Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I82D. Венера – мужчина и женщина.

.17.21.-.25.27.(.28.).31.35.36.46.48.50.61.65.73.

Утренняя и Вечерняя звезды противопоставлены как мужчина и женщина. См. мотив I82a, I82b.

Передняя Азия. Финикийцы [Вечерняя звезда – Астарта, Утренняя – бог Астар; в Финикии известен мало, почитался семитами, в частности южными арабами]: Циркин 2000: 78; Вавилония : Куртик 2007: 113-114 [в одних астрологических текстах утренняя Венера – женское божество, вечерняя – мужское, в других утренняя – мужское, вечерняя – женское; как мужское отождествлялась с Нингирсу], 277-278 [в III тыс. до н.э. Венера почиталась как воплощение Инанны, во II-I – Иштар; есть основания полагать, что уже в архаическом Уруке Инанна отождествлялась с Венерой как утренней, так и вечерней; с середины III тыс. (возможно, и раньше) стандартный символ Инанны в глиптике – восьмилучевая звезда в круге или без него; утренняя и вечерняя звезды трактовались как одно светило, возможно, уже в архаическом Уруке, но твердые свидетельства – в мифологических текстах конца III – II тыс. до н.э.]; Henninger 1954 [у вавилонян и ассирийцев Ishar была как вечерней, так и утренней звездой; утренняя иногда считалась мужчиной и была связана с войной]: 108.

Тибет – Северо-Восток Индии. Мизо (лушеи) [супруги; Утренняя Звезда – девушка].

Бирма – Индокитай. Вьеты [Утренняя – жена, Вечерняя – муж]: Landes 1886, № 47: 123-126.

Южная Азия. Конды [сиблинги и супруги].

Малайзия – Индонезия. Восточные тораджа [супруги]; Серам (нусавеле, хатуолу, хуаулу) [сиблинги].

Тайвань – Филиппины. Сулу [сиблинги и супруги]; атаял [Утренняя - мужчина, Вечерняя - женщина].

