Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F9E. Мыши в вагине. .41.61.

В вагине женщины находятся мелкие млекопитающиеся с острыми зубами.

Кучин, хан, верхние танана, тагиш, каска, йеллоунайф, бивер, чипевайян, секоя.

Субарктика. Кучин : McGary 1984 [Ch'iteehaakwaii и Росомаха ночуют в лесу, оставляют сушиться штаны у костра; Ch. незаметно меняет местами свои штаны и штаны Росомахи; подсматривает, видит, как Росомаха бросает свои штаны в огонь, думая, что бросает штаны Ch.; утром Ch. уходит; Росомаха обещает пойти тоже, когда сделает себе новые штаны; Ch. приходит к женщине-Рыси, та его кормит; мимо проходит, уплывает Росомаха; Ch. встречается с ними и его семьей; плывет дальше; женщина приглашает его к себе, дает человечину, он не ест; видит, что она - Выдра; велит ей отныне питаться рыбой; он что-то бросает в нее, потом еще раз, из ее зада выскакивает норка, затем ласка; (во многих версиях они жили в вагине женщины, убивали мужчин во время совокупления); Ch. велит ласке питаться мышами]: 396-407; McKennan 1965 [женщина-Выдра приглашает Джатеаквойнта совокупляться; он сует палку ей в вагину, палка раскушена; ночью разбивает Выдре поленом голову (с тех пор у выдр плоская голова); бросает тело в огонь; из вагины выскакивают Ласка и Норка; это они откусывали мужчинам пенисы]: 115-116; Petitot 1886, № 5 [у старшего брата две жены; он связывает младшего, спускает в колоде в море; юноша просит чайку плыть перед ним, море успокаивается, колоду выносит на берег; белый волк пытается перегрызть путы, кунице это удается; юноша приходит в селение, где только собаки; там лежит мясо, но из-за запаха псины его невозможно есть; он входит в темный проход, видит висящую оперенную кожу орла, надевает ее, прилетает в селение; дети узнают орлиную шкуру, протыкают ее; взрослые приглашают его с ними жить; эти люди – собаки ниже пояса; юноша останавливается в доме, где девушка, берет ее в жены, его кормят мышиными ножками, мыши для них – олени; местные люди не знают, что значит сон; юноша засыпает, другие думают, что он умер; проснувшись, он говорит, что узнал во сне секрет сна; бросает в огонь глаза зайца, окружающие засыпают; эти люди охотятся на полярных сов, просят его поймать сов; он подстрелил одну, она упала в дом, где его жена, исцарапала ее до смерти; заготовленная мышатина упала в огонь и сгорела; собаконогие считают, что виноват юноша, велят ему уходить; он приходит к охотнику на оленей, у которого вторые глаза на затылке, а лыжи загнуты на обоих концах, чтобы ходить в обе стороны; своим мечом он истребил всех собаконогих; юноша снова надевает орлиное оперение, летит над морем, по желанию создает островок отдохнуть; прилетает к брату, тот обещает ему одну из жен, но юноша хватает его за волосы, поднимает, бросает в реку, тот тонет; юноша приходит к его двум женам, у одной паразиты – ласки, у другой – мыши; он очистил от них женщин, спал с обеими; пронзил грудь одной орлиным пером, она родила мальчика; однажды он пошел на охоту, его схватила за пятку, утащила в воду и утопила огромная щука; это был его старший брат]: 56-67; хан [женщина-Выдра приглашает Бобра совокупляться; он видит в ее вагине кусачих животных; Бобр сперва вводит палку, она раскушена, затем сует раскаленный камень, женщина умирает; Бобр убивает выскочивших ласок, норок, мышей]: Rooth 1971: 271; верхние танана [девушка-Норка откусывает мужчинам пенисы своей зубастой вагиной, пожирает убитых; Цаоша (Бобр) вводит в лоно спящей Норке зеленый побег; тот тут же разжеван; сует горящую головню; Норка умирает; Бобр разрезает ей живот, оттуда выскакивают ласки и норки]: McKennan 1959: 184-185; тагиш : McClelland 2007, № 74c [Бобр (Smart Beaver) видит женщину-Бобриху, выделывающую человеческую кожу; она предлагает лечь с ней; он сует ей в вагину ветку, ветка обглодана; тогда раскаленный камень, убивая находящихся в вагине существ; она умирает; затем оживает, говорит, что все убиты]: 376-377; Norman 1990 [как у хан; женщина-Норка; ласки, норки, мыши выскакивают наружу; женщина оживает; став норкой, плывет за лодкой Бобра; он ускользает от нее]: 106-107; каска [Бобр приходит к Выдре; у нее в гениталиях кусачие звери, так она убивает мужчин; Бобр отсылает ее принести питьевой воды, уплывает в лодке; она приходит на его стоянку, ложится раздевшись, расставив ноги; Бобр убивает ее, сунув в вагину раскаленный камень; оттуда выскакивают ласка и хорек, Бобр убивает их]: Teit 1917a, № 1: 435; бивер [ Тумашале приходит к бобровой плотине; там плачет девушка; говорит, что гигантского бобра можно умиротворить лишь отдаваемыми ему людьми, сейчас отдали ее; T. убивает Бобра стрелой, режет на мелкие части, из них возникают нынешние бобры; Т. ставит капкан, в него попадает Солнце; делается темно; Т. не может приблизиться из-за жара; другим животным тоже не удается, лишь Мышь разгрызает путы; T. встречает старика, тот ест мясо рыси, они ночуют в лесу; Т. заранее