Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K154. Надпись на черепе. .13.(.17.).27.29.30.32.33.

Человек находит череп, на котором написано, что он станет причиной смерти семи (сорока и т.п.) людей, либо череп изрекает относительно себя некое пророчество. Человек сжег череп, пепел случайно лизнула девушка, забеременела. Обычно родившийся у нее сын становится причиной смерти указанного числа людей.

Кордофан, (арабы Ирака), боснийцы, сербы, греки, адыги, балкарцы, ногайцы, армяне, персы, башкиры, казахи.

Судан – Восточная Африка. Кордофан (язык не указан) [факир шел по пустыне, увидел череп; на нем надпись: при жизни убил 14 человек, после смерти убью еще 14; факир принес череп домой, чтобы его уничтожить; велел дочери растереть череп в муку; чтобы проверить, тонко ли она измельчила череп, девушка попробовала щепотку на язык; факир развеял костяную муку по ветру: больше он никого не убьет; девушка забеременела; факир хотел убить дочь, но врач подтвердил, что она девственница, хотя и беременна; когда родившийся мальчик достиг 10 лет, он пришел в сад, там башня, из окна свешивается веревка, вокруг спящие воины; мальчик залез по веревке в комнату; там женщина, на коленях у нее голова мужчины, она причесывает его так, чтобы получилась женская прическа; женщина мужчине: когда наряжу тебя женщиной, все станут принимать тебя за мою служанку; все запомнив, мальчик вернулся к себе; муж той женщины видит во сне, что у него выросла сладкая дыня, но какая-то птица прилетает ее клевать; он созвал факиров объяснить сон; если через 5 дней не дадут ответ, он их всех казнит; мальчик попросил бабушку уговорить деда рассказать, почему он так озабочен; пусть дед скажет богачу, что сон разгадать может лишь мальчик, и приведет его; мальчик велел привести его в башню; сделал вид, что у него пропал нож; пусть жена богача и ее служанка тоже снимут для проверки одежду; богач увидел, что мнимая служанка – мужчина; богач велел казнить жену, служанок и воинов, которые должны были стеречь башню – всего 14 человек; факир понял смысл надписи на черепе]: Frobenius 1923, № 2: 31-37.

(Ср. Передняя Азия. Арабы Ирака (севернее Багдада) [вернувшись, шейх Хасан застал дочь беременной; в его отсутствие она нашла узелок с белым порошком и лизнула; он спустил дочь с родившимся внуком в ящике по реке; рыбак выловил ящик; однажды поймал необычную разноцветную рыбу; мальчик велел не есть ее, отнести во дворец вали; рыбак получил за нее много денег; когда дочь вали увидела рыбу, она застеснялась, а рыба засмеялась; вали потребовал, чтобы рыбак это объяснил; мальчик велел рыбаку принести его во дворец; мальчик предупреждает, что вали будет сожалеть, что хотел узнать правду; сперва рассказал две притчи; 1) царь со своей любимой птичкой оказался в пустыне; птичка дважды выбивает у него чашку с водой, с трудом нацеженной из ручейка; он убивает птичку, идет вверх по ручью, видит, что ручей сочится изо рта черта; 2) любимый соловей царя принес семечко, выросла яблоня; придворные отравили яблоко, царь дал попробовать коту, тот издох, царь убил соловья; садовник попробовал второе яблоко, помолодел; царь раскаялся; все же вали велит мальчику объяснить, почему смеялась рыба; тот просит открыть люк в подполье дочери вали – там ее черный любовник и четверо детей]: Яременко 1990, № 11: 60-68).

