Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I126. Созвездие погребальных носилок. (.11.).13.17.(.19.).21.23.30.36.(.45.).46.

Большая Медведица или иное циркумполярное созвездие – носилки, на которых несут мертвого или больного, приготовленное для погребения тело, могила.

(Фьоти), тигре, арабы Передней Азии и Синая, бодо, гаро, каста дхури (Средняя Индия), персы, таджики (Панджшер), шугнанцы, западные эвенки, якуты, (сенека), санти, омаха, осэдж, куапо, пауни, арикара.

( Ср. Бантуязычная Африка. Фьоти [Млечный Путь – дорога похоронного шествия чудовищной звезды, некогда светившей ярче солнца]: Pechuël-Loesche 1907: 135).

Судан – Восточная Африка. Тигре [Истинные Семеро (Большая Медведица) – братья; Gah (Полярная звезда) пришел и убил одного; пришел к Qeren (две звезды Дракона), попросил быть его клиентом, иначе Семеро его убьют, мстя за брата; поэтому Queren – между Полярной звездой и Большой Медведицей, чтобы не дать им сойтись; Семеро положили убитого на погребальные носилки; трое несут впереди, трое позади; самая слабая звезда в месте соединения ковша с ручкой – убитый; они поклялись не хоронить убитого, пока не отомстят]: Littmann 1910, № 46: 61-63.

