сказал ему, что решил «напустить» на людей бабу. «Ты знаешь Адамку, лядащенького мужиченка? <...> Ну вот так у этого Адамки ты мне три ребра и вышиби». <...> Приготовленные ребра утащила собака. Хамка схватил собаку за хвост, оторвал его и принес Богу. Женщины созданы из собачьего хвоста, потому они и хвастливы! Бог посадил Адама и его жену в рай и запретил им есть «до второго Спаса» яблок. Женщина нарушила запрет, и Бог выгнал их из рая]: 235; украинцы : Dähnhardt 1907: 116 (Черкасская, Канев) [Чубинский, Труды I, № 4: 154; сделал Адама из глины, а Еву из теста {создание людей из теста – особый мотив, см. дальше у Денхардта} и оставил сохнуть на солнце, велев Михаилу следить; тот отвлекся и собака сожрала Еву; Бог вдохнул душу в Адама, взял кончик его ребра и сделал новую женщину, назвав ее Евой], 118 (Галиция) [завершая творение, Бог решил создать что-то достойное и создал Адама; тот жил в раю, но ему чего-то не хватало; тогда Бог решил сделать для него жену; когда Адам спал, Бог вынул у него ребро; почуявшая запах свежего мяса собака схватила ребро и пустилась бежать; Бог за ней, схватил за хвост, но тот оторвался и пришлось сделать женщину их хвоста; поэтому у женщин волосы длинные как собачий хвост]; белорусы [Бог создал Адама с хвостом; но приглядевшись, решил, что человеку не гоже иметь хвост наподобие животного; Бог усыпил Адама, отрезал хвост и сделал из него Еву]: Federowski I, 781 в Dähnhardt 1907: 121.

Балтоскандия. Эстонцы [бог собирается сотворить женщину из ребра мужчины; черт в образе собаки пожирает ребро; бог долго преследует собаку, но ему удается лишь оторвать ей хвост, и он делает женщину из собачьего хвоста]: Вийдалепп 1980: 274; ливы [когда Бог вынул из Адама ребро, собака его сразу же утащила; затем еще раз; тогда Бог оторвал ей хвост и сделал из него Еву]: Loorits 2000(1): 185; финны [как у эстонцев; хвост собаки либо кошки]: Masing 1998: 65 [и другие варианты]; латыши [Бог сделал Адама и вынул во сне у него ребро сделать Еву; не спеша закурил трубку, а в это время собака схватила ребро; Бог за ней; когда собака подбежала к ручью, Бог успел оторвать ей хвост, но через ручей не пошел; сделал женщину из хвоста собаки]: Dähnhardt 1907: 118; (ср. литовцы [Uther 2004(1), № 798: 444-445 ссылается на Balys 1936, nos. 32ff, 52, 65, но там этого нет; на страницах с соответствующими номерами тоже нет]).