Балканы. Боснийцы: Georgevitch 1918: 58-59 (Сараево) [баллада «Смерть Грозданы, дочери Душана»; сербский царь Стьепан Душан (1331-1355) охотился, ничего не добыл; конь разбросал опавшие листья, визирь Теодор заметил череп и пнул его; череп предупреждает не делать этого: визирь – не царь, а он, череп, был царем и будет опять; С. велел забрать череп, бросил его в огонь, тот невредим; тогда он растолок череп в порошок, который поместил в золотую коробочку; на следующую Пасху С. забыл взять ключи от своей комнаты; его дочь Гроздана зашла в нее, нашла коробочку, понюхала содержимое и забеременела; С. велел повесить дочь на сухой оливе, после чего олива покрылась свежими побегами; С. раскаялся и похоронил Г. с честью], 61-63 (горы Маевица) [«Как родился царь Константин (Костантин)»; возвращаясь с охоты, царь евреев увидел на земле череп и пнул ногой; череп: не пинай, я совершу над тобой правосудие; царь забрал череп, сжег, растолок, порошок завернул в тряпицу и положил в сундук; царевна нашла тряпицу, понюхала порошок и положила обратно; когда она забеременела и сказала, что от порошка, царь испугался предсказания черепа, посадил дочь на корабль и отправил в море; она родила; корабль прибило к берегу; сын сказал, что им надо прийти туда, где зло борется со злом; на месте, где ныне Стамбул, они увидели змею, которая кусала колючий куст, а его иглы впивались ей в тело; юноша решил, что дальше идти не надо; к нему пришла Болезнь {Plague}, велела взять ее в жены и обещала построить город; он ехал за ней на коне и позади поднималась городская стена; но там, где он оглянулся, стена не выросла, поэтому осталась незамкнутой; мать посоветовала сыну не брать Болезнь в жены; он замуровал Болезнь и поэтому болезни особенно свирепствуют в Стамбуле; юноша стал царем Костантином, его имя от слова «кость», от которой он был зачат; отобрал царство у царя евреев]; сербы [царский конь наступил на человеческий череп; череп: хоть я и мертв, но могу причинить тебе много неприятностей; царь сошел с коня, подобрал череп, сжег его, растолок в порошок, порошок завернул в бумагу и спрятал в сундук; царевна отперла сундук, нашла порошок, лизнула и забеременела; когда царь взял новорожденного мальчика на руки, тот схватил его за бороду; чтобы проверить, сознательно ли поступает ребенок, царь предложил поднести ему горячие угли и рубины; ребенок без колебаний потянулся к рубинам; когда мальчик стал юношей, царь отослал его в мир, велев остановиться там, где два зла борются друг с другом; на том месте, где потом был построен Царьград, юноша увидел змею, обвившуюся вокруг колючего дерева; он оглянулся и сказал, «Здесь я остановлюсь»; тотчас позади выросла стена, но между ним и растением стены не было; поэтому и сейчас в этом месте в стене вокруг Царьграда пустой проем; если бы юноша не оглянулся и не сказал этих слов, стена была бы сплошной; юноша стал царем и отвоевал у деда империю]: Georgevitch 1918: 60-61; греки (Малая Азия) [жена написала мужу в Стамбул, чтобы тот срочно приезжал; по пути он заметил череп с надписью: один меня убил, я убью девятерых; человек вырезал часть черепа с надписью, завернул в платок и взял с собой; дома дочь нашла платок, лизнула, забеременела; отец застрелил ее, но родившегося мальчика сохранил; царь видит сон: перед ним стол и хлеб для него, но пришли 9 волков и стали есть; царь ищет того, кто растолкует сон; гонец велит мальчикам пропустить его коня; сын черепа говорит, что знает про сон царя; мальчика привели к царю; мальчик требует хлеб, также дыню, нож, иначе ничего не расскажет; объясняет, что во дворце 9 мужчин; привели 9 девушек, они оказались мужчинами, которые спали с женой царя; им отрубили голову, мальчику царь подарил деревню]: Dawkins 1916: 541-545.