Передняя Азия. Арабы (письменная традиция): Ахмад ибн Маджид 1985 [«Книга польз об основах и правилах морской науки» Ахмада ибн Маджида, написанная в 1475-1490 гг.: Большая Медведица – «Катафалк», «Бóльшие Девы Катафалка»; отдельные звезды Большой Медведицы – «Катафалки»; «Катафалк – общее имя для всей семерки [его звезд]. Когда же введешь в нее Двух Воронов, Двух Волков и Двух Обгоняющих {=α,β}, которые расположены у его передней части, он зовется Бóльшим Медведем, а все звезды вокруг – Газелями да их Детенышами {= ο, А, π, ρ, σ, d}, их Прыжками и Водопоем. А когда отделишь от Катафалка первые четыре [звезды], именуемые Ложем {= α, β, γ, δ}, три [остальные] зовутся Девами {= ε, ζ, η}, а вернее, они – сыновья Катафалка. Как сказал поэт в своем стихотворении: “Девы Катафалка ходят вокруг, словно они антилопы, позади которых детеныши”. Первая из семи [звезд] зовется передней Катафалка {= α}, вторая – Второй, третья и четвертая [– соответственно], а также Двумя Хромыми, потому что они отстают от двух первых: отдельно четвертую называют Скрытой: она скрыта меж двух передних Катафалка: когда она входит над ними в самостоятельность, они же с западов под ней – в равностояние, с их меры сбрасывают полных три [пальца], а остальное тебе – истинный север, где бы ты ни был. Пятая именуется Бухтой, а шестая – Козочкой, ибо она простирает шею к Пренебрегаемой: Пренебрегаемую зовут Катафалком и Верной. Пятая Катафалка с его шестой суть ковчежный киль {“т.е. их конфигурация послужила прототипом для киля Ноева ковчега”}; их-то и мерят в стране софальской при невидимости Тельцов. Седьмая Катафалка именуется Вожатым, она невдалеке от Щеголя: по ним измеряют и указывают. Все они собираются у Катафалка в изображении Большого Медведя: малые звезды близ них, выходящие за шесть величин, зовутся Газелями с их Детенышами. Когда скрываются Высокопоставленная и Тельцы, по седьмой Катафалка со Щеголей суть отличные переменные измерения в южных климатах, как у Щеголя со Старыми Верблюдицами – в северных»]: 64, 228, 252-254, 285, 259, 266-267, 277-278, 281-282, 284-285, 287, 298-299, 333, 336, 339, 406, 479-480; Сулайман ал-Махри 2011 [трактат «Махрийская опора для точного определения (основ) морских наук» Сулаймана ал-Махри, датирующийся первой половиной XVI в.; Большая Медведица многократно названа «Катафалком»; «Катафалк (Большая Медведица): первые две звезды этого созвездия называются Передними, третья Корзиной, четвертая Скрытой, пятая Богатой, шестая Объятием (из-за того, что обнимает Отверженную {Алькор}, а Отверженная зовется ан-На‘ӣш и ас-Сайдак), седьмая – Вожатым. Они имеют и другие имена. Третья и четвертая звезды называются Двумя Хромыми, ибо находятся позади первых. Первые четыре именуются Ложем, а три последние – Девами (Плакальщицами); Ложе еще зовется Катафалком»]: 35, 38-39, 43-44, 50, 52-54, 56-59, 63-64, 70-72, 78, 82, 84-85, 95, 97, 104-105, 109-110, 113, 116, 118-121; Allen 1899 [арабы-христиане: погребальные носилки (bier) Лазаря; три звезды ручки - идущие за ними Мария, Марта и Ellamath; арабы Персидского залива : Al Jadi - Полярная звезда, он убил Na'ash; его дети, включая дочь - Мицар с ребенком-Алькором на руках - хотят отомстить, а Suhail {Канопус?} пытается прийти на помощь; в Сирии {Большая Медведица} до сих пор называется "Погребальные носилки"; в Аравии четыре звезды Ковша - Большой Гроб]: 432-433; арабы Ирака (Багдад) [Дети Гроба следуют за Полярной звездой в погребальной процессии]: Stark, 57 в Henninger 1954: 91; арабы Ирака (Багдад) [Дети Гроба следуют за Полярной звездой в погребальной процессии]: Stark, 57 в Henninger 1954: 91; бедуины Синая и пустыни Негев [четыре звезды Ковша - погребальные дроги (bier), три звезды ручки - дочери умершего; легенда о "дочерях погребальных дрог" (Banāt an-Na'sh) известна с доисламского времени (VI в.); "дочери" тянут дроги и хотят отомстить убийце (Полярная звезда), но они ошибочно подозревают далекий Канопус; этот сюжет использован в поэзии]: Bailey 1974: 583-584; Розенфельд 1962 [наши названия звезд Большой Медведицы Алькаид и Бенетнаш – искажение арабских слов "ал-каид банат на'ш" – "предводитель дочерей погребальных носилок"; арабы считали 7 звезд Большой Медведицы похоронной процессией с погребальными носилками и плакальщицами]: 177; арабы Передней Азии (без уточнения группы) [Малая Медведица: Полярная звезда (звезда на конце хвоста Малой Медведицы) – Козленок; две звезды в передней части Малой Медведицы – двое Телят; незаметные звезды в форме чечевицы между концом и Телятами – рыба либо жернов (они вращаются вокруг Полярной звезды); четыре звезды ковша Большой Медведицы – погребальные носилки, звезды ручки – Дочери Погребальных Носилок: Предводитель, Козочка и рядом с ней Упускаемая (Алькор), Вороной конь (в корне ручки); под Дочерьми Погребальных Носилок на ногах Большой Медведицы маленькие парные звезды – Прыжки газелей (т.е. следы их копыт); перед Дочерьми Погребальных Носилок звезды Большой Медведицы в виде полукруга – Водоем]: Бируни 1975: 71-72.

( Ср. Меланезия. Сиуаи (Бугенвиль) [звезды – духи, обозначаются тем же словом, что светляки (keva), ассоциируются со смертью; одно из созвездий – группа духов, идущих к месту кремации и несущих свинью; метеоры – души людей высокого ранга, спешащих к своим родовым святилищам]: Oliver 1955: 68).