подменяет сохнущие у огня мокасины; старик бросает свои в огонь вместо мокасин Т.; утром Т. дает ему один мокасин из своей пары; старик дает ему стрелу; Т. стреляет, идет за ней, оказывается на небе; старуха спускает его на веревке; он думает, что достиг земли, подает сигнал, веревка падает; на самом деле он в большом гнезде; убивает двоих птенцов; третий отвечает, что отец прилетит с градом, мать с дождем; Т. убивает взрослых птиц, превращает птенца в обычную птицу, учит ловить рыбу; Т. приходит к женщине, та говорит, что внутри ее трех дочерей плохие существа, убивающие мужчин; Т. уничтожает этих существ (без подробн.), женится на девушках; тесть последовательно велит принести различные материалы для изготовления стрел, старуха каждый раз предупреждает об опасностях; 1) принести saskatoons (вероятно, тростник) делать древки (там змеи, Т. надевает каменные мокасины, приносит тростник); 2) достать шлифовальный камень; на краю обрыва мужчина-Лось сбрасывает вниз приходящих, его жена их убивает; Т. сбрасывает самого Лося, жена принимает падающего за чужака; Т. убивает и ее палкой, приносит камень; 3) принести перья для стрел; Т. убивает огромных орлов, приносит перья; 4) принести сухожилия огромного бизона; у того на рогах сидят два бекаса, предупреждают о приближении людей; Т. превращается в грызуна, копает ходы в разных направлениях, сгрызает шерсть с груди (плеча) бизона, пронзает его в этом месте, приносит сухожилия; 5) принести смолу, она между двумя схлопывающимися деревьями; Т. надевает каменные рукавицы, приносит смолу; 6) охотиться на медведей; тесть превращает в медведиц своих дочерей, Т. их убивает; гонится за тестем, тот прыгает в воду; Т. велит пеликану выпить озеро; тесть утонул; T. встречает старика, тот оказывается его младшим братом, они рассказывают друг другу о своих приключениях]: Goddard 1916: 232-237; йеллоунайф : Petitot 1886, № 3 [великан дает двоим братьям мужскую и женскую стрелы, которые охотятся на самцов и самок; велит не подбирать их, они возвращаются сами; младший стреляет в белку, лезет на дерево за стрелой, она уносит его на небо; он приходит к старухе; в вагине ее старшей дочери - ласки, младшей - мыши; старуха пачкает ему лицо сажей, но утром он моется и сестры просят его лечь между ними; он проваливается; волк копает ход, помогает выбраться назад; юноша пытается убить младшую сестру, но она бессмертна; из ее вагины в мир выходят мыши, крысы, кроты, змеи, черви, смерть, голод, холод, болезни; старуха спускает юношу на ремне с неба, он оказывается в гнезде орлов-людоедов; птенец прячет его под крылом; отвечает, что отец принесет день, мать - ночь; дает перья спуститься], 4 [начало как в (3); юноша проваливается вниз; сестры идут искать своего гостя, встречают монстра с одним глазом, одной рукой, ртом от уха до уха; это Эдзил -смерть; он обещает пощадить юношу, если одна из сестер выйдет за него - Э.; Э. унесен орлом; сестры берут стрелы, данные стариком юноше, унесены в нижний мир; Громовая Птица приносит их на берег моря; их мать предрекает, что двое братьев на них женятся; Громовая Птица приносит юношу на землю; великаны помогают сестрам; оба брата и обе сестры сходятся вместе]: 352-370; чипевайян : Birket-Smith 1930 [два брата приплывают к великанам; на охоте великан носит их в своих рукавицах; отправляет домой, велит не лезть за стрелой на дерево, если она застрянет; старший лезет, дерево вырастает, младший плачет внизу, превращается в волка; старший просыпается на земле; приходит к старухе, ее две дочери Горностай и Мышь вечно смеются; старуха мажет лицо юноши сажей; когда он отмыт, девушки перестают смеяться; он спит с Горностаем; утром старуха и Мышь делают так, что он начинает проваливаться в землю; женщины уходят; Волки его откапывают; он приходит к женщинам, спит с Мышью; волки съедают Горностая; он рвет одежду Мышь, оттуда выскакивают мыши; он зашивает одежду, Мышь становится его настоящей женой]: 92-95; Lowie 1912 [кри убивают всех, остаются два брата; приходят к великанам, те дают две стрелы, велят не лезть за одной из них, если она застрянет на дереве; один из братьев нарушает запрет, лезет на дерево, попадает на небо; там зима; старуха отдает за него двух своих дочерей; у одной в вагине мыши, у другой горностаи; он сует руку, покусан; проваливается в землю, жены его откапывают; волки разрывают девушку с горностаями, срывают одежду с той, в которой мыши; мыши выходят из нее; теща спускает юношу в корзине сквозь отверстие в небе; он попадает в орлиное гнездо; орленок говорит, что его мать прилетит как облако, отец издаст шум, похожий на ветер; дает юноше перья, тот слетает на землю; большой орел снова приносит его в гнездо, но орлята опять освобождают]: 189-193.

Западная Амазония. См. мотив F9B. Cекоя [пока две жены Месяца спят, он вынимает из их гениталий то, что там кусалось, выпускает в лес; теперь это летучие мыши-вампиры]: Cipolletti 1988, № 3c: 46.