Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K113B. Царевна-лягушка – хозяйка грозы. .28.

Младший царевич женится на лягушке. Она должна впервые прибыть к его родителям. Начинается гроза. Дождь, молния, гром означают, что жена царевича умывается, одевается, едет и т.п.

Русские (Карельское Поморье), украинцы (Полтавская), поляки.

Средняя Европа. Русские (Карельское Поморье) [царь велит сыновьям пустить стрелы; куда упадет, там брать жену; у Василия, Федора стрелы упали на королевский, на княжеский двор, у младшего Ивана на болото; там старушка в избушке; хотел уйти, но сразу начал тонуть; царь велит, чтобы снохи сшили по рубашке; старушка разрезала шелк на кусочки, выбросила в окно: няньки, мамки, послужите мне как служили моим батюшке и матушке; старшие снохи поступили так же, но лишь шелк испортили; пришлось купить на базаре; а И. принес лучшую рубашку; на следующий день – испечь хлеб; старушка вылила тесто в устье печи; старшие снохи – тоже; купили хлеб; И. принес, царь попробовал: кусочек съешь – по другому душа болит; царь просит соткать ковер; старушка обещает ковер-самолет; «Отвези сам. А как сядете за стол и загремит гром, ты скажи: Это моя женочка в разноцветные платья одевается. Как пойдет дождик, ты скажи: Это моя женочка ключевой водой умывается. А как молния засверкает, скажи: Это моя женочка едет – и выходи встречать». Из кареты выходит красавица; за столом кладет куски за рукав; тряхнула рукавом: образовалась Нева-река, заплавали на ней утки и гаги; старшие снохи попробовали – куски и крошки полетели на стол и на гостей; И. сжег старушечий наряд; Елена Прекрасная: теперь меня Кощей Бессмертный унесет; унес; И. пришел к пожилой женщине, это тетка ЕП; направила к ее матери, та велит у ее мужа, т.е. у отца ЕП, просить прощения; отец посылает отнять жену у Кощея, сам он не может; Кощей предлагает бросать меч: кто выше; И.: хочу закинуть твой меч на облако; Кощей осерчал, превратил И. в яйцо; Орел Орлович клюнул, разбил скорлупу, но велел И. работать у него на кухне; после года службы и питья квасу И. бросил меч, падавший назад 3 часа – мало; еще послужил – 6 часов; достаточно; Орел учит: Кощея бей моим мечом и лишь раз, 12 кощеевых братьев – своим; И. убил Кощея и его братьев, освободил ЕП, привез к Орлу; тот велит ей два года работать и пить квас; после первого года она, как И. бросает меч, который падает три часа, после второго – шесть; доехали до дому, царь отдал И. трон]: Разумова, Сенькина 1987: 72-82 (очень похожий текст в Коркуев, Нечаев 1939(1), № 7: 150-177); украинцы (Полтавская, Гадяч, ок. 1978) [«Десь-не десь, в де-яким царствi..». Царь отправляет прекрасных сыновей искать невест: пускать стрелы. Старший брат пускает стрелу в сад царевны, средний – на двор княжны, царевичи забирают невест. Младший брат попадает в сельское болото, стрелу поднимает жаба и не отдает, пока царевич не соглашается взять ее в жены, он рассказывает отцу, плачет, тот говорит, такова его доля, царевич берет жабу в жены. Царь просит невесток выткать полотенце, жаба сбрасывает шкуру, выходит на двор, кричит, свистит, являются девушки-прислужницы, готовят полотенце с нашитыми орлами – оно оказывается лучшим, его царь оставляет себе, остальные отдает на кухню. Царь приказывает испечь гречневиков. Невестки подсматривают за действиями жабы, у них не получается повторить, царь хвалит ее. Царь приглашает сыновей с женами на «бенкет», жаба отправляет мужа вперед, говорит, что дождь означает, что она умывается, гроза – наряжается, гром – приближается. Братья смеются над Иваном. Она приезжает в карете, все любуются ею, за обедом складывает кусочки еды, остатки питья в рукав, невестки повторяют. Танцует – из рукавов появляется сад, столб, на котором ходит кот, разливается озеро, плывут лебеди. Невестки попадают косточками из рукавов царю в лоб, царице в глаза. Иван приезжает домой, сжигает кожу жабы, возвращается на праздник. Она узнает, что Иван сжег кожу, плачет, превращается в кукушку, велит искать ее в тридевятом царстве у бабы-яги костяной ноги. Иван отправляется за ней, встречает деда «як молоко сивий», тот дает клубок, указывающий путь к бабе-яге. По пути в лесу И. встречает медведя, хочет убить, тот обещает пригодиться, у моря видит щуку, хочет съесть, она обещает пригодиться, он бросает ее в воду. Приходит в хатку на «курячiй низцi», баба-яга говорит, что жена Ивана работает у ее брата на острове и приходит к ней искать в голове, советует ему, как увидит, хватать и бежать не оглядываясь. Он приходит к морю, появляется щука, ударяет хвостом по воде, появляется стеклянный мост с золотыми перилами от берега до острова. На острове в лесу Иван теряется, голодает, сокол убивает зайца, Иван съедает его, затем медведь раздвигает деревья и помогает найти дорогу. Он выходит в долину, к стеклянному дворцу, никого не может найти. За золотыми дверями находит жену, она становится кукушкой, берет его под крыло, они возвращаются. Она рассказывает, что ее проклял отец и отдал работать на три года, теперь она свободна]: Рудченко 1870, № 28: 99-106; поляки [князь дает трем сыновьям луки и велит пустить стрелы; куда упадет стрела, там и невеста; стрела старшего попадает к дочери богатого рыцаря, среднего – к дочери землевладельца, младшего – к лягушке в заиленный пруд; это заколдованная принцесса; на именины свекрови невестки должны испечь хлеб; лягушка велит не волноваться; появились 7 девушек, испекли лучший хлеб; теперь невестки должны подарить вышитый пояс; 7 девушек украсили пояс золотом, серебром, жемчугом и брильянтами; старшие невестки прибыли на праздник; младшая велит княжичу говорить: если дождь, то это его жена купается, если молния, то наряжается, если гром, то приехала; в зал входит красавица; княжич бежит в дом и бросает лягушачью шкуру в огонь; жена охвачена пламенем: еще бы немного, и заклятье бы кончилось, а теперь она вновь заколдована надолго; она растаяла как туман и больше ее не видели]; Woycicki 1920: 58-62 (тот же или очень похожий текст в Glinski 1920.