Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I27C. Четырехглазая собака. .16.23.27.-.32.34.-.37.39.

Собаки с двумя пятнами над глазами выделяются особо и обычно называются дву- или четырехглазыми.

Валлийцы, Древняя Индия (Ригведа), македонцы, болгары, сербы, русские (Вологодская), русские (условно – южные), украинцы, калмыки, зороастризм (Видевдат), персы (письменная традиция), узбеки Хорезма, шугнанцы, ливы, эстонцы, чуваши, коми, хакасы, тувинцы, буряты, северные и южные ханты, долганы, центральные (и другие?) якуты, дальневосточные эвенки (юг Якутии), нанайцы, ульчи, негидальцы, маньчжуры, нивхи, лесные юкагиры.

Западная Европа. Валлийцы [считается, что собака с пятнами над глазами способна видеть дьявола]: Trevelyan 1909: 80.

Южная Азия. Древняя Индия (Ригведа, мандала X.14 «К Яме») [«Уходите, расходитесь и расползайтесь отсюда! / Ему приготовили отцы это пристанище. / Яма дает ему место успокоения, / Украшенное днями, водами, ночами. / Спеши мимо двух псов, потомков Сарамы, / Четырехглазых, пятнистых, по верному пути / И достигни отцов, которых легко найти, / Которые веселятся на общем пиру с Ямой! / Два твоих пса, о Яма, – сторожа, / Четырехглазые, стерегущие путь, надзирающие за людьми. / Им его передай, о царь, / И надели его благополучием и здоровьем! / Два похитителя жизни, с широкими ноздрями, рыжеватые (?), / Два вестника Ямы, бродят они среди людей»; комментарий Т.Я. Елизаренковой: «Сарама (sarámā) – собака Индры, два сына которой служат вестниками Ямы. Они отыскивают людей, которым суждено умереть»]: Елизаренкова 1999: 130, 424.

Балканы. Македонцы: Вражиновски 1995 [собаки-четырехглазки видят и пугают вампиров]: 117-118; Толстой 2004 [собаки-двоеглазки способны распознавать вампира, которого они отпугивают или кусают; по некоторым сербским поверьям, распознавать вампира могут любые собаки и другие домашние животные]: 389-390; болгары (Родопы) [собаки-четырехглазки (с белыми пятнами над глазами) видят с помощью своих скрытых глаз нечистую силу]: Марева 2003: 252; сербы [Л.Н. Виноградова: про собак четырехглазок знают и сербы, и болгары. Что касается сербов, то про это вспоминал Н.И. Толстой, который родился в эмиграции в Сербии и там провел детство и юность. Он помнит про этот мотив у сербов. Что касается болгар, то про этот мотив (не массовый, а спорадический) есть в двухтомнике Маринова и в фундаментальном труде Казамира Мошиньского "Kultura ludowa slowian" Т. II. Ч. 1]: Е.Е. Левкиевская, личн. сообщ. 22.04.2012.

Средняя Европа. Русские (Вологодская) [из рукописи Е. Балова «Суеверные приметы и поверья русского народа, более замеченные в Яренском и других уездах Вологодской губернии» (1852 г.): «если у собаки есть над глазами желтые с черными пятнами, так эта собака беса видит (ее называют “двуглазой”): такие собаки способнейшие к охоте»]: Зеленин 1914, № 75: 260; русские {губернии не указано, условно – южные} [у русских собака двоеглазка – черная, с двумя белыми пятнами над глазами]: Миллер в Литвинский, Седов 1984: 164; Толстой 2004 [собаки-двоеглазки – это те, у которых над глазами расположены светлые пятна лешего]: 389; украинцы [собаки-двоеглазки способны распознавать ведьму]: Толстой 2004: 389.

Кавказ – Малая Азия. Калмыки [проводником в подземный мир является четырехглазая собака по имени Хаср]: Бакаева 2009: 31.

