Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F97a. Змея лишается ног. (.12.17.21.26.)

Змея виновата в том, что другие съели запрещенную божеством пищу. За это змея лишина конечностей, которые у нее прежде были. {вариант Эфик может быть не связан с библейским, но южноазиатские, скорее всего, связаны}

Эфик, Ветхий Завет, мири, пхом, китайцы Ганьсу.

Западная Африка. Экои [Obassi Nsi велел корове, козе и удаву стеречь его огород и не есть ничего самим; удав должен был приносить бананы ОН; узнав, что Обасси Нси кормит бананами гостей, удав предложил самим есть бананы; Обасси Нси послал слугу проверить, соблюдается ли его приказание; узнав, что не соблюдается, вызвал к себе нарушителей; корове велел питаться банановыми шкурками, козе – кожурой ямса, а у змеи отнял руки и ноги]: Talbot 1912: 376-377.

Передняя Азия. Ветхий Завет [Бог поселил Адама и Еву в Эдеме; запретил есть плоды от дерева познания добра и зла; якобы, съевший их умрет; змей подговорил Е. попробовать плод, та дала А., оба осознали свою наготу; Бог змею: «ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14); Адама и Еву Бог выгнал из Эдема, сделал им кожаные одежды, велел трудиться]: Быт. 2, 17; 3, 1-19.

Тибет – Северо-Восток Индии. Мири [Si-Duinye (солнце) вылепил мужчину и женщину; те стали спрашивать, почему они разные, С. велел им жить вместе, но они не умели сойтись; Змея дала сладкий плод женщине, та устыдилась наготы, дала съесть мужчине, тот тоже прикрылся; С. сказал, что теперь они должны будут работать, рожать детей и умирать; Змее отрубил руки и ноги; хотя мужчина и женщина пожелали друг друга, они все еще не умели совершать половой акт; птичка Apu-Todu ткнула клювом в гениталии спавшей женщины, мужчина понял, супруги родили детей]: Elwin 1958b, № 5: 361-363; пхом [Бог запер первых мужчину и женщину в доме, велел не сходиться; Змея проникла к ним, сказала, что если они не сойдутся, не будет детей; Бог спросил, кто велел нарушить его распоряжение, кто первым нарушил; отрезал змее конечности, женщине велел истекать кровью, рожать в муках]: Elwin 1958b, № 5: 361-363.

(Ср. Тайвань – Филиппины. Багобо [первые люди Tuglay и Mona могли видеть богов; змея дала им плод, сказала, что если они его съедят, их глаза откроются; Бог разгневался, больше люди богов не видят]: Benedict 1913, № 2: 16).

Китай – Корея. Китайцы (Ганьсу, г. Тяньшуй, р-н Бэйдао) [Когда Фуси создавал людей, он лепил их из жёлтой глины. Сначала он слепил женщину и положил её сушиться на солнце. Потом он стал лепить мужчину, но в это время зазвучал гром, подул сильный ветер, Фуси сжал руки, и так получилась фигурка мужчины. Затем он вдохнул в них жизнь, и глиняные мужчина с женщиной радостно запрыгали. Кроме этих двух людей – брата и сестры – в мире никого не было, и они чувствовали себя одинокими. Фуси нужно было уехать, он оставил брата с сестрой на попечение змеи и велел ей не рассказывать им о том, как заводить детей. После того, как Фуси уехал, змея подумала, что людей на свете мало, они не знают, как завести потомство, и поэтому жизнь их скучна. Тогда она сказал брату с сестрой, что если бы людей на свете было много, им было бы веселее. Брат с сестрой согласились, змея рассказала, как заводить потомство. Брат с сестрой спросили, как им вступить в брак, и тогда змея сказала, что на следующее утро им нужно взять пару жерновов, подняться на разные горы и по её сигналу скатить их по склонам. Если жернова соединятся, брат с сестрой могут вступить в брак. На следующий день они поступили так, как сказала змея, жернова покатились вниз, огибая камни и деревья и пугая тигров и леопардов, и с грохотом соединились около реки. Тогда брат с сестрой стали мужем и женой. Через семь или восемь десятков лет Фуси вернулся и увидел, что людей стало много. Он сразу понял, что сделала змея, и в наказание отрубил ей все четыре конечности, и с тех пор у неё нет ног]: Zhou Yang et al. 2001, № 11: 13.