Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K10H. Птица кормит, но не отпускает. .19.40.

Птица уносит женщину или мальчика в свое гнездо, снабжает едой, но не отпускает. Пленница или пленник убегает.

Гудинаф, инупиат Берингова пролива, медные, карибу, иглулик, полярные, эскимосы Лабрадора, западная Грендандия.

Меланезия. Остров Гудинаф [мальчик-сирота страдает от голода, его дяди о нем не заботятся; однажды находит большую рыбу с выклеванными глазами; так каждый день; скопа Manubutu это видит, уносит мальчика в свое гнездо на дереве; мальчик: хочешь съесть меня, дедушка? скопа: нет, я добрый человек; приносит ему рыбу, закрывает своими крыльями от непогоды; крадет для него огниво, горшок, дрова, циновку, ямс, таро, бананы, кокосы, сахарный трострик, свинину, опоссумов и другую дичь, выполняет любые прихоти; но мальчик подрос и хочет играть в деревне с ребятами; просит принести ему веревку; затем посылает «дедушку» за рыбой в места, расположенные все дальше, спускается с дерева, убегает; однажды мальчик наткнулся на скопу, которая искала его; – Ой, дедушка! – Я тебе не дедушка, раз ты убежал. Велит собрать хворост и развести костер; бросается от горя в огонь; мальчик рыдает]: Young 1993: 383-384.

Арктика. Инупиат Берингова пролива [играя, девушки берут в мужья камни и кости; одна взяла камень, сама стала камнем; другая – китовую челюсть, та стала китом, кит унес девушку; ее родители приплыли за ней; выпуская жену из дома, муж привязывал к ней веревку; она перевязывает веревку к столбу, уплывает с родителями; муж делается китом, преследует; ему бросают ее обувь, затем наколенники, верхнюю одежду; каждый раз кит задерживается to fight it; пытаясь продолжать преследование на берегу, кит вновь превращается в кости китовой головы; еще одна девушка взяла в мужья кость орлиного крыла; та стала орлом, он унес девушку на карниз скалы; стал приносить ей птиц, кроликов; она плела из принесенного веревку; когда принес оленя, докончила работу, спустилась, прибежала домой; человек поразил орла-преследователя стрелой, тот вновь стал орлиной костью]: Smith 1994, № 2: 210-212; медные [огромный Орел похищает девушку; та плетет веревку из сухожилий, спускается со скалы, прибегает домой; Орел прилетает за ней; ее отец просит Орла раскрыть крылья, убивает его дубиной]: Jenness 1924, № 65 [1) человек просит Орла танцевать, обещая ему сестру, люди убивают его стрелами; все ели мясо, кроме бывшей жены Орла; 2) как в Rasmussen]: 77-78; Rasmussen 1932 []: 221-222; карибу [две девочки играют в жен и мужей; одна берет китовую лопатку, говорит, что ее мужем будет кит; другая находит ногу сокола, ее мужем будет сокол; лопатка превращается в Кита, он уводит женщину, ее брат увозит ее назад; Кит преследует их, она бросает ему части своей одежды, Кит задерживается около них, беглецы достигают дома; другую девочку Сокол унес в гнездо на скале, носил ей леммингов; она попросила принести ей сухожилия; сплела из них веревку, спустилась, прибежала домой]: Rasmussen 1930b: 94-96; иглулик (Smith Sound) [Чайка предлагает девочке выйти за него замуж, уносит в гнездо на скале; пока летает за море принести жене китового мяса, девочка спускается по веревке, бежит домой; Чайка не успевает ее схватить, человек убивает Чайку выстрелом в крыло; ту же или другую девочку проглотил и отрыгнул живой нарвал]: Kroeber 1899, № 14: 175; полярные (мать рассказчицы родом с Баффиновой Земли) [три девочки играют в замужество, одна хочет в мужья чайку, другая китовую кость, третья могилу; первую Чайка уносит в свое гнездо, вторую увозит Кит на островок в море; за похищенной приезжают, она перевязывает привязанную к ней Китом веревку к камню, уплывает с людьми; в лодке жена Кита последовательно бросает ему части своей одежды, раздевается догола; когда Кит выскакивает на берег, он снова превращается в китовую кость; Чайка приносит жене в зобу белух; из их сухожилий жена делает веревку, спускается со скалы, прибегает к своему отцу; тот предлагает Чайке поднять крылья, убивает стрелой; из бедренного сустава делает конуру для собаки]: Holtved 1951, № 39: 174-179 (пер. в Меновщиков 1985, № 205: 415-416); эскимосы Лабрадора, западная Гренландия (две версии - одна с Лабрадора, вторая Гренландская) [две девочки играют на берегу, одна с орлиными, другая с китовыми костями; первая говорит, что вышла бы за Орла, вторая - что за Кита; первую уносит Орел; она делает веревку из сухожилий приносимых им птиц, спускается по скале, прибегает к людям; прилетает Орел, ему предлагают поднять крылья, убивают стрелами; Кит уносит вторую девочку, велит собирать с него вшей (рачков-паразитов); братья девочки делают быстродвижущуюся лодку, приезжают за сестрой; Кит преследует их; девочка последовательно бросает Киту предметы своей одежды; лодка успевает достигнуть берега; когда берега достигает Кит, он превращается в китовую кость]: Rink 1975, № 8: 126-128.