Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G27. Урожай из мочи. .52.55.56.61.(.62.)

Культурные растения появляются вместе с мочой или на месте, где герой помочился.

Мезоамерика. Михе : Lipp 1991 [сироты-близнецы брат и сестра заночевали в амбаре; чудовище перенесло их в лес; там уже много людей, часть умерла, часть еще жива; близнецы увидели спящее на дереве чудовище; сестра не попала, брат убил его стрелами, оно с грохотом упало с горы; вниз не спуститься; брат велит сестре писать, сказать, Писаю лианы ; Та говорит, Писаю бананы, мамей, все плодовые деревья ; брат написал, выросли лианы; близнецы велят людям не есть плодов, пока они, близнецы, не спустились вниз; не евшие совершили первые ритуалы вместе с близнецами; евших близнецы превратили в коати, пекари, енотов и прочих животных, портящих посевы; близнецы велели Жабе пепел сгоревшего чудовища выбросить в реку; на берегу Жаба раскрыл пакет, вылетели комары и другие кусачие насекомые; по берегам водоемов их особенно много; Жабу наказали, теперь его тело покрыто бородавками]: 75-76; Miller 1956, № 3 [девушка отказала юноше; тот превратился в птичку, девушка подбила ее, спрятала на груди, забеременела; от гнева родителей ушла в лес; Белка предложил ей покачаться на лиане, перерезал лиану, девушка разбилась; Стервятник нашел в ее утробе мальчика и девочку; мальчик велит ему больше не есть людей; брат и сестра пришли к родителям матери; пока бабки нет, убили деда, набили чучело насекомыми; бабку накормили его мясом; она ударила деда, насекомые вылетели; бабка приследует близнецов, Агути спрятала их у себя во рту; змее в пасть они бросили раскаленные камни; зверь перенес их на скалу, они убили его стрелами; брат велит сестре писать лианы; она говорит, что писает бананы; брат сам писает лианы; поевших бананы людей превратил в лесных животных; зверя сжег, дал Жабе бросить пепел в море; тот открыл, вылетели москиты, за это превращен в жабу; появление Солнца и луны как в № 4], 4 [Мария прядет, птичка садится на прялку, она ударила ее, сунула под рубашку, птичка клюнула ее в грудь, улетела; М. забеременела; Белка предложила ей покачаться на лиане, перерезала лиану, М. разбилась; Стервятник достал из ее чрева мальчика и девочку; мальчик похоронил мать, велел Стервятнику есть трупы животных, а не людей; близнецы пришли к родителям матери; вынимая у деда вшей, убили его, чучело набили насекомыми, тестикулы дали бабке сварить и съесть; бабка ударила чучело, насекомые ее искусали; сестра написала, дорога размокла, бабка-преследовательница скользит; Агути спрятала близнецов у себя во рту; старик приютил их, ночью приходит змей, блинецы бросили ему в пасть раскаленные камни; далее как в № 3 ( Лоренсо открыл пакет с золой, превращен в жабу); люди собираются выбрать Солнце, говорят брату, что он слаб; он превращается в Солнце, велит старику вырыть колодец; пока низко над землей, жара, лишь у старика в колодце вода; велит сестре сбегать в дом старика за забытым уараче; за это время поднялся высоко; сестра стала Луной; пятна - уараче ее брата]: 79-85, 86-97; цоциль : García de Leon 1973 [братья Солнце, Меркурий, Утренняя Звезда поднимаются к небу; их мать Луна решает следовать за ними; мочится на каждом огороде, возникают Chayota edulis (мексиканский огурец); зарывает в землю (свой?) палец, возникают chilacayote]: 304-305; Guiteras-Holmes 1961: Guiteras-Holmes 1961: 157 [Святая Дева помочилась, так появились тыквы (squash)], 182 [людоед Cabinal, у него жена и дочь; когда дочь купалась в реке, положив одежду на траву, Ohoroxtotil превратился в собаку, утащил одежду; снова стал человеком, вернул одежду, девушке он понравился, она согласилась на брак; родители тоже согласились; О. повел ее в лес, показал, где помочиться; там выросла тыква, а во второй раз - chayote (Sechium edule, мексиканский огурец)].

Северные Анды. Юпа [юноша: кукуруза, ямс, бананы и пр.]: Villamañan 1982, № 1: 10; Wilbert 1974, № 41: 128.

Льяносы. Сикуани [брат нес сестру; она с него слезла помочиться, на этом месте выросла роща бананов; на следующий раз – дерево кешью и разные дикорастущие пищевые растения; там, где брат помочился, вырос тростник, а затем два вида бананлв; где помочилась сестра, выросла генипа]: Wilbert, Simoneau 1992, № 43: 190.

Западная Амазония. Секоя [человек, вернувшийся от хозяина животных: растения для изготовления украшений и охотничьих амулетов; вид батата (?)]: Cipolletti 1988, № 11: 95-97.

СЗ Амазония. Десана [вся еда у существа Balí bó; его жена – обезьяна-ревун; старший сын Doé (Вечерняя звезда), младший – Abé (Месяц); Месяц стал спать с женой Д.; Д. убил его, зарыл, отцу и жене не сказал; ББ стал птицей japu, стал летать над четырьмя женщинами, просить есть; услышал от них, как был убит Месяц; ББ нашел его, оживил, но пенис отрезан; сделал новый из древесного гриба "пенис луны"; Месяц вошел в дом, его брат запел, Месяц убежал в лес; все звери и птицы пришли плакать с ББ; все культурные растения исчезли; ББ пошел на юг искать новую жену, прежнюю оставил с Д.; отверг агути, тапира (тощие ноги, желтые глаза), остановился у отца двух дочерей; ему дали невкусную лепешку из лесных плодов; он дал им маниоковую, очертив круг, создал поле с маниоком; сестры нарушили запрет смотреть, как ДД все создает, у маниока появилась кожура; из мочи старшей вырос сорняк; старшая родила Вечернюю звезду, младшая – Утреннюю; ББ велел Утренней сходить за Д.; тот его привел, Д. принес маниок людям]: Kumu, Kenhiri 1980: 141-147.