Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I87D. Люди во времена великанов, ATU 701.

.16.27.-.29.31.32.

Раньше землю населяли великаны. Один из них находит крохотного человечка, приносит отцу или матери. Обычно те говорят, что подобные люди придут на смену нынешним великанам.

El-Shamy понимает под сюжетом ATU 701 истории про мальчика-с-пальчика, а Uther 2004 включает ссылку на El-Shamy, хотя, его определение сюжета соответствует нашему.

Немцы (Шлезвиг, Пфальц, Гессен, Швейцария, Австрия), голладнцы, фламандцы, фризы, англичане, словенцы, венгры, трансильванские саксы, украинцы (Галиция, Подолия, Волынь, Полтавская, Екатеринославская), поляки, грузины, шведы, норвежцы, западные саамы, финны, ливы, литовцы, удмурты, мари, мордва, чуваши, казанские татары.

Западная Европа. Немцы [самая ранняя фиксация сюжета на севере Германии в 1595 г.]: Liungman 1961: 193; немцы (Шлезвиг) [на поле Rötsal раньше жили великаны; крестьянин пахал; однажды великанша положила его в передник вместе с лошадью и принесла показать другие; те: вот такие придут нам на смену]: Müllenhoff 1845, № 443: 298; немцы (Пфальц) [дочь великана наткнулась на человека, который пахал на волах; она положила его вместе с волами и плугом себе в передник и принесла отцу показать; по пути выронила и высыпавшаяся земля образовала скальный выступ к западу от Rauhen Kulm; остальное подобрала и принесла отцу; отец отчитал дочь: этот крохотный пахарь – тоже человек, он работает; велел утром отнести его туда, где дочь его нашла]: Schönwerth 1981: 8; немцы (Гессен) [дочь великана заметила на поле людей, которые пахали и боронили; принесла одного отцу – какая игрушка; великан обругал дочь и вернул пахаря на его поле]: Lyncker 1854: 35-36; немцы (Австрия) [ребенок великана увидел пахаря, положил его в носовой платок вместе с конями и волами и принес показать отцу; тот велел отнести человека туда, откуда ребенок его взял]: Vernaleken 1859: 357; швейцарцы , голландцы , фламандцы , фризы , англичане : Uther 2004(1), № 701: 376.

Балканы. Словенцы [церкви в Округе и в Шентруперте строились одновременно и у строителей был лишь один молот разбивать камни; его приходилось переправлять из одного места в другое; язычница (pagan girl) носила строителям еду; в это время шестеро человек косили траву; девушка остановилась посмотреть, кто это ест траву, наверное кузнечики; она подобрала косцов вместе с косами и отнесла цыплятам; цыплята их склевали, а вино и хлеб, которые у них были, не тронули; с тех пор за час до полуночи шестеро приходят есть свой обед; некоторые считают, что великанов уничтожили псоглавцы; еще великанов называют «греками»]: Kropej 2012: 131-132; трансильванские саксы : Müller 1857, № 4 [в селении жили великаны; один увидел пахаря и сказал: так вот кто выгонит нас с нашей земли; положил его себе в фартук вместе с конем и плугом], 6 [дочка великана подняла пахаря с волами и плугом и принесла отцу в фартуке – вот какая игрушка; отец велел отнести человека туда, где дочка его подобрала]: 7, 7-8; трансильванские саксы [увидев людей, великаны стали кричать: вот идут муравьи, которые сживут нас со света]: Wislocki 1893: 39; словенцы , венгры : Uther 2004(1), № 701: 376.

