Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7A. Cмерть и лекарь, ATU 332. .14.-.17.23.27.-.32.34.

Получив от Смерти (редко: Счастья или некоего духа) знание, исцелится больной или нет, человек с собирается ли она унести его душу, человекзнать, выздоровеет лиУ.няк хвалит его за беспристрастие; У.т сам; бедняк ругает оботановится лекарем, богатеет. Обычно он видит, где именно находится Смерть (дух и пр.) рядом с постелью собирается ли она унести его душу, человекзнать, выздоровеет лиУ.няк хвалит его за беспристрастие; У.т сам; бедняк ругает обо больного, и на основании этого знает, что с тем случится.

Арабы Египта, Ливии, арабы и берберы Марокко, палестинцы, арабы Сирии, Ирака, Катара, Кувейта, Йемена, испанцы, каталонцы, португальцы, баски, итальянцы (Венето, Тоскана, Лацио, Кампания, Абруццо, Молизе, Базиликата, Апулия), сардинцы, мальтийцы, ладины, шотландцы, ирландцы, французы (Анжу, Гасконь, Лангедок, Дофине, Окситания), бретонцы, валлоны, голландцы, немцы (Померания, Гессен, Баден-Вюртемберг, Австрия), санталы, тамилы, сингалы, словенцы, хорваты, сербы, албанцы, болгары, македонцы, греки, румыны, венгры, поляки, чехи, словаки, лужичане, русские (Низовая Печора, Карельское Поморье, {Олонецкая?}, Вологодская, Тамбовская), украинцы (Восточная Словакия, Угорская Русь, Закарпатье, Галиция, Ивано-Франковщина, Волынь, Подолия, Киевская, Черниговская {на территории распространения восточных диалектов мотив, похоже, отсутствует}), белорусы, абхазы, адыги, осетины, ингуши, даргинцы, рутульцы, грузины, армяне, турки, персы, саамы, финны, карелы, эстонцы, латыши, литовцы, шведы, норвежцы, датчане, исландцы, коми.

Северная Африка. Арабы Египта , Ливии , арабы и берберы Марокко : El-Shamy 2004, № 332: 176-178.

Южная Европа. Испанцы [поденщик решает взять в крестники для сына первого, кто встретится на дороге; это Смерть; мальчик выучился на врача; Смерть-крестница дарит ему травинку; ей он вылечит каждого, если увидит, что Смерть стоит в головах; если в ногах, лечить нельзя, больной должен умереть; юноша трижды нарушает запрет; первые два раза, когда юноша польстился на деньги и вылечил богачей, Смерть прощает; во второй он лечит обещанную ему в жены принцессу; Смерть вводит его в комнату, где горят свечи, просит найти свою; это огарочек, он гаснет, юноша умирает]: Малиновская 2002: 79-81; баски [в дом бедного угольщика постучал Бог; тот не открыл дверь, сказав, что Бог несправедлив; на следующий вечер постучала Смерть; угольщик открыл, т.к. Смерть со всеми равна; Смерть наградила его, посоветовав пойти к больной королеве; если Смерть стоит в головах, королева скончается, если в ногах - выздоровеет; увидев смерть в ногах королевы, угольщик "вылечил" больную; стал придворным врачом; однажды и к нему пришла Смерть; он попросил разрешить прочитать Отче наш и Аве Мария; Отче Наш прочитал, а Аве Мария и не собирался; тогда Смерть сделала вид, что повесилась; увидев труп, человек прочел Аве Мария и Смерть его забрала]: Azcua 1942, № 59: 166-170; мальтийцы [бедняк встречает Смерть, имеющей образ уродливой старухи; та наделяет его способностью видеть, стоит ли она у изголовья больного, и тогда тот умрет, или в ногах, и тогда тот выздоровеет; бедняк становится знаменитым лекарем, богатеет; Смерть показывает ему множество свечей, каждая – жизнь какого-нибудь человека; человек видит, что его свеча (лампада) сейчас погаснет; либо пытается добавить туда масла из лампад своей жены и детей; Смерть обвиняет его, он умирает]: Mifsud-Chircop 1978, № 332: 88-89; каталонцы : Oriol, Pujol 2008, № 332 (включая Мальорку) [человек помог Смерти и за это Смерть наделяет его способностью знать, умрет ли больной или выздоровеет; человек стал знаменитым и богатым врачом; когда Смерть приходит за ним, он пытается ее обмануть; заманивает в мешок и некоторое время никто на земле не умирает; но однажды он сам случайно открыл мешок], 1199 [Смерть обещает сделать угольщика богатым: пусть тот притворится врачом, а Смерть будет указывать, умрет пациент или выздоровеет; когда Смерть приходит за ним, бывший угольщик просит разрешить сперва прочитать молитву и не заканчивает ее; Смерть пытается спровоцировать человека и в конце концов ей это удается: она притворяется трупом, который лежит на дороге, человек вынужден прочитать молитву и умирает]: 83-84, 216; итальянцы (Венето) [молодая жена пожилого человека родила сына; муж пошел искать подходящего крестного; отверг Бога и черта, согласился на предложение Смерти, т.