Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K112. Работник мстит Солнцу. .24.27.-.29.31.32.34.-.36.

Человек обвиняет Солнце и других персонажей, ответственных за погоду, диких животных и т.п., что по их вине он лишился имущества; наказывает обидчиков.

Нгаджу, македонцы, молдаване, украинцы (Волынь), гагаузы, абхазы, ингуши, грузины, сету, Лутси, чуваши, тувинцы, прибайкальские и забайкальские буряты, южные селькупы, байкальские эвенки (баунтовские).

Малайзия – Индонезия. Нгаджу [когда Panjat посеял рис на холме, солнце спалило его, когда у реки – унес паводок; мать дала ему рис, он положил его сушиться на ткань, ветер сбросил ее в воду; П. пошел к ядовитому дереву, оно ответило, что его яд подействует через полсуток; другое дерево сказало, что птицы не могут садиться на его ветви, звери дохнут, если приблизятся; П. смазывает его ядом дротики, пускает семь дротиков в небо, они превращаются в лиану, он поднимается, приходит к солнцу Djangkarang Matanandau, просит его светить и прятаться в облаках регулярно, а не как вздумается; ДМ в гневе, готов сразиться, но П. убивает ядовитыми дротиками из сарбакана множество его людей и животных (все они в черном – значит пасмурно; когда солнечно – все в красном, переходное время – в белом); ДМ испуган, обещает установить чередование сухого и дождливого сезонов; К. возвращается домой, с тех пор погода предсказуема; Солнце удалился от земли, больше никто на небо не поднимался]: Schärer 1966: 48-53.

Балканы. Македонцы [сирота идет искать счастья; нанимается жать хлеб, получает в награду часть поля, эту часть тут же побил град; далее он нанимается к пастуху, получает корову с теленком; корову задрали волки, а телето му пцовисало {?}; в городе он женился, Солнце увидел его жену и унес; сирота пошел искать Солнце, пришел к старухе, та сказала, что она мать Солнца; приходит Солнце, сирота просит дать ему его коня; Солнце дает, велит поесть самому и покормить коня сперва у Св. Петра, затем у Св. Илья, не сжечь цветник; сирота побил их обоих, сжег цветник; объяснил Солнцу, что из-за Петра у него погибла корова, а из-за Ильи - нива; цветник сжег, потому что Солнце забрал его жену; Солнце ее вернул]: Ценев 2004: 33-35; молдаване [оставшись сиротой, Ион посеял пшеницу; урожай склевали птицы; гречиху – побил мороз; пошел батрачить, получил жеребенка, его съели волки; во второй раз попросил дать ему жернов – его разбила вдребезги молния; ушел из дома, на заготовке сена получил за работу петуха; пришел с ним к царю – его прогнали; отшельник велит взять жену; говорит, что к молочному озеру прилетают три птицы-феи, снимают крылья, купаются; пусть Ион спрячет крылья младшей и отдаст лишь после третьего обещания стать его женой; Ион получил фею, но Солнце увидел ее и унес; у царя дерево до неба, кто достанет с вершины плоды, получил полцарства; дерево разделяется на три ветви, на восточной яблоки, на южной груши, на западной орехи; Солнце пригласил к себе следить за лучами; еду принесут Повелитель птиц, Мороз, Волк Железная пасть, Змей Золотая чешуя; расспросив каждого, Ион каждого бьет за погубленную пшеницу, гречиху, жеребенка, жернов; увидев, что Солнце ведет под венец фею, Ион рубит золотые деревья и бросает на пути; объясняет Солнцу, за что наказал его слуг и его самого; Солнце возвращает Иону жену, отправляет их с миром на землю; Ион приносит плоды царю; советники велят не рубить Иону голову, а дать невыполнимые поручения, тогда и отнять жену; 1) пусть будет вокруг дворца виноградник до горизонта; жена вызвала своих слуг, виноградник готов; 2) достать со дна моря самоиграющий флуер (род флейты); жена дает перстень, Ион приходит к морю, вздыхает, появляется Ох, говорит, что черти на дне будут делать флуер 7 лет, все это