Средняя Европа. Украинцы (Подолия): Драгоманов 1876 (Подольская губ.) [когда-то были такие большие люди, что ходили по лесу, как по траве; однажды великан повстречал нашего пахаря с волами, плугом и погонщиком; положил их всех себе на ладонь, принес отцу и сказал, что нашел мышат; отец ответил, что это не мышата, а люди, которые будут после них (т.е. великанов); сейчас великанов нет, только где-то в церкви в Киеве или во Львове стоит нога одного великана; после нас будут такие люди, что «в наших печах їх дванадцять будуть молотити»]: 383 (перепеч. в Іоаніді 1985: 159; примерно то же в Левченко 1928, № 3: 2); Іоаніді 1985 (с. Пужники Бучацкого у., 1897 г.) [жившие в начале времен люди были такими большими, что переступали горы и долины; после потопа их не стало; перед его началом появились люди среднего поколения, они пахали поле плугом; великан шел домой, увидел их и положил на свою ладонь вместе с четырьмя волами и плугом; принес матери, сказал, что эти черви роют поле; мать велела отнести их обратно; рассказала, что такие люди будут жить после них, а после этого среднего поколения будет третье; люди из третьего поколения будут «такі завеликі, як з кукурудзів качиники, що буде дванайціть у їднім п’їцу молотити»; когда человек из среднего поколения встретит таких маленьких людей, он тоже возьмет их в ладонь и принесет показать матери]: 159; западные и северные украинцы (Ушицкий и Литинский у. Подольской губ., Грубешовский у. Люблинской губ., Луцкий у. Волынской губ.) [ велытні (великаны) существовали только до потопа; когда начали появляться настоящие люди, великан нашел на поле плуг с шестью волами и пахарем, положил их всех на свою ладонь и принес отцу; попросил объяснить, что это за червячки; отец сказал, что после них (т.е. отца с сыном) на земле будут жить такие люди]: Чубинский 1872: 216; украинцы (Галиция) [раньше были люди, которые передавали через гору топор; ребенок увидел пахаря, взял его в руку вместе с волами и плугом и принес показать матери; та говорит, что после нас будут жить вот такие маленькие люди]: Яворский 1915, № 2: 3-4; украинцы (Полтавская) [первые люди были огромного роста; ходили пахать за 60 верст; один такой нашел обычного человека, принес матери как диковинку; мать сказала, что такие станут жить после них; сын говорит, что если бы знал, раздавил бы их всех; Господь истребил великанов, превратив в камень; когда появилось солнце, они стали смеяться, поэтому Господь превратил их в камень; они жили как звери в норах; в Святой Вечер окаменевшие оживают и сходятся; их нельзя трогать; один казак в шутку схватил каменную бабу за груди, та снесла ему голову и снова окаменела]: Стрижевский 1905, № 1: 118-119; украинцы (Екатеринославская, с. Беленьке) [до потопа жили великаны; один увидел пахаря, принес матери: мал как муравей, а землю портит; отнеси, где взял, люди такие будут]: Новицький 2007, № 164: 135-136; поляки (много записей) [великан подбирает человека, кладет в платок и приносит детям на забаву]: Krzyżanowski 1962, № 701: 216.

Кавказ – Малая Азия. Грузины (зап. М.Г. Джанашвили, конец 19 – начало 20 в.) [огузы были огромными, но глупыми; на земле появились настоящие люди и один пустил в огуза стрелу; огуз его легко поймал, положил за голенище сапога, принес матери; та говорит, что после них, огузов, мир достанется на съеденье этим маленьким; а еще позже – карликам; те будут еще умнее; человек тут же показал, как кормить лошадь: она сама нагнула шею к овсу; а огузы ставили кормушки на крыльце, чтобы было повыше]: Вирсададзе 1973, № 62: 102-108.

Балтоскандия. Шведы [девочка-великанша подбирает человека вместе с плугом и лошадью и приносит отцу; тот велит отнести назад – это один из людей, которые будут жить на земле после них]: Liungman 1961, № 701*: 193; западные саамы (Вестерботен, Швеция) [дочь великана приносит отцу в фартуке человека вместе с лошадью; отец велит отнести его туда, где он был]: Qvigstad 1925, № 73: 47; литовцы : Кербелите 2018, № 172 [один великан жил в Легай, а другой Микиеряй; великан из Л. шел домой из М. и увидел человека, пашущего на волах; положил его и волов в варежку и принес домой; дома сказал, что маленькие люди мало едят и много работают, нужно их отпустить; снова положил в варежку и отпустил], 173 [великаны из двух деревень, между которыми непроходимое болото, переговаривались и передавали, что надо друг другу; нашли человека, пашущего на волах; великан положил его вместе с сохой и батогом в большой палец варежки и принес играть детям]: 83, 85; (ср. литовцы (запись М. Давайниса-Сильвестрайтиса, 1888 г.) [о радуге: «Пояс Благодати (а это, как мы знаем, была Лайма) тех стариков поучила и говорит: “Ну, а теперь новый ваш свет начинается и маленькие люди. Зато потом, когда люди закончатся, будут такие люди, что девять мужиков одного петуха резать будут. И, так говоря, я теперь от вас удалюсь на ту высоту, где была. Но вы часто видеть меня будете со своим светом таким, какой сейчас видите. И я на вас часто смотреть буду своими благодатными глазами, будучи в воздухе. Только вы не забудьте: когда увидите меня как пояс синий неба, а меньше красный, ну, так в том году будет больше хлеба белого, чем черного. А когда уж я вам покажусь широко красною, ну, тогда в том году больше черного хлеба и год плохо»]: Греймас 2021: 316-317); ливы [3 сходных варианта; дочь великана увидела пахаря, положила его вместе с лошадью и плугом в фартук и принесла отцу: вот какая игрушка; отец велел отнести назад: эти маленькие люди работают на нас]: Loortis 2000(1): 76-77; норвежцы , финны : Uther 2004(1), № 701: 376.

