Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I113. Свинка – золотая щетинка, (ATU 530A).

.16.27.-.29.31.32.

Свинья или кабан из золота или с золотой щетиной является драгоценным предметом. (В ATU «свинка с золотой щетинкой» – один из возможных чудесных предметов; наличие соответствующего номера в региональных указателях не обязательно означает наличие образа; учтены лишь случаи, когда образ прямо назван).

Голландцы (?), трансильванские саксы, русские (Архангельская, Карелия, Олонецкая, Вологодская, Владимирская, Новгородская, Псковская, Московская, Рязанская, Воронежская, Курская), украинцы (Угорская Русь, Закарпатье, Волынь, Полтавская), белорусы, адыги, осетины, терские казаки, скандинавы, сету, латыши, вепсы, чуваши, коми.

Западная Европа. Голландцы {авторские заимствования из Эдды не исключены} [феи решили, что надо послать животное с крепкими клыками, чтобы оно взрыхлило землю и люди смогли заниматься земледелием; у феи Nerthus родился сын Fro; ему надо было подарить что-нибудь на зубок; фея-великанша услышала, как король подземных карликов спорит с другим карликом, кто из них более искусный кузнец; когда король карликов отошел, помощник продолжал раздувать меха, хотя фея в образе овода его стала кусать; из горна вышел кабан с золотой щетиной по имени Gullin (т.е. golden); когда Fro вырос, он стал ездить на нем верхом; от Гуллина происходят все кабаны; увидев, как они рыхлят землю, люди тоже стали ее рыхлить; у Fro был также летающий конь Sleipnir]: Griffis 1918: 49-56.

Балканы. Трансильванские саксы [бедная вдова прядет, ее сын продает ее работу; отдал вырученные деньги детям, поймавшим змейку, принес ее домой; она выросла, предложила отвезти его к ее отцу, королю змей, чтобы тот дал награду; юноша забрался на дерево и видит, как собрались змеи; у короля на голове корона с карбункулом; змея взяв с отца обещание не причинять юноше зла, велела ему спуститься; предупредила: пусть просит у отца белого солнечного коня о 8 ногах; в ответ змей проглотил юношу, но дочь возмутилась и он отрыгнул его, превратив в прекрасного принца; отдал коня и карбункул; ночью прикрепить его к голове коня – станет освещать путь; конь даст мудрые советы; юноша нанялся к королю и сопровождал его на охоте; а т.к. от 8-ногого коня ни один зверь не мог убежать, король разжаловал остальных егерей; те сказали ему, будто новый егерь обещал добыть кабаниху с золотой щетиной и 12 поросятами; кто за ней гнался, живым не возвращался; конь: возьми у короля длинный мешок, вымазанный смолой; кабаниха в бешенстве бросилась на юношу, поросята за ней, они оказались в мешке и юноша доставил его королю; егеря: юноша может добыть из-за моря принцессу с золотыми косичками; конь: попроси корабль и множество лучших товаров, среди них большую кровать; корабль приплыл к городу принцессы, товары разложили; а чтобы взглянуть на кровать, пусть принцесса поднимется на корабль, карбункул все освещает; она легла на кровать, а корабль уплыл; принцесса королю: не выйду замуж, пока не будет со мной моего жеребца с кобылами, которые пасутся на лугу на дне моря; за ними следит огнедышащий жеребец; конь попросил попону из 7 буйволиных шкур; юноша вырыл на берегу яму, в которой он и конь спрятались; конь заржал, жеребец вышел из моря, они дрались, жеребец прокусил 7 шкур и обессилел; юноша надел на него узду и повел, а за ним все кобылы; принцесса: теперь подоить кобыл и выкупаться в кипящем молоке; конь приморозил ноги кобыл к земле, юноша их подоил; конь охладил молоко, юноша искупался и стал еще прекраснее; король бросился следом, конь вскипятил молоко, король сварился; принцесса влюбилась в юношу; они живут до сих пор, если не померли]: Haltrich 1882, № 21: 20-21.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, Карелия, Вологодская, Владимирская, Новгородская, Воронежская, Курская, Рязанская), украинцы (Угорская Русь, Закарпатье, Волынь, Полтавская), белорусы [ Свинка золотая щетинка : царь поручает трем зятьям – младший считается дурнем – добыть диковинки (свинку с золотой щетинкой, златорогого оленя или морских коров, кабанов и т.