время нельзя спать; на дне моря Ион дает чертям задания, в это время сам отсыпается; посчитать, чего больше – травинок или листьев; Ион принес флуер царю, сам заснул; те стали плясать, не умеют остановить флуер, умерли; Ион получил царство и сыграл свадьбу]: Ботезату 1981: 105-117; гагаузы : Мошков 1904, № 3 [град побил урожай Ивана; на Федоров день И. поехал на скачки, лишь его конь сломал ногу; нанимается за обещание куска хлеба до заката солнца перебросать две копны; солнце закатилось, И. остался без хлеба; И. нашел бочку с ладаном, закатил на гору и зажег; Бог послал Св. Петра: дай ему, что пожелает, только бы прекратил дымить; И.: потушу, если Бог отдаст за меня дочь; Бог согласен, И. живет с женой в золотом дворце; другие завидуют, вырыли яму, зажгли огонь, прикрыли ковром; жена: намажь голову дубовой золой и сам бросься в яму; И. вышел позолоченным; царь велит И. принести 12 волчат волка; жена: брось волкам клубок ниток, они сами придут на царский двор; волки пришли и передушили царских овец; царь оставил И. в покое; Бог послал Св. Петра, Св. Федора и солнце мириться с И.; тот им дал по пощечине, они пошли жаловаться; Бог: а сколько И. терпел, пока вышел из бедности], 4 [парень нанялся вырастить пшеницу, лишь его полосу град побил; к другому хозяину нанялся за камень, не прошло и года, как камень растаял {непонятно}; парень женился, пошел работать в другое место, другой человек увел его жену; он нашел ее у солнцева отца, нанялся к нему работать; тот велит вести солнце, еду принесут Св. Илья (утром), Св. Петр (в полдень); после полудня не иди ни по нижней (сожжешь сады), ни по средней дороге (высушишь колодцы), иди прямо; работник побил Св. Илья, Св. Петра, пошел по нижней дороге, сжег сады; объясняет хозяину, что Илью побил за пшеницу, Петра за камень, который тот растопил; хозяин: а сады? человек: тебе жалко садов, а мне жены, которую ты увел; хозяин вернул жену]: 13-15, 15-17.

Средняя Европа. Украинцы (Волынь, юг Гродненской губ., Кобринский у.) [бедный парень нанялся на год за паршивого жеребенка; св. Юрий разрешил волку его съесть; нанялся за поле пшеницы – его побил град; хозяин обещал накормить, если они докидают стог до захода – немного не успели; парень увидел девушку, потихоньку взял булочку, стал есть; девушка: если молодой – будет мужем; дядя жены не сразу, но согласился пустить их жить в свинарник; когда свиньи вышли, там стало чисто; дядя хочет обратно хату, а пан хочет себе его жену; послали его привести со всего света зверей и гадов на панский двор; жена дала волшебную палочку, он махнул – все твари собрались; достать скрипку, под которую все начнут плясать; жена дала клубок, он приведет к ее матери; ее сын (и брат жены парня) – Солнце; тот велит парню завтра пойти вместо него, а он сам сделает скрипку; парень побил Юрия за жеребенка, Петра за град, ломает кровати Солнца за то, что тот не подождал заходить; Солнце дал скрипку; парень стал играть, пан и все пляшут, умаялись; пан велит искупаться в кипятке; парень вышел красавцем, а пан и дядька сварились]: Чубинский 1878, № 1: 7-11; украинцы (Волынь, Житомирский у.) [солнце украл девушку себе в жены; ее брат пошел ее отнимать; по просил по дороге хлеба; хозяин: сожни до захода корпну ржи, тогда дам; солнце зашло раньше, чяем парень успел закончить работу; он выпросил у мельника муки, а ветер ее унес; заночевал в лесу, отмерозил себе пальцы; приходит на закат в дом солнца, сестра прячет его в погреб; солнце туда заглянул, парень чуть не умер; сестра облила его водой; дома также мать солнца; солнце говорит, что устало, предлагает зятю завтра пойти вместо него; тот надел одежды солнца, полез по летнице, по которой лазил солнце, сломал ее; встретил ветра и избил его за муку; ветер подняол бурю, парень его отпустил; в полдень добрался до стола с едой и питьем; поел, лег отдохнуть; потом встретил мороза, и его избил; когда вернулся, солнце спало; парень забрал сестру и ушел; солнце в погоню, но лестница сломана, стал чинить; на небе на том столе еда съедена]: Чубинский 1872: 5-6.