Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7h. Жизнь как свеча. (.15.16.17.28.)

Человек видит множество горящих свечей. Когда одна из них догорает, кто-то из людей умирает.

Корсиканцы, мальтийцы, Арагон, испанцы, португальцы, итальянцы, ладины, голландцы, палестинцы, лужичане.

Южная Европа. Арагон [по разным причинам (договор с дьяволом или со святым) человек в обмен на исполнение своего желания соглашается умереть, как только догорят горящие сейчас полено или свеча; после этого гасит полено (свечу) и надеется, что будет жить вечно; устав жить, он сам просит сжечь полено (свечу)]: González Sanz 1996, № 1187: 108-109; испанцы, итальянцы, ладины: Uther 2004(2), № 1187: 68; корсиканцы [Головная Боль, Колики и Смерть решили потребовать у крестьянина, чтобы тот отдал им барана; первая вселилась ему в голову, но он сунул голову под холодную воду, Боль ушла; Колики вселились в грудь, но крестьянин сел между двух костров, Колики ушли от жары; Смерти крестьянин собрался отдать барана, но спросил, может ли она продлить его жизнь; та привела его в место, где горело множество свечей, показало его свечу; узнав, что Смерть не в силах продлить горение свечи, крестьянин и ей не отдал барана]: Massignon 1984, № 54: 131; мальтийцы [бедняк встречает Смерть, имеющую образ уродливой старухи; та наделяет его способностью видеть, стоит ли она у изголовья больного, и тогда тот умрет, или в ногах, и тогда тот выздоровеет; бедняк становится знаменитым лекарем, богатеет; Смерть показывает ему множество свечей, каждая – жизнь какого-нибудь человека; человек видит, что его свеча (лампада) сейчас погаснет; либо пытается добавить туда масла из лампад своей жены и детей; Смерть обвиняет его, он умирает]: Mifsud-Chircop 1978, № 332: 88-89; испанцы [поденщик решает взять в крестники для сына первого, кто встретится на дороге; это Смерть; мальчик выучился на врача; Смерть-крестница дарит ему травинку; ей он вылечит каждого, если увидит, что Смерть стоит в головах; если в ногах, лечить нельзя, больной должен умереть; юноша трижды нарушает запрет; первые два раза, когда юноша польстился на деньги и вылечил богачей, Смерть прощает; во второй он лечит обещанную ему в жены принцессу; Смерть вводит его в комнату, где горят свечи, просит найти свою; это огарочек, он гаснет, юноша умирает], 167-170 [у тетки Нищеты и ее сына Голода пес Тарро; мальчишки воруют их груши; тетка добра к страннику; тот выполняет ее желание – чтобы залезший на грушу не смог слезть без ее разрешения; мальчишки приклеиваются, тетка бьет их; приходит Смерть с косой; тетка просит сорвать ей груш, Смерть приклеивается; старики не могут умереть, страдают; просят Нищету снять заклятье; та снимает с условием, что к ней с ее сыном Смерть без ее разрешения не придет]: Малиновская 2002: 79-81; португальцы [Мелеагр. Человек на небе: разрешение жить, пока не погасла свеча]: Cardigos 2006, № 1187: 265; португальцы [бедняк выбрал крестным (крестной) Смерть, поскольку тот справедливее Бога и дьявола; Смерть наделяет бедняка или его сына способностью видеть ее у постели больного и соответственно определять, выздоровеет ли тот или умрет; этот врач обманывает Смерть, не закончив Отче Наш, которую ему разрешили прочитать перед смертью, или развернув кровать; либо человек переодевается и маскируется, но Смерть провести невозможно; Смерть провоцирует человека закончить молитву либо погасив его свечу/лампу, когда приводит туда, где каждая свеча соответствует жизни одного человека]: Cardigos 2006, № 332: 83; ладины [во время свадьбы жених пошел пригласить крестного на банкет; навстречу какой-то человек, предложил пойти вместе, но они повернули к церкви назад, вошли в какую-то дверь, по длинному проходу пришли в красиво убранную церковь, где множество горящих свечей; спутник показал жениху его свечу – она уже догорает; тот в испуге выбрался снова во двор; оказалось, что он отсутствовал сто лет и на следующее утро скончался глубоким стариком]: Decurtins, Brunold-Bigler 2002, № 104: 270-271.

Западная Европа. Голландцы [когда у дровосека родился 13ый ребенок, он был рад, что Смерть предложила его вырасти; мальчик ходил в лучшие школы; Смерть сделала его лекарем; если он видит, что она стоит в ногах больного, тот точно умрет, а если у изголовья, то выздоровеет; когда заболел король и юноша увидел Смерть в изножье кровати, он велел ее кровать повернуть; Смерть пришла в бешенство, привела юношу к себе и показала горящие масляные лампы: ему осталось жить лишь неделю; но как только Смерть отвернулась, юноша схватил свою лампу и вернулся на землю; он регулярно подливает в нее масло и жив до сих пор]: Soer 1979: 67-69.

Передняя Азия. Палестинцы: Ханауэр 2009 [Аллах последовательно посылает трех ангелов принести с земли горсть пыли; каждый раз земля стонет и содрогается; двое добрых ангелов не могут исполнить поручение; Азраэль исполняет, назначен собирать души людей; сослан на землю за прегрешения, работает лекарем; умирая, учит сына: если тот увидит его в головах больного, значит больной умрет, а если в ногах, то выздоровеет; сын стал знаменитым и богатым; однажды богач, которому он сообщил, что надежды нет, стал его умолять, обещая награду; лекарь велел повернуть кровать, но А. каждый раз оказывался в головах; тогда сын сказал ему: Папа, кажется, мама идет; А. исчез, богач выздоровел, но лекарь утратил свою способность видеть ангела смерти; А. пришел к сыну, собираясь забрать его душу; перед этим показал лампы, в которых разное количество масла; увидев свою, сын попытался долить в нее масло, но опрокинул кувшин и умер]: 159-164; Spoer 1928 [к пастуху подходят Головная Боль, Лихорадка, Смерть; он обещает принести им жертвы, если они помогут ему; первые двое объясняют, как облегчить головную боль, жар; Смерть приводит в нижний мир, показывает горящие плошки с маслом; в плошке пастуха огонь почти погас; пастух просит долить масла, но Смерть говорит, что это не в ее силах, она подчиняется посланцу Бога Азраилу; оказавшись на земле, пастух отказывается приносить жертвы; те трое уходят]: 115-117.

Средняя Европа. Лужичане [когда родился 24-ый ребенок, отец не может найти крестного; встретил какого-то человека и тот согласился; обещал помогать: пусть человек станет врачом и если увидит его в изголовье больного, то скажет, что больной умрет, а если в ногах, то пусть берется лечить – больной всяко выздоровеет; однажды человек увидел того в головах больного, который хорошо заплатил и был другом; поэтому он развернул кровать; на следующий день тот человек привел врача в зал, где горело много свечей; каждая – чья-то жизнь; человек, который был Смерть, показал врачу догорающую свечу; если бы тот не обманул его, развернув кровать, то жил бы еще долго; свеча догорела и человек умер]: Veckenstedt 1880, № 23.1: 341-342.