Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J27B. Водяной отец. .29.34.-.37.

Младенец брошен в озеро или реку и время от времени выходит на берег. Помимо земных родителей, у него появляются отец (и мать) в подводном мире. Он не хочет с ними расставаться либо они – его отпускать.

Кабардинцы, тувинцы, буряты, тундровые ненцы, энцы, манси, южные ханты, западные, байкальские и дальневосточные эвенки, орочи.

Кавказ – Малая Азия. Кабардинцы [старшая, средняя дочери отказываются снять с отца ноговицы, младшая снимает; делится яблоками со старшими; отец роет яму у яблони, маскирует ковром, дочери проваливаются; по их желанию яма открывается, появляется еда; старшая обещает хану приготовить одежду для ста всадников, средняя - накормить 50, младшая родить сына и дочь, половина из белого золота, другая из желтого; хан уезжает, сестры подменяют детей щенками, бросают в реку; хан велит положить жену в кожу быка, привязать к воротам; детей взяла псы хогуаша (ПХ, хозяйка реки; в Народные сказания 1872: 110 – Псыхо-Гоаша {Ю.Б.: Гоаша – «женщина, госпожа»; «псы» – «река»; «хо» - не знаю}); привязанная мать видит, как ее дети выходят из воды, садятся на камень; просит проходившую женщину дать ей муки, делает одну лепешку на грудном молоке, другую на воде, просит оставить на камне; мальчику достается лепешка на молоке, девочке - на воде; узнав, что дети съели лепешки, ПХ говорит, что они не могут стать ее детьми, отпускает на берег; бедняк находит дом в лесу, сестры жены хана не велят сообщать ему; подговаривают сестру попросить брата добыть необычного голубя; ПХ учит назвать кислые груши сладкими, две взять с собой; назвать мутную реку прозрачной, похвалить пески; юноша хватает голубя, хозяин велит держать похитителя, пески, река, груша отказываются; сестры жены хана подговаривают сестру посоветовать брату добыть в жены Айриш-Айриша-кан; ПХ говорит, что та превращает приходящих к ней в камни; юноша каменеет; идет сестра, на ее третий окрик А. оглядывается, все оживают; пир; юноша едет к хану-отцу в гости с условием, что тот отвяжет женщину у ворот; злые собаки (это те подкинутые щенки) с ним дружелюбны; хан возвращает жену, ее сестер привязывает к лошадям; с тех пор князья и ханы не разводятся с женами]: Алиева 1978, № 29: 238-243, (=Народные сказания 1872: 108-114).

Южная Сибирь – Монголия. Тувинцы [когда рога дикого барана доставали до неба, а верблюжий хвост до земли, бездетный хан Atalbaj спросил трех жен, что они ему приготовят, когда он вернется; старшая обещала изготовить соболиную шапку, среднюю – шелковый Tonn, младшая – родить богатыря с золотой грудью; старшие жены не доделали обещанного, а младшая родила мальчика, который стал расти не по дням, а по часам; старшая сестра уговорила младшую отдать ей его до возвращения хана, принказала служанке бросить мальчика в степь под копыта коз; козы не наступили на мальчика, но согревали холодной ночью; тогда бросить злым собакам (то же; коням (то же); тогда мальчика бросили в Белое Озеро, подменили собакой; когда хан вернулся, она его укусила; хан сломал младшей жене левую руку и правую ногу, выколол глаз, откочевал с людьми и скакун; с ханшей осталась ее служанка; пришла мышь, ханша ее ударила прутом, сломав лапки и выколов глаз; мышь поела кореньев и выздоровела; ханша сделала то же и тоже выздоровела; служанка рассказала, что увидела, как на берег Белого Озера набежала волна, из воды выскочил мальчик с золотой грудью, сел на камень и стал играть разноцветными камешками; затем вернулся в озеро; ханша пошла со служанкой; дождалась, когда мальчик выйдет, бросилась к нему; он закричал «О, мой отец-Озеро, о, моя мать-Озеро, побежал