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы : Бгажба 1983 [град уничтожил урожай младшего брата; старшие отговаривают его, но он уходит; нанимается к князю до захода солнца сделать работу 30 человек; просит солнце подождать пару минут, но оно закатывается; князь хочет его наградить, герой отвечает, что не выполнил обещание, уходит; нанимается к пастуху пасти овец десять лет; овцы плодятся, пастух хочет наградить работника, тот отказывается, ибо в последний день волк зарезал одну овцу; прячет одежду купающейся девушки; это дочь Амра (Солнце); она приносит его к отцу; Амра – людоед; разрешает жениться на своей дочери, если человек сумеет исполнять его обязанности; надо приветствовать Афы (Гром), проподнять полы плаща, чтобы не опалить деревья, обойтись ласково с волком; человек выбил А. глаз, спалил сад, ударил волка (теперь его шея не поворачивается); объясняет разневанному А., что поступил так же безответственно, как другие с ним; А. разрешает ему жениться]: 9-15 (=2003: 12-18); Микава 1960 []: 39-48; ингуши [царь видит бедняка и обещает, что даст ему все, что тот захочет; бедняк просит наполнить деньгами его кисет; люди царя приносят горсть, затем шапку и воз монет, но не могут наполнить кисет; в итоге в него входит все царское имущество; царь и его люди набрасываются на бедняка, он их убивает и становится царем; дети убитого царя вырастают, бедняк отдает им все царское имущество; поселившись отдельно, сеет пшеницу; ее побивает град ; бедняк нанимается на работу ко всаднику, говорит: «Я один уберу весь твой хлеб до заката солнца, за это ты выдашь мне часть своих загонов, но если я не уберу хлеб до заката солнца, то лишаюсь платы»; не успевает убрать один сноп, отказывается от платы; нанимается к пастуху на условии: если по истечении трех лет будет хотя бы маленькая убыль в стаде, то он не получит вознаграждения, а если будет прибыль, то он получит часть скота; проходят три года, число скота увеличивается; на стадо нападает волк, уносит козленка; бедняк оставляет волка в живых, возвращает козленка и отказывается от награды за работу; идет по дороге, умирает; волк находит и хоронит труп; на могилу прилетают три голубки, молятся, бедняк воскресает; на могиле появляется башня, бедняк живет в ней вместе с голубками, превратившимися в красавиц; жены говорят: «Отправляйся ты к матери Солнца и проси у нее для нас хороший диван. Живет мать Солнца рядом с матерью Луны. Двери их саклей всегда бывают заперты. Мать Солнца сидит над люлькой своего ребенка и кормит его одной грудью, другая же грудь закинута за плечи. Лишь только ты войдешь в саклю матери Солнца, то сразу бросайся к ее груди и начинай ее сосать; если тебе удастся поймать ее грудь и пососать ее, она даст тебе диван»; бедняк следует указаниям, мать Солнца называет его третьим сыном; приходит ее сын, двигающий Солнце; узнав о просьбе бедняка, говорит ему: «Завтра ты пойдешь за меня двигать Солнце по свету, а я останусь дома и сделаю тебе диван. К полудню принесет тебе обед мать Грома, а когда ты будешь подходить к морю, то посмотри там наш виноградник»; на следующий день бедняк начинает тащить Солнце по свету; к полудню мать Грома приносит ему обед; он вспоминает, как она побила его пашню градом, и колотит ее ; когда доходит до моря и оказывается около виноградника, вспоминает потерю платы за уборку хлеба; в результате держит Солнце лишний час над виноградником; вечером говорит матери Солнца, что путешествие