п.); добывает диковинки дурень, но уступает их двум другим зятьям за отрезанные пальцы и кожу со спины; на пиру, где их чествуют, доказательства, представленные дурнем, изобличают обманщиков]: СУС 1979, № 530A: 151; русские (Архангельская, поморы) [стрелец Андрей собирается выстрелить в соколицу; она просит принести ее домой и бросить в окно; превратилась в Елену-красу золотую косу; соткала ковер, велит продать; министр хочет еще такой, приходит к Е., сообщает царю о красавице; старуха советует отправить А. в тридевятое царство принести овечку золотую головку; Е. послала трех молодцов, утром дает А. головку, учит сделать вид, будто сплавал за нею на корабле; свинка золотая щетинка (то же); сходить не знаю куда, принести не знаю что; Е. велит А. идти за клубком, а когда дойдет, показать свое полотенце; старуха узнала зятя, созвала зверей, дорогу знает только старая лягушка; стала пить парное молоко, расти, А. сел на нее, она перепрыгнула огненную реку; пусть А. зайдет в странный дом (баня – не баня), спрячется за печку; приходят, велят, Брат Разум, накорми нас; а А.: брат Разум, садись со мной; Разум идет с А.; капитаны трех кораблей, у них топор (Тяп-ляп, сделай корабль!), трубочка (появится войско с ружьями), сабля (махнуть – мост серебряный); А. отдает Разума за эти предметы, а тот к нему возвращается; дома все сожжено; А. велит топору создать дворец, а в нем Е.; А. вызвал войско, пощадил царя, велел 30 лет коров пасти; до сих пор пасет; А. построил Разуму такой же дворец и между ними мост серебряный]: Разумова, Сенькина 1987: 35-42 (односюжетный текст в Коркунов 1939(1), № 2: 7-32); русские (д. Яндом-озеро, Карелия, ранее Олонецкая губ.) [умирая, старик велит каждому из трех сыновей провести одну ночь на его могиле; все три раза приходит младший – Иван; в первую ночь отец выходит из могилы, «крикнул по-звериному, свистнул по-змеиному – конь бежит, земля дрожит, со рта пламень пышет»; старик велит повиноваться И., как ему самому; во вторую ночь то же – свинка-золотая щетинка; в третью – жар-птица; у царя дочь; кто перескочет через тын и поцелует царевну, тот получит ее; И. вызвал коня, в одно ухо вошел, из другого вышел, стал молодцом; так трижды; на третий раз царевна поцеловала его в лоб, теперь во лбу звезда; И. завязал голову, сказал, что сук упал; царевна ищет того, кто ее поцеловал, срывает повязку, ведет И. к себе; свинка и жар-птица появляются в полях, царь велит поймать; И. отдает их старшим зятьям, за это отрезает по мизинцу с ног; с рук; на пиру царь увидел раны; все разъяснилось, царь передал царство Ивану]: Карнаухова 2009, № 45: 132-135; русские (Вологодская) [у Федора-царевича три служанки; если он возьмет замуж, первая обещает печь хлеб, вторая – шить, третья – родить 9 сыновей, у каждого во лбу солнце, по косицам звезды, на затылке – месяц, руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре; когда родила первых трех, мать первой служанки была повитухой, отнесла детей в поле, подменила щенками; то же во второй раз; на третий раз жена Ф. спрятала одного ребенка в рукаве; Ф. велел посадить ее в бочку, пустил в море, женился на первой служанке; когда бочку прибило к берегу, сын выбил дно, поставил шатер, создал колодец, в котором любая еда; направил каликов на дорогу к Ф., сам спрятался мухой в их корзине; услышав рассказ, Ф. хочет посмотреть на колодец с яствами, но новая жена советует лучше добыть свинку – золотую щетинку; юноша слышит, сам добывает свинку; калики рассказывают Ф. про свинку, а рядом на дубе кот-баюн; юноша, став мушкой, подслушивает; жена Ф. советует лучше добыть кобылицу-златолицу и 31 жеребца (то же); на третий раз жена рассказывает, что в поле 8 шатров, в каждом молодец], во лбу солнышко и т.д.; подслушав в образе мухи, юноша велит матери испечь 9 колобков на своем молоке; 8 оставляет тем молодцам, а от девятого сам откусил; молодцы понимают, что здесь был их брат; тот приводит братьев к матери; калики рассказывают Ф. о необыкновенных юношах; Ф. едет туда, сын навстречу: жена поставила колья, чтобы Ф. на на них напоролся; Ф. с 9 сыновьями и первой женой возвращается во дворец; вторую жену посадили на ворота, изрубил, а куски сожгли]: Смирнов 1917, № 27: 158-163; русские (Псковская) [два брата умных, а Иван – дурак; умирая, отец велит три ночи по очереди стеречь его могилу; старшие братья перепоручают это И.; отец дает козу-золотые рога, свинку-золотую щетинку и Сивку-Бурку; когда в одно ухо влезть, из другого вылезти, делаешься молодцом-красавцем; кто царевне к третьему этажу вскочит и достанет ее портрет, тому она наденет на палец свое кольцо; И. трижды прискакал на Сивке-Бурке, допрыгнул до первого, на следующий день до второго, наконец, до третьего этажа, получил кольцо; в его хибаре оно огнем сияет, пришлось палец завязать; И. с кольцом нашли, но он в образе старого дурака; началась война, И. громит врагов на богатырском коне; против него осилок (богатырь), которого 12 дней откармливали; тот ранил И. в руку и коня в ногу, царевна перевязала; а И. его сразу убил; когда И. заснул (не в богатырском облике), царевна увидела свои цепочку и шарф; ведет к царю для угощения; царь велит зятьям добыть козу-золотые