Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G22. Лягушка/жаба и культурные растения. .59.-.62.65.66.

Лягушка/жаба связана с обретением людьми культурных растений.

Гвиана. Варрау [приемные дети старухи-лягушки видят, что она готовит еду из крахмала, который выступает из ее шеи; сжигают ее]: Wilbert 1970, № 166: 361; каринья (Ориноко) [старуха-лягушка кормит близнецов маниоком, извлеченным из своего тела]: Civrieux 1974: 83; каринья (Гайана): Armellada, Napolitano 1975 в Roe 1982 [старуха кормит близнецов маниоком, извлекаемым из тела огромной лягушки]: 156; Roth 1915, № 37 [как у каринья на Ориноко]: 134; см. мотив G16. Вапишана ; макуши ; см. мотив G17. Ояна.

Западная Амазония. Майхуна [герой похищает у жабы побег перси­ко­вой пальмы (Guilielma speciosa); жаба делает ствол высоким и ко­лю­чим; она - хозяйка пальмы]: Bellier 1991b, № 14: 236-237.

СЗ Амазония. Окайна [Жаба показывает женщине путь к первому огороду и дает ей растения]: Wavrin 1932: 144.

Центральные Анды. Северное побережье Перу: Boone 1996, fig.43 [развертка рельефного изображения на сосуде мочика {периода IV?}, Mint Museum, Chimbote; в нижнем ряду антропоморфизированные животные (обезьяны, грызуны?), несущие за спиной мешки; в верхнем на одной стороне сосуда лягушка с выступающими из тела кукурузой, маниоком и еще каким-то растениям; слева антропоморфный персонаж (бог А, главный герой приключенческих сцен) держит змею с головами на обоих концах тела, рядом два баклана - спутники А; справа тот же персонаж; перед ним, видимо, фишки для игры; с ним рядом его спутник бог-Игуана; тот же бог-Игуана в нижнем ряду стоя лицом к персонажам, несущим мешки]; Hocquenghem 1978, pl.21 [изображения на сосудах культуры мочика : кукуруза, маниок, фасоль выступают из тела лягушки/жабы]; также еще около 30 опубликованных изображений); деп. Ика (ткань раннего этапа культуры наска ) [культурные растения выступают из тела ламы, которую ведет на поводу лягушка/жаба]: Harcourt 1962, pl.93, 97; McClelland 2011 [фото сосудов и развертка всех важнейших сцен с изображением лягушки с выступающими из ее тела культурными растениями]; Sawyer 1962, fig.62.

Боливия – Гуапоре. Такана [старуха-жаба после потопа]: Hissink, Hahn 1961, № 6 [нехотя дает бататы мальчику], 7 [дает человеку бананы и кукурузу]: 43-46.