Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I60. Млечный Путь - небесный шов. (.15.).23.26.29.34.36.

Млечный Путь – шов, трещина между двумя половинами неба.

(Латиняне), сераики (мультани), мяо, китайцы (Хэнань, Шэньси), калмыки, ногайцы, турки, буряты, ойраты (Карашар), халха-монголы, тувинцы, центральные и северо-восточные якуты.

(Ср. Южная Европа. Латиняне [«Астрономика» Марка Манилия (I в.); о Млечном пути: «этот рассекающий тьму ночи свет заставляет ум человеческий вопрошать о божественном: может быть, здание Вселенной раскалывается на части и в образовывающуюся трещину проникает новый свет; каких страхов не испытывает человек, глядя на поврежденные небеса? Может быть, небо смыкается, и там, где сходятся края полусфер, возникает странный шрам, шов, заполняющийся ставшим плотной субстанцией воздухом, скрепляющим основы высоких небес» (пер. Е.М. Штаерман)]: Manil. Astr. I. 716-728).

Южная Азия. Сераики (мультани) [Млечный Путь считается трещиной в небе («a crack in the sky») либо пылью, поднятой копытами коня Мухаммеда, когда тот направлялся на встречу с Богом]: O’Brien 1903: 7.

Китай – Корея. Мяо [камень скатывается с горы, в нем младенец Сан, старик и старуха его воспитывают; два дракона подрались из-за девяти персиков на дереве перед пещерой, поломали небо, сильное поранились, старший залег на дне, младший в пещере; через дыру в небе льет дождь, сыплется снег; зеленобородый старец велит С. взять в жены дочь повелителя медведей, живущей на горе-столбе; дает свои лапти, ими топнуть у подножья горы; две старшие дочери отказываются работать и чинить небо, младшая соглашается; велит достать молоток из рога дракона, гвозди бе; дает свои лапти, ими топнуть у подножья горы; две старшие дочери отказываются из драконьих зубов; чуть живые драконы дают ему один – свой рог, другой – зубы; С. с женой взлетают на двух баранах к небу; платком из белой шерсти она прикрывает самую большую трещину (Млечный Путь); звезды – вбитые при починке гвозди из зубов дракона]: Тишков 1957: 15-24 (перепеч. Черкасова 1961: 232-242); китайцы (Хэнань, у. Шэньцю) [на берегу Хуанхэ стояла гора, в ней пещера, в пещере жили люди, среди них брат Фуси и сестра Нюйва. Они ходили в горы по ягоды и за хворостом и пасли коров и овец. Однажды из глубин Хуанхэ поднялась большая черепаха и превратилась в старца, который вышел на берег. Фуси и Нюйва хотели убежать, но старец остановил их и сказал, что скоро небо обрушится, земля растрескается и начнётся потоп. Он может спасти только двоих. Для этого Фуси и Нюйва должны каждый день приносить ему лепёшку и бросать в воду, а когда наберётся 999 лепёшек, пусть ждут на берегу. Когда набралось 999 лепёшек, земля затряслась, небо потемнело, начался ливень и случился потоп. Появился старик, превратился в черепаху, раскрыл рот и велел Ф. и Н. зайти внутрь, сидеть там три года и питаться лепёшками. Они прожили в животе у черепахи два года, 11 месяцев и 28 дней; Нюйва стала просить черепаху выпустить их. Та позволила выйти наружу. Брат с сестрой поднялись на гору. В это время воды потопа текли на юг и на восток, на небе ещё были трещины и прорехи. Нюйва собрала пятицветные камни, встала на плечи Фуси и заложила камнями прорехи в небе, а потом костяной иглой зашила трещины. Так появились звёзды и Млечный Путь. На северо-востоке небо было недостаточно крепким, но Нюйва этого не заметила, и поэтому теперь как только ветер начинает дуть с северо-востока, становится холодно. Починив небо, Нюйва с братом стали жить в пещере. Гору, в которой была эта пещера, назвали горой Сокровенной черепахи, а саму пещеру – пещерой Сокровенной черепахи (Сюань-юань). Эту черепаху также называли Сокровенным воином (Сюань-у). Впоследствии они стали известны под названиями гора Сюань-юаня и пещера Сюань-юаня (Жёлтого императора).