к воде, но мать успела его схватить; вода хлынула следом, но ханше удалось убежать, только часть одежды намокла; через два месяца мальчик забыл про озеро и стал называть ханшу матерью; он вырос и мать рассказала ему свою историю; он успешно охотился, мать сшила ему соболиную шапку и шелковый Tonn; служанка предложила, чтобы имя юноши было Adygshi, а имя его коня – Ak Öle; рядом с юртой скопилась гора шкур убитых животных, а хана-отца в это время преследовали неудачи; он решил отправиться на место прежней стоянки; жена сделала вид, что не узнала его, все рассказала; уезжая, гость обещал «все рассказать хану»; затем вернулся уже как хан; сын признал его лишь после того, как порезал себе палец и велел хану слизать кровь; хан сломал старшей ханше руку и ногу, выколол глаз; средней велел быть посудомойкой; прикочевал к сыну]: Taube 1978, № 31: 146-154; буряты: Хадахнэ 1926 [Бохо-муя, сын западного тэнгри Заян Сагана, повздорил с Бохо-Тэли, сыном восточного тэнгри Хамхир Богдо, из-за того, кому быть покровителем кузнечного искусства; оба спустились на землю, БМ стал темным сивым быком Бохо-нойоном, БТ - пестрым Тарлан Ээрен буха; стали гоняться друг за другом вокруг Байкала; во владениях Тайжи-хана стали бодаться; дочь Т. прогнала их, забеременела от взгляда (или мычания) БН; родила мальчика; БН признал его своим сыном, поместил в железную люльку на горе, кормил, охранял; две сестры-шаманки Асыхан (Асуйхан) и Хосыхан (Хусыхан) устроили камлание с жертвоприношением для БН, получили мальчика, дав ему имя Булагат Буха дорогхо олдогкон (Из-под быка найденный Булагат); он подрос, стал ходить на берег Байкала, познакомился с другим мальчиком, жившим в береговой щели; А. хитростью заполучила и его, дала имя Эхирит Ээрен гутар эсэгэ эрийн габа эхэ (Эхирит, имеющий отцом пестрого налима, матерью - береговую щель); эхиритская версия – вариант близнечного мифа, согласно которой Эхирит и Булагат близнецы, сыновья Буха-нойона, предки племен булугатов и эхиритов]: 32-33; Жамбалова 2000 ["согласно одному из вариантов" (без ссылки на источник; начало как в Хадахнэ до "или мычания"); дочь Т. сообщает о беременности Б.; тот таинственным образом вынимает из ее чрева близнецов, сажает себе на спину, переплывает Байкал; одного из мальчиков не признает своим, кладет в береговую щель; второго кладет в железную люльку, держит под грудью в специально вырытой яме, позволяя ему сосать свою шерсть; две бездетные шаманки Асуйхан и Хусыйхан устроили специальное жертвоприношение Б., получили мальчика, назвали Булагат; есть вариант, по которому Б. вынул из утробы одного ребенка, рогами бросил на северную сторону Байкала; победив соперника, переплыл туда, нашел ребенка, воспитывал до появления шаманки А.; этот сюжет дополняется другим {см. Забанов 1929: 21-23}: чуть подросший Булагат ходит играть на берег моря, знакомится с двумя мальчиками и девочкой, которые выходят из вод Байкала; это дети одной из дочерей восточного небожителя Хормусты; неизвестно от кого забеременев, она спустилась на землю в виде козы, родила трех детей, положила на берег Байкала; там они выросли; две сестры-шаманки узнали от Булагата об этих водяных детях, попросили Б. их привести; они не соглашались идти к нему; шаманки усыпили их на войлоке, понесли домой; в пути один проснулся, крикнул, Возьмите меня, Молочное море – мать и недоступные скалистые горы – отец; волны хлынули на берег, шаманки чуть не утонули; девочка обратилась в нерпу, ушла в море, мальчик в черную белку, убежал в горы; третьего ребенка усыновила шаманка Хусыйхан, дале ему имя Эхирит; по другой версии, его отцом был налим, матерью – береговая щель]: 191-192.