рога; И. дает старшим зятьям козу, за это отрезает с руки по мизинцам; за свинку-золотую щетинку – с ноги по мизинцу; теперь царь требует кобылицу и с ней 12 сыновей; Сивка-Бурка: это наша мать; надо выкопать яму, на него 12 кож и лить 12 бочек смолы; мать Сивки-Бурки узнает его голос, прибежит, прокусит 12 кож, но не его самого, а он столкнет ее в яму, пусть И. накинет узду; за ней пошли и 12 жеребцов; отдал их зятьям, за это со спины ремни кожи содрать; когда царь хотел отписать зятьям царство, И. предъявил мизинцы и ремни; зятьев на конские хвосты порвали, в государстве остался Ваня с женой]: Площук 2004, № 39: 112-124; русские (Владимирская, Переславль-Залесский у.) [колдун велит сыновьям похоронить его в межевой яме на перекрестке; они попросили сделать это солдата; по совету Николая Чудотворца, солдат бил колдуна по зубам дубовыми кольями и тот его не съел; старшие сыновья отказываются стеречь гроб, все три ночи приходит Иван-дурак; отец дает ему сивку бурку вещую каурку, оленя – золотые рога, свинку – золотую щетинку; царь отдаст дочь за того, кто проедет по крутому хрустальному мосту и пробьет три двери, получив золотую печать на лоб и кольцо на руку; И. обогнал братьев, а затем влез сивке-бурке в левое ухо, принял дурацкий облик, принес матери торбу с поганками; так трижды; И. женится на царевне, но выглядит дураком; продает братьям сивку-бурку, затем оленя, затем свинку за большие пальцы с левой, затем с правой руки, затем за ремни со спины; напали враги, И. их громит, ранен в ногу, царь перевязал, жена И. узнала платок; все выяснилось; братьев прогнали, И. стал править царством]: Смирнов 2008, № 8: 71-73; русские (Московская) [умирая, отец велит три ночи быть у его могилы; старшие братья боятся, все три раза идет Ванюшка; на третью ночь отец дал оленя златорогого, свинку золотую щетинку и кобылицу о 77 жеребят; царевна на крыльце, выйдет за того, на кого поставит свою печать; В. в одно ухо кобылице влез, из другого вылез, стал добрым молодцем, подскочил к царевне, та поставила печать; В. нашли в его жалком облике, царевна хочет другого жениха; царь обещает ее тому, кто приведет златорогого оленя; В. дает оленя другому жениху, за это вырезал у него из спины ремень; свинка золота щетинка (то же – отрезать палец с ноги); кобылицу (то же, палец с руки); В. отрезанное предъявляет царю, получает царевну и царство]: Ведерникова, Самоделова 1998, № 49: 107-110; русские (Воронежская) [Царь сажает свою незамужнюю красавицу-дочь в башню, обещает ее руку тому, кто допрыгнет до ее окна и поцелует. Перед смертью старик просит каждого из трех сыновей по одной ночи сторожить его могилу. Старший Ваня-дурак сторожит все 3 ночи вместо братьев. Отец приводит ему козу, золотые рога, затем свинку золотую щетинку и в последнюю ночь коня - «золотая грива и золотая узда». Зверей отец приказывает отпустить в поле. По совету отца Ваня залезает коню в одно ухо и вылезает в другое, становится красавцем. Братья отправляются бороться за руку царевны, отказываются брать Ивана с собой. Трижды Ваня на золотом коне («из ноздрей дым валит, из-под копыт огонь пышет») прыгает к окнам царевны, в третий раз целует ее, и получает клеймо на лбу. Марья-царевна выходит из башни, ждет жениха, но он не появляется. Братья догадываются, что Ваня-дурак целовал царевну, и силой ведут его к царю. Клеймо обнаруживается, и его женят на Марье. Ваня вместе с князьями отправляется на охоту, в поле ловит на лошадиную шкуру сорок и ворон, привозит во дворец. Князья рассказывают, что видели козу золотые рога и свинку золотую щетинку, но не могли поймать, Ваня хвалится, что сможет. Когда едут на охоту в третий раз Ваня призывает козу и свинью («встань передо мной, как лист перед травой»), отдает зверей князьям, с каждого берет по пальцу и по ремню из спины. На царском пире доказывает, что князья не ловили животных, оставляет их у себя. С помощью коня обращается красавцем и счастливо живет с женой]: Барышникова 2007, № 23: 118-123; русские (Воронежская, до 1938, Богучарский район, записал Тонков у крестьянина Т.