Кавказ – Малая Азия. Адыги (темиргоевцы) [эфенди Гассан собирал целебные травы, увидел череп, на нем надпись «От меня еще должны погибнуть 7 человек»; Г. принес череп домой, сжег, золу завязал в платок и спрятал; отправился в Мекку; его дочь Фатьма перебирала лекарственные травы, нашла в платочке золу, лизнула, забеременела, родила мальчика; вернувшись, Г. его полюбил, его назвали Исааком; когда И. 12 лет, его купил купец, дал образование; бездетные муж и жена перекупила И. за тройную цену; опасаясь за него, не разрешают выходить за ограду дома; он вышел, его заметил царь, послал с письмом к начальнику крепости; по пути царевна позвала И. к себе, прочла письмо (в нем повеление убить подателя), подменила приказом женить И. на царской дочери; узнав о зяте, царь решил, что это воля Аллаха, полюбил И.; тот видит царицу, мать своей жены; говорит вслух, что та хочет доказать, будто не видела другого; мужчины, кроме своего мужа; царица требует от царя, чтобы И. объяснился; И. просит дать ему ключи, нашел 7 сундуков, в каждом мужчина; И. отсек всем им головы; царицу казнили, царь умер, И. воцарился]: Васильков 1905, № 4: 69-79 (=Алиева 1938, № 33: 253-260); балкарцы: Малкондуев 2017 (зап. 1965 г.) [на выходе из села человек увидел на колу череп с надписью: «Из-за этого черепа умерло 10 человек. Еще 9 погибнет»; человек выкинул его подальше, а на обратном пути нашел матерчатый узелок, отдал его дочери, оставил ее на попечение соседа и отправился в хадж; сосед стал к ней приставать; девушка решила, что в узелке яд и решила отравиться; нашла в узелке и съела белый порошок; когда вернулся отец, родила мальчика; он не по-детски умен; рыбаки поймали необычную красную рыбу, принесли хану; ханша: если самец, не несите; в этот момент рыба пополам треснула и умерла; хан: если не объясните, почему рыба треснула – всех истреблю; мальчик велит учителю в назначенный ханом день дать ему возможность говорить; просит привести двух прислужниц ханши и раздеть их; все видят, что это мужчины; под домом спрятаны еще семеро]: 487-490; Тульчинский 1903 [вдовец-старик нашел на кладбище череп с надписью: «При жизни мой обладатель погубил сто душ, и мне, мертвой голове, предопределено погубить тоже сто душ»; старик решил уничтожить череп, бросил его в костер; одна кость не обратилась в золу, а лишь побелела; старик ее истолок, завернул в тряпку и отдал дочери на сохранение; отправился в Мекку, а дочь заболела и сильно страдала; она решила, что данный ей порошок – яд, и выпила его; после этого она выздоровела и забеременела; вернувшись, отец решил убить дочь, но пощадил; она родила мальчика; он вырос красивым и умным; однажды мальчишки поймали золотую рыбку и понесли в подарок к царице; та сказала, что если рыбка мужского пока, она ее не возьмет; узнав об этом, рыбка выпрыгнула из воды, упала обратно в чашу и умерла; царь велел учителю мальчика узнать причину смерти рыбки, иначе казнит; мальчик обещал дать ответ; мальчик царю: не добивайтесь горькой для вас истины, но если настаиваете, то я передам это вам лишь без посторонних; когда придворные вышли, мальчик объяснил, чтобы рыбка была возмущена лицемерием царицы, ибо все ее фрейлины – переодетые юноши; царь приказал казнить всех сто юношей, царицу разорвать четырьмя лошадьми, мальчика наградить; когда мальчик вырос, народ сделал его старшиною, от него пошли Ак-суеки («белая кость»)]: 58-61; ногайцы [легенда о происхождении родоначальника нагайских правителей Эгиде; чабан нашел в степи череп с надписью; измолол его в муку, спрятал в сундук; его дочь нашла сверток, лизнула, родила мальчика Бар-кая; живя вдали от людей и занимаясь охотой, Б. женится на лебединой деве; та рожает ему сына Кутлы-кая (отца Эдиге) и уходит; в другом варианте на берег озера прилетели три лебедя, сняли одежды, стали девушками, купались; Кутлы-кая спрятал одежду младшей, женился на ней]: Капаев 2012: 257-258; армяне: Газаров 1889, № 1 [купец увидел, как по реке плывет череп и повторяет: «При жизни убил сто человек, но после убью еще сто»; купец принес череп домой, истолок, порошок насыпал в мешочек, повесил на стену; уехал по делам, в доме осталась 13-летняя дочь от первой жены и тиранившая ее мачеха; девушка решила отравиться, проглотила порошок, полагая, что это яд; забеременела, родила сына; мачеха была бездетна и полюбила его; мальчик стал юношей; царь увидел, как из пруда выпрыгнула рыба и расхохоталась; если мудрецы через 40 дней не дадут объяснений, их казнят; тот юноша повел царя в комнату его 15-летней дочери, велел разломать пол; там множество любовников царевны; царь повесил и их, и дочь, сделал юношу первым визирем, а