прошло благополучно; отправляется домой вместе с диваном; к нему приходит человек, у которого он пас овец; просит отдать одну из жен; жены превращаются в голубок, улетают; башня и другие постройки исчезают; бедняк нанимается на работу к царю, вступает в отношения с его дочерью; царь бросает его в яму; соседний сильный царь присылает этому царю двух одинаковых петухов и велит узнать, какой из них старше; бедняк подсказывает: «О старшинстве петухов по возрасту можно узнать так: насыпать им красной пшеницы и во время ветра пустить к ней петухов. Старший петух будет стоять головой против ветра, а младший – хвостом»; царь следует совету, выполняет задание; сосед присылает двух одинаковых жеребцов и велит узнать, какой из них старше; бедняк объясняет: «Дайте побольше соли в корм этим жеребцам, потом пустите их на водопой, младший побежит вперед к воде и жадно начнет пить, а старший будет идти тише и, подойдя к воде, обгонит младшего жеребца»; царь следует совету, выполняет задание; сосед передает послание: «Узнай, кто из твоих людей в состоянии пустить из лука стрелу от твоего аула до моего»; бедняк пускает стрелу в соседний аул; та попадает в цепь, на которой висел котел в царской сакле; приезжает посланец: «Наш царь предлагает вам приехать в наш аул и взять с собою одну собаку и одного петуха для состязания с нашей собакой и с нашим петухом»; бедняк берет сокола вместо петуха, едет в аул; по дороге встречает человека, который видит серну на далекой горе, человека, который слышит, как ползет змея за семью горами, человека, который пытается выпить море, и человека, который, засунув одну ногу за пояс, бегает на другой за зайцем; берет их с собой; соседний царь выпускает петуха, сокол бедняка его заклевал; соседний царь объявляет о начале состязания в беге, выпускает со своей стороны ведьму; та предлагает одноногому выпить напиток из кувшина, он засыпает; хорошо слышавший слышит храп, стрелок пускает стрелу в кувшин, одноногий просыпается от звона черепков и обгоняет ведьму; царь запирает гостей в медной сакле; она начинает наполняться водой; человек, хотевший выпить море, ее выпивает; сильный царь признает соседнего царя равным себе, бедняк женится на царской дочери]: Садулаев 2004, № 122: 314-321; грузины : Джалиашвили 1970 [мать нашла три зернышка, трое сыновей вспахали три поля, хлеб уродился, но громовержец Элиа побил градом поле младшего; он пришел к богачу, обещал за день собрать его хлеб, если тот даст половину урожая; не успел связать последний сноп, когда закатилось солнце; Невезучий нанимается на три года пасти олень за половину отары, если все овцы останутся целы; в последний день волк уносит одну овцу; три небесные девушки спустились купаться, Невезучий схватил одну, взял в жены; кольцо небесной девы выполняет желания; царь велит слуге зажарить фазана; слуга видит жену Невезучего, столбенеет, фазан сгорел; царь сам видит красавицу, отправляет ее мужа за молоком свирепой буйволицы, тот приводит ее; царь велит взять кувшин буйволиного молока, подняться на чинару, спуститься, молоко должно стать простоквашей; жена велит обмакнуть в кувшин кольцо; царь велит привести ему в жены старшую дочь Солнца; Невезучий идет за колечком; рыба просит узнать, почему ее так раздуло, пахари – почему ломается лемех, пастухи – почему гибнут овцы; Невезучий забирается на небо по тополю, растущему на голове оленя; Солнце и Луна – тесть и теща Невезучего; тот поколотил Илия и волка; Солнце извинился, обещал помочь; рыбу надо ударить – в брюхе мешок с деньгами; лемех сменить с деревянного на железный; овец весной надо стричь; царю велеть превратиться в зайца, визирям – в волков; так и случилось]: 22-30; Чиковани 1985, № 4 [град побил поле третьего брата; он нанимается к