А. Сафонова) [Бедный крестьянин Иван стреляет в ястреба, который клюет белую лебедь, она обещает, что не забудет своего спасителя. Дома Иван обнаруживает угощения, новую нарядную одежду. Царь завидует ему, и выяснят, откуда богатство Ивана. Царь требует, чтобы Иван достал такую же одежду для него. Крестьянин приходит к синему озеру, рассказывает белой лебеди о своем задании, она обещает его исполнить. Она помогает выполнить второе задание царя: достает из тридевятого царства свинку-золоту щетинку. В третий раз царь требует, чтобы Иван достал лебедь белую, Елену Прекрасную. Лебедь не появляется на озере, появляется щука, сообщает Ивану, что Елена убежала от царя-Идолища, превратившись в лебедя, но уронила кольцо. Рыба дает Ивану кольцо, приказывает идти вслед за ним. Он оказывается у двора, заходит в прекрасный сад (золотые яблоки на деревьях, райские птицы), подлетает лебедь, берет кольцо и превращается в красавицу. Иван вспоминает о приказе царя, горюет, не хочет отдавать Елену. Она сообщает, что смерть царя в утке (в ней - яйцо), которую охраняют три змея. Она дает меч-самосек, целует Ивана. Он приходит к царскому озеру, отрубает головы всем трем змеям; стреляет в утку, с третьего раза попадает в голову, птица падает, роняет яйцо, оно тонет. Щука выносит яйцо. Он взмахивает яйцом и царский дворец рассыпается, Иван бьет царя и его слуг]: Новикова и др., 1940; русские ["дрожит свинка-золотая (вар. острая) щетинка" – огонь]: Афанасьев 1994(1): 770-771; русские (из собрания П.И. Киреевского, зап. П.Я. Якушкина) [перед смертью отец велит сыновьям три ночи сидеть не его могиле; первый раз идет младший дурак; два других раза то же он (старшие не хотят, обещают дураку подарки); отец встает из могилы, дает три конских волоса; дурак их припалил, бежит сивка-бурка, вещая каурка, дурак залез в одно ухо – напился, наелся, в другое – стал красавцем; царевна сидит на третьем этаже; царь обещает ее тому, кто ее поцелует, вскочив на коне; дурак в первый день скачет до первого этажа, во второй до второго, на третий день целует царевну, она бьет его золотым перстнем; братья каждый раз рассказывают дураку, как приезжал молодец; дурак приходит на пир с завязанной головой, царевна его узнает, берет в мужья; царь просит зятьев достать уточку золотые перышки, дураку дает старую клячу; тот ее убивает, зовет сивку-бурку, достает уточку, отдает умным зятьям, за это отрезает им по мизинцу с правой руки; то же свинку золотую щетинку с 12 поросятами (по пальцу на ноге); златогривую кобылу с 12 жеребятами; конь велит бить ее медными, железными, оловянными прутами; дурак вырезает зятьям из спины по ремню; на пиру предъявляет отрезанное, все прирастает, дурак зовет сивку-бурку, с тех пор признан, живет по-царски]: Афанасьев 1958(2), № 182: 10-15; русские (Воронежская, Бобровский р-н) [царь обещает дочь тому, кто ее поцелует через 12 стекол; младший брат Иван-дурак вызывает свистом сивку-бурку, влезает в одно ухо, вылезает из другого красавцем, разбивает 6 стекол, возвращается, влезает в ухо коня принимает прежний облик; братья рассказывают ему, какого молодца видели; то же на следующий раз, разбивает 12 стекол, царевна клеймит ему лоб, вернувшись, он повязывает голову платком; царь ищет меченого, царевну выдают за дурака, две другие выходят за умных, смеются над ней; царь велит зятьям добыть свинку золотую щетинку; дурак вызывает коня, выскакивают два молодца, спрашивают, что нужно; дурак: чтоб была здесь разбита палатка, в палатке кроватка, а возле гуляла бы свинка золотая щетинка; братья просят продать, дурак в образе красавца отдает за отрезанные мизинцы ног; то же: златорогий, златохвостый олень, с руки по мизинцу; то же: златогривый, златохвостый конь, вырезать ремни со спины; дурак велит братьям раздеться, доказывает, что трофеи добыл он, остается красавцем]: Афанасьев 1958(2), № 183: 15-20; украинцы [(место записи не указано); перед смертью отец велит сыновьям три ночи сидеть не его могиле; старшие сыновья пируют, каждый раз идет младший дурак; отец встает их могилы, дает уздечку для вороного, гнедого, сивого коней; царь обещает дочь тому, кто на коне до нее допрыгнет; дурак каждый раз вызывает одного из конец, входит в одно ухо, выходит из другого красавцем, допрыгивает до царевны, на третий раз берет ее платок, она ставит золотым перстнем ему печать на лоб; царь посылает искать человека с печатью, дурака находят, венчают с царевной, поселяют в отдельной избе; царь просит достать козу с золотой шерстью;, дурак велит жене выпросить у тестя клячу, убивает ее, вызывает вороного коня, делается красавцем, добывает козу, отдает другому искателю за сустав пальца с правой руки; то же – кабана в золоте и серебре (гнедой конь, у соперника отрезает еще один сустав); кобылу в золоте и серебре (сивый конь; третий сустав); на пиру предъявляет отрезанное, вызывает коней, получает царство, братьев делает панами, женит, над могилой отца строит церковь]: Афанасьев 1958(2), № 184: 29-34; украинцы (Харьковская, Лебединский у., ок. 1878) [Вдова вступает в отношения со змеем, рождает мальчика, до 12 лет мать катает его в коляске, затем он встает, оказывается высоким и сильным. Змей не хочет, чтобы мальчик жил, убеждает мать притвориться