Брат с сестрой выросли, Нюйва вступить в брак. Фуси отказался, но Нюйва убедила его: других людей не осталось и их брак будет соответствовать желаниям неба. Поженившись, они стали лепить из жёлтой глины людей, обучать их рыболовству, охоте и скотоводству. После того, как Ф. и Н. умерли, люди из жёлтой глины избрали новым вождем Жёлтого императора. Его называли Жёлтым императором Сокровенной черепахи (Сюань-юань), то есть Жёлтым императором Сюаньюанем. Люди из жёлтой глины стали называть Ф. и Н. Предком людей и Сокровенной матушкой и говорить, что сами они происходят от Сокровенного воина. Позже Небесный владыка узнал, что черепаха спасла людей, а также даровала Фуси восемь триграмм и помогла Юю усмирить потоп. За это он сделал ее небесным духом по имени Истинный воинственный император, повелев управлять Севером. Это и есть нынешняя звезда Сокровенного Воина (Сюаньу). Поэтому в храмах рядом со статуей Истинного воинственного императора ставят изображение черепахи]: Zhou Yang et al. 2001b, № 7: 9–10; китайцы (Шэньси, у. Линьтун) [Как-то раз в древности послышался жуткий грохот и от неба откололся кусок, солнце и луна утратили сияние, и в мире стало темно. Одна богиня решила помочь людям, залатав небо расплавленными камнями, и для этого спустилась из Небесного дворца в мир людей. Две дочери отправились за ней и стали искать в реках красные, жёлтые, синие, белые и чёрные камни, собрали их в Линьтуне и стали плавить их. Плавили они их сорок девять дней, камни превратились в кашицу, из которой они вылепили плоские каменные лепёшки, которые стали прилеплять к небу. Младшая дочь превратилась в летающую лошадь и усадила на себя мать и сестру, так небо было залатано и стало таким же, как прежде. Они очень обрадовались, прилегли отдохнуть и заснули, а когда проснулись, увидели, что всё вокруг белым-бело. Оказалось, что в небе осталась трещина, через которую сыпался снег. Они слепили снежки, снова сели на летающую лошадь, полетели к трещине на небе и стали забрасывать её снежками. Сделав дело, они вернулись на землю и снова заснули. Их разбудил необычный звук, и когда они открыли глаза, то увидели, что вокруг бушует потоп. Оказалось, что упавший кусок неба порушил край земли, и из прорехи полились подземные воды, а также вылез чёрный дракон, который стал творить непотребства. Богиня и её дочери стали сражаться с драконом, из воды поднимались на небо, с неба опускались в воду, призывали на помощь небесное воинство, тогда одолели дракона. После этого летающая лошадь перенесла выживших людей на высокие места и нашла им пищу. Богиня и дочери стали бросать в прореху в земле оставшуюся от плавки камней золу, а когда она закончилась, снова расплавили камни, вылепили из них плоские лепешки, подлетели к прорехе на волшебной лошади и стали заполнять ими прореху. Однако лепешек опять не хватило, и вода всё прибывала. Тогда старшая сестра легла на землю, превратилась в длинную дамбу и преградила путь воде. Младшая решила, что старшая притомилась и легла отдохнуть, поэтому легла рядом и сразу заснула, а богиня  решила не будить её. Проснувшись, младшая сестра, сохранявшая обличие лошади, увидела, как прекрасен стал окружающий мир, решила не возвращаться на небо. Она так и осталась лежать на земле и спустя долгое время превратилась в гору, которую люди назвали Лишань («Вороная гора»; иероглиф состоит из двух элементов – «лошадь» и «красивый»). Богиня залатала небо и землю, спасла людей, и потому люди назвали её «матушкой горы Лишань», а потом возвели в её честь храм Матушки, в котором поставили её золотое изваяние. До сих пор в деревнях неподалёку от горы Лишань сохраняется обычай: каждый год в двадцатый день первого лунного месяца все едят приготовленные на пару блины. Приготовив их, один бросают на крышу, а другой – на землю, и называют это «залатыванием неба и земли»]: Zhou Yang et al. 1996, № 5: 7-8.

Кавказ - Малая Азия. Калмыки [Тенгрин Уйдл – "небесный шов"]: Басаев 2004: 10; Никонов 1973: 374; Очирова 1991: 192; ногайцы [на небе образовалась трещина – Млечный Путь; из трещины пошел дождь, вода все затопила; несколько человек спаслись на корабле; задев дно, корабль раскололся, а когда вода сошла, на этом месте образовалась двуглавая гора Эльбрус]: Халидова 2012, № 25: 49; турки [диалектное название Млечного пути – Gök yaruğu ‘Cleft/Fissure of the Sky’]: Gyarmati 1993: 226.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты: Бурчина 2007 (балаганские, т.е. унгинские) [упоминания Небесного Шва (Млечного Пути) в улигерах], № I.1, III.1: 35, 125; Потанин 1883 (аларские) [Млечный Путь – небесная прошва]: 138; Шаракшинова 1980 (унгинские) [небо представляло собой бесформенное пространство, распадавшееся на части; боги их сшили, шов – Млечный Путь]: 60; ойраты: Беннингсен 1912 (вероятно, ойраты, а не халха, поскольку записано в Карашаре) [небо еще не было готово, медленно сползалось с двух сторон; старуха забеременела; годы проходят, ребенок из чрева спрашивает, скоро ли закроются небесные ворота; мать отвечает, что не скоро; однажды рассердилась, сказала, что закрылись; ребенок сразу взрослым мужчиной вышел через левую подмышку; из-за этого люди недолговечны; бросил вверх горсть золы, закрыв не занятое еще небом пространство; это Млечный Путь]: 6-7; Владимирцов 2003 [эпизод в эпическом повествовании: когда Далай-хан стал молиться у жертвенников и просить духов даровать ему сына, «по белому шву (млечному пути) вышнего неба приехал черный красный богатырь»]: 411; халха-монголы [тэнгриин цзатыл (-джатыл, -ойтыл) – небесный шов]: Потанин 1893: 340; тувинцы [Млечный Путь – Дээр тии, "шов", вероятно, калька с монг.]: Аникин 1994: 88 (=Gyarmati 1993: 229).

Восточная Сибирь. Северо-восточные (колымские) якуты [Млечный Путь – шов неба]: Серошевский 1896: 667; центральные якуты [«У якутов существует поверье о раскрытии неба. Говорят: “рай открылся”. Самое раскрытие продолжается не более минуты. В это время молятся, кланяются и просят у бога всего, чего желают, и все по желанию дается. Очевидно, понятие об открывающемся рае заимствовано от русских, но самое представление о способности неба раскрываться основано на более старинных представлениях. Млечный путь – халлан сигя, т. е. небесный шов»]: Пекарский, Попов 1928: 3-4; якуты (место фиксации не указано) [Млечный Путь – халлаан сиигэ - «небесный шов», либо айыы уолун хайыhарын суола – «лыжня, проложенная сыном айыы»]: Гоголев 1983: 27.