богачу, получит половину урожая, если сожнет поле за день; осталось увязать один сноп, солнце не вняло просьбе подождать, закатилось; человек уходит ни с чем; нанимается пасти овец, если за четыре года урона не будет, получит половину; по пути домой волк уволок одну овцу, юноша ушел ни с чем; с неба спускаются купаться три дочери солнца, он хватает одну, живет с ней в лачуге; кольцо девушки исполняет желания; юноша приглашает в гости царя, приходят советники, слуга жарит фазана, видит жену юноши, столбенеет от ее красоты, фазан обгорел; советники сообщают царю, тот посылает юношу за золотым руном Солнца; Месяц превращает юношу в иголку, чтобы тот не сгорел, когда приблизится Солнце; Солнце умерил жар, приветствует зятя; юноша бьет дубинкой волка, Илью-громовержца, разоряет сад Солнца; объясняет, почему; Солнце дает руно; царь посылает на тот свет за кольцом своей матери; жена дает яблоко, юноша идет за ним; олень просит принести снадобье – трудно носить рога; тучный бык стоит без еды (верно служил хозяину; все объяснения даются, когда юноша возвращается), тощий - среди еды у ручья (дурно служил); муж и жена свободно лежат на топорище (любили друг друга), другим тесно на бычьей шкуре (не любили друг друга); старуха строит башню из яиц, они падают, бьются (воровала яйца); другая сует в тонур (тонэ) белые хлеба, вынимает черную землю (не давала хлеб путникам); человек – мост через пропасть, по нему ходят (при жизни не пускал через мост); мать царя дает кольцо, проклинает сына; велит, чтобы олень напился майской воды; получив кольцо, царь превращается в зайца, его советники в волков, растерзали его; юноша воцаряется]: 22-26 (=1986: 57-64); (ср. армяне [женщина вязала сыну носки, попросила Солнце подождать заходить; Солнце вернулось позже к своей матери; та велела сыну женщины каждый день умирать, ночью воскресать, матери – всю жизнь вязать-недовязывать носки; сын ночью приходит к матери, просит носки; мать вяжет, пряжа у нее распускается; сын так и ходит босой]: Ганаланян 1979, № 353: 130).

Балтоскандия. Сету : Loorits 2005: 225-227 (дер. Лытина, 1932 г.) [бедняк нанимается сжать рожь до заката; чуть не успевает, остается без еды и без жалованья; нанимается пастухом, получает в уплату корову, привязывает в Николин день у церкви, ставит свечку Св. Николаю, в это время корову украли; нанимается пасти лошадей, за это ему обещан жеребенок; в ночь на Св. Егория волки спрашивают Егория, что им есть, тот указывает на жеребенка; чтобы волки не узнали своей доли, бедняк мажет нос жеребенка в другой цвет; тогда Егорий велит им съесть пастуха, тому приходится отдать жеребенка; знахарь говорит бедняку, что его удача – синий коврик в кустах в лесу; бедняк достает его, бросает на дороге, тот просит его не бросать, превращается в девушку; она велит ему навестить ее отца, дает клубок, он катится в дом хозяина Солнца; тесть велит зятю остановить вместо него в полдень солнце, объясняет, как это сделать; по пути человек избил Св. Николая и Св. Егория; поймал и избил Солнце; хозяин Солнца его оправдал, наградил, бедняк стал жить с женой в богатом доме], 228-230 (дер. Лазарева, 1901 г.) [от отца юноше остался лишь жеребенок; юноша нанялся пасти лошадей, в уплату ему разрешили посеять ячмень и бобы; ячмень побило морозом, бобы погубил туман; он взялся сжать рожь с условием, что закончит до заката; осталось чуть-чуть, Солнце отказалось замедлить ход, юноше не заплатили; волки спрашивают, что им есть, ангел с неба отвечает, что белоносого жеребенка юноши; юноша мажет белый нос жеребенка черным, ангел велит волкам съесть черноносого, затем – не важно, какой нос, лишь бы тот самый жеребенок; волки съели его; утром юноша видит купающихся в реке дочь Рассвета, дочь Месяца и дочь Солнца (king of the dawn, etc.); прячет их одежду, не отдает дочери Солнца, т.