больной и просить сына достать ягоды из змеиного сада. Мальчик отправляется в путь, заходит в избу к девке Середе, она заранее знает о его горе, называет братом, рассказывает ему правду о матери и змее, укладывает спать, дает своего коня, живую и мертвую воду. Говорит, чтобы не боялся гадюк, у змеиного сада оживил убитого Москаля, тот проведет в сад, где ничего нельзя трогать, иначе зазвонят все колокола. Мальчик перелетает через забор, берет ягоды, на обратном пути задевает осиновую ветку, является змей, но не может догнать. Он возвращается к Середе, она кормит его, ягоды подменяет ягодами из своего сада, настаивает, что змея нужно ими накормить. Мальчик привозит ягоды матери, просит ее съесть их сразу, затем замечает, что в доме поселились черти. Змей съедает ягоды, мать тоже. Змей убеждает мать отправить сына за свинкой-золотой щетинкой, чтобы она поправилась, сын спрашивает, с кем она говорила, мать отвечает – с Богом, сын сомневается – с чертом. Мальчик приезжает к сестре Середе, она дает коня и 2 бутылочки, объясняет, что под двумя раздвигающимися горами нужно набрать лечебную (цилящую) и живую воду, рядом с горой поймать одного из 12 поросят. В пути поросенок убегает, мальчик оставляет коня, а когда возвращается с пропажей, уже не находит коня, его съедают волки. Едет назад через Середу, она подменила поросенка, мать готовит его, поит сына водкой, спрашивает, сможет ли он порвать железную цепь, он предлагает проверить, не может разорвать. Мать зовет змея, вдвоем они разрубают мальчика, складывают куски в мешок, привязывают к коню, отпускают его в поле, чтобы разбросал куски. Конь скачет к Середе, она с помощью вод оживляет мальчика, дает ему «пивпивсидку»(?) хмеля, он не может поднять. Тогда дает ягоды из змеиного сада, мальчик смог поднять простыню. Жарит свинку-золотую щетинку, он набирается сил – если бы в землю и небо был вбит кол, перевернул бы свет. Середа дает ему саблю, говорит, что мать со змеем теперь пируют. Мальчик является, отрезает обоим нос, ухо и режет змея, мать привязывает к хвосту коня и отпускает в поле. Уходит жить к сестре Середе. Присказка ]: Чубинский 1878, № 75: 285-290; белорусы : Романов 1991: 199-201 [В некотором царстве царевич влюбился в служанку, стал сватать, она обещала, что у них родятся 3 сына (у одного во лбу месяц, на затылке зорька, у другого – во лбу солнце, на затылке звезды, а третий – удалой молодец). Первых двух младенцев подменяет баба-лиходейка на простых детей. Жену с третьим сыном царевич отправляет в бочке по морю, сын расправляется и ломает бочку. Высекает двенадцать молодцов из огнива матери. По приказанию удальца они строят дом из золотых и серебряных бревен, готовят много еды и питья, делают мосты к двум берегам из золотых и серебряных досок. Корабельщики просятся на обед, в качестве платы подвозят удальца к царскому дому; он в шапке-невидимке подслушивает их разговор с царем. Царь спрашивает, не видали ли они на море обломков бочки, слышит про дом из золота и серебра, хочет съездить посмотреть. Баба рассказывает о саде с золотыми и серебряными яблонями и сосной, на которой кот-краснобай поет песни, когда идёт вниз, и рассказывает басни, когда идет вверх. Удалец возвращается и снова высекает двенадцать молодцов из огнива, которые по его приказу приставляют этот сад к его дому. Снова кормит корабельщиков и добирается до царского дома, подслушивает разговор. Корабельщики рассказывают про сад. Баба в ответ – про свинью с золотой и серебряной шерстью, которая роет и из-под нее пшеница сыплется – двенадцать молодцов не успевают отгребать. Снова высекает молодцов из огнива, они доставляют свинью. Корабельщики на следующий раз рассказывают о свинье царю, а баба в ответ о саде с золотыми и серебряными яблонями, где есть два молодца – у одного во лбу месяц, на затылке зорьки, у другого во лбу солнце, на затылке звезды. Удалой молодец приказывает молодцам из огнива доставить братьев в свой дом. Царь приезжает, дивится дому, видит жену и сыновей, плачет, жена тоже плачет. Удалец: это бабушка украла моих братьев, а я их сюда доставил. Вернулись в царский дом, бабу в наказание привязали к конскому хвосту, а царь переехал жить к своей семье], 470-485 (Обчугская вол.) [Жил купец-богатырь, было у него три сына, два – женатые и умные, а третий – холостой и дурак. Умирая, старик сказал: приходите ко мне на могилу 3 ночи, в первую ночь – старший, во вторую – средний, в последнюю – младший-дурак. И говорите: «желтый песок рассыпайся, гробовая доска отрывайся, батька из мертвых вставай». Старший убедил идти младшего вместо него. Пришел, заклятье сказал, отец и встал. Говорит есть там