затем передал ему трон]: 77-79; Назинян 1969 [брат с сестрой жили бедно; брат пошел рубить дрова, услышал голос: кто меня возьмет, будет каяться, и кто не возьмет, тоже будет каяться; это говорил череп; юноша сжег его на куче собранных дров; на следующий день нашел в золе бусину, положил в карман рубашки; сестра стала рубашку стирать, нашла бусину и случайно проглотила, забеременела; как только сын родился, он тут же заговорил и пошел к дяде на пашню принести хлеба; быстро вспахал все поле; его имя Чикó; он вызвался растолковать сон царя; велит царю не рассказывать, он и так знает, что царь видел: над дворцом красные и зеленые тени, а вокруг выросли деревья; указал, где закопано золото; гадальщик просит Ч. остаться с ним, заплатил его матери столько золота, сколько Ч. весит; гадальщик велит дочери убить Ч. и приготовить его мозг: он его съест и станет таким же умным; Ч. девушке: гадальщик от этого не поумнеет, дай ему бычьи мозги; царь снова видит сон: Белое и Черное моря смешались; гадальщик жалеет, что нет Ч., тот выходит из сундука; просит царя сделать его царем на несколько минут; срубает гадальщику – своему врагу – голову; объясняет сон: жена царя изменяет ему с назиром; назир и царица убегают; Ч. приходит к своей бабушке, просит отдать ему последнего гуся, предлагает назиру за 3 рубля; назир дал один, отнес гуся жене, велел зажарить и отослать ему с человеком, который покажет ей палец; Ч. слышал, показал палец, забрал гуся, написал на двери: я – Чико, а ты – назир, это маленькая беда, а большая впереди»; велел бабушке одеть его девушкой, отдать назиру в служанки; зажал ему голову под прессом, снова написал ту же надпись; явился под видом врача, стал резать бритвой и втирать соль (та же надпись); царь видит сон: перед его домом издохла змея; Ч. под видом ангела смерти посадил назира с его женой в гроб и привез царю]: 83-92.

Иран – Средняя Азия. Персы: Османов 1987 []: 256-260; Marzolph 1984, № 875D [человек находит череп, на нем написано: 40 убил, 40 убью; он растирает череп в порошок, который случайно съедает его дочь; она рожает ребенка; царь требует узнать, почему улыбнулась рыба; юноша объясняет: у принцессы-недотроги 40 любовников; их казнят, предсказание черепа исполнилось]: 157.

Волга – Пермь. Башкиры: Бараг 1989, № 75 [старик нашел череп, на нем написано: «Причиной стану одного рожденья и смерти – сорока одного»; старик сжег череп, золу спрятал на дне сундука; его дочь Гульфарах нашла узелок, развернула, лизнула, забеременела, родила мальчика; в 10 лет он мог разгадывать сны и знал, что кому приснилось; старушка увидела во сне четырех змей под углами дома; мальчик сказал, что там зарыто золото, старушка не поверила, толкователи снов решили, что сон дурной; в принесенном старушкой гусе нашли подброшенную мальчиком записку касательно золота; проверили, нашли золото; толкователи наняли убийцу избавиться от мальчика, но тот сказал, что нанятый убьет его за 40 золотых, а потеряет сто; царю приснился сон, никто не может отгадать: на царя напали 41 змея, а голубь их разогнал; мальчика выкупили из тюрьмы за 100 золотых; он объяснил: 40 змей – толкователи, 41-ая – визирь, хотят царя убить, голубь – он сам, мальчик; царь казнил толкователей и визиря, на их место поставил мальчика]: 362-363; Бессонов 1941, № 71 (из записей 1877-1909 гг.) [старик нашел человеческий череп, на котором было написано: «При жизни восемьдесят человек погубил и еще восемьдесят человек погубит»; старик истолок его в муку и принес домой; думая, что это настоящая мука, дочь старика взяла ее в рот и от этого забеременела; родившийся мальчик, Гаип-Назар, стал понимать язык животных; купцы стали просить старика, чтобы тот продал им ГН; ГН попросил деда согласиться, тот отдал его купцам; они отвели его к своему царю; царский визирь посадил любимую жену возле себя, а остальным тридцати девяти женам приказал ловить в реке рыбу; они клали пойманную рыбу в таз, наполненный водой, и приносили визирю; жена, сидящая возле него, закрыла лицо; визирь спросил, зачем она это делает; жена ответила, что стыдится рыбьих самцов; рыбы затрепыхались и начали смеяться; визирь удивился и велел созвать ученых мулл, которые были в его городе, чтобы те узнали, почему рыбы смеялись; ни один из мулл не смог с этим справиться; когда позвали ГН, он подошел к рыбами, подслушал их и сказал визирю: «Эта женщина стыдится нас, а сама тайно от визиря прячет в своем доме любовника»; визирь собрал сорок своих жен в дом и велел созвать людей; когда начали обыскивать жен, то нашли сорок спрятанных от визиря любовников; визирь приказал отрубить головы и женам, и любовникам]: 319-320.

