Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F77A. Пенис-мост. .12.22.23.25.34.37.43.

Огромный пенис служит мостом.

Западная Африка. Волоф : Copans, Couty 1988, № 51 [трое мужчин изгнаны из своих деревень, построили хижину, стали в ней жить; один мог взглядом поджечь что угодно; второй так мочился, что все вокруг превращалось в болото; третий перекидывал свой пенис через реку и другие переходили по нему на противоположный берег; чьи способности ценнее? (ответ: способности третьего)] 52 [трое мужчин изгнаны из своих деревень, стали жить вместе; один взглядом поджег все вокруг; второй все залил мочой, разлилось море; третий протянл свой пенис и друзья перешли по нему на другой берег; чьи способности удивительнее?]: 132, 133-134.

Южная Азия. Санталы [есть непристойные рассказы о том, как персонаж сбивает своим длинным пенисом с дерева ягоды, а люди переходят по мосту-пенису реку]: Elwin 1949: 254 (W.G. Archer, личн. сообщ.).

Бирма – Индокитай. Вьеты [Ны Оа обещает выйти за Ты Тыонг, если они станут насыпать горы и его гора будет выше; ТТ проигрывает, но НО все же соглашается на брак; в темноте ТТ кладет свой пенис как мост через реку, сто участников церемонии идут по нему; на пенис падает искра, «мост» исчезает, 50 человек не успели перейти, упали в воду; НО подобрала платье, стало светло, выловила людей и согрела их]: Кнорозова 2000: 24.

Тайвань – Филиппины. Атаял [великан Халус носит свой пенис, обернув вокруг пояса; кладет через реку как мост; когда проходят женщины, он тверд как железо, когда мужчины – качается; Х. насилует женщин, посылая в них пенис через окна в домах; открыв рот, ждет, когда в нее прыгнет дичь, которую гонят охотники; люди раскаляют камень, говорят Х., что бежит олень; он глотает камень, умирает]: Norbeck 1950, № 6: 17-19.

Южная Сибирь - Монголия. Монголы [ Чонун-бель едет сватать жену на север, убивает 20-голового Хотгор-хара-мангыса и его людей; остается одна старуха, идет искать мужа; отвергает того, у кого пенис как у жеребца; выходит за ответившего, что своим пенисом может обернуть гору три раза; у них много детей; они повели свой народ с горы через море; пенис старика служит мостом; его клюнула ворона, он пошевелился, народ потонул; старик делает невод из своей шерсти; выуженные стали монголами (или вообще людьми), оставшиеся в воде - рыбой]: Потанин 1883, № 112: 384-387; тувинцы [старуха Куделя (Ködälä) последовательно спрашивает пастухов о толщине их пениса; отвергает тех, у кого он втрое толще шеи барана, верблюда, быка; берет того, у кого как гора; рожает мальчика и девочку; по пенису старика разлилась вода; конец клюнула сорока, дети упали в воду; из своих лобковых волос старуха сплела веревки, вытащила детей]: Катанов 1907, № 1064: 124-125.

Амур – Сахалин. Нанайцы (с. Даерга, 1972 г.) [из описания шаманской дороги в буни : «Выезжает и едет до 1-го ночлега, едет с тормозом – ехаури. Ночует, положив голову на руки, через несколько минут говорит: “Что-то слишком много здесь чертей, едет дальше {sic}”. Дальше рыбачит в определенном месте. Потом едет, снова ночует. Дорога плохая, гористая у подножья, рядом вода – Хадильто и всю дорогу приказывает главному духу следить, смотреть, ехать осторожно. Дальше надо переходить речку, нужен мост. Уджа сидит и шаман приказывает ему пустить половой орган, чтобы он стал мостом. Уджа делает мост, проедет и дальше место Хоула (на р. Похса есть это место), затем приближается к буни и там находит души, оставленные другими шаманами»]: Бородовский и др. 2005: 149.

Побережье - Плато. Томпсон [Лысоголовый Орел видит у реки девушку; превращает свой пенис в бревно, по которому та переходит; не пускает на берег, пока она не соглашается назвать его мужем; она идет к своим родственникам, видит поле битвы птиц, находит там голову и кости мужа; голова разложилась, она писает на нее; голова ее преследует; она просит Журавля протянуть через реку ногу как мост; проходит на другой берег, Голову Журавль сбрасывает в воду; она не тонет, продолжает преследование; женщина лезет на дерево; когда спускается, Голова впрыгивает ей в гениталии; она рожает два яйца, они катятся всюду за ней; на них видно изображение лысоголового орла; ее сестры бросают яйца в огонь, они лопаются; извлекают из женщины Голову, разбивают на кусочки, сжигают их]: Teit 1917b, № 12: 25.