сивка-бурка, вещая каурка. Сказал, как ее достать. И научил заклинанию «Батька мертвым ложись, гробовая доска забивайся, желтый песок засыпайся». Тот так и сказал. Крикнул богатырским голосом, конь и пришел. Сел на него и стал как царевич, каких на свете не сыскать. Лошадь отпустил. Вернулся домой на печь лег. Пришла вторая ночь. Средний убедил идти младшего вместо него. Пришел, заклятье сказал, отец и встал. Спрашивает «А где средний?» – «Они тебя боятся, а я нет, вот и пришел». Отец и вторую лошадь ему отдал. Отца снова в могилу, а себе лошадь. Перелетел на ней весь свет три раза. И отпустил лошадь, а сам домой на печь пошел. На третий день его черед идти на могилу. Встал отец и третьего коня сыну отдал. Так у него стала тройка коней. Объявилась царевна, залезла в башню на третий этаж и сказала «Кто там меня достанет и поцелует, тому все царство и отдам, а сама женой стану ему». Поехали братья. А младшего не взяли, работы оставили дома делать. Младший вызвал лошадь старшую на помощь. Пролез через ухо – стал царевичем. До царевны допрыгнул. На другой день – среднюю на помощь. Тоже пролез через ухо. Снова допрыгнул. Вернулся домой – лошадей отпустил. В третий раз поехали. Снова все получилось. Поженились. Отец царевны сказал «есть в другом царстве свинья, золотая, носом орет, ногами стучит, а из зада хлеб растет, который можно и царю есть». Потребовал принести ему это свинью, а кто принесет, тому царство все отдаст. Поехали мужья его двух дочерей волю отца исполнять. И младшая царевна плачет – где она свинью найдет! Через полгода решил, что младший брат поедет. Позвал лошадей на помощь. Добрался до свиньи. Дрался с ней пока не победил На шнурке ведет домой. Встречает братьев. Требуют отдать свинью. Он говорит отрежьте по пальцу отдам. Они и отрезали. Он свинью отдал. Подождал пока они на версту отъехали – позвал лошадь свою. И за час домой вернулся: они ехали полгода, а он за три дня справился. Жена его ругает, что без лошади да без свиньи вернулся. Вернулись братья – пир. Отец снова говорит: есть в одном царстве кобыла, а у нее 12 жеребят. Приведете ее мне – ваше царство будет. Поехали братья. И младший хочет. Просит у жены упросить отца дать ему кобылку. Дали плохенькую «По пути помрет, так пешком вернется», - сказал царь. Выехал недалеко. Слез с кобылки. Крикнул своих лошадей. Они и говорят ему «Та кобылица – наша родная мать, нас отлучила, а 9 еще при ней». Отправили назад его к царю просить дедовский безмен. Царь дал. Едут к кобылице. Старший конь говорит «ты на нее верхом садись и меж ушей безменом бей». Так все и было. Ходила под волей, а теперь под его неволей. Идет. Снова братьев встречает. Снова на пальцы кобылу обменял. Сразу домой. Жене сказал, лошадь умерла, а он пешком вернулся. А братья только через месяц дошли. Кобылу и 9 жеребцов привели. Снова пир. Царь снова говорит: есть в одном царстве лев, приведете – все ваше, и царство ваше. Поехали братья. Подождал младший месяца полтора или два чтоб те ближе ко льву подъехали. И тоже в дорогу собрался. Но в этот раз послали его пешком. Приходит и просит у того царя в наймы работать: вместо 12 человек, что пытаются напоить того льва, сам справится один с работой этой. Обернись мухой, да дедовский молот укради и сюда неси – говорит ему его лошадь старшая. Так он и сделал. Поубивал всех стражей им. Снова в ухо влетел – молодцом обернулся. Льва украл. Снова братьев встречает. Просят отдать, а он отвечает «что ж это все вам да вам, хоть одну вещь сам отцу привезу». Но убедили отдать льва, а с себя взамен по куску кожи на спине от шеи до пят срезали. Привезли льва, снова пир. А младший не идет туда. Царь зовет за ним. Говорит отдам все царство вам. А младший «А мне?» - «А тебе ничего – коль не работал и ничего не сделал». Ну младший и рассказал, что за свинью с ноги по пальцу у братьев взял, за кобылу – с руки, за льва – кожу со спины. Проверил царь. Так и есть. А три жеребенка той кобылки, младший сказал, у него, они ему и помогали. Тогда отец двоих тех врунов к лошадям привязал да и разорвало их на части. А младшему все царство отдал]; белорусы [у деда с бабой три сына; умирая, отец велит стеречь на могиле: кто будет стеречь, поймает золотого кабанчика, который роет царский сад и царь обещает награду; старший, средний сын боятся, в полнось убегают домой; младший дурак ловит кабанчика в мешок; старший убил младшего, принес кабанчика царю, получил награду; через некоторое время вырос тростник, пастухи сделали дудку, та поет: Играйте, играйте, пастушки! Меня брат убил за золотого кабанчика; дали царю поиграть; царь догадался, казнил убийцу]: Романов 1887, № 45в: 264-265.