Иран – Средняя Азия. Зороастризм [«Видевдат» (фрагард 8: 14-19): «“О Создатель плотского мира, праведный! Если по пути проносят мертвых собак и мертвых людей, проходить ли по тому пути мелкому или крупному скоту, мужчинам или женщинам, огню, сыну Ахура-Мазды, или барсману, по Истине простертому?” И сказал Ахура-Мазда: “Не проходить по тому пути ни мелкому скоту, ни крупному, ни мужчинам, ни женщинам, ни огню, сыну Ахура-Мазды, ни барсману, по Истине простертому. Собаку желтую четырехглазую, белую желтоухую трижды да проведут тогда по этому пути. И с проведением, о Спитама-Заратуштра, собаки желтой четырехглазой, белой желтоухой Друхш-йа-Насу улетает в северную сторону. Если нет, снова, о Спитама-Заратуштра, собаку желтую четырехглазую, нет – белую желтоухую, шесть раз да проведут тогда по этому пути. И с проведением, о Спитама-Заратуштра, собаки желтой четырехглазой, белой желтоухой Друхш-йа-Насу улетает в северную сторону. Если нет, снова о Спитама-Заратуштра, собаку желтую четырехглазую, нет – белую желтоухую, девять раз да проведут тогда этому пути. И с проведением, о Спитама-Заратуштра, собаки желтой четырехглазой, белой желтоухой Друхш-йа-Насу улетает в северную сторону. Нет, снова, о Спитама-Заратуштра, собака желтая четырехглазая, нет – белая желтоухая [и] священник первыми по этому пути проходят, и да промолвит он победоносные слова»; комментарий В.Ю. Крюковой: «Ср.: ведические собаки индийского бога смерти Ямы – “широконосые, четырехглазые, пятнистые”. В “Ригведе” эти собаки разыскивают людей, которым предопределено умереть, и доставляют их Яме. Для выполнения ритуалов зороастрийцы, по возможности, используют белых собак (зороастрийский цвет) с темными пятнами над глазами. “Четырехглазость” подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал sagdid (новоперс. ‘взгляд собаки’, ‘осматривание собакой’), когда собака своим взглядом прогоняет от мертвого тела Друхш-йа-Насу»]: Хисматулин, Крюкова 1997: 237-238; персы (письменная традиция) [«Украшение известий» Абу Са’ида Абд ал-Хайя б. Заххака Гардизи, написанное во время царствования газневидского султана Абд ар-Рашида (1050–1053 гг.): «Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума; этот человек убил того посла. Причиной убийства было то, что румийцы происходят от Сима, сына Ноя, а славяне – от Яфета. Имя их находится в связи с словом саг (‘собака’), так как они были выкормлены собачьим молоком. Дело было так: когда для Яфета взяли муравьиные яйца, муравей стал молиться, чтобы Всевышний не дал Яфету насладиться сыном. Когда у Яфета родился сын, ему дали имя Эмке; оба глаза его были слепы. В то время у собаки было четыре глаза. У Яфета была собака, которая в это время ощенилась; Яфет убил щенка; сын Яфета до четырех лет сосал молоко собаки, держался за ее ухо и ходил, как ходят слепые. Когда собака принесла второго щенка, она бросила сына Яфета и воздала благодарность богу, что избавилась от него. На другой день оказалось, что два глаза собаки перешли к этому ребенку и два глаза остались собаке; следы этого еще остались на морде собаки; по этой причине их называют саклабами (славянами)»]: Бартольд 1973: 46; узбеки Хорезма [собаки с двумя пятнами над глазами считаются особенно нечистыми; собака вообще считалась нечистой, но в некоторых случаях – обратное мнение]: Снесарев 1969: 319; шугнанцы (Шугнан, Рошткала, Афганистан) ["четырехглазые" собаки злее, хитрее и прожорливее других, могут украдкой напасть сзади, способны одновременно лаять и рычать; злого и хитрого человека уподобляют такой собаке]: Юсуфбеков 2009.

Балтоскандия. Ливы [четырехглазый пес женщины стал вечером лаять; ночью во сне к ней пришел умерший из той же деревни, ругал за то, что не держала собаку]: Loorits 1998(2): 33; эстонцы [«Только четырехглазая собака (nelisilm) — т.е. такая, у которой над глазами есть пятна — может увидеть дьявола»]: Гримм 2019(2): 158.

