Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F67. Старуха притворяется мужчиной. .39.40.43.48.50.

Старуха живет с (приемной) дочерью, племянницей или невесткой. (Якобы) превращается в мужчину, берет в жены девушку или пытается это сделать.

СВ Азия. Чукчи [старуха живет с племянницей; делает себе пенис с тестикулами из деревянной рукоятки и половин расколотого каменного молотка; приходит под видом мужчины; когда пара ложится, женщина ощупывает партнера, обнаруживает обман]: Bogoras 1902, № 25: 630.

Арктика. Алеуты (Атка) [старуха причесывает внучку; притворяется умирающей, просит похоронить ее под лодкой со всем имуществом; натягивает себе кожу, делает пенис из стебля пастернака, глины, мха, смолы; делает тестикулы из мешочков; берет внучку в жены; оказывается никудышным охотником; в тепле ее фальшивые гениталии отваливаются; люди забивают ее до смерти]: Jochelson 1990, № 78: 543-561; иглулик [люди оставляют старуху с внучкой; она колдовством приманивает в дом животных, убивает их палкой; превращает пояс в гарпун с линем, свои гениталии в нарту, татуировку на лбу в каяк; подтирается снегом, превращает комки в собак; делает пенис из кости, тестикулы из кремней; берет внучку в жены; когда приходит настоящий мужчина, падает от стыда мертвой; созданные ею предметы становятся тем, чем были; внучка вскоре умирает]: Boas 1901b, № 24: 323-325; Баффинова Земля [люди покидают старуху с приемной дочерью; она превращает себя в мужчину, берет дочь в жены; отрезает себе пальцы ног, превращает в собак; делает копье, гарпун, линь из частей своего тела, нарту из своих женских гениталий; добытые ею тюлени имеют вкус мочи; когда приходит настоящий мужчина, она становится вновь старухой]: Boas 1901b, № 54: 248-249; полярные [муж бьет жену, та уходит, свекровь следует за ней; берет ее в жены; делает себе пенис из пениса оленя, использует половые губы как нарту, свои ноги – как собак; добывает много оленей; когда муж приходит, старуха убегает, бросается в водопад; муж снова живет с женой]: Holtved 1951b, № 55: 89-90; Западная Гренландия [пока сын на охоте, его старуха-мать Arnarkuak уводит его жену и живет с ней, считая себя мужчиной]: Rink 1875, № 92: 442-443; Восточная Гренландия (Кулусук) [пока сын на охоте, его мать делает себе пенис из китовой кости и кожи, совокупляется с невесткой; сама плавает в каяке, добывая тюленей; сын подсматривает, полагая, что у жены любовник; узнав, в чем дело, убивает мать, затем жену, хоронит в одной могиле; уходит жить на новое место]: Millman 2004: 127-128.

Побережье - Плато. Халкомелем : Boas 1895, № 2 (низовья р.Фрэзер) [см. мотив A5; старуха делает себе двух дочерей из двух половин икры лосося; якобы, умирает; девушки хоронят ее, положив в могилу клин и молоток; старуха подтягивает себе кожу, делает пенис из клина, тестикулы из половин молотка; девушки рады выйти за незнакомца; мнимый муж прячет беззубый рот, не может прожевывать пищу; ночью девушки узнают мать по ее смеху, замечают, что кожа подтянута; убегают; приходят к слепой старухе, качающей в колыбеле младенца; подменяют его деревяшкой; отец мальчика в гневе бросает старуху на землю, она превращается в съедобное корневище (волосы - листья); похищенный становится месяцем, сделанный из его отжатых пеленок брат - солнцем]: 28-30; Hill-Tout 1904b [старуха Kaíia (Росомаха) стала мыть лососевую икру, половинки превратились в двух девочек; они выросли, K. притворилась, что умирает, велела оставить ее в лодке, положить рядом ее имущество; подтянула себе кожу, раскрасилась, из рога и молотка сделала себе пенис и тестикулы; пришла к внучкам под видом молодого мужчины; утром вульвы девушек болели, они подозревают обман; на следующий ночь стали щекотать мнимого мужа, узнали смех бабки; защекотали до смерти; пришли к слепой старухе у колыбели младенца ее дочери; сделали вид, что моют младенца, унесли, подложили чурбан; дочь взяла мать на спину, почти догнала похитительниц, но как только сбросила мать, путь удленился; так дважды; бросила мать, велела ей стать съедобным корневищем; мужу матери – камнем, под которым прячутся лососи; выжав пеленки сына, создала из его мочи нового мальчика; оба выросли, встретились на охоте; мать велела младшему играть со старшим, чтобы тот увидел примету у него на руке; узнав правду, старший пошел сжечь похитительниц, сделавших его своим мужем; младшей доброй положил на грудь белые волосы, она стала летними облаками, ее ребенок - малиновкой; старшей злой – черные волосы, она стала зимними тучами, ее ребенок - вороном; искры стали snow-birds; мать хотела сделать Солнцем старшего, но легко заслонила его свет пеленкой, поэтому сделала Месяцем; младший ярко светил, стал Солнцем; вар.: похитительницы не сожжены, старшая стала осетром, младшая sucker; младший брат сел у костра, растаял, став снова мочой]: 342-345; лиллуэт [старуха Kaiyam вынула из лосося икру, превратила в девочку, затем короткую часть икры во вторую; они вырастают, К. притворяется умирающей, велит оставить ее со всем имуществом; приходит под видом мужчины, прикрывает беззубый рот; ночью использует пест вместо пениса; утром у сестер распухли гениталии, они подозревают обман; ночью щекочут, она признается, они щекочут ее до смерти; пришли к слепой старухе у колыбели младенца; сделали вид, что моют его, унесли, подложили чурбан; муж старухи взял ее на спину, почти догнал похитительниц, но как только сбросила ее, путь удленился; он швырнул жену лицом о бревно, велел стать съедобным растением, растущим на поваленных деревьях; возвращается дочь стариков, отжимает пеленки украденного младенца, делает из отжатого нового; братья встречают, узнают друг друга; старший бросает оземь похитительниц (они его жены), превращая старшую в гризли, младшую в черную медведицу; возвращается к матери]: Hill-Tout 1905: 185-189.

Калифорния. Юрок [старуха ест только грибы; ее дочь приносит ей их; старуха всегда лежит, просит дочь перевернуть ее; когда девушка наклоняется к ней, мать пытается сочетаться с ней с помощью пениса, который у нее вырос; девушка убегает]: Kroeber 1976, № E4: 269.

Большой Юго-Запад. Хопи [Maasav бьет собирающую хворост старуху, надевает ее кожу, приходит в ее облике к ее внучке; ночью совокупляется с ней, объяснив, что в старости у женщин вырастает пенис; утром уходит, натягивает кожу назад на старуху, убегает; ночью внучка спрашивает бабушку, почему та с ней не совокупляется; бабушка догадывается, что это были проделки М.]: Malotki 1997, № 7: 111-117.