Кавказ – Малая Азия. Адыги [бог леса – Мэзытхь; Хан-Гирей в 1842 г. писал, что адыгейцы представляют его едущим на златощетинной свинье и что по его повелению сходятся на лугах олени, которых доят «какие-то девы»]: Лавров 1959: 210; терские казаки {все три сестры обещают родить детей} (ст. Наурская) [«В старину, когда еще реки текли молоком и медом, а овцы паслись вместе с волками, когда везде была тишь да гладь, да Божья благодать, в некотором царстве – в некотором государстве жил старик со своею старухою»; старик и старуха живут в бедности, поэтому решают бросить троих дочерей в лесу; старик велит им собирать ягоды; говорит, что пойдет рубить дрова; привязывает к дереву чурбан, который качается на ветру и издает стук; сестры думают, что отец рубит дрова; через некоторое время идут на его поиски; находят чурбан; доходят до моря, по которому едет царь с дружиной; старшая сестра: «Если б я была царскою женою, родила бы для царя сына-богатыря»; средняя: «Если бы я была царскою женою, то родила бы для него трех дочерей: Надежду, Веру и Любовь»; младшая: «Если бы я была женою царя, я бы родила для царя трех сыновей: по локоть – в золоте, по колена – в серебре, на лбу месяц, по телу звездочки»; царь женится на младшей, остальных сестер берет ей в помощницы; отправляется в поход; царица рожает трех сыновей: «по локоть в золоте, по колена в серебре, на лбу месяц, по телу звездочки»; повитуха Баба-Яга убивает младенцев, подкладывает вместо них трех щенков; пишет царю, что родились щенки; тот гневается; царица снова рожает тройню; БЯ заменяет их на щенков, сообщает царю; тот обещает наказать жену, если все повторится; царица рожает трех сыновей, прячет одного из них в складках платья; БЯ убивает двух остальных, подкладывает вместо них щенков и пишет царю; тот велит оставить щенков до его приезда; БЯ успевает убить одного из них; вернувшись, царь видит щенка и сына, у которого нет ни луны на лбу, ни звезд на теле (царица стерла эти украшения, когда прятала его от БЯ); по решению царя, царицу садят в бочку вместе с сыном и щенком и пускают в море; царь женится на дочери БЯ; бочка плавает по морю, царевич просит разрешения перевернуться с одного бока на другой; царица не разрешает; бочку выносит на мель около острова, царевич поворачивается, бочка рассыпается; щенок приносит кости, царевич делает из них дом; проходящие мимо старцы говорят, что идут поминать царицу; царевич просит взять его с собой, они отказываются, соглашаются взять щенка; рассказывают царю о доме на острове; царь хочет его увидеть, но жена отговаривает: «Ну, это еще не большое диво; вот диво: в некотором царстве – в некотором государстве сидят восемь соколов, поют стишки царские-государские»; щенок рассказывает об этом царевичу; тот привозит соколов; идущие на поминки старцы снова отказываются взять его с собой, но берут щенка; рассказывают царю о доме на острове и 8 соколах; тот велит седлать коней, но царица его удерживает: «Ну, это не такое еще диво; вот это так диво: в некотором царстве – в некотором государстве стоит свинка – золотая щетинка»; щенок рассказывает об услышанном царевичу; он привозит свинку золотую щетинку {без подробностей}; старцы соглашаются взять с собой только щенка; рассказывают царю об увиденном на острове; жена пытается отговорить его от поездки туда: «Ну, это не такое еще диво; в некотором царстве, в далеком государстве стоит олень золотые рога, в небо упертые»; царь не поддается на уговоры, отправляется на остров; щенок предупреждает царевича и царицу; та рассказывает сыну, что царь – его отец, а 8 соколов – его родные братья; царевич успевает привезти оленя золотые рога; царь признает в царице свою супругу, а в царевиче – сына; 8 соколов превращаются в царевичей «по локоть в золоте, по колена в серебре, на лбу месяц, по телу звездочки»; царь возвращается вместе с семьей в столицу; БЯ и ее дочь привязывают к хвостам диких лошадей, которые разносят их тела по лесам и горам; «Был пир горой, я там был порой, мед, горелку пил: по усам текло, а в рот не попало. Вам сказки конец, а мне меду корец»]: Востриков 1904, № 2: 74-80.