Тибет – Северо-Восток Индии. Бодо [Орион – люди, несущие погребальные носилки]: С.И. Рыжакова, полевые материалы, февраль 2006; гаро [богиня Noreknak Norekdim породила различных богов и различные живые существа, кроме людей; среди них сына Salgra (солнце) и дочь Misi Susime (луну); когда те были еще детьми, они поссорились касательно своих будущих брачных партнеров и обрызгали друг друга клейким воском; Сальгра сразу вымылся, а МС решила дождаться матери, чтобы показать, как брат обошелся с ней; мать пришла и велела немедленно идти мыться; но смыть воск не удалось, он так и остался (на лике луны); НН родила различных животных, затем растения; МС предложила ей родить также огонь; НН пошла к богине смерти и наступила там на что-то, приготовленное для погребального костра; после этого зачала огонь; рожая его, умерла; МС рассердилась и забросила огонь далеко в нижний мир; послала слугу в седьмой ярус нижнего мира принести циновку; покойника впервые положили на циновку; к пальцам ног привязали двух петухов; теперь это созвездие Dohsutot; у головы тоже воткнули перья – теперь это кометы; пришли две красавицы, МС превратила их в Кастор и Поллукс; надо зажечь погребальный костер; МС послала за огнем крокодила; переплывая через море, крокодил не выдержал жара и нырнул, огонь вернулся в нижний мир; крокодил остался жить в воде, ожоги на спине остались; тогда белка понес огонь на хвосте, опустил хвост в воду, огонь снова вернулся, хвост белки стал рыжим; МС послала за огнем своего младшего брата; огонь все равно не пошел, но объяснил, как добывать его трением или высеканием – тогда его слуга явится; погребальный костер подожгли, теперь это созвездие Пегаса; Кассиопея – это тело несут к костру ; повели жертвенного быка; тот испугался шума и убежал; следы его копыт – Млечный Путь; ворон чистил посуду по окончании церемоний, запачкался и стал черным; все, у кого сейчас морды черные, вымазались тогда сажей; летучая мышь проникла к жене Солнца Луне и вымазала ее тоже; Солнце гнался за ним, пока тот ни скрылся в пещере, где теперь и живут его потомки; Солнце лишил речи животных, птиц, насекомых, рептилий, чтобы не жаловались и не умоляли не убивать их]: Rongmuthu 1960: 205-212.

Южная Азия. Каста дхури (Dhuri, Средняя Индия, в т.ч. Чаттигарх) [Большая Медведица – носилки, принадлежавшие одной старой женщине; три вора решили их украсть, Бог поместил их навеки вместе с носилками на небо]: Krappe 1938: 149.

Иран - Средняя Азия. Персы («Лайли и Маджнун» Низами Ганджави, 1188 г.) [«Звезда Одинокая, как одинокие путники, / Сияла на темени Юга. / Престол воссел над подданными, / А Третий – удивительное дело – ниже Четвертого» (из коммент. переводчиков: «“Престол” ( сарӣр ) — имеется в виду сарӣр-и фалак (“небесный престол”), иначе ан-на̒ш ал-кубрā (“большие похоронные носилки”), четыре звезды в созвездии Большой Медведицы. В широком смысле так называется и все это созвездие. Оно помещается ближе всех к Полюсу и потому представлено как возвысившееся над “подданными” ( тāваби̒ ) – созвездиями и лунными домами»); «Вокруг тех обходящих небосвод / Вращался циркуль Дочерей Похоронных Носилок. / Рядом с Похоронными Носилками ехал верхом Чтец Корана, / Разве чтец Корана оставит похоронные носилки?» (из коммент. переводчиков: «“Обходящие небосвод” ( фалак-навардāн ) – звезды. Дочери Похоронных Носилок ( банāт-и на̒ш ) – три звезды в созвездии Малой Медведицы. Согласно Дастгирди, эти звезды сравниваются с циркулем, поскольку находятся близко к Полюсу, т. е. к точке, из которой проводится небесная окружность. <…> Чтец Корана ( кāрӣ ) – согласно Дастгирди, название звезды, находящейся рядом с Похоронными Носилками»); «Стояло в начале того [письма] со счастливой судьбой / Имя владыки, у которого нет сотоварища, / Ведающего тайное и явное, / Того, кто вложил в гранит драгоценный камень, / Властвующего над небом и его звездами, / Владеющего Похоронными Носилками и их Дочерьми» (из коммент. переводчиков: «“Похоронные Носилки и их Дочери” – звезды созвездий Большая и Малая Медведица»)]: Низами 2008: 433-434, 455; таджики (Панджшер) [Большая Медведица – Могила Ноя (Кабр и-Ну)]: Андреев 1927e: 65; шугнанцы [записала студентка Султонназарова Мавлуда от бабушки, жительница к. Манем (Шугнан) Лутфалиева Мушкиноз; семь звезд на небе, похожие друг на друга, называются - Семь Братьев; они сыновья Хазрат-и Мухаммеда; когда ХМ ушел из этой жизни, четыре брата несли носилки (с покойником), пятый исполнял «фалак» за носилками, шестой нес за собой овцу, а последний гнал эту овцу; если наблюдать внимательно, возле шестой звезды можно увидеть маленькую звездочку, это и есть та овца; некоторые говорят, что звезды {Большой Медведицы} называют Семь Братьев, потому что они всегда странствуют, а та звезда, что находится позади всех и сияет тускло, является младшим из братьев]: Лашкарбеков 2008.