Туркестан. Казахи (Токрау, восточный Казахстан) [бай увидел в степи череп; когда проходил мимо, череп сказал: «При жизни я стоил жизни восьмидесяти человек и теперь еще стою жизни сорока»; бай взял череп, сжег, пепел завернул в тряпочку, сунул в сундук; его дочь (или сестра), шаря в сундуке, нашла тряпочку, лизнула пепел, зачала, родила мальчика; бай отдал ребенка старухе, та его вырастила, отдала на обучение мулле; хан увидел сон и тотчас забыл его; собрал мулл и приказал рассказать про сон и разгадать его; мулла вернулся домой, плачет; мальчик, которому уже семь лет, обещал разгадать; мальчик баю: во сне вы сели на лошадь (правите народом), переехали мост (мост – ваша справедливость, а дерево – ваш народ, плоды его – дань, которую платят), а на другом конце 40 драконов (визирей); они хотели вас разорвать (заговор убить бая), но желтая птица (это я) спасла вас; хан казнил визирей, сделал визирем мальчика]: Потанин 1916, 41: 146-147 (=1972: 144-145); Бабалар сөзі 2011, № 51 (перевод Руслана Баястанова, 20 апреля 2017) [Пастух пасет овец, находит череп, покрытый надписями. На левом виске - "Попробуешь ртом, буду рожден через рот", на лбу - "Не имеющему сына стану сыном", на правом виске - "Обезглавлю сорок два человека – стану ханом". Заинтригованный пастух сжигает череп и собирает пепел в мешочек. Пятнадцатилетняя дочь пастуха застает его в раздумьях над мешочком, интересуется, что за вещество в мешочке. Отец пугает ее, говорит, что яд, запрещает пробовать. Дочь не слушает, тайком пробует порошок из мешочка. Достигает оргазма, спустя время становится беременной. Мать расспрашивает ее, дочь рассказывает о том, что произошло, мать сообщает отцу. Отец решает выдать ее замуж, предлагает Селиму, сыну одного бедняка, взять дочь в жены без калыма, сообщает, что девушка беременна, говорит, что ребенок родится через рот и что он заберет себе новорожденного. Обещает отделить молодых в отдельную юрту и выдать им много скота, просит все оставить в тайне. Селим соглашается. Родившегося ребенка пастух объявляет своим сыном, говорит всем, что его жена родила, тридцать дней пирует, угощает всех. Мальчик быстро растет, в семь лет отец отдает его в учение к мулле. В пятнадцать лет мальчик обучается у сорока мулл, превосходит их. Возвращается домой, помогает отцу в хозяйстве. Пасет овец, встречает бегущую с двумя гусями женщину. Расспрашивает ее, женщина говорит, что видела плохой сон - будто бы порог ее дома горит. Напуганная сном, она идет к знаменитым сорока муллам, чтобы они растолковали ей сон. Мальчик просит ее на обратном пути рассказать, что сказали сорок мулл. Муллы объявляют женщине, что ей нужно покинуть дом, иначе ее ждет несчастье. Мальчик услышав это, идет с женщиной и помогает ей переехать в другое место. Потом возвращается, раскапывает землю там, где был порог дома и находит слиток золота величиной с конскую голову. Отдает слиток отцу и говорит, что скоро явятся сорок мулл и потребуют его, якобы, для дальнейшего обучения. Муллы забирают мальчика, несмотря на протесты отца. Начинают требовать у мальчика показать, куда он спрятал золото, пытают его. Мальчик не сознается. Тем временем хан этой страны видит странный сон - он на коне переправляется через реку, сорок рыбешек цепляются за ноги коня, конь чуть не падает, на середине реки перед ханом появляются черная и желтая змеи, пытаются укусить. Хан еле-еле спасается от них, переправляется через реку, попадает в высокую траву и цветущий сад, веселится там. Проснувшись, хан вызывает сорок мулл, требует от них разгадать смысл сна. Муллы в замешательстве, взбешенный хан дает им три дня сроку, потом, если не растолкуют сон, им отрубят головы. Муллы не могут разгадать сон, решают поручить это мальчику, решив потом убить его. Мальчику обещают, что отпустят его, если он поможет им. Мальчик заявляет, что сон растолкует только самому хану. Муллы, в предвкушении большой награды от хана, соглашаются. Мальчик и муллы являются к