к. ее отец отказался выполнить его просьбу замедлить ход; (вар.: одежда «матери луны» юноше слишком велика, «матери звезды» - мала, «матери солнца» - впору); юноша стал зятем Солнца, стал жить у него; пришли Мороз и Туман, он побил их дубинкой; ангел солнца (вар.: слуга солнца, т.е., вероятно, Меркурий) отправился в ежедневное путешествие с солнцем; остался весь день без еды, т.к. юноша перевернул тарелки, из которых ели (если тарелка с едой стоит, у Солнца из нее можно есть, находясь далеко от нее); Солнце призвал зятя к ответу, но согласился, что тот правильно наказал тех, кто причинил ему зло; юноша остался с Солнцем]; Säärits 2022: 55-57 [], 311-313 []; (ср. Sandra 2004 [град побил бедняку поле; тот пошел искать Град наказать его; пришел к белой женщине, это мать Града; она стыдит пришедшего сына; тот просит прощенья, дарит коробочку, если ее повернуть и сказать, что надо, появятся любые яства; человек возвращается, богатеет; богатый брат решил тоже пойти к Граду и обвинить его в гибели урожая; Град отвечает, что никакого поля не бил; богач сердится и настаивает; Град дает коробочку; богач собирает гостей, из коробочки выскакивают солдаты, всех бьют; бывший бедняк с трудом загнал их обратно; богач разорился, бывший бедняк хорошо живет]: 125-134); сету [бедный юноша пас коней, получил за работу жеребенка; зашел в церковь, а в это время жеребенка унес волк; нанялся сгребать отаву (трава, выросшая после главного сенокоса) с условием, что если до заката сгребет, получит деньги; чуть не успел, остался ни с чем; заснул у озера; утром видит, как прилетела утка, сбросила перья, стала девушкой, вошла в воду; юноша спрятал перья; девушка согласилась стать его женой; обзавелись хозяйством; (середину сюжета информант не помнил, юношу куда-то послали); жена дала три полотенца – пусть зайдет в три дома; он подходит к первому, тот скачет на трех куриных ногах; юноша велит ему встать к нему порогом, к лесу задом; в доме прядет женщина; утром увидела полотенце, поняла, что это муж ее сестры; то же во втором доме; эта женщина указала дорогу к Солнцу – отцу его жены; там он наступил Солнцу на палец ноги, побил его помощника Св. Юрия; объяснил, за что; Солнце: это злые люди виноваты, а я тебе в утешение дал свою дочь]: Säärits 2022: 335-337; Лутси (зап. 1931 от цыганки-католички) [Данил Бесчастный служит у богатого три года; тот согласен дать в уплату «картавого петуха», а жена сказала, что над всеми Бог; хозяин дал 4 меры гречихи; она хорошо взошла, бедняк попросил у Миколы благословенья, но тот заморозил всходы; ДБ купил кобылу, попросил Егора не вредить, но кобылу съели волки; нанялся до захода солнца связать сто снопов, а если не свяжет, получит сто розог; осталось два снопа, ДБ попросил солнце повременить, но оно зашло и ДБ получил за работу розги; к нему пришла сестра Солнца и стала с ним жить; теперь в доме есть все; пан узнал про жену, послал ДП к своему покойному отцу за письмом; жена дает клубок и велит попросить дать с собой управляющего; того черти задрали, а старый пан велит сыну не притеснять людей, чтобы не страдать после смерти; пан посылает с письмом к Солнцу; жена дает платок, чтобы по нему узнали ее мужа; ДБ приходит к Миколе, просит у него палку, нещадно бьет за гречиху; то же с Егором – за кобылу; мать Солнца, увидев платок, добра, обещает усмирить гневного сына; узнав, что пришел зять, Солнце благосклонен, посылает на полдня ДБ в рай вместо себя, пока он письмо пишет; ДБ в раю все погромил, изломал; Микола, Егор и Солнце приходят жаловаться матери Солнца; та объясняет, что получили за дело; ДБ вернулся с письмом к пану: тронешь еще зятя – дом сожгу]: Annom et al. 2018: 239-243.