Западная Сибирь. Ненцы: Lehtisalo 1947, № 51 (зап. от женщины в Обдорске/Салехарде) [(=Лабанаускас 2001: 155-163); младший из семи братьев просит сестру сшить колчан; колчан готов, юноша говорит, что он подойдет самому старшему брату; так сестра шьет шесть колчанов, седьмой – младшему; уходя на семь дней на охоту, братья не велят сестре выходить из дому; на седьмой день сестра выходит, видит расходящиеся в семь сторон следы братьев, которые стали животными: лев, росомаха, волк, белый медведь, горностай, соболь, бурый медведь (младший брат); приходит к берлоге, два медвежонка вводят ее; женщина говорит девушке, что ее младший брат рассержен, прячет ее; утром велит идти по тропе среди тальника, но девушка идет по возвышенности; садится на пень, из него появляется ведьма Parnee; забирает ее одежду, царапает лицо; девушка одевается в еще более красивую одежду из мешочка, данного женой брата-медведя; ведьма садится на нарту, запряженную белыми, девушка – черными оленями, берут в мужья их хозяев-братьев, приезжают к их отцу; тот отсылает их к их родственникам; ведьма проваливается в дыру; девушка приезжает к брату-медведю; тот снимает медвежью шкуру, дает железные нарты, запряженные мамонтами; муж сестры должен поцеловать мамонтов; по дороге назад ведьма нагоняет девушку, в ее нарту запряжены мыши; привезенное на мамонтах добро заполнило дом; мыши искусали руки мужа ведьмы, старики их передавили; девушка рожает сына, ведьма – полусобаку, подкладывает девушке, ее сына прячет под щепки за чумом; заклеивает глаза девушки клеем; из-под щепок вырастает береза, ведьма вырывает ее, бросает в озеро, говоря, Вода твой отец, вода твоя мать; по просьбе ведьмы, слепую оставили, сами откочевали; муж забил для слепой двух оленей; полусобака приносит матери дичь; признается, что ее убивает не он, а выходящий из озера мальчик; вдвоем они хватают водного мальчика; по просьбе матери, тот спускается полусобаку в прорубь хозяину воды вместо себя; отмывает глаза матери; та сбивает железные веревки с нарт, оттуда появляются олени; юноша едет искать отца, рассказывает сказку (свою историю), тот признает сына; приезжает ведьма, женщина кормит ее мясом с иголками, та умирает]: 147-165; Ненянг 1997 (таймырские, зап. Лабанаускасом) [у семи братьев старшая сестра; младший просит сшить колчан, доволен, велит не выходить семь дней, пока братья охотятся; на седьмой день сестра идет по следам братьев до березы; от нее следы семи зверей, младший ушел медведем; она идет по его следам до берлоги; жена Медведя говорит, что она виновата, выйдя за день до срока, велит уходить, идти по низине; сестра идет по возвышенности, садится на пень, оттуда выскакивает ведьма в одежде из коры, заставляет поменяться одеждой; берет мужчину с белыми оленями, девушка берет того, что с темными; рожает мальчика, ведьма прячет его под щепки, подменяет полусобакой, заклеивает женщине глаза; из-под щепок вырастает береза, ведьма бросает ее в озеро, говорит, что вода его отец, вода – мать; велит откочевать; женщина растит полусобаку, настоящий ребенок живет в воде; Полусобака хватает ребенка, вышедшего из воды, зовет женщину на помочь; льдины наползают на чум; мальчик из воды советует отдать хозяину озера вместо себя Полусобаку; того топят, женщина с сыном живут хорошо]: 61-64; энцы [ведьма и женщина живут в одном чуме, у женщины две девочки; ведьма зовет идти рвать траву, предлагает искать в голове; вонзает шило в ухо женщины, та умирает; она несет ее, завернув в траву, варит, ест; старшая дочь замечает волосы матери; девочки оставляют в постелях вместо себя свои бокари, старшая берет наперсток, гребень, скребок; они убегают, брошенный скребок превращается в гору, гребень в лес, наперсток в железную сопку; старшая говорит старику, что его голова белая как спелая трава, лицо