к. та равно справедлива ко всем; чтобы отблагодарить за честь, Смерть предлагает человеку стать врачом; если он заметит ее у дверей больного, значит не стоит лечить, больной все равно умрет; если Смерть там не стоит, то в любом случае выздоровеет; человек разбогател; Смерть позвала его к себе, показала все комнаты, кроме одной; человек попросил сводить его и туда; там лампады, каждая – жизнь человека; в лампаде пришедшего масло почти на исходе; он просит добавить, но Смерть отказывается; человек вернулся домой, попрощался с семьей и умер]: Widter et al. 1866, № 3: 16-19; итальянцы (Абруццо) [бедный юноша по имени Нищета идет служить Смерти, поскольку лишь она справедлива; та делает его богатым врачом: если увидит ее в головах больного, тот умрет, а если в ногах – можно браться лечить; когда приходит его собственный смертный час, он просит разрешить ему прежде трижды прочесть авемария; Нищета не закончил чтение и жив до сих пор]: Del Monte Tammaro 1971, № [333-d: 24; итальянцы (Тоскана, Лацио, Кампания, Молизе, Базиликата, Апулия), сардиния : Cirese, Serafini 1975, № 332: 81-82; португальцы [человек ищет крестного или крестную; отвергает Бога и черта, соглашается на предложение Смерти, которая всех справедливей; Смерть наделяет его (или его сына) способностью видеть ее у изголовья или у ног больного и тем самым определять, умрет больной или выздоровеет; когда Смерть приходит за человеком, тот просит разрешить закончить молитву и намеренно обрывает ее, не закончив; либо человек, желая спасти больного, поворачивает кровать; человек пытается принять иной облик, но Смерть нельзя обмануть; она подстраивает так, что ему приходится закончить молитву и он умирает; либо она показывает ему его лампаду или свечу жизни и гасит ее]: Cardigos 2006, № 332: 83; ладины [многодетный отец ищет крестника для новорожденного сына; отвергает старика {это Бог?} – слишком стар; черта; соглашается на предложение мужчины-Смерти; крестник делает крестному подарок: пусть станет врачом; когда будет входить к больному и увидит Смерть в головах, пациент умрет; а если в ногах – выздоровеет; соответственно пусть делает вид, что лечит, станет знаменит; крестник так и делал; но однажды сам заболел и увидел Смерть в головах; попросил жену повернуть кровать; через много лет он снова увидел Смерть в головах, но тот не позволил ничего делать: умрешь и все!]: Decurtins, Brunold-Bigler 2002, № 78: 211-213.

Западная Европа. Ирландцы [бедняк в графстве Корк не может найти крестника новорожденному; отвергает дьявола, Бога (тот несправедлив), соглашается на предложение Смерти (мужчина) – он одинаков со всеми; Смерть учит, как избавиться от нищеты; назвать себя лекарем, подойти к постели больного; если Смерть в головах, тот умрет, если в ногах – выздоровеет, а какие лекарства давать – все равно; однажды увидел Смерть в головах у постели друга, велел повернуть кровать; Смерть сказал, что теперь он его увидит лишь когда он придет за ним самим; когда Смерть пришел забрать человека, тот попросил не забирать его, пока он не прочтет молитву; Смерть обещал, а человек с тех пор не читал молитв; однажды плачущий мальчик стал жаловаться, что забыл молитву, которой его научила мать, поэтому не может вернуться домой – отец убьет; человек прочитал для него Отче наш; ребенок оказался Смертью и забрал его]: Muller 2006, № 103: 159-162; голландцы [когда у дровосека родился 13ый ребенок, он был рад, что Смерть предложила его вырасти; мальчик ходил в лучшие школы; Смерть сделала его лекарем; если он видит, что она стоит в ногах больного, тот точно умрет, а если у изголовья, то выздоровеет; когда заболел король и юноша увидел Смерть в изножье кровати, он велел ее кровать повернуть; Смерть пришла в бешенство, привела юношу к себе и показала горящие масляные лампы: ему осталось жить лишь неделю; но как только Смерть отвернулась, юноша схватил свою лампу и вернулся на землю; он регулярно подливает в нее масло и жив до сих пор]: Soer 1979: 67-69; немцы [многодетный бедняк не может найти крестного; узнал во сне, что должен позвать первого встречного; тот дал бутылочку: надо смотреть, где у постели больного будет стоять Смерть; если у головы, дать воды, а если у ног, больной все равно умрет; бедняк стал лекарем; решил навестить кума; тот послан с этажа на этаж; на одном дерутся заступ с метлой, на другом – мертвые пальцы, выше – головы, еще выше – рыбы жарят себя; бедняк заглянул в замочкую скважину: на голове у кума рога; тот объяснил, что это дрались работник с работницей, не пальцы, а корни ужовника, не головы, а кочаны капусты; жареные рыбы сами явились; а рога не мог видеть – это неправда; бедняк убежал]: Grimm, Grimm 2002, № 42: 146-147; немцы (от Amalie Hassenpflug, вероятно, Гессен) [когда у бедняка родился 13-ый ребенок, тот решил взять в крестные первого, кого встретит на дороге; отвергает Господа (справедливо распределяет богатства), черта (обманщик); выбирает Смерть, ибо она беспристрастна; когда мальчик вырос, Смерть дала ему лечебной травы; если он увидит Смерть у изголовья больного, то пусть лечит, а если в ногах – пусть скажет, что больной безнадежен; юноша стал знаменитым врачом; однажды перевернул больного в постели; Смерть в гневе, но простила; а когда он таким же образом вылечил умирающую принцессу, Смерть сказала, что теперь очередь его самого; принесла в пещеру; сам горят свечи, свеча юноши вот-вот погаснет; он просит зажесь ее вновь, чтобы насладиться жизнью с принцессой; Смерть погасила его свечу]: Grimm, Grimm 2002, № 44: 148-151; немцы (Померания) [когда у бедняка родился 24-ый ребенок, отец не может найти крестного; встретил Смерть {м.