Волга – Пермь. Чуваши [у человека последовательно умирают семь жен, скот пропадает; он видит, как три голубки прилетают, снимают одежду, превращаются в девушек, купаются в озере, он прячет одежду одной из них; отдает после того, как она обещает оставить след из кусочков луба, по которому он найден ее и ее мать (может быть, мать виновата в несчастьях человека); человек приходит; брат голубок – Солнце; предлагает утром пойти вместо него; велит не останавливаться на завтрак и на обед у Пихамбара (хозяин волков), Пюлехсе (раздающий блага), у Тора, только перед закатом нужно покормить коня; каждый раз человек принимает еду, опрокидывает пустую чашу на голову бога; Тора идет разбираться; П. виноват в том, что скот задрали волки, Пюлехсе – что умерли жены, Тора – что не предназначил счастливую жизнь; боги дают человеку дар воровства, но на него жалуются; тогда обещают женить на царевне, учат, как вылечить ее от слепоты; человек получает царевну и трон]: Эйзин 1993: 123-129.

Южная Сибирь - Монголия. Тувинцы (Бай-Тайгинский район) [бедный сирота Ösküs-ool нанимается к хану убрать просо, пока на небе луна; просит луну не заходить, та не обращает внимания; хан бьет сироту; то же с солнцем; три дочери Курбусту-хана в образе лебедей спускаются купаться на озеро, сбрасывают одежду из перьев, сирота прячет одежду младшей; отдает ей, она говорит, что от ее крыльев теперь пахнет человеком, ее не возьмут назад, становится женой О.; Караты-хан требует 1) вызвать дождь; 2) прекратить его; 3) построить дворец из стекла; жена надевает лебединые крылья, на небе привязывает к березе, а затем отвязывает кусок красного шелка, тем вызывая и прекращая дождь; велит привязать кусок желтого шелка нитью, забросить в озеро к ее дяде Узуту-хану , тот посылает дворец, О. приносит его хану; 4) достать войско, бушующее как море Калчаа-Далай ; жена посылает О. в своей одежде на небо, ее мать заступается за О. перед Курбусту-ханом ; тот говорит, что войско в золотом сундучке у Солнца и Луны; О. приводит их арканом, половина Луны стерлась, Солнце раскалилось; О. рассказывает, как плохо оба с ним некогда поступили; получает войско, оно уничтожает злого Караты-хана и его людей, О. пирует]: Taube 1978, № 35: 175-186 (=Ватагин 1971, № 14: 130-139); прибайкальские буряты (тункинские) [=1993, № 2: 37-61; сирота заработал коня, его съели волки; берется на спор за день нарубить четыре сажени дров; осталось немного, сирота просит Солнце помедлить, но Солнце заходит; снова год батрачит, получает семенное зерно, осенью его урожай побил град; он идет к морю рыбачить и ловить в силки зверей; видит, как 7 лебедей прилетели, сбросили одежду, стали девушками, начали купаться; бедняк прячет одежду самой красивой; та просит вернуть, обещает признать похитителя отцом, если он стар, мужем, если молод; сирота возвращает ей платье, оставляет себе платок; все любуется на жену; чтобы муж не скучал, та рисует ему свой портрет; его уносит ветер, солдаты приносят его Абаахай-хану, тот велит найти женщину; они заходят в дом сироты изжарить птицу; не отрывают глаз от хозяйки, птица подгорела; хозяйка делает ее неподгоревшей, велит не рассказывать, что ведили; птица утоляет голод АХ и трех солдат; АХ велит задержаться в этих местах; на следующий день солдаты не смотрят на женщину, жарят птицу, она обычного вкуса, АХ бьет их, заставив все рассказать; запирает сироту и его жену в железном амбаре; велит сироте 1) привести с востока злую желтую собаку; жена дает крюк, сирота усмиряет им собаку; 2) очистить дно горячего ада; жена дает красную нить выбраться из ада; очистить ад невозможно, но сирота предлагает АХ самому проверить, спуститься; 3) принести дань от сына Звезды и сына Солнца; жена дает нить забраться на небо, свой платок показать ее матери, та признает сватом; следом лезет караульный, сирота стряхивает его, он падает; отдохнув у тещи, сирота приходит к жене сына Звезды, та прячет его в горячем погребе; когда приходит сын Звезды, все остывает; сын Звезды посылает к сыну Солнца; по