как солнце, спина прямая как лед озера; старик переправил их; ведьма говорит, что его голова как спутанные прутья, лицо как место, откуда вынули камень, спина будто из камня и глины; он сбрасывает ведьму в реку, та утонула; отсылая девочек, старик велит ничего не брать на конце острова; младшая просит игрушку, хватает коловорот, у нее вытек глаз, она умерла; велит не оставлять ее на опушке; на мысу; на сопке; согласна остаться в берлоге; старшая останавливается у пня, из него появляется ведьма; они идут вместе; ведьма садится на нарту мужчины, имеющего белых оленей, девочка - имеющего черных; отец братьев просит невесток съездить к их родственникам; энецкая женщина едет к берлоге, оттуда выходят два медвежонка и вновь живая младшая сестра; Медведь посылает две запряженные медведями нарты подарков; черный мужчина отсылает медведей, поцеловав их; ведьма привозит мышей, это ее олени, старик убивает их ударом ноги; энецкая женщина рожает светлого мальчика, ведьма – ведьменка; заставляет оставить энецкую женщину на покинутом стойбище, отдает ей ведьменка; мальчика забирает, бросает в воду; ведьменок вырос, помогает женщине; та удивляется, почему он так долго ходит по воду; он рассказывает, что из воды высовывается рука; женщина подходит, мальчик просит выловить его, называет мамой; чум заливает вода, это водяной отец приходит за мальчиком; энецкая женщина отдает ему ведьменка, вода уходит; отец приезжает за женой и сыном; отец братьев разводит костер, просит ведьму подать коловорот через огонь, толкает в костер; ее пепел превращается в комаров]: Сорокина, Болина 2005, № 13: 82-88; манси (южные, Кондинский район) [у Мось-нэ сын, у Пор-нэ Мальчик в Образе Пестрого Щенка (МОПС); П. затолкала ребенка М. в бочку, спустила в воду; МОПС уходит от П., приходит жить с М.; носит еду к землянке у реки; объясняет М., что там живут старик и старушка, у них сын, он с ним играет; это сын М.; МОПС почти схватил его, он вырвался; они играют еще, М. хватает сына, насильно приводит к себе, он соглашается жить с М., а не с отцом из землянки; сын М. вместе с МОПС ездят в город, где живет Усынг-отыр-ойка; богатеют; У. уезжает от жены, приходит к М., женится на ней; П. разорвали лошадьми; МОПС снял с себя собачью одежду, стал красавцем]: Кузакова 1994: 44-47 (=Лукина 1990, № 130: 338-339); южные ханты (иртышские) [трое царевичей приходят в город; подслушивают, как три девушки обещают родить детей; младшая обещает родить дочь и двух сыновей со звездами на макушке, солнцем на лбу, месяцем на затылке; царевичи берут их в жены; дети младшей жены рождаются в отсутствии отца; старшие сестры подменяют их щенками; по предложению свекра, их матери сломали руку и ногу, разорвали нос и рот, прибили в церкви за руки и за ноги, все на нее плюют; детей бросили в реку, их воспитывает водяной царь, затем их вылавливают старик и старуха; братья с сестрой выросли; приезжают купцы; один из братьев превращается в собаку, едет с купцами в царский город; подслушивает рассказ теток о березе, с которой сыплется серебро; возвращается домой, братья добывают корень березы; во вторую поездку юноша превращается в собаку, а потом в овода; слышит об оленьем быке, на рогах которого 40 отростков и народ торгует; братья добывают кончик рога быка, бык пришел сам; в третий раз собака опять превратилась в овода; тетки говорят, что есть девица, у которой на маковке звезды, на лбу солнце, на заьылке месяц; старший брат, затем младший идут ее искать, пропадают; сестра находит женщину, они стали сестрами, та воскрешает братьев; все они прибывают к царю, девица рассказывает о происшедшем; делает мать здоровой, ее молоко прыскает детям в рот; ее сестер привязали к одной дикой и одной смирной лошади, разорвали]: Патканов 1999, № 4: 331-346 (краткий пересказ в Ким 2006: 76).

