Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H1F. Люди учатся хоронить умерших. .17.29.

Люди учатся обращению с умершим, наблюдая за поведением ворона.

Арабская литературная традиция, ингуши, кумыки.

Передняя Азия. Арабская литературная традиция (тафсиры к Корану) [«Кабил и Хабил – персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. <...> Комментаторы приводят имена – К. (вар. Кайн), Х. и сообщают причину ссоры. Каждый из братьев имел сестру-близнеца. Адам приказал им жениться каждому на сестре другого. К., однако, захотел жениться на собственной сестре – красавице Аклиме, а не на некрасивой сестре X. Лабуде. Этот спор и должен был решить жребий в виде жертвоприношения. Поскольку последовавшее за ним убийство было первой на земле смертью, К. не знал, что делать с трупом, и год носил его на спине в мешке и лишь затем похоронил, увидев, как разрывает землю ворон. С потомками К. предание связывает изобретение музыкальных инструментов, игр и развлечений, отвлекающих людей от благочестия и труда. Народные легенды Южной Аравии помещают могилу К. в Адене»]: Пиотровский 1994: 124.

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [когда Адама и Еву изгнали из рая, они стали мужем и женой; каждый раз Ева рожала двойню, мальчика и девочку, которые тоже вступали друг с другом в брак; но однажды юноша из одной двойни полюбил сестру из последующей, однако брат воспротивился, началась драка, младший погиб; это был первый умерший и никто не знал, что с ним делать; старший стал носить тело убитого на спине; хоронить покойников научила ворона; когда у вороны подох птенчик, она на глазах братоубийцы выкопала ямку и засыпала тельце землей; с тех пор пошел обычай хоронить покойников]: Дахкильгов 2006: 306; кумыки: Спивак 1989 [мать Ева в день рожала три раза: утром – брата и сестру, в обед – двоюродных брата и сестру, вечером – троюродных брата и сестру; близнецы по истечени определенного перода во время созревания осенних яблок должны были образовать три супружеские пары; но брат, рожденный утром, полюбил двоюродную сестру, родившуюся в обед; тот брат, который должен был жениться на ней, убил утреннего брата; это была первая смерть; люди не знают, что с мертвецом делать; прилетает черный ворон, кружится, закапывает в землю орех; люди следуют его примеру]: 153; Халидова 2012, № 49 [в древние времена, если человек умирал, не знали, что с ним делать; с матерью жили два брата; они не любили друг друга; младший в драке убил старшего; подняв на спину мертвого сына, мать шла три недели; однажды увидела, как в драке один ворон убил другого; после этого стал хоронить мертвого: вырыл когтями яму, уложил туда ворона и закопал; женщина, вырыв руками яму, уложила туда сына и закопала; после этого люди стали хоронить мертвых]: 69.