хану, мальчик просит позвать также жену хана и ее желтолицего раба. Мальчик объявляет хану, что сорок рыбешек – это сорок мулл, которые ждут – не дождутся смерти хана, чтобы завладеть его казной. Черная и желтая змея - это жена хана и ее любовник, желтолицый раб. Они хотят извести хана, после чего жена хана сделала бы раба своим мужем и новым ханом. Разъяренный хан велит казнить сорок мулл, свою жену и ее раба. Отдает престол мальчику, сам становится при нем визирем], 69 (перевод Руслана Баястанова, 20 апреля 2017) [Бай, торговец по имени Мустакым, очень богатый, богаче падишахов – в одну торговую поездку обычно снаряжает целых 30 караванов. В пути двое скотников бая натыкаются на человеческий череп с надписью на лбу. Не сумев прочитать надпись, приносят череп баю. Тот читает надпись, усмехается, велит сжечь и истолочь череп. Пепел кладет в сосуд, который увозит домой и прячет в сундук. У Мустакыма нет сыновей, только пятнадцатилетняя дочь. Как-то, балуясь, дочь находит сосуд с пеплом и пробует его на вкус. От этого беременеет. По законам той страны женщину, прижившую ребенка вне брака, вешали. Поэтому жена бая прячет дочь, ходит с набитым ватой животом, имитируя беременность. Девочка рожает мальчика, мать выдает новорожденного за своего. Бай уезжает с караванами на год, удается скрыть все в тайне от него. Бай возвращается, безумно радуется рождению сына, устраивает многодневное пиршество. Мальчик очень умный, в учебе превосходит всех мулл. Бай решает его обучить своему торговому ремеслу, берет с собой, едут в соседнее государство. У правителя этого государства 20 жен, он спит с ними по очереди. Вывозит их в увеселительные поездки с детьми. Едут на пруд, устроенный для забав. Дети ловят и отпускают рыб, падишах любуется, его старшая жена равнодушна к играм детей и рыб. Падишах пеняет ей, что она не смотрит на разных рыб, она отвечает, что смотреть не на что, рыбы похожи на людей, есть среди них хорошие и плохие, возможно и распутные. Тут из воды высовывается большая рыба (язь) и хохочет по-человечески. Пораженный падишах, вернувшись, не может забыть хохочущую рыбу. Объявляет - кто сможет разгадать случившееся, тому он уступит трон, корону и выдаст в жены свою единственную дочь. Никто не может разгадать, от приезжих тоже требуют участвовать в разгадывании. Сын Мустакыма берется отгадать, отец пугается, уговаривает всех не принимать всерьез слова тринадцатилетнего ребенка. Мальчика доставляют падишаху, тот требует разгадку. Мальчик отказывается, велит собрать народ, тогда только берется сказать разгадку. Собирают народ, мальчик по условию предварительно требует падишаха уступить трон и корону, тот уступает. Мальчик спрашивает есть ли у его жен по рабыне, велит вызвать всех жен с этими рабынями. Приводят 20 жен и 20 рабынь. Мальчик велит рабыням пройтись взад-вперед, потом приказывает их раздеть. Рабынь раздевают, все двадцать оказываются мужчинами. Мальчик объясняет, что рыба смеялась над распутными женами падишаха, которые обвинили в распутстве рыб. Посрамленный падишах уступает мальчику право наказать своих жен. Тот приказывает казнить всех - и 20 жен, и 20 их любовников, переодетых рабынями. Народ насмехается над падишахом, тот колеблется отдавать обещанное, вызывает Мустакыма, подозревает, что сын не его. Доставляют жену Мустакыма, та признается, что мальчика родила не она, а ее дочь, рассказывает про порошок в сосуде. Мустакым объясняет происхождение порошка - когда ему принесли найденный череп, на лбу черепа было написано "Меня зовут Дагыстан, при жизни я спас 40 человек от смерти, мертвым наоборот стану причиной смерти 40 человек". Поэтому он решил проверить, так ли это, сжёг и истолок череп, спрятал пепел. Успокоенный падишах предлагает, что раз мальчик рожден не от человека, а от гайыпа (гайып - дух, призрак), то нужно дать ему имя Ебини-гайып. Ебини-гайып берет в жены дочь падишаха, падишах женится на его настоящей матери, дочери Мустакыма]: 236-240, 306-311.