Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27g2. Крыша из перьев. .15.16.31.59.

Персонаж должен построить дом из птичьих перьев либо покрыть перьями крышу, мост и т.п.

Португальцы, французы (Шампань), ирландцы, шотландцы, немцы (Австрия), норвежцы, локоно.

Южная Европа. Португальцы [Св. Антоний становится крестником бедной девочки; воспитывает ее у себя, обязуется помогать, надев мужскую одежду, она приходит служить королю; королева не знает, что перед ней юноша; будучи отвергнута, она клевещет на мнимого юношу королю и тот дает трудные поручения; Св. Антоний помогает их выполнить; достать кольцо со дна моря; разбить виноградник {вероятно, за ночь}; принести китайские апельсины; наполнить колодец водой; построить замок из перьев ; освободить принцессу; разговорить немую принцессу; та заговорила и рассказала, что юноша – переодетая девушка, а королева клевещет; королеву наказывают, король женится на девушке]: Cardigos, Correia 2015(1), № 514**: 283.

Западная Европа. Французы (Шампань) [когда принцу Готье 16 лет, он видит нищего, которому подает служанка; узнав, что есть бедняки, отправляется странствовать; приходит в замок людоеда; жена того просит мужа на есть Г.; тот предлагает ему задания: повести реку по другому руслу (дочь людоеда Firjoine исполняет с помощью своей волшебной палочки); срубить лес (то же, все деревья падают разом); во время сильного ветра покрыть перьями поверхность моста (то же); Ф. слышит, что ее отец собирается съесть Г.; оставляет в очаге два боба отвечать за нее и Г., садится с ним на мула и они скачут прочь; жена людоеда чувствует, что дочь с Г. убежали, но бобы дважды отвечают за них; на третий раз испеклись и молчат; людоед надел семимильные сапоги, пустился в погоню; Ф. превратила мула в сад, Г. в розовый куст, себя в пчелу; людоед вернулся, жена говорит, что это они и были; в следующий раз в столб, tableau и Lapon; то же; на третий раз жена пустилась в погоню сама; река, лодка, утка; мать знает, что утка – это Ф., грозит оставить ее навсегда в этом образе; соглашается отпустить Г.; тот возвращается домой, а Ф. вскоре пришла туда же и стала прачкой; Г. заболел от любви, врачи беспомощны; когда пришла прачка, она создала реку, лодку и утку; Г. узнал Ф.; свадьба]: Gonzales s.a.: 25-27; ирландцы : Смирнов 1973 [Конал Победоносный и Брикрен пошли на разведку и вскоре заметили дом, крытый белыми птичьими перьями]: 584; Christiansen 1959: 103 [мотив «покрыть дом крышей из перьев», возможно, заимствован из Ирландии, где он очень распространен], 107 [герой должен вычистить стойло так, чтобы по нему можно было катать яблоко, не запачкав, и покрыть крышу перьями так ровно, чтобы они были как на куропатке или тетерке; когда герой получает задание сделать веревку из песка, девушка и он убегают от колдуна]; Curtin 1975 [юный сын короля Ирландии встречает в лесу великана озера Léin; тот предлагает играть в карты, юноша выигрывает два поместья; на следующий раз – сто быков в золотыми рогами и серебряными копытами; на третий день проигрывает свою голову; приходит к старухе с торчащими изо рта зубами; она моет ему ноги, кормит, дает катящийся клубок, он приведет к ее средней сестре, та посылает к старшей; та говорит, что вокруг замка великана 700 железных колов с насаженными головами, последний свободен, велит спрятать одежду той из трех купающихся дочерей великана, у которой на груди будет желтая лилия (у других белая и голубая); юноша возвращает одежду за обещание спасти его; великан предложит юноше спать в бассейне с водой, Желтая Лилия (ЖЛ) каждый раз извлекает его, помещает обратно перед пробуждением великана; кормит, юноша не должен есть мясо, которое дает ему великан; великан предлагает 1) найти потерянную прабабушкой великана булавку в конюшне на 500 лошадей, которую не чистили 700 лет (ЖЛ чистит, находит); 2) сделать над конюшней крышу из птичьих перьев , чтобы все были разные (ЖЛ делает); 3) достать яйцо из вороньего гнезда на вершине гигантского дерева, точнее гладкого столба; ЖЛ велит ее убить, очистить кости от мяса, сделать из костей лестницу, затем собрать все кости назад; юноша все делает, но забывает взять последнюю косточку, ЖЛ возрождается, но у нее не хватает мизинца ноги; великан отпускает юношу; дома прорицатель советует королю женить сына на дочери короля Дании; те приезжают на свадьбу, великан с ЖЛ тоже приходят; ЖЛ превращает два зернышка в пару голубей; самец клюет самку, сталкивает со стола, та говорит, что он так не делал, когда она помогла ему очистить конюшню; то же – о других эпизодах; юноша вспоминает ЖЛ, берет ее в жены, король Дании с дочерью – гости на этой свадьбе]: 1-14; ирландцы [Кормак, сын Арта, сына Конна Ста Битв, был королем Ирландии и жил в Таре; к нему подошел юноша со сверкающей ветвью, на которой 9 красных яблок; если ее потрясти, любой забудет боль и невзгоды; король отдал за нее жену, дочь и сына, но все они тут же забыли о таком несчастье; только подданные горевали; через год К. пошел по тропе, по которой жена и дети ушли; видит, как всадники кроют крышу перьями удивительных птиц; перьев хватает лишь на половину, а когда