Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I4D. Похищенное орудие Грома, ATU 1148B. .27.31.

Противник похищает орудие (обычно музыкальный инструмент), с помощью которого бог-громовник вызывает грозу. Громовник или его помощник приходит неузнанным к похитителю, завладевает своим орудием и убивает врагов.

Древняя Греция, скандинавы, шведы, норвежцы, датчане, финны, карелы, эстонцы, сету, ливы, латыши, литовцы, пруссы(?).

Балканы. Древняя Греция [когда Зевс пошел спать с Плуто («сон») и оставил свою молнию, Тифон (Typhoeus) ее выкрал и спрятал в пещере; З. пришел под видом пастуха; Т. предлагает соревноваться в игре (на музыкальном инструменте), он будет играть на похищенной молнии; далее этот рассказ обрывается, переход к истории о похищенных сухожилиях Зевса; пастух говорит, что З. сжег его лиру – если бы он мог натянуть на лиру сухожилия З., тот заиграл бы; Т. возвращает сухожилия, пастух прячет их в скале; снова обрыв; З. возвращает свой громовый инструмент]: Dionisica Нонна Панополитанского в Frog 2011: 87.

Балтоскандия. Скандинавы [великан Трюм похитил молот Тора. Локи взял у Фрейи наряд из перьев, прилетел к ëтунам, узнал, что Трюм требует за возвращение молота Фрейю в жены. Фрейя в бешенстве. Отец людей Хеймдалль посоветовал Тору надеть женский наряд и притвориться Фрейей. Локи в виде служанки едет с ним. Трюм удивляется, что невеста так много ест и у нее так сверкают глаза. Локи объясняет, что она не ела и не спала восемь дней, так нетерпелось ей к ëтунам. Хрюм приносит молот, Тор убивает им всех великанов, мужчин и женщин]: Старшая Эдда 1963: 60-63 (комм. в Frog 2011: 87); шведы, норвежцы, фарерцы, датчане [примерно тот же сюжет в балладах вплоть до 19-20 вв.]: Frog 2011: 88; Liungman 1961, № 1148N [мотив был известен также в Восточной Пруссии]: 267; эстонцы (прим., с. 291: «Текст был известен Крейцвальду по записи И. Лагоса; он его немного переделал, придав более острую социальную направленность») [купец заложил черту душу с условием, что тот будет на него 7 лет бесплатно работать; во время грозы, которой черт страшно боится, договорился с ним: черт не станет требовать душу, если купец поможет украсть громовую волынку; черт посадил купца себе на плечи, вырос до облаков; там спал Гром (Kõu); купец положил ему на нос вошь, Гром смахнул ее рукой, отпустив волынку; купец схватил ее, отдал черту; тот спрятал ее в преисподней; на земле прекратились дожди; купец раскаялся, узнал у мудреца, что надо послать Грому весточку; узнав, где его волынка, он ее сам добудет; мудрец послал к Грому орла; Гром принял облик мальчика; зная, что черт ворует рыбу у рыбаков, подстроил так, что и рыбак это увидел; рыбак попросил мудреца заколдовать черта так, чтобы он запутался в сети; черта долго били; согласились взять выкуп; черт привел рыбака и мальчика в преисподнюю; рыбак попросил черта поиграть на волынке, черт извлек непонятные звуки; рыбак: у меня мальчик играет; взяв волынку, Гром принял свой облик, оглушил жителей преисподней; обещал, что во время грозы рыбачьи сети будут наполняться уловом; купца простил, взяв к себе в работники]: Крейцвальд 1969, № 13: 108-112; финны, карелы, эстонцы, сету, ливы, латыши, литовцы [противник Громовника похищает его музыкальный (или другой) инструмент, которым он производит грозу; он или его помощник приходит неузнанным, берется играть на своем инструменте (другие этого сделать не в состоянии), поражает врагов громом и молнией; литовцев многие детали опущенны]: Frog 2011: 82-86.