Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I41b1. Радуга глотает рыбу. .16.27.28.29.31.36.(.65.)

Радуга пьет, проглатывая вместе с водой рыбу, людей и пр. Иногда эта рыба падает с неба на землю.

Бретонцы, французы (Вандея), хорваты, поляки, украинцы (Карпаты, Галиция, Волынь, Екатеринославская), русские (Архангельская, Владимирская, белорусы, терские казаки, шведы, ливы, вожане, центральные и северо-восточные якуты(?), (эмбера).

Западная Европа. Бретонцы [радуга спускается пить воду и иногда заглатывает вместе с водой лягушек и рыбок]: Sébillot 1904: 70-71; французы (Вандея) [радуга пьет воду из водоемов и затем вместе с дождем на землю падает рыба]: Chesnaye 1902: 138.

Балканы. Хорваты (Полица, Северная Далмация) [проклятие: duga te š mrknila ! , досл. «пусть тебя радуга всосет!»]: Толстой 1997: 205 (цит. в Белова 2009b: 387); сербы [ дуга п uje воду ; «Кому удастся пройти под радугой там, где она “пьет воду”, тот изменит свой пол, т. е. мужчина станет женщиной, а женщина мужчиной <…> радуга охотнее всего пьет воду у водяных мельниц и потому около них нельзя купаться» (Гружа, центральная Сербия)]: Петровић 1948: 334 в Толстой 1997: 200, 207 (=Белова 2009b: 387).

Средняя Европа. Поляки (с. Мазилы Томашевского повета, Люблинщина) [зафиксировано представление, являющееся контаминацией поверия о прохождении под радугой или питье воды из того места, где «пьет» радуга, ведущих к перемене пола, и поверия о том, что радуга может всосать в себя человека: t ę n č a ʒе ś e ko ńč y , to tym ko ń cem ṕije wode ii putraφi c ł oẃeka wyṕi ć, a drugim ko ń cem jag wyj ʒ e , to ju š ṷodḿana s tym c ł oẃekem nastumṕi , ale m ł ot š e s tego ś e ś ḿejo , ń e ẃe ž o ]: Толстой 1997: 208 (со ссылкой на Kupiszewski 1969: 81); украинцы (гуцулы) [когда появляется радуга (веселка, веселичка), дождь быстро кончится, но поскольку она выпивает воду из реки, то вследствие этого может снова пойти; если там, где радуга пьет воду, встанет человек, он может быть втянут вместе с водой; радуга отдает его на своем противоположном конце, но уже в виде женщины, и наоборот]: Кайндль 2003: 111; украинцы : Ермолов 1905b [русины: радуга с такой силой высасывает концами воду, что если кто пойдет в то место, откуда радуга воду тянет, то она его всосет и с другого конца выпустит; Галиция: радуга глотает воду, а с ней рыбу и жаб; поэтому те оказываются в закрытых водоемах]: 197 (цит. в Святский 1913: 108); Кравченко 1920 (Волынь) [радуга глотает воду, а с ней рыбу и жаб; потом они оказываются на берегу]: 6; Франко 1898, № 1 (Галиция, с. Подгорье, Дрогобычский, Коломыйский, Стрыйский уезды) [Радуга всегда одним концом стоит на земле и набирает воду. Чаще всего берёт из колодца, но порой берёт также из реки или из пруда и тогда захватывает с собой также рыб, жаб и то, что есть в воде. Поэтому когда приходит большой ливень, то не раз видно на поле в лужах рыб, которые упали с дождём. Если бы человек пил воду с того самого места и в то самое время, когда её набирает радуга, то сделался бы свиньёй]: 161; украинцы (Екатеринославская, Александровский и Новомосковский у.) [радуга втягивает воду с земли на небо; если добежишь и найдешь то место, она даст мешок монет («грошей») или с собой утянет]: Манжура 1890: 148; русские : Добровольская 2011а (Владимирская) [радуга – пьяница, пьет воду из всех водоемов, пьянеет и шатается; под радугу выходить нельзя: засосет и выбросит не известно, где]: 208-209; Святский 1913 [Архангельская: дождевая дуга воду на небо поднимает для людей там живущих; Калужская: радуга поднимает на небо воду семью разноцветными трубами]: 109; белорусы [радуга может всосать в себя и выбросить на другой конец своей дуги человека; отсюда запрет выходить на улицу, когда после дождя появляется радуга]: Белова 2009b: 386-387.

Кавказ – Малая Азия. Терские казаки (Наурская ст.) [одним концом радуга уткнулась в Черное море (в Терек), другим – в Хвалынское (или в «Ледовитое») море; так она набирает воду; в море ее опустил пророк Илья; радуга представляет собой громадную кишку, которая забирает из морей огромное количество воды; случается, что вместе с дождем на землю падают рыба, червяки и камни – это то, что радуга втянула в себя, когда брала воду из морей или из Терека; иногда она уносит на небо и людей; радуга или вихрь унесли одного мальчика на небо; услышав там «Слава в вышних Богу», он принес это пение на землю; с тех пор это пение поют в церквях и монастырях; такую же историю имеют молитвы «Святый Боже», «Свят, свят, свят Господь Саваоф» и другие]: Востриков 1907: 9, 12.

Балтоскандия. Шведы [Радуга пьет и проглатывает рыбу вместе с водой. Иногда эта рыба падает с неба на землю]: Balzamo 2011, № 15: 25; ливы : Loorits 1926, № IV.5 [радуга всасывает в себя рыбу, а иногда и рыбака в лодке]: 37; 1998(1) [подошедшего к основанию радуги она может засосать и затем бросить с высоты на землю; дети особенно этого боятся; радуга может выпить озеро вместе с рыбой, а потом рыба падает на землю]: 48; вожане [радуга пьет концами воду из озера или моря; девочка пошла за водой к колодцу, радуга оттуда пила, засосала девочку; теперь ее видно с коромыслом и ведрами на луне]: Ariste 1974, № 3: 5 (=1977, № 19: 175).

Восточная Сибирь. {Не исключено русское заимствование} Центральные якуты [«радуга представляется якутам трубой, забирающей воду с моря и изливающей куда нужно. Иногда вместе с водой могут попасть в трубу и лягушки. Поэтому, когда изливается с неба вода в виде дождя, то падают и лягушки. Так объясняется появление лягушек в том месте, где их не было»]: Пекарский, Попов 1928: 20; верхоянские якуты [«Несколько десятков лет тому назад радуга (кустук) утащила девушку из Верхоянскаго улуса и спустила где-то около Иркутска»]: Горохов 1882: 39.

( Ср. Северные Анды. Эмбера (чами; {вероятен европейский источник; у индейцев нет семиглавых змей; исключения в Мексике, но там тоже, скорее всего, испанское влияние; см. мотив L18b}) [радуга - семиглавая змея; живет на горе, спустилась к реке, вызвав оползень; пьет воду обоими концами; глотает людей; они выходят с другого конца, изменив пол]: Turbay Ceballos 1998: 13-14).