Восточная Сибирь. Западные эвенки (ербогаченские) [у мужика три жены; одна обещает к его возвращению сшить ему кафтан, другая унты, третья родить сына; так и случилось, но другая жена завязала роженице глаза, ребенка бросила в реку, подменила щенком; муж убил щенка, сломал жене руку, откочевал с двумя женами; весной оставленная заметила на берегу след; чтобы выманить ребенка, оставила лук и скребок; ребенок вышел, взял лук, значит мальчик; женщина поймала его; мальчик кричит, что налим кормил его своей печенью; налим из воды выскочил и опять вернул; женщина рассказала все сыну, тот пошел искать отца; нашел, стал рассказывать свою историю; отец бросил тех жен, вернулся к сыну и его матери]: Василевич 1936, № 100: 131-132; байкальские эвенки (Качугский район Иркутской обл.) [трое сестер замужем за тремя мужчинами; первая обещает сшить рукавицы, вторая унты, третья родить золотого ребенка; две подменяют ребенка щенком, ребенка бросают в реку; муж отрубает жене ногу, руку, одну грудь; бросает одну; женщина видит выходящего из реки мальчика; подманивает грудным молоком, хлебом, маленькими луками, оставляя их все дальше от берега; хватает его; рыбы кричат, что кормили его икрой и печенью; мать сперва отрицает, что у сына был отец; затем говорит, что он упал с лиственницы; сын пробует, не умирает; затем говорит правду; сын приходит к сестрам матери, рассказывает ее историю; мужчины хотят слушать, женщины просят его замолчать; мальчик счищает с себя грязь, блестит как золото; отец калечит злых сестер как раньше жену; возвращается к жене, она выздоравливает]: Воскобойников 1973, № 24: 111-114; дальневосточные эвенки (вероятно, учурские) [идут три сестры; одна нашла крылышко, другая пуговицу, третья – нож; прилетел орел, взял первую, ворон – вторую, парень – третью; она обещает родить мальчика-силача; старшие сестры его выкрали, утопили, подменили щенком; муж бросил жену; того ребенка взял налим {видимо, самка; в алтайских языках нет категории рода}; мать заметила у воды следы ребенка; нашла и поймала его; налим(иха): я его уведу, я его выкормила своей печенью; но женщина не отдала; пришел отец мальчика, жена ему все рассказала; сын стал богатырем, они откочевали подальше]: Мыреева 2009: 157-161.

Амур - Сахалин. Орочи [девушка идет по воду, видит на реке семь крохалей; вернувшись, застает в доме мужчину, он на ней женится; приходит Пэгэликту (Стриженая), настаивает, чтобы женщина разрешила искать у себя в волосах; усыпляет ее, берет в рот олово, выплевывает расплавленное олово ей в ухо, бросает труп в лес, надевает ее одежду; объясняет мужу, что ее длинные волосы обгорели над очагом; предлагает переселиться на другой берег реки; там живут шестеро младших братьев мужа; им не нравится жена брата, они велят супругам жить отдельно; находят труп женщины, извлекают олово; она оживает, муж берет ее назад, делает П. служанкой; женщина рожает; П. предлагает ей, взяв младенца, плыть на другой берег за черемухой; уплывает с ребенком, бросает его в реку, говорит мужу, что женщина по небрежности утопила ребенка; муж бьет жену, оставляет одну за рекой; шестеро братьев уходят; Мышь лечит женщину, Козел называет ее сестрой, достает утварь, зажигает огонь, ловит рыбу; велит его убить, из шкуры и костей сделать дом; сам оживает; рассказывает, что целыми днями играет со своим маленьким племянником, выходящим из реки; женщина оставляет на берегу грудное молоко и еду; ребенок выходит на берег из люльки, мать хватает его; он ее не признает; Киты объясняют, что они - лишь его воспитатели, а не родители; Козел уходит; мальчик охотится, стреляет через реку, стрела попадает в дом его старика-отца; мальчик рассказывает свою историю; по просьбе женщины, муж убивает П., приносит ее глаза, женщина пронзает и сжигает их; шестеро братьев возвращаются]: Аврорин, Лебедева 1966, № 13: 139-142.