Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H38. Владелец ценностей приходит за ними. .59.61.62.68.

Сверхъестественный персонаж меняет облик, приходит к детям героя (реже к нему самому). Те, не подозревая подвоха, вручают прежнему хозяину добытый волшебный предмет, персонаж скрывается с ним.

Гвиана. Вайвай [мальчик пропал; отец видит во сне, что его украли стервятники (Kurum-yenna); вымазавшись жидкостью из бразильского ореха, притворяется мерт­вым, хватает Стервятника, когда тот берет нож резать добычу; Стервятник говорит, что если его убить, небо упадет; человек отпускает Стервятника, забрав себе его нож, сосуд для воды и перьевую одежду; в отсутствие человека Стервятник в человеческом облике приходит к его ребенку, тот дает нож, перья, Стервятник улетает, унеся свой нож]: Fock 1963: 86-89; трио [кто-то крадет рыбу из верши Яраваре ; Лягушка, Колибри и другие сторожа засыпают; Козодой видит, как Королевский Стервятник снимает свою корону из перьев, ныряет за рыбой; Козодой уносит корону, отдает Я.; в отсутствие Я. Королевский Стервятник приходит в селение, просит детей примерить корону, говорит, что им не идет, надевает сам, улетает; люди-птицы поражают его стрелами, мажутся его кровью, делят жир; на общем празднике Ленивца пихают в костер, с тех пор его шкура в пятнах; Обезьяны обожгли руки; Лягушкам дали напиток из жира Стервятника]: Koelewijn, Riviere 1987, № 2: 22-25.

Западная Амазония. Шуар [каменные охотничьи амулеты стервятника; когда дети охотника остаются дома одни, стервятник приходит под видом человека, забирает амулеты назад]: Pelizzaro 1993: 186-187; Rueda 1987, № 37: 158-159.

СЗ Амазония. Карихона [ Рачаике из любопытства сует ногу в петлю, попадает в ловушку Навозного Жука; притворяется мертвым; Жук пытается отрубить ему голову, попадает по дереву; течет сок, Жук думает, это жир, смешивает с дерьмом, берет как гарнир к мясу; тот несет добычу в корзине; около дома ставит на землю, посылает за ней жену; Р. убегает, прихватив топор Жука; Жук принял облик вождя, пришел к Р. попросить у него топор, тот дает; Жук принимает свой облик и улетает]: Schindler 1979, № 15A: 128-132.

Южная Амазония. Рикбакца [охотник добывает перья стервятника, чтобы летать и охотиться; пока охотника нет дома, стервятники приходят к его детям, просят дать перья полетать, скрываются]: Pereira 1994, № 9: 101-107.