Балтоскандия. Скандинавы [Локи отрезал Сив волосы. Тор поймал его и тот поклялся добиться от черных альвов, чтобы они сделали для Сив волосы из золота, которые росли бы как настоящие. Карлики сыновья Ивальди сделали такие волосы, а также корабль Скидбладнир и для Одина копье Гунгир. Локи поспорил с карлом Брокком и поставил в заклад свою голову, что брат того Эйтри ("ядовитый") сравнимых с теми тремя сокровищами других подобных не сделает. Эйтри положил в горн свиную кожу и велел Брокку поддувать. Руку Брокку жалит муха, но он работает без остановки. Из горна вынули вепря с золотой щетиной. В следующий раз Эйтри положил в горн золото и вынул золотое кольцо Драупнир (муха при этом кусала вдвое сильнее). В третий раз он положил в горн железо, вынул молот. Муха укусила Брокка в веко, кровь залила ему глаза, он на мгновение ослабил мехи, и все чуть не погибло]: Младшая Эдда 1970: 71; сету [отец пропал на болоте; три сестры плачут, ручей слез увидел царь, пошел к истоку, привел сестер к себе; старшая обещала ржаным зерном накормить войско, средняя - шерстинкой одеть его, младшая - родить сына с солнцем на затылке, месяцем во лбу, звездами на теле; царь на ней женится, она родила двух близнецов с обещанными признаками, попросила птиц передать весть царю, ворон полетел; старшая сестра отнесла детей в болотное окно, где пропал отец девушек, подменила щенками; то же во второй раз, полетела ворона; в третий раз один сын попросил мать спрятать его под мышкой, царь велел бросить жену в бочке в море; бочку прибило к пустому острову, сын выбил дно; старик дал им исполняющий желания посох, перо, на котором летать; царский вельможа трижды навещает остров; каждый раз сестра жены говорит, что есть бóльшее чудо; прилетевший на пере юноша подслушивает, велит посоху перенести это чудо к нему во дворец; 1) золотая свинья с серебряными поросятами; 2) дуб, на котором кот рассказывает сказки; 3) окно на болоте, от него пять тропинок, по каждой ходит мальчик с солнцем на затылке, месяцем во лбу, звездами на теле; вельможа рассказывает о шести таких мальчиках на острове, царь сам отправляется посмотреть, привозит жену и сыновей; сестру жены бросили в бочке в море]: Normann, Tampere 1989: 73-81; латыши [Король велит достать серебряную косулю (зайца), золотую свинку (барана), алмазного коня. Младший брат все это добывает, но отдает братьям в обмен на пальцы рук, ног и кожу со спины. Братья хвастают перед королем, что все задания выполнили, но дурачок показывает пальцы и кожу. Братья наказаны, дурачок женится на принцессе]: Арийс, Медне 1977, № 530A: 297; латыши [дурак караулит могилу отца; видит, как приходят серебряная, золотая и алмазная свинки и роют могилу; стреляет в них, ранитв плечо алмазную; до него доходит слух, что у одной из принцесс прострелена рука; он исцеляет принцессу и получает в жены]: Арийс, Медне 1977, № *530С*: 297; вепсы (рассказано по-русски) [из трех братьев лишь Иванушко приходит на могилу отца, получает волшебного коня; с его помощью преображается, трижды допрыгивает до царевны в башне, она дает ему перстень, узнает по перстню среди бедняков; только И. добывает барана с золотыми рогами, свинку с золотой щетинкой, златогривую кобылицу; продает старшим зятьям за мизинцы, за ремни со спины; все открывается, царь передает И. царство]: Власьев 1941, № 1: 7-14.

Волга – Пермь. Чуваши [лес пуст, И. приходит к дереву, на котором все птицы; стреляет в большую белую, она падает, он приносит ее в избушку, она превращается в красавицу; жена ткет скатерть-самобранку, муж несет продавать, царь видит, приходит узнать, кто мастерица; мудрецы советуют отослать И. за козой с золотыми рогами и шерстью; жена посылает идти за клубком, он приводит к козе; то же кабан с золотой щетиной; посылают за Шарапчык-невидимкой; жена дает полотенце, посылает за клубком к своей старшей сестре; там девушка в серебряном дворце, узнает полотенце младшей сестры; та дает свой клубок и кольцо, клубок ведет к самой старшей сестре в золотом дворце; она направляет к реке, за ней Ш.; лягушка просит молока, И. приносит, лягушка прыгает, переносит через реку; в треугольный дом заходят трое разбойников, велят, чтобы Ш. накрыл стол; когда уходят, И. предлагает Ш. идти с ним, тот согласен; велит выменять его у разбойников за переправу через реку, сундук, топор, дудку; возвращается к И.; И. идет на царя войной, дудит – корабли, из сундука – солдаты, топоры делают крепости; И. убивает царя, получает трон, также козу и кабана]: Эйзин 1993: 129-138; коми [умирая, отец велит трем сыновьям три ночи по очереди приходить ему на могилу; старшие Василий и Федор посылают младшего по имени Седун (вечно на печи); тот трижды получает коня: гнедого, серого, златогривого; прячет их; у царя дочери Марья, Василиса, Марпида, у них синий, желтый, красный платки; кто достанет с крыши платок, возьмет в жены царевну; С. входит в ухо коня, делается красавцем, инкогнито трижды допрыгивает на коне, но берет лишь платок М.; царь созывает всех мужчин, велит дочерям взять в мужья тех, у кого их платки; старшие находят заморского королевича и князя, М. Седуна; царь поселяет их в хлеву; царь велит поймать лань; С. ловит, отдает старшим зятьям, за это отрезает по большому пальцу ноги; то же – свинка золотая щетинка, снимает со спины кожу ремнем; кобылицу с 30 жеребятами; конь велит С. прикрыть его шкурами, облить смолой, осыпать иголками; кобылица бьет коня, но ранит себя об иголки, С. ее укрощает; приводит; зовет царя в баню, показывает ремни кожи и отрезанные пальцы; С. предстает красавцем; царь прогоняет старших зятьев вместе с женами]: Плесовский 1975: 77-91.