Волга – Пермь. Казанские татары [люди были огромного роста, через еловые леса пробивались, как через высокую траву; сын таких людей увидел человечка с конем, тот пахал землю; положил на ладонь и принес отцу как диковинку; отец велел не повредить человечка: после них все люди будут такими мелкими; мальчик отнес человечка назад; вытряхнул лапти – появились две горы]: Гилязутдинов 2015, № 288: 284-285; чуваши (1906-1908 гг.) [южночуваш. улăп , северночуваш. олăп ‘великан’; великаны были огромными по росту людьми, но все уже вымерли; каждый их шаг был верстовой, самый высокий лес доходил им лишь до колена; великан поднял пашущего крестьянина вместе с шестью лошадьми и плугом и принес домой своей матери: «Смотри, мать. Принес муравьев, такие землю пашут!» {ответ матери не приводится}; когда он шел, то вытряхивал из лаптей попавшую туда землю и пыль, от чего образовались большие холмы (курганы)]: Месарош 2000: 53; мари : Тудоровская, Эман 1945 [Онар жил с дряхлой и слепой матерью; по лесу ходил как по конопле; заметил в поле какую-то мелочь – людей, жавших рожь; людей с лошадьми положил в карман, принес матери; мать захотела потрогать людей – давно их не видела; Омар дал матери нагретую дубовую палку; та сжала ее в руке, из палки потекла вода; сказала, что после них все люди будут такими, велела отнести туда, где взял; ему попала в глаза соринка, мать сылизала и выплюнула; это был большой пень, мужик топил им печь до середины зимы; где Омар вытряхивал лапти, там остались курганы]: 38-39; Ranstedt 1902 (горные) [сперва на земле жили великаны, прясла делали из стволов лиственниц; однажды сын-великан заметил человечка, который пахал, принес матери; та велела отнести его назад: вскоре нас не станет, а все люди будут такими]: 203; мордва : Седова 1983, № 12 [на Баторовой горе жили богатыри; землю не обрабатывали – воевали и на охоту ходили; сын одного подобрал букашку, принес отцу; отец: это пахарь; когда мы исчезнем, такие {люди} будут пахать; отнеси назад], 13 [раньше жили богатыри; когда кяшаловский Батор что-то строит, то протянет руку прямо к барашевскому Батору, возьмет его топор и тешет; однажды его сын принес из долины букашку; Батор велел отнести назад: когда исчезнет богатырское племя, люди будут землю пахать], 14 [двое братьев рубили лес на разных берегах Мокши; топор у них был один и они перебрасывали его друг друга; однажды один из них принес матери человечка вместе с лошадью и сохой; мать велела отнести назад: эти человечки их, богатырей, сменят; вскоре после этого вся семья вымерла и появились маленькие жители]: 43, 44-45, 45-46; удмурты : Потанин 1884 [=Кралина 2008: 13-14; первые люди на земле были великанами, не умели ни строить, ни сеять, ни охотиться; лес был для них как крапива; где ступала нога, появлялся лог, где вытряхивали песок из лаптей – холмы; перед тем, как великанам исчезнуть, появились люди; маленький человек стал землю пахать, избы строить; увидев одного, мальчик-великан взял его в руку, положил в карман, принес матери: я дятла поймал, он ель долбил; мать: это не дятел, а человек; скоро нас не будет, останутся только такие люди; бежим скорей; где падали ее слезу, речки образовались; великаны переселились на север; превратились в каменные глыбы или спустились в глубокий колодец]: 192: 13-14; Мошков 1900 (Осинский у. Пермской губ.) [первые люди были великанами, для которых лес был, как для нас трава; «в это время жили также и маленькие люди, меньше нас (Пичи-мурт), их нужно было 12 человек, чтобы зарезать одного барана. Великан раз набрал их в карман и принес показать своей матери: “мы теперь больше жить на земле не будем”, – сказал он, – “а вот эти маленькие люди будут жить вместо нас”. Так оно н случилось, прибавлял рассказчик, мы теперь гораздо меньше первых людей, а после нас будут люди еще меньше»]: 199.