р.} и та согласилась быть крестной; пусть мальчик станет врачом; он сможет видеть ее у постели больного; если в головах, то больной умрет, если в ногах, то выживет; юноша вырос, стал знаменитым врачом и разбогател; однажды умирающий граф пообещал ему огромные деньги и врач велел развернуть кровать; граф выздоровел; вошла Смерть и сказала, что за обман сейчас его заберет; юноша попросил разрешения сперва прочесть молитву, но после «иже еси на небеси» остановился; Смерть ушла, сказав, что крестник снова ее обманул; однажды доктор наткнулся на умиравшего нищего и тот попросил помолиться за него; когда доктор произнес, Аминь!, нищий вскочил; оказалось, что это Смерть; она привела доктора внутрь горы, где горели свечи {или лампады: Die Lebenslichter allen Menschen}; свеча доктора чуть теплится и мерцает; Смерть: у тебя была долгая жизнь, но ты отдал ее тому графу; доктор попытался подменить свою свечу свечой какого-то ребенка, но не успел: его собственная погасла]: Jahn 1891, № 10: 61-63; Wolf 1851 (Гессен) [Смерть-крестник, повернутая кровать, незаконченная молитва]: 364-368; немцы (Баден-Вюртемберг) [жена бедняка родила, а тот не может найти крестника; встречный согласен, говорит, что он – Бог; бедняк отказался: сделал бы меня богатым, не пришлось бы искать крестника; следующий – Смерть; бедняк рад, она ко всем относится одинаково; крестник просит послать к нему мальчика, когда тот вырастет; тот пришел; Смерть научила, где она будет стоять у постели больного; если в головах, тот умрет, а если в ногах, то вылечит; парень стал доктором, разбогател; однажды богач посулил доктору щедрую плату; тот велел повернуть кровать; но Смерть вцепилась в нее и осталась в головах; больной умер, а вскоре затем и врач]: Hubrich-Messow 1988, № 15: 29-30; шотландцы , фламандцы , немцы (Австрия): Uther 2004(1), № 332: 222-223; французы (Дофине) [у супругов 12 детей, родился еще один; мать пошла искать ему крестную, встретила старуху, это была Смерть, она взяла мальчика на воспитание; сделала знаменитым лекарем; когда он увидит Смерть в головах больного, значит болезнь неизлечима, если в ногах – пусть говорит, что вылечит; король позвал его к больной дочери; увидев смерть в ее головах, юноша велел повернуть кровать, чтобы Смерть оказалась в ногах; Смерть сказала, что прощает его в последний раз; когда он прибег к той же уловке у постели больного короля, Смерть убила его]: Joisten 1991, № 22: 168; французы (Анжу, Гасконь, Лангедок, Окситания) [публикации, содержащие эпизод II сюжета ATU 332]: Delarue, Tenêzer 1964: 369-371; бретонцы [бедняк ищет крестного для новорожденного сына; отвергает Бога (несправедлив), св. Петра (не пускает в рай бедняков, совершивших небольшие проступки), принимает Ankou (смерть), ибо он справедлив; А. велит, чтобы сын стал лекарем; он будет его видеть, и если стоит в ногах больного, то выздоровеет, а в головах – умрет; юноша разбогател; А. привел его в свой дворец, где горят миллионы свечей; чья гаснет, тот умирает; юноша видит, что его свеча вот-вот погаснет; лекарь вернулся домой и через три дня умер]: Delarue, Tenêzer 1964, № 332: 367-368; валлоны [кузнец на 7 лет заключил договор с чертом; Иисус со Св. Петром странствуют, Петр пришел к кузнецу починить посох; за работу предлагает выполнить три желания; кузнец: чтобы без моего желания никто не мог слезть с того дерева, встать с того кресла, выбраться из сумы, если залез; пришел черт, забрался на грушу, кузнец его отпустил за продление договора еще на 7 лет; через 7 лет попадает в суму, продлевает договор до скончания жизни кузнеца; когда умер, постучал в ад, черт отказался его впускать; Петр в рай тоже не пустил; кузнец попросил приоткрыть дверь взглянуть на райский сад, бросил туда свой передник, вошел подобрать и отказался выйти обратно]: Laport 1932, № 330: 48-49.

Передняя Азия. Палестинцы [Аллах последовательно посылает трех ангелов принести с земли горсть пыли; каждый раз земля стонет и содрогается; двое добрых ангелов не могут исполнить поручение; Азраэль исполняет, назначен собирать души людей; сослан на землю за прегрешения, работает лекарем; умирая, учит сына: если тот увидит его в головах больного, значит больной умрет, а если в ногах, то выздоровеет; сын стал знаменитым и богатым; однажды богач, которому он сообщил, что надежды нет, стал его умолять, обещая награду; лекарь велел повернуть кровать, но А. каждый раз оказывался в головах; тогда сын сказал ему: Папа, кажется, мама идет; А. исчез, богач выздоровел, но лекарь утратил свою способность видеть ангела смерти; А. пришел к сыну, собираясь забрать его душу; перед этим показал лампы, в которых разное количество масла; увидев свою, сын попытался долить в нее масло, но опрокинул кувшин и умер]: Ханауэр 2009: 159-164; арабы Сирии , Ирака , Катара , Кувейта , Йемена : El-Shamy 2004, № 332: 176-178.