они приносят новую порцию, прежние перья уже улетели; человек несет дерево для костра; пока ходит за следующим, первое сгорает; три источника, из каждого видна голова; изо рта одной две струи вытекают, а одна втекает; изо рта второй – наоборот, третьей – все три струи вытекают; местный король принес кабана и попросил К. его приготовить; надо разделить бревно на 4 части и тушу на 4 части; на каждую часть рассказать правду, она приготовится; К. просит короля самому сказать правду на первую часть; король: у меня было 7 свиней, ими я мог накормить весь мир; надо лишь положить кости обратно в свинарник (stye) и утром свинья жива (это правда, мясо приготовилось); на вторую часть рассказывает жена короля; у меня было 7 белых коров, каждый день они наполняли молоком 7 котлов; если бы я пустила их пастись на вон то пастбище, то напоила бы молоком всех людей (мясо приготовилось); К. рассказал свою историю про ветвь с яблоками и т.д.; король: если эта история правдива, то ты – К.; К.: да; король: тогда ешь свою часть; К.: я привык есть вчетвером; тогда вошли его жена, сын и дочь; король: я – Mannan mac Lir, это я был тем юношей и все устроил, чтобы привести тебя сюда; кроющие крышу перьями – люди, идущие искать богатства и находящие по возвращении разоренный дом; тот, кто подтаскивал к огню деревья, подобен работающему на других; головы – люди разного скалада, дающие и берущие; М. достал кубок: если рассказать ложь, он расколется на 4 части, а если правду, то вновь станет целым; дарит К. ветвь, кубок и волшебную скатерть]: Jacobs 2001: 224-227; шотландцы [воробей и мышь поссорились из-за зернышка; началась война птиц и зверей; королевич из Тетертайна пришел, когда битва уже закончилась, остались Ворон и Змея; королевич убил Змею, когда она готова была убить в поединке Ворона; благодарный Ворон сажает его себе на спину и несет через долины, озера к своей первой, второй, третьей сестрам, у третьей становится юношей (он был заклят); дарит котомку, велит не открывать по дороге; юноша открывает, возникает дворец с садом; великан помещает все назад за обещание отдать сына, который родится, когда тому исполнится семь лет; юноша становится королем, женится, через семь лет за сыном является великан; мать мальчика отдает вместо своего сына сына повара; великан спрашивает у того, что сделал бы его отец, получив прут; тот отвечает, что отгонял бы от лакомств собак и кошек; королю приходится отдать обещанного сына; юноша вырастает в доме великана, тот предлагает ему на выбор одну из двух дочерей; юноша требует третью, Рыжекудрую Мэри; великан требует 1) вычистить хлев (М. все делает), 2) покрыть дом птичьими перьями (то же), 3) достать из гнезда на сосне и сварить яйца сороки (М. отрезает себе пальцы на руках и ногах, они превращаются в ступеньки лестницы, юноша достает яйца, пальцы прирастают, кроме мизинца, до которого юноша не дотронулся, когда лез); 4) узнать невесту среди ее сестер (у нее нет мизинца); М. велит бежать, оставив отвечать дольки яблока; М. велит достать из уха кобылы, бросить позади 1) веточку терна (колючие заросли; великан бежит домой за топором, затем относит топор назад, т.к. ворона обещает топор украсть), 2) камушек (гора, великан бежит домой за киркой и молотом), 3) пузырек с водой (озеро, великан тонет); М. велит дома никого не целовать, юношу целует собака, он забывает М.; М. прячется на дереве, жена, дочь сапожника видят ее отражение, принимают за свое, отказываются носить воду, раз они такие красавицы; сапожник берет М. в дом, говорит, что королевич женится, берет М. с собой на пир; у той из бокала вылетают два голубя, рассказывают историю М.; королевич женится на М.]: Campbell 1890(1), № 2: 25-38 (перевод в Шустова 1994: 363-373; =Харитонов 2008: 383-394 с мелкими отличиями; нет ссоры мыши и воробья, гнездо сороки на ели, а не на сосне); немцы (Австрия либо Богемия) [город разрушен, солдаты принесли брошенного мальчика королю; тот его воспитал; юноша взял барабан, умел странствовать; в лесу увидел притон разбойников; те его не заметил; он забил в барабан, разбойники решили, что идут солдаты, бежали; {далее в pdf пропуск страницы}; три черта дерутся из-за мешка {с чем?}, сапог-скороходов и плаща-невидимки; юноша бросает деньги, те за ними бегут; он забирает чудесные предметы и исчезает; приходит к старухе, у нее три принцессы; юноша просит младшую; старуха требует выполнит поручения, иначе казнит; 1) спилить и порубить лес пилой и топором из стекла; принцесса принесла ему еды; велела ложиться; предупредила не садиться в повозку старухи; она огненная и увезет в ад; когда старуха приехала, работа исполнена; 2) косой и граблями из стекла заготовить сено (то же); 3) лопатой и киркой из стекла снести стеклянную гору, построить висящий в воздухе замок, а крыша чтобы из перьев всех птиц (то же); принцесса оставляет плевки отвечать за нее, бежит с юношей; когда плевки отвечать перестали, старуха надела 30-мильные сапоги, пустилась в погоню; принцесса превратила юношу в пруд, себя в рыбу; старуха стал пить и лопнула; юноша и принцесса вернулись к его родителям]: Vernaleken 1889, № 50: 287-293.