Балканы. Молдаване [Когда блохе подковывали одну ногу 99 оками железа, другую — 99 оками (1 ок 1200 г) стали, а ей все казалось мало, у царя сын озорник. Он попал из рогатки в кувшин с водой, который несла бабка, та его прокляоа: «Чтоб ты пешим обошел землю и не успокоился, пока не попадешь в бессмертное царство, но и там не нашел покоя». Царевича одолевает тоска, он уходит искать бессмертное царство. Приходит к келье. Отшельник не знает о таком царстве, отправляет через лес, там встретятся звери — с каждым надо поздороваться. Дальше перед замком будет лежать змей головой на пороге – и его приветствать, он обрадуется, повернет голову — можно будет пройти. В замке скажут, куда идти дальше. Царевич так и делает. Во дворце старый как мир старик. За то, что парень поздоровался с его зверями, даёт клубок золотых ниток. Парень идёт за клубком, садится передохнуть под дубом. Жёлудь просит встать с него, предлагает жить с ним вместе, пока не станет он крепким и пышным дубом. А когда он состарится, упадет и ласточки начнут копошиться в его прахе, тогда и царевичу придет конец. Царевич присыпает жёлудь землей, чтобы рос, прощается с ним, идёт дальше за клубком. Приходит к виноградному кусту, увешанному гроздьями. Куст предлагает закопать виноградное зернышко и оставаться здесь, пока не разрастется виноград; сколько будет он жив — будет царевич пить вино и есть виноград. Царевич закопал зернышко, идёт дальше. Хочет подстрелить орла, толт просит не убивать, а вылечить. Если случится беда, надо подумать о нём, он придёт на помощь. Царевич перевязывает орлу раны, кормит, идёт дальше. Море отступило, а на песке мается царь рыб длиною в 12 шагов, высотою в человеческий рост, с серебряными крыльями, в золотой чешуе. Просит не есть его, а опустить в воду – если подумать, придет на помощь. Далее лиса просит защитить ее от собак (то же). Комар просит освободить из паутины (то же). Рассказывает, что будет замок, там надо идти к царю и просить в невесты младшую дочь. Пока он не женится, не завладеет бессмертным царством. Парень приходит к золоченым палатам, объясняет куда и откуда идет. Царь согласен отдать дочь, если парень сумеет спрятаться. Тогда он будет жить в замке, покуда стоит земля и светит солнце: от этих ворот и начинается бессмертное царство. Парень вспоминает про орла, орел уносит его к небесным вратам и прячет за 9 рядами туч. Три царевны выглядят одинаково. Старшая видит парня на небе. Царь собирается снести ему голову, дочь просит простить. Средняя видит парня во рту рыбы (то же). Младшая не видит только тень парня. Царь велит ему выйти и признаёт, что дочь его не увидела, но пусть узнает младшую. Комар садится ей на нос. Парень остается с ней в замке навечно. Царь запрещает ему выходить через те ворота, в которые вошел. Однажды его стрела летит за ворота. Он за ней, открывает ворота, видит блестящую нитку от золотого клубка, вспоминает дом, отца, мать. Царь отговаривает, но он уходит. По золотой нитке приходит к старой и длинной виноградной лозе, та узнаёт его, но он отказывается отдохнуть. То же с дубом. Доходит до замка, где ему дали золотой клубок, видит дракона, высохшего от старости, здоровается с ним. Дракон радуется, оставляет в живых. У хозяина замка успела вырости борода, половину которой он стелит под себя, а другой покрывается. Старик поднимает костылём себе веки, смотрит на парня, приглашает зайти на обратном пути. На месте кельи отшельника – роща, на месте отчего замка – развалины. Трехсотлетний старик слышал от дедов, будто стоял здесь замок царя, у которого был сын, и пошел тот сын по свету за жизнью без смерти, за молодостью без старости. А после в царстве все умерли от чумы. Царевич возвращается обратно, у развалин ворот пинает глиняную ступку, а из-под нее выползает смерть с косой на плече: ждёт его. Царевич убегает, смерть за ним. Он здоровается с драконом, входит в замок, старик даёт ему шерстяной пояс, велит отдать его смерти, пусть носит, пока не износит так, что целой нитки не останется, и только тогда пусть приходит. Дракон дышит на смерть жаром и смолой, не пускает за то, что не поздоровалась. Царевич даёт смерти пояс, бежит к дубу, дуб велит взять из дупла железный посох, дать смерти: пусть приходит, когда посох сотрется. Смерть пускается в путь стереть посох. Царевич доходит до виноградной лозы. Она обещает стать для него лодкой и мостом, велит бросить смерти саблю под ноги: пусть приходит, когда собля проржавеет и рассыплется в прах. Сабля проржавела, смерть гонится, царевич подходит к замку, открывает ворота, жена навстречу, хватает за руку, а смерть – за ногу. Спорят. Жена предлагает превратить царевича в золотое яблоко, подбросить вверх: кто поймает — тому царевич достанется. Подбрасывает яблоко, оно превращается в вечернюю звезду. Царь и его люди превращают и девушку в золотое яблоко, подбрасывают, велят найти царского сына и вернуться с ним во дворец — смерть не сможет им ничего сделать. Яблоко становится утренней звездой. Смерть злится, растаптывает тени всех троих, превращаета царя и обеих его дочерей в каменные глыбы. С тех пор есть звезды на небе и каменные столбы у ворот]: Ботезату 1981: 27-37; румыны [после долгой молитвы царица рожает дочь; днем она коза, ночью – девушка; она выходит за принца; он сжигает козью шкуру; жена взлетает к небу, становится вечерней Венерой, ее муж - Утренней]: Младенова 2006: 58; болгары : Ковачев 1914 [Стана и Мильо (Михо) – брат и сестра, которых в детстве похитили и разлучили турки; они встретились и полюбили друг друга; во время бракосочетания иконы в церкви задвигались, свечи погасли; они обратились к Богу и тот сделал их Утренней и Вечерней Венерой; раз в год они сближаются; если встречаются, происходит землетрясение]: 25; Стойнев 2006: 140-141 [Деница и Вечерница были сестра и брат (Янка и Янкул, Стана и Мильо, Деница и Юрак); их похитили турки; они вернулись, встретились, не узнали друг друга, поженились, у них ребенок; их мать их узнала; за грех по их мольбам они были поняты на небо, стали звездами], 141 [1) =Ковачев 1914: 26; бездетная женщина просит у бога, пусть она родит хоть змея; родился змей, вырос, попросил царскую дочь Деницу в жены; в брачную ночь мать подсмотрела в замочную скважину, что змей превратился в юношу; рядом сидели Св. Петр и Св. Мария, а Деница им прислуживала; невеста стала Деницей, ее жених – Вечерней Звездой (Юнак); 2) Зорница и Вечерница были брат и сестра Милан и Милица; подробнее в Ковачев 1914: 26]; греки [у принцессы мальчик и девочка; мать умерла, отец взял другую, мачеха ненавидит пасынков; они бегут из дома; волшебница дала им гребень и еще два предмета; мачеха преследует, они бросают гребень (густой лес); затем другие предметы (еще какие-то препятствия); они прибегают к морю, бросаются в воду, поднимаюися в небо, становятся Утренней и Вечерней звездами (Avgerinós и Venus)]: Zochios s.a., № 9; (ср. греки [в греческих вариантах сюжета ATU, № 450 брат и сестра есть либо Утренняя звезда (Зорница - брат) и Плеяды, либо Янос и Маро]: Младенова 2006: 57).