Южная Азия. Санталы [пастух находит фруктовое дерево, под ним заклятый людьми дух-бонго (его завалили колючками, которые бонго не могут преодолеть); за свое освобождение бонго обещает наделить юношу способностью видеть бонго, понимать их язык и язык животных; юноша видит бонго, мучающего больного, прогоняет его; становится лекарем, женится, богатеет; смеется, видит ссору муравьев из-за рисинки; жена настаивает, чтобы он объяснил, в чем дело; он рассказывает, утрачивает полученный дар]: Bodding 1942, № 5: 69-73; тамилы [брахман четырежды слишит оклик с требованием не совершать омовения, не молиться, не есть, не останавливаться; это живущий на баньяне дух брахмаракшас; в прошлой жизни он был музыкантом, но не делился знаниями, за это возрожден злым духом; рядом кто-то играет на волынке столь плохо, что это приносит ему страдания; он просит перенести его на другой баньян; за это обещает покинуть принцессу, которую никто не может вылечить, если брахман придет под видом целителя; но запрещает приходить к другим одержимым принцессам – убьет; брахман лечит принцессу, получает награду, женится, становится знаменитым целителем; его зовут к другой принцессе; у него нет выбора, он приходит и велит брахмаракшасу убираться, иначе заиграет на той волынке; злой дух в ужасе убегает, все хорошо]: Natesa Sastri 1884-1888, № 19: 214-220; сингалы [незамужняя женщина родила сына, ответила, что ее муж - Мара (Смерть); М. стал покровительствовать мальчику; велел стать лекарем; если он, М., будет у больного в головах, надо дать лекарство, тот выздоровеет, если в ногах - больной умрет; юноша решил спасти одного больного, дал лекарство и велел повернуть кровать; М. решил убить юношу; сел на стул, юноша велел М. приклеиться, отпустил за три года жизни; через три года попросил М. сорвать кокос, велел приклеиться к пальме; снова освободил за три года жизни; через три года юноша заперся в комнате, М. проник через замочную скважину; юноша попросил показать и залезть в бутылку; заткнул ее пробкой; с тех пор его больные всегда выздоравливали]: Волхонский, Солнцева 1985, № 170: 383-384.

Балканы. Венгры , сербы , болгары , хорваты : Uther 2004(1), № 332: 222-223; словенцы [Смерть соглашается быть крестницей у бедняка; в качестве подарка наделяет новорожденного способностью исцелять больных с ее помощью]: Kropej 2012: 201; румыны [два брата поделили виноградник; град побил лозы бедного и не тронул богатого; бедняк отправляется подарить оставшиеся грозди тому, кто объяснит, почему так случилось; отвергает Бога – несправедлив; хвалит Смерть – относится ко всем одинаково; та дарит ему платок, которым он вылечит каждого больного, у которого Смерть будет стоять в ногах; бедняк вылечил богатого боярина и получил много золота; по совету жены, богач притворился больным, чтобы разоблачить брата; тот увидел Смерть в головах его кровати, сообщил, что тот скоро умрет и тот умер]: Bîrlea 1966: 410-411; греки (Лесбос) []: Carnoy, Nicolaides 1889, № 8: 144-150; греки [бедняк взял Харона крестником; тот посоветовал ему стать врачом; если увидит Х. в ногах больного, пусть берется лечить, а в головах – не браться, умрет; однажды сказал, что через три года его заберет; человек решил скрыться; но через три года Х. явился, когда человек сидел в кафе; сказал, что Бог не разрешает ему смягчиться на просьбу и изменить решение; забрал его душу, не дав допить кофе; Х. не признает родственных и дружеских уз]: Schmidt 1877, № 22: 117-118; македонцы : Архипова 1962 [Счастье хозяина поля учит батрака поймать в мешок его Счастье; тот ловит, бьет Счастье; оно просит не бить, учит стать лекарем: если он увидит ангела в ногах больного, можно лечить, если в головах – больной наверняка умрет; бедняк разбогател]: 128-131; Martin 1955 [у бедняка пятеро детей, он трудится, а толку нет; в цепи жнецов последний, задержался, все поносят его; по пути к дому заметил, что забыл серп; вернулся на поле, видит женщину, та говорит сама с собой, что она Судьба хозяина поля, ей нелегко, вот собирает колоски; ругает Судьбу бедняка: та валяется без дела, играет на тамбурице, задумала проскочить между ног бедняка зайцем, чтобы тот попытался ударить ее серпом, а попал бы себе по ноге; Судьба хозяина советует бедняка заранее приготовить мешок и поймать зайца, когда тот бросится между ног; бедняк поймал свою судьбу, стал нещадно бить; та обещает изменить свое поведение; учит найти источник, вода из которого исцелит царевну; бедняк так и делает, получает щедрое вознаграждение; Судьба советует ему стать лекарем; если увидит ее в ногах больного, тот выздоровеет, а если в головах – не стоит браться лечить, смерть неизбежна; все так и стало, Судьба стала работать, бедняк разбогател]: 87-92; албанцы [бедный юноша просит Смерть скорее прийти; та предлагает ему стать лекарем; если он увидит Смерть возле больного, значит тот безнадежен, а если нет – выздоровеет; юноша прославился; Смерть показала ему горящие светильники, его собственный вот-вот погаснет; через 3 часа юноша умер]: Серкова 1989: 170-173 (=Jarnik 1890: 220-221, 264-265).