Балтоскандия. Норвежцы : Christiansen 1959: 83 [в сказках, повествующих о том, как герой попадает к колдуну и бежит от него с его дочерью (ATU, № 325), колдун велит 1) покрыть дом кровлей из птичьего пуха или золотыми и серебряными перьями ; 2) достать с дерева яйца из-под птицы; 3) положить голову под меч, прикрыв шею лишь перьями], 103 [мотив «покрыть дом крышей из перьев», возможно, заимствован из Ирландии, где он очень распространен].

Гвиана. Локоно [Maconaura ставит вершу, кто крадет из нее рыбу; М. оставляет сторожем Дятла, тот подает сигнал слишком поздно; птицу Касика; М. видит каймана, убивает стрелой; в следующий раз находит у верши девушку Anuanaïtu, она сестра каймана; женится; та хочет видеть свою мать, М. сопровождает ее; тесть Kaikoutji велит 1) сделать скамью с изображением ягуара с одной стороны, самого К. с другой (тот ходит в маске, насекомые предлагают его укусить; от укуса cousin (вид насекомого), паука К. не шевелится; от укуса муравьев поднимает голову), 2) построить за ночь дом с крышей из перьев (птицы дали перья); М. ненадолго навещает мать; если К. его убьет, Сова прилетит рассказать; К. убивает М. палицей и стрелой, мать приплывает в лодке, забирает его останки; двое людей обещают отомстить за М., превращаются в удава и в ягуара, убивают К., его жену, его людей; А. мстит за мать, убивает мать М.: после этого звери становятся хищными, появляются бури и непогода]: Coll 1907, № 1: 682-689.