Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K108A. Убивший жену все теряет. .11.14.

Человек добывает волшебную жену. Другая женщина велит ее убить или развестись с ней, тогда она станет его женой. Выполнив просьбу, он теряет все.

Каранга, ламба, Тунис.

Бантуязычная Африка. Каранга [юноша выудил женщину, та велела привести ее к нему домой; превратила хижину в европейский дом, велела ходить рыбачить лишь с ней; он пошел один, выудил ее старшую сестру; она в гневе превратила дом снова в хижину; юноша ушел, пришел к старухе, жене Змея; пас для Змея коз; старуха посоветовала в уплату попросить не скот, а флейту; флейта исполняет желание; юноша попросил женщин; поэтому у негров много жен]: Sicard 1956: 921-923; ламба: Doke 1927: № 17 [больной безродный бедняк выудил из реки женщину; она стала его женой, запретив ходить туда, откуда он ее выудил; но он пошел и выудил другую женщину; она обещала стать его женой, если он убьет первую; он вонзил копье в дерево; убил рабыню; но женщина все знает, требует убить жену; он пошел и ранил жену, тут же все пропало, он снова стал безродным бедняком; перевод в Ольдерогге 1959: 57-58], 118 [Хамелеон был другом Бога; тот дал ему двух жен и имущество; однажды Бог отправил {в водоем на землю} свою жену, ее служанку, мотыгу и корзину; Хамелеон выудил огромную лягушку; та сказала, что она служанка, пусть выудит мотыгу, корзину и женщину; жена Бога сказала, что если Хамелеон ее желает, пусть убьет других жен; тот пронзил копьем дерево Lombe {видимо, с красным соком}, затем вола, овцу; каждый раз женщина узнает обман; тогда убил жен; лягушка сказала, что теперь он потеряет все; Бог превратил его в хамелеона], 137 [люди бросили хромого в покинутом селении; он выудил в реке женщину Sandasanda, затем служанку и корзину; она идет с ним, создает селение; он снова идет на берег, ловит другую женщину по имени Iwona, та велит убить первую; он приносит копье, которое вонзил в дерево Lombe, она понимает обман; тогда слегка ранит жену; та собирается уходить, возвращается, и требует, чтобы это было в последний раз; все повторяется, С. и И. обхватывают друг друга за шею, исчезают в реке; деревня и все имущество пропадают]: 39, 209-211, 241-243.

Северная Африка. Тунис [Жил-был дровосек, он был беден, а у него жена, дети. Тогда он решил отправиться в путешествие, увидел старика, ведущего быка на привязи. Бык рвался к пастбищу, а старик его не пускал. Дровосек спросил: «Почему?» «Потому что если наестся, то начнет бодаться». Старик дал ему тонкую ниточку и сказал: «Дойдешь до моря, привяжи к нити камень и брось в море». Дровосек так и сделал и оказался во дворце перед прекрасной женщиной. Он женился на ней. Как-то он увидел другую в своей лавке и захотел жениться на ней, но та сказала: «Сначала разведись!» Он стал попрекать свою жену без причины. Тогда она ему сказала: «Давай прогуляемся по морскому берегу последний раз». И когда они пошли гулять, она его толкнула в воду и сказала: «Если наестся, начнет бодаться». Тут дровосек очнулся и сказал старику: «Держи быка крепче»] Al-Aribi 2009, № 21 в Коровина MS.