Средняя Европа. Поляки [сын вдовы Бартек вытаскивает из болота старуху-Смерть; та берет его в ученье; отпуская через пять лет, объясняет, что если он увидит ее в ногах больного, того надо лечить, если в головах – тот умрет; Б. разбогател; увидев Смерть в головах бедной вдовы, повернул ту головой в обратную сторону; Смерть в гневе ушла, вдова выздоровела; затем так же спасает свою мать; оба раза Смерть прощает его; в третий раз Б. спасает витязя, чтобы отразить натиск врагов; Смерть уводит его к себе, разрешает перелить масло из плошек трех спасенных людей в свою; Б. отказывается, умирает]: Каралийчев, Тодоров 1969(3): 122-140; лужичане [когда родился 24-ый ребенок, отец не может найти крестного; встретил какого-то человека и тот согласился; обещал помогать: пусть человек станет врачом и если увидит его в изголовье больного, то скажет, что больной умрет, а если в ногах, то пусть берется лечить – больной всяко выздоровеет; однажды человек увидел того в головах больного, который хорошо заплатил и был другом; поэтому он развернул кровать; на следующий день тот человек привел врача в зал, где горело много свечей; каждая – чья-то жизнь; человек, который был Смерть, показал врачу догорающую свечу; если бы тот не обманул его, развернув кровать, то жил бы еще долго; свеча догорела и человек умер]: Veckenstedt 1880, № 23.1: 341-342; чехи (Моравия) [бедняк несет крестить сына, никто не хочет быть крестницей, женщина-Смерть согласна; приводит бедняка в подземелье, там горят свечи по числу людей, Смерть зажигает новую для крестника, его отец - для себя; Смерть учит, что когда он увидит ее в ногах больного, пусть лечит, когда в головах - больной обречен; бедняк становится знаменитым лекарем; однажды велит развернуть кровать, Смерть велит так больше не делать; он устал жить, смерть бьет его веткой, он умирает; Смерть учит сына знанию трав, тот тоже становится знаменитым лекарем]: Боголюбова, Талова 2000: 189-193 (=Wratislaw 1890, № 8: 52-55); словаки [многодетный бедняк не может найти крестницы для новорожденного; Смерть согласилась; наделяет мальчика даром видеть ее; если у изголовья кровати, больной умрет, ач если в ногах – выздоровеет; юноша стал знаменитым врачом; однажды велел повернуть кровать, чтобы Смерть оказалась в ногах; она привела его в помещение, где много горящих свечей; его свечча вот-вот потухнет; Смерть отказалась продлить крестнику жизнь, раз он ее обманул]: Gašparíková 1993, № 164: 111-112; русские (Архангельская, {Олонецкая?}, Вологодская, Тамбовская), украинцы (Восточная Словакия, Угорская Русь, Закарпатье, Галиция, Ивано-Франковщина, Волынь, Подолия, Киевская, Черниговская), белорусы [ Смерть кума : бедняк (солдат) становится лекарем; когда Смерть в ногах у больного, постель или больного поворачивают, чтобы Смерть оказалась в голове; в конце концов Смерть приходит за самим лекарем]: СУС 1979, № 332: 122; украинцы (Закарпатье) [бездетный богатый человек собрал нищих детей и стал их воспитывать, но через три года от богатства ничего не осталось; но он снова пошел искать бедных; навстречу Смерть; предлагает стать врачом; если увидит ее в головах больного, то тот умрет, а если в ногах, то лечить; успешному врачу станут немало платить; однажды умирающий пан пообещал за выздоровление огромные деньги и дед велел повернуть кровать, чтобы Смерть оказалась в ногах; Смерть: иди домой, завтра с бабой оба сами помрете; так и случилось]: Дей 1981: 125-127; русские (Архангельская, Низовая Печора, с. Верхнее Бугаево) [Перед смертью отец завещал сыну съесть калач с тем своим другом, который не берет взяток. Сын хочет есть, вспоминает про калач и отправляется искать друга отца. Встречает седого старичка, Миколу-угодника, который отпускает взятку за свечу, встречает святителя Егорея он поступает так же. Встречает страшного высокого старика, который называет себя другом отца, потому что забрал у него душу– с ним сын съедает калач. Смерть предлагает молодцу идти в город и предсказать судьбу заболевшего царя, но предупреждает, что награду тот должен взять такую, какую сможет унести. Молодец предсказывает выздоровление, т.к. видит, как смерть сидит у изголовья, царь награждает молодца, он берет умеренную награду. Смерть отправляет молодца к другому царю предсказать смерть, он предсказывает, за что царь завещает ему свой трон. Смерть предупреждает, что на троне молодцу отведено сидеть ровно 30 лет. В назначенный срок приходит Смерть, царь просит в последний раз прогуляться в саду и посмотреть на город. Он спрашивает Смерть, почему в городе все плачут, Смерть отвечает, что горюют о смерти царя, потому что по саду гуляет его душа, а сам царь уже мертв]: Ончуков 2008, № 40: 149-159; (ср. русские (Карельское Поморье) [у купца родился сын, он взял кумом Смерть; тот в знак дружбы сделал так, что купец будет его видеть; трижды приходит, купец просит отсрочку от смерти на три года, еще на три, на год; больше нельзя; купец знает, что Смерть подходит к голове; лег в такой гроб, что тот может по его желанию переворачиваться; Смерть: больше не приду, вставай, попрощаемся; купец встал и умер]: Разумова, Сенькина 1964, № 8: 