пути 1) два петуха просят узнать, почему они дерутся; 2) женщина – почему она сидит на рогах у коровы; 3) другая женщина – почему она лежит, ей в рот втекает вода, сзади вытекает; жена сына Солнца прячет сироту в холодном погребе; тот упросил сына Солнца отправить его в дневной путь на коне Алтан Шарга вместо себя; в полдень он должен отобедать на серебряном столе на 88 ножках; лежащий ничком старик отвечает, что смотрит на своих семерых собак на земле, чтобы указать им скотину, которую они могут съесть; сирота ломает ему руку, выбивает глаз за то, что тот отдал волкам на съеденье его коня, за которого он работал год ; другой старик отвечает, что пытается обратно вдунуть каменный град и ливень, которые пропускает через небесные двери; сирота бьет его, ломает руку, выбивает глаз за то, что тот погубил его посевы; вечером сын Солнца дает сироте золотую трость для АХ; говорит, что лежащая на земле женщина не давала матерям молока для новорожденных; другая избивала корову, которую доили в честь восточных заянов; на петухов следует замахнуться тростью, те превратятся в золото и серебро; АХ хочет убить сироту, тот замахивается на него и его воинов тростью, они падают мертвыми; сироту выбрали ханом, дочь тэнегэри - ханшей]: Баранникова и др. 1973, № 1: 29-31; забайкальские буряты (Еравнинский р-н Бурятии) [сирота получил за работу пуд зерна, его побил град; за другую работу получил жеребенка, его съел волк; третий богач дал за работу рваную сеть; сирота выловил золотую рыбку, пожалел ее, лег на берегу, положив рыбку под голову; проснулся во дворце, рядом дочь Солнца; Хартаганан-хан предлагает прятаться, выигравший получит жену другого; жена превращает сироту в коровий послед, в головешку, в иголку, Х. не находит; говорит мужу, что Х. превратится в ягненка, в коня, в лук; не советует ехать за ханской женой; сирота все же едет, жена не велит там есть, пить и говорить «да»; сирота нарушает запреты, соглашается на предложение Х. сперва вернуть от Шара-хубуна коня и литое серебряное седло; жена говорит, что это невозможно; велит ехать к ее отцу, попросить радугу; сирота карабкается на гору, чуть жив; приходит к Солнцу; тот посылает его вместо себя вокруг горы; сирота в облике Солнца бьет черного, затем белого человека; съедает то, что приготовлено на столе для полуденной трапезы, сталкивает стол вниз; побитые приходят жаловаться, но Солнце признает правоту зятя (черный побил градом посевы, белый напустил своих собак, т.к. волков на жеребенка сироты; сам тесть не помог зятю, когда тот карабкался на гору); сирота получает радугу, на своем бывшем стойбище видит лишь одну коновязь, под ней письмо жены: ее увел Х.; сирота приходит к Х. в бедной одежде, достает радугу, Х. тут же умирает; сирота забрал добро и жену]: Баранникова и др. 1993, № 21: 255-269.

Западная Сибирь. Южные селькупы {вполне вероятно не русское, а тюрко-монгольское влияние} [Иван-дурак косил сено у богача; каждый раз, когда оно почти высыхало, шел дождь; человек развел дымный костер; Бог послал ангела узнать, кто коптит небо; потребовал И. к себе; тот объяснил, что коптит небо за то, что бог мочит сено; Бог пригласил И. пожить у него; оставляет ему семена зверей (sic!) и ягоды, «чтобы небогатые заболели, богатые разбогатели»; И. сделал наоборот, так три года; Бог прогнал И. назад на землю]: Поротова 1980: 65-67.

Восточная Сибирь. Байкальские эвенки (баунтовские) [солнце закатилось раньше, чем сирота сложил копну на поле богача; хозяин дал протухшее мясо, дал пасти жеребенка, его съели волки; ему дали сажать картошку, ее побил град; мальчик пришел к Солнцу жаловаться, тот согласился сделать его помощником; велит ехать в тележке, покушать, помыть посуду; мальчик ест, посуду не моет, бьет человека на вороном коне; на следующий день едет Солнце, еда не готова, посуда не мыта, товарищ избит; мальчик объяснил, что ехавший на коне виноват в том, что съели жеребенка, а Солнце не дал сложить копну; Солнце оставит мальчика у себя]: Воскобойников 1958: 84-88.

Продолжение в 178.doc