Восточная Сибирь. Западные эвенки (Подкаменная Тунгуска, Байкитский район, пос. Куюмба, зап. в 1928 г.) [у Деляча (Солнце) жена Бэга (Луна), маленький сын; на перекочевке Б. с младенцем ехали далеко позади; Ошикта (какая-то звезда) вышла навстречу, спросила, почему Д. не ждет жену; пошла к ней; та рассказала, что ходила на чумовище за забытой сумкой, за это время олени растоптали зыбку с ребенком; все они пошли к Амака на небо попросить оживить ребенка, впереди Д., за ним Б. и О. несут зыбку с мертвым ребенком; их видно на небе; Д. поднимается на гору утром, идет целый день, вечером спускается, его не видно; в это время поднимаются на гору Б. и О.]: Ошаров 1936a: 53-57 (пересказ с комм. в Воскобойников 1981 [правильно: Дылача, Бега]: 224); якуты (центральные?) [Большая Медведица – Арангасс; то же слово для полатей на четырех столбах, на которых хоронят шаманов]: Потанин 1884: 225.

Равнины. Санти [охотник умер в лесу; четыре человека его взяли – это четыре звезды ковша; три звезды ручки – его жена и дети]: Wallis 1923: 44; сиу (группа не указ.) ["согласно J.O. Dorsey, четыре звезды ковша Большой Медведицы – погребальные носилки, которые несут четверо людей, за ними следуют плакальщики; вторая звезда ручки ковша – младшая сестра (Little Sister) с младенцем {Алькор} на руках]: McClintock 1910: 523 в Lankford 2007: 152; омаха , осэдж [Большая Медведица – Wa'-ba-ha, "stretcher" ("распялка"); омаха объясняют, что кладут на такую распялку-носилки покойника, его несут четверо родственников]: La Flesche 1889: 9 в Lankford 2007: 153; куапо [ковш Большой Медведицы - тело покойника в могиле; ближайшая к ковшу звезда ручки - человек, принесший еду покойному; вторая звезда - пришедшая за едой женщина, а за ней - ее плачущий ребенок; {может быть, ребенок - Алькор?}]: Dorsey 1895: 130; пауни : Dorsey 1906, № 35 (Pitahauirat) [когда Утренняя Звезда говорил людям, где каждый из великих богов встанет на небе, умерли старик и молодой (young person); их положили на носилки (stretchers) и звезды их понесли вокруг Полярной Звезды; это Большая Медведица и Малая Медведица; Полярная Звезда сказал, что когда-нибудь Южная Звезда поднимется так высоко, что схватит людей, несущих эти носилки, и тогда люди умрут]: 35-36; Fletcher 1903 (скиди) [Большая Медведица – четверо мужчин, несущих больного или умершего; Малая Медведица – четверо людей, несущих больного ребенка]: 14; Lankford 2007 [на основе архивных материалов Дорси и др., Chamberlain 1982: 109-111 показал, что четыре звезды ковша – носильщики, несущие погребальные носилки, это шаман, его жена и Errand Man; Алькор – собака жены шамана]: 154; арикара [какое-то созвездие (информантка не помнила, какое именно) появляется в феврале и называется "Больного несут" (Invalid being carried)]: Parks 1996: 106-107 (цит. в Lankford 2007: 154).

( Ср. Северо-Восток. Сенека [во времена первых людей были 7 братьев, один – Лентяй; сказал, что не в силах встать, четверо его понесли на носилках , один шел впереди с факелом, один позади с котелком; идущий впереди заметил следы медведя; лежавший попросил его обслюнявить, чтобы они передали ему часть своих сил; пятеро бросились за медведем, седьмой стал собирать хворост для костра; братья сказали, что не в силах тащить ленивого, оставили его; он вскочил, бросился вперед полный сил, зарубил топором медведя, освежевал; стали варить медведя, увидели, что они на небе; кровь и жир пролились, окрасили осеннюю листву; каждый год медведь оживает и все повторяется; в созвездии Большой Медведицы человек с котелком – звезда в середине ручки ковша]: Parker 1989 [1923], № 4: 81-82).