84-85); русские (Вологодская) [Солдат отслужил 25 лет, не получив ничего за службу, рассказывает встречному старичку о своей печали и получает от него карты и сумку, с которыми его «никто не обыграет и не обидит». Пытается переночевать в деревне – его не пускают потому что тесно, а в новый дом, в котором «ночевать нельзя», пускают. Солдат пьёт водку и перебирает карты, в полночь появляется множество бесят, начинают плясать, один ударяет его хвостом по щеке – солдат кричит «в сумку!», черти лезут в его сумку. Наутро хозяева несут для него гроб и удивляются, что он жив. Остаётся жить у них, женится на хозяйской дочери. Рождается девочка – решает взять в крёстные первую встречную женщину. Встречает старуху – смерть, зовёт её в крёстные, та соглашается, а на прощание даёт куму совет: если его зовут к больному и смерть стоит у того в головах – то пусть не берётся лечить, а если в ногах – то пусть лечит, спрыснув больного холодной водой. Солдат прослывает знахарем. Его зовут к заболевшему царю – смерть стоит в головах. Солдат велит переложить больного на скамейку, вертит скамейку, старуха-смерть не поспевает и оказывается в ногах – царь выздоравливает. Смерть грозит куму отомстить – он кричит «в сумку!» и забрасывает сумку на чердак. Через год к солдату приходит Микола милостивый с просьбой отпустить смерть, солдат держит её ещё два года, смерть грозится не приходить за ним, когда придёт срок. Солдат переживает свою семью, слышит слух о скором приходе антихриста и решает сам отправиться на тот свет. В рай его не пускают, зато пускают в ад. Ловит в аду чертей, делает из них роту и начинает муштровать. О нём узнаёт сатана, приходит и предлагает сыграть в карты: выиграет он – забирает душу солдата, выиграет солдат – он забирает одну из душ из ада. Сатана проигрывает. Бесы узнают, что это у него они сидели в сумке, жалуются и выгоняют его из ада – уходит, забрав души жены и дочери. Приходит к раю – апостолы отказываются его пускать, но соглашаются пропустить жену и дочь: солдат встаёт между ними и все трое попадают в рай]: Бурцев 1895, № 34: 153-159; восточные украинцы (Киевская, Васильковский у.) [из рукописей священника с. Макиевки В.Г. Антонова, присланных в ИРГО в 1850-е гг.: к бедняку в кумовья пошла лишь Смерть, встретившая его на обратном пути под видом женщины; научила его узнавать, кто из больных умрет, а кто останется жив: первым она станет в ноги, последним – в голову; бедняк разбогател и, не желая умирать, сделал себе вертящуюся кровать; когда Смерть стала ему в ноги, он повернулся головой к ней, и так несколько раз; в конце концов Смерть сказала: «Крути, ни верти, а треба умерти!»]: Зеленин 1915, № 28: 627.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [старик клялся именем Смерти; та пришла, притворившись попутчиком; старик говорит, что все во власти Смерти; той нравятся его слова, она дает ему способность видеть ее воочию, стать лекарем; если она будет у ног больного, тот выздоровеет, если у изголовья – умрет; когда сам заболел, Смерть встала у его изголовья; он берет с нее клятву не убивать его, пока он не купит поминальные свечи; отказывается купить, живет дальше]: Бгажба 2002: 246-247; адыги (бжедуги) [бедняк не приглашает Бога разделить трапезу, т.к. Бог не справедлив; приглашает Псэхэх (ангел смерти); тот советует идти к больной дочери пши; если он, П., будет стоять у нее в головах, девушка умрет, если в ногах – выздоровеет; бедняк видит П. в головах, дает девушке воды с мукой, она выздоравливает, пши его награждает]: Алиева 1978, № 57: 321-322; осетины [бедняк не может кормить семью, уходит из дома; Бог посылает посредника Уасгерги задержать его, затем идет сам; бедняк ругает обоих за несправедливость; Бог посылает Уодесага (забирающий душу); бедняк хвалит его за беспристрастие; У. дарит ему зеркало, советует стать лекарем; если в зеркале он увидел У., то больной умрет, если нет – выздоровеет, пусть прописывает любое лекарство; бедняк становится знаменитым врачом, богатеет; лечит царя]: Дзагуров 1983, № 105: 447-458; ингуши [Цаген заболел, Аллах послал ангела забрать его душу; Ц. просит сперва разрешить ему произнести пятикратную молитву; А. велит ангелу не забирать душу Ц., пока тот не произнесет молитву пять раз; Ц. произносит дважды; говорит ангелу, что последние молитвы произнесет, когда ему надоест жить]: Капиева 1991: 170-171; даргинцы [умирающий Насреддин просит Азраила разрешить ему произнести две молитвы; А. соглашается сам, получает разрешение от Бога; Н. отказывается произнести вторую молитву, продолжает жить; для него А. видим; А. сообщает, что если он будет стоять у ног больного, Н. может обещать выздоровление, если у головы – верную смерть; Н. становится знаменитым врачом, богатеет; отказывается делиться с А., тот ничего не может поделать]: Халилов, Османов 1989: 244-245; рутульцы [бедняк встретил попутчика; каждый раз, когда тот заходит в какой-нибудь дом и затем выходит, оттуда раздается плач; попутчик признается, что он Азраил; говорит, что хочет помочь бедняку; пусть тот скажется лекарем; когда увидит А., сидящим у изголовья больного (для других А. останется невидимым), пусть