Волга – Пермь. Чуваши [собаки-четырехглазки, т.е. с двумя пятнами над глазами, состоят в связях с усалами, поэтому их прогоняют от домов, а на улице избегают; но они способны отгонять злых духов, т.к. видят их]: Салмин 2007: 128; коми-зыряне [собаки с сильно выраженными надробвными дугами называются четырехглазыми; они видят духов]: Налимов 1907: 18.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы [собак с пятнами под глазами (четырехглазки, «тöрт харах») не держали на цепи; по сообщению Махмуда Гардизи (X в. н.э.), основоположник кыргызов был выкормлен собачьим молоком; «В то время у собаки было четыре глаза... два глаза собаки перешли к этому ребенку и два глаза остались собаке: ... следы этого еще остались на морде собаки»]: Бутанаев 2003: 63; тувинцы: Потапов 1969 [в последний день каждого лунного месяца и в первый день следующего на небе нет видимой луны; в эти дни луну может видеть только черная собака с белыми дугами над бровями и пелым пятном на груди, будто бы имеющая белое сердце; в первый день нового лунного месяца ее может видеть еще баран с чистой белой шерстью]: 291; Серен 1915 (Монголия, район оз. Хубсугул) [В традиционной культуре тувинцев особое место занимает четырехглазая собака т.е. такая, которая над глазами имеет пятна. Увидев смерть, она начинает лаять и выть, поэтому когда воет собака значит где-то ходит смерть. Это примета смерти хозяина собаки. У тувинцев сомона Цагаан-Ңуур считается, что четырехглазая собака не допускает к жилище нечистую силу, чертей]: 154; буряты [бохолдоя (духа умершего) обычный человек не видит; он доступен взору сверхчувствительных людей, в частности шаманов; также его могут видеть собаки, особенно «четырехглазые»]: Галданова 1987: 53; ойраты [особенно ценилась черная собака с рыжими подпалинами, с белым пятном на груди, с пятнышками над глазами, так называемая «четырехглазая» собака; она обладает способностью видеть невидимое]: Эрдэнэболд 2012: 58.

Западная Сибирь. Северные и южные ханты [посмотрев между ног или ушей собаки с пятнами над глазами, хант может видеть лесных духов]: Гондатти 1988: 34 (северные), Патканов 1891 (южные), Karjalainen 1996: 209, Patkanov 1897-1900 (южные) в Уляшев 2011: 237.

Восточная Сибирь. Долганы [собака с белыми пятнами над глазами называлась «четырехглазой» и считалась отгоняющей злых духов; когда она лаяла во сне, она предупреждала своих хозяев о предстоящем нападении волков на оленей]: Попов 1958: 82; якуты (по крайней мере центральные) [собаку с белыми пятнами над глазами называют «четырехглазой» (түөрт харахтаах ыт)]: Эргис 1967а: 154; дальневосточные эвенки (юг Якутии, группа не указ.) [«cобака-четырехглазка видит насквозь»]: Романова, Мыреева 1971, № 4: 322.

Амур – Сахалин. Нанайцы, негидальцы, ульчи: Самар 2009 [собака с черным окрасом и светлыми бровями обладает способностью различать злых духов и общаться с ними; у нее «две пары» глаз – брови являлись второй и именно эти «глаза» наделялись магической функцией; такая собака у нанайцев и ульчей носила кличку Анча, у верховских негидальцев – Анчайин, у низовских негидальцев – Этан; с помощью такой собаки можно распознать злого духа; для этого смотрят между ее ушами в момент, когда она насторожилась]: 72, 74; 2010 [черную собаку с желтыми бровями нанайцы наделяли особыми свойствами, считая мушки над глазами второй парой глаз; образ «четырехглазой» собаки есть также в верованиях негидальцев и ульчей; по рассказам найхинского нанайца Н.П. Бельды, такой была его собака по кличке Букет; однажды в тайге Букет неожиданно ощетинился, стал рычать на лежащее впереди дерево; Бельды, вспоминая рассказы матери-шаманки о действиях в подобных ситуациях, поглядел между ушей собаки и увидел смеющегося старика, тыкающего в него пальцем; Бельды опознал в нем злого духа и выстрелил в него из ружья; посмотрев вновь между ушей собаки, он ничего не увидел; у негидальцев в подобной ситуации помогает выявить нечистую силу собака Етан; чтобы увидеть злого духа, нужно взглянуть между ее ушей (Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 446. Л. 91)]: 92-93; маньчжуры [дурбэ – «четырехглазая собака, имеющая над глазами по одному желтому или белому пятну» (от дурбэмби – «дрожу вздрагиваю от страха, испуга, все пугаются, дрожат»)]: Захаров 1875: 838; нивхи [в безветренную погоду люди видят катящийся кружок бересты и следом собаку с белыми пятнами над бровями; на этом месте было стойбище, все умерли от болезни; берестяной кружок и собака с белыми пятнами над бровями - это души умерших]: Березницкий 2005, № 143: 517.

СВ Азия. Лесные юкагиры [о двуличном человеке говорят, что он похож на четырехглазую собаку; собак, над глазами которых есть два белых или черных пятна, называют четырехглазыми; они видят то, чего не видят обыкновенные собаки (приближение опасности, исходящей от зловредных существ, болезней, духов и пр.); говорят: «как четырехглазая собака он смотрит дорогу айбидьии, ходит но дороге айбидьии, все видит – откуда, куда, что придет»]: Николаева и др. 1989 (2): 59, 82.