Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H33A. Перебрасывать детей через крышу. .27.28.31.32.

Бог хотел бросить новорожденного ребенка (через изгородь, дом и т.п.), чтобы тот сразу встал на ноги и начал ходить, но женщина испугалась и не позволила. Поэтому дети от рождения не ходят. См. мотив H33.

Болгары, македонцы, белорусы, украинцы (Закарпатье, Черниговская), русские (Архангельская: Каргопольский р-н), латыши, литовцы, ливы, карелы, чуваши.

Балканы. Болгары , македонцы [сперва дети ходили сразу после рождения; Бог отнял у людей эту способность за неверие и недоверие к нему; раньше Бог перебрасывал всех новорожденных людей и животных через крышу, дерево, изгородь, ворота и т.п.; животные сохранили эту способность, т.к. никогда не грешили перед Богом]: Белова 2004a: 248; болгары [(5 версий)]: Белова 2004a, № 549: 249-250; македонцы [когда все животные впервые рожали, Бог перебрасывал новорожденных через холм и те сразу вставали на ноги; женщина не позволила сделать то же со своим младенцем, поэтому женщины должны носить детей на руках]: Ortenzio 2008, № 18: 62.

Средняя Европа. Белорусы : Боганева 2010 [т.к. Мария положила младенца в ясли, дети от рождения не ходят, а у животных детеныши сразу встают на ножки]: 70; Романов 1891 (Могилевская) [Бог перебрасывает через "зарод" (решетчатая изгородь для просушки хлеба до молотьбы) поросенка, жеребенка, теленка, щенка, котенка; все они приобретают способность бегать после рождения; женщина отказывается подвергнуть испытанию ребенка, поэтому люди не могут ходить сразу после рождения]: 178 в Белова 2004a, № 549: 249, в Грынблат, Гурскi 1983, № 35: 52-53; русские : Ванякина 2002: 8 в Белова 2004a, № 549 (Вятская: старообрядцы Кировской обл.) [до грехопадения люди были сильными, говорить и ходить умели с рождения; когда Ева согрешила, Бог лишил их всего этого], 551 (Архангельская, Каргопольский р-н) [на вопрос Бога корова ответила, что ей довольно случаться раз в год; женщина сказала, что мало; сперва Бог подумал (в ответ на чей-то вопрос?), не дать ли детям способность ходить сразу после рождения, а телятам – лишь через год; передумал и сделал наоборот]: 249, 251; украинцы : Белова 2004a, № 549 [Черниговская губ.: Бог в образе старичка явился к Еве, когда у нее родился сын, и приказал ей перекинуть дитя через ворота; Еве стало жалко сына, и она ослушалась повеления; старичок сказал: «Ну так и носись же с ним»; с тех пор дети до году не ходят (=Гринченко 1895: 83)], 550 [Закарпатье: Бог велел Еве перебросить новорожденного через дом; Ева перебросила ягненка, а ребенка побоялась; поэтому ягненок ходит сразу после рождения, а ребенка женщина три года носит на руках; Галиция: Бог хотел, чтобы дети сразу после рождения бегали как цыплята, велел женщине перебросить ребенка через забор; та испугалась, теперь женщины год носят ребенка на руках]: 249-250, 250-251; Эварницкий 1888 [Господь создал теленка, бросил через плетень, он побежал; то же – поросенка; хотел бросить ребенка, но мать остановила, испугавшись; Господь велел ей смотреть на дитя до трех лет]: 46-47; поляки (юго-восток Польши) [Христос и св. Петр зашли в дом, где женщина кормила новорожденного ребенка, а корова теленка; Христос перебросил корову и теленка через крышу, те встали на ноги; хотел проделать то же с женщиной и ребенком, но та испугалась, поэтому год и шесть недель женщины носят детей на руках]: Белова 2004a, № 551: 250.

Балтоскандия. Латыши [человек носит детей на руках до трех лет, потому что в начале света не последовал совету Бога перебросить дитя через крышу]: Белова 2004a, № 549: 250; литовцы [Бог хотел перебросить ребенка через крышу, чтобы он стал быстрым; Ева не разрешила]: Кербелите 2001: 91; ливы [когда родился Каин, Бог велел Адаму бросить его через крышу – тут же начнет ходить (вар.: Бог сам собрался бросить ребенка); Адам испугался; родился теленок, Бог велел его бросить, Адам бросил, теленок пошел; поэтому детеныши животных быстро начинают ходить, а дети - нет]: Loorits 2000(4): 189 (кратко в Loorits 1926, № 36: 84); карелы [создав небо, землю и пр., Бог велел животным совокупляться раз в год; женщина: мало; Бог стал сокращать срок (два раза, три, раз в месяц), затем разрешил – сколько хотите; Бог велел перебрасывать первого родившегося ребенка через крышу, чтобы сразу ходил; все животные так и сделали, а женщина не решилась; Бог: ну, и выкармливай его год, пока он не ходит]: Pentikäinen 1978: 297.

Волга – Пермь. Чуваши [бог стал давать первой женщине ребенка с неба; должен был сверху бросить его, чтобы тот сам встал на землю и начал ходить; мать, сжалившись, подставила подол (поэтому младенцы не ходят)]: Рекеев 1896: 2 (пересказ в Салмин 1994: 197).