вызывается лечить и берет награду; однажды А. сам приходит к этому человеку; тот просит дать ему пожить, пока не упадет шапка, подброшенная к потолку; А. следит за шапкой, а человек в это время ложится к нему головой; А. жалуется Аллаху, но тот разрешает оставить человека в живых, если он смог перехитрить А.]: Алиева 2013, № 63: 275-276; грузины [Разбойник требует от старика отпустить девушку; тот отвечает, что он – Смерть, через неделю приедет за ним; Разбойник велит построить прочный дворец с единственной дверью; засыпает; проснувшись, видит рядом Смерть; просит, чтобы тот поклялся, что не заберет его, пока он не дочитает молитву; он не дочитывает; Смерть предлагает дружбу; он будет видеть Смерть, стоящую в головах или в ногах больного; если в головах – больной выздоровеет; разбойник становится лекарем, разбогател, ибо всегда верно предсказывает исход болезни; читает до конца молитву над утонувшим ребенком, ребенок оказывается Смертью; человек просит разрешить попрощаться с отцом, тот просит Смерть сорвать грушу; Смерть забралась на дерево, не может слезть (Иисус был у старика, тот пожаловался на мальчишек, И. обещал, что залезший на грушу не слезет без разрешения хозяина); старик берет со Смерти обещание не убивать его сына, пока тот сам не попросит; тот попросил, когда вовсе состарился]: Курдованидзе 1988(1), № 43: 166-169; армяне (Баралети – село с армянским населением) [мужик идет искать крестного отца для сына; жена велит найти самого богатого; мужик отвергает Христа, Св. Георгия (они бедны), приглашает Смерть (та в богатой одежде); после крещения Смерть советует мужику браться лечить больного, если увидит ее в ногах, отказываться, если в головах; мужик становится знаменитым лекарем, богатеет; однажды видит Смерть у своей головы; берет с нее обещание не умертвлять его, пока он не кончит молитвы; обрывает молитву на середине; с перерывом в несколько лет мужик добавляет по строчке, но до конца далеко; Смерть приносит ему во двор золотой гроб, сверху пакет, на нем текст молитвы; увлекшись, мужик дочитал ее до конца, Смерть выскочила из гроба и убила его]: Богоявленский 1894в: 145-148; турки [Азраил дает бедняку лекарство и велит применять его, если тот не видит его у постели больного; если не видит, то больной выздоровеет; однажды человек видит А. около себя, но выпрашивает у него еще 40 лет жизни]: Eberhard, Boratav 1952, № 112: 133.

Иран – Средняя Азия. Персы (Хорасан) [собиравший колючку бедняк делается врачом, договорившись с ангелом смерти: увидев его, он будет знать, умрет пациент или нет; когда приходит его собственный смертный час, человек обманывает ангела смерти, попросив разрешения до того, как умрет, прочитать молитву, которую он не заканчивает]: Marzolph 1984, № 332: 76.

Балтоскандия. Западные саамы (Швеция) [der Gevatter Tod; есть ли мотив «лекаря», неясно, но, учитывая кильдинский текст, это вероятно]: Qvigstad 1925, № 332: 17; восточные саамы (кильдинский диалект) [на старости лет у супругов родился сын; отец пошел искать крестного; отверг черта (умеет только вертеться); пригласил Смерть; та {в саамском нет рода; для старика Смерть – кум, т.е., вероятно, мужчина}; говорит, что старик бедно живет; наделила его способностью видеть ее у постели больного; если в ногах – выздоровеет, если в головах – умрет; старик разбогател и забыл своего кума; когда вспомнил, пришел к Смерти; та позвала смотреть свечи; свеча старика почти догорела, а у крестника длинная; старик хотел бы часть у него отрезать – нельзя; старик стал ждать Смерть; когда она появилась, он вышел из комнаты; слышит за собой плач; Смерть говорит, что он уже умер]: Керт 1961, № 36: 129-131; карелы , шведы , датчане , исландцы : Uther 2004(1), № 332: 223; эстонцы (западная Эстония, Торма) [бедняк не может найти крестника новорожденному; Смерть соглашается стать им; дарит на зубок возможность стать лекарем: если человек увидит ее в головах больного, значит тот умер, а если в ногах, пусть берется лечить – больной выздоровеет; богач пообещал за выздоровление большие деньги; увидеть Смерть в головах, лекарь велел повернуть кровать; по пути домой человек встретил Смерть; та говорит, что теперь умереть должен он сам; привела в дом, где горящие свечи: каждая – жизнь человека, сколько осталась гореть, столько и проживет; человек упросил Смерть дать ему новую свечу, но порывом ветра свечу задуло и он умер]: Järv et al. 2015: 93-97; финны : Salmelainen 1947 [батрак заработал 3 эре, купил три хлеба, пошел странствовать; дает трем нищим по хлебу; один дарит сумку, в которую влезает все, что захочешь; карту, которая всегда выигрывает; сумку в которой не переводятся деньги; спускает с неба в сумку стаю гусей; останавливается в доме, отдав в уплату гусей; хозяин поселяет его в комнате, куда приходит черт; человек обыгрывает его, забирает деньги; заманивает в сумку, велит кузнецам бить ее молотами, велит черту убираться подальше; в следующий раз предлагает стать большим, затем крохотным, заманивает в бочку, затыкает; выпускает за обещание не возвращаться; женится, ищет крестника для ребенка, навстречу Смерть; Смерть дарит крестнику