( Ср. Средняя Европа. Б елорусы [«Утренняя звезда светит царице, а Вечерняя – царю»]: Авiлiн 2015: 108).

Западная Сибирь. Ненцы : Бармич 2014 [пожилые супруги бездетны; старик предложил вместо сына сделать деревянного болвана, вытесал, надел на него одежду; однажды кто-то идет; старик: это наш ребенок; гость вошел, его накормили; гость: завтра будет хороший день, очень жарко, выйдите на улицу голыми; они так и сделали; вдруг пошел грозовой ливень; волосяной покров намок; старики вознеслись на небо; старик стал утренней звездой зари, старуха – вечерней]: 622-623; Лехтисало 1998 (тундровые) [старые супруги бездетны; старуха делает себе вместо сыночка деревянного сядая ; приходит чужой, велит утром выйти голыми; утром начал падать огонь в виде дождя, опалил волосы на коже, супруги полетели, муж стал вечерней, жена - утренней звездой]: 12-13; Ненянг 1997 (таймырские) [бездетные супруги состарились, старик решает сделать вместо ребенка деревянного идола; одевает, ставит у входа в чум; приходит незнакомец, спрашивает, кто этот идол, советует завтра выйти на улицу без одежды; начался огненный дождь, супруги освободились от своих тел, взлетели на небо; старик стал Утренней звездой, старуха - Вечерней]: 36-37.

Восточная Сибирь. Эвенки Китая (бирары): Василевич 1969 [вечерняя звезда Чолбон – женщина, утренняя Эден – мужчина, хозяин всех звезд]: 210-211; Shirokogoroff 1935: 43 в Яхонтов 1992 [Широкогоров приводит миф бирарских орочонов, в котором вечерняя и утренняя Венера представлены двумя антропоморфными божествами, женским и мужским]: 139.

Равнины. Осэдж [дедушка и бабушка]; скиди пауни [мужчина и женщина].

Калифорния. Китанемук [женщина и мужчина].

Большой Юго-Запад. Тева [Утрення звезда – мужчина, к нему обращаются по случаю войны; Вечерняя звезда – Старая желтая женщина, седые космы падают ей на лицо]: Parsons 1939(1): 181.

Западная Амазония. Напо (деп. Лорето) [брат и сестра].

Центральные Анды. Пров. Кончукос (деп. Анкаш) [брат и сестра]; инки [мужчина и женщина].

Южная Бразилия. Гуарани (все группы?) [мужчина (?) и женщина].