мазь, вылечивающую любые болезни; приходит к смертельно больному королю; смерть стоит в головах; человек поворачивает кровать, успевает подойти к голове раньше Смерти, мажет мазью, король выздоравливает; Смерть хочет его убить, человек велит ей забраться в сумку; отпускает за обещание дать ему еще 30 лет жизни; если он скажет кому-нибудь «Глубоко благодарен», то сразу умрет; он их произносит, Смерть ведет его в рай, там не хотят картежника; в ад; он играет с чертом, выигрывает множество душ, кладет их в свою сумку; ее понесли в рай; он направил ее на себя, попал в сумку, оказался в раю]: 14-18 (=Goldberg 1953: 31-46); Конкка 1991 []: 195-199; норвежцы [юноша тащит тяжелый бочонок с пивом, думает, с кем бы часть распить, чтобы было легче нести; гонит прочь Провидение (несправедлив), Дьявола (вредоносен), садится пить со Смертью, т.к. тот равен со всеми; Смерть награждает его: бочонок не иссякнет, пиво станет лекарством, юноша - лекарем; если увидит Смерть в ногах больного, надо браться лечить, если в головах - бесполезно; у постели принцессы юноша видит Смерть в головах; велит слугам повернуть кровать; Смерть хочет его забрать; тот просит забрать после того, как он прочтет молитву, останавливается, не сказав последнего слова; однажды Смерть приносит ему доску с полным текстом; юноша просыпается и читает до конца, Смерть забирает его]: Asbjíørsen, Moe 1960: 131-134; литовцы : Кербелите 2014, № 52 [бедняк идет искать крестника для ребенка; отвергает Бога (несправедлив), соглашается на предложение Смерти (справедлива); мальчик вырос, Смерть велела ему стать доктором; если увидит ее в голоах больного, тот умрет, если в ногах – выздоровеет; когда пришел через его самого, он повернул кровать; но в конце концов Смерть его одолела], 53 [старик велит юноше не побираться, а стать доктором; если увидит смерть в головах больного, тот умрет, а в ногах – выздоровеет; король хорошо заплатит, если дочь выздоровеет; доктор вертит кровать до тех пор, пока Смерть не остается в ногах; по пути домой человек увидел огромный дом, внутри свечи; старик: ты поменял свою жизнь на жизнь королевны; света королевны разгорелась, а его стала гаснуть; добравшись до дому, человек умер], 54 [человек взял кумой девушку-Смерть, у нее коса; он стал доктором: если Смерть в ногах, больной выздоровеет; увидел Смерть в головах у пани; велел привязать к кровати ножи и вертеть кровать; пани выздоровела; израненная Смерть пришла за доктором; тот предложил ей влезть в бутылку, закупорил; люди перестали умирать; доктора не нужны, человек потерял заработок; выпустил Смерть; она зарубила его первого, началось моровое поветрие]: 120-121, 121-123, 123-125; Лëбите 1965 [бедняк не может окрестить ребенка, старуха предлагает быть крестницей; делает человека знаменитым лекарем; пусть смело идет лечить, если увидит ее в ногах больного, пусть дает снадобье, если в головах, то говорить, что больной умрет; увидев Смерть в головах больной королевны, человек до тех пор поворачивал кровать, пока Смерти не надоело и она не осталась стоять в ногах; обещает за это скосить лекаря, тот просит разрешить сперва сделать гроб, просит примерить, приколачивает крышку, зарывает; 50 лет никто не умирает; один человек стал доставать камни, наткнулся на гроб, Смерть выскочила, скосила всех, кого было надо]: 244-246; латыши [ Крестник смерти . К бедняку никто не идет в кумочья. Отвергнув бога и черта из-за их несправедливости, бедняк выбирает смерть. Смерть делает своего крестника лекарем, но с условием, что лечить он будет только тех больных, у которых смерть будет стоять в ногах. Если же она будет стоять в изголовье – больной должен умереть. Крестник, чтобы обмануть смерть, поворачивает кровать больного. Смерть забирает крестника, показывает сгоревшую свечу – его жизнь, крестник умирает]: Арийс, Медне 1977, № 332: 279.

Волга – Пермь. Коми [бедный брат попросил у богатого лошадь; тот дал, но без сбруи хомута; бедняк привязал сани к хвосту лошади, хвост оторвался; за это год проработал на богатого брата; затем еще год у мельника за пир под конец и за еду, что останется; понес сверток с едой домой, отказался дать Господу, но поделился со Смертью; благодарная Смерть сделала его лекарем: если сидит у ног больного, можно лечить, если в головах – умрет; бедняк разбогател; богатый брат притворился больным, бедный увидел Смерть у него в головах, велел готовить воду обмыть; тот вскочил, ударился о косяк и умер]: Плесовский 1975: 120-124.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы [человеку надоела скупая жена; он замаскировал дыру в земле деревьями и травой, послал туда жену за ягодами, она провалилась; ребятишки плачут, человек спустил веревку вытащить жену, а вытащил Дьявола (Айна); тот {в благодарность, что спас его от сварливой женщины} посылает человека вылечить дочь богача (Айна сам ее лечит, но невидим для окружающих); запрещает идти лечить царя; человек идет, Айна хочет его съесть, человек пугает его своей женой, тот убегает; царь выздоровел]: Катанов 1907, № 375: 387-388.

( Ср. Япония. Ikeda 1971, № 332 [европейский сюжет в произведениях японского автора 19 в.]: 91).