Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K53. Шкурки животных – средство для превращений.

.34.35.39.-.46.48.50.52.

Персонаж временно превращается в животное или птицу определенного вида, надев его шкурку, либо взятые с собой шкурки оживают и служат герою.

Хакасы, манси, северные и южные селькупы, чукчи, инупиат Берингова пролива, инупиат северной Аляски, центральные юпик, Кадьяк, танайна, атна, тагиш, внутренние тлинкиты, тлинкиты, цимшиан, хейлцук, квакиутль, восточные болотные кри, восточные кри, ассинибойн, юрок, хопи, кекчи.

Южная Сибирь. Хакасы [живут вдова с сыном-подростком; паренек пошел охотиться с луком, зашел в избушку; там семь слепцов, один играет на чатхане; они велят, чтобы принесло медведя; силою игры медведя приносит, он падает перед входом в избу, семеро его режут; паренек незаметно отрезал, унес правую переднюю ногу; мать бьет сына за то, что тот обокрал слепых; мясо съели, парень снова пошел, на этот раз слепцы вызвали лося, парень опять отрезал и принес ногу; мать объясняет, что этих семерых Худай сотворил безглазыми, опять побила сына прутом; на третий раз слепцы вызвали белого оленя; парень принес ногу, когда матери не было; она вернулась, подождала, пока сын заснет, долго била, а потом вывела и привязала к сосне; слепцы вырвали и принесли его вместе с сосной, т.к. догадались, что это он их обкрадывал; они хотели его зажарить и для этого отвязали от сосны; он же схватил чатхан и убежал с ним; встретил трех мужчин в одежде из перьев белого сокола, из шкуры белого лося, из шкуры тигра; парень рассказал им про чатхан и показал, как добыть медведя; согласился отдать им чатхан взамен на их шкуры, которые позволяют превращаться в сокола, лося, тигра; парень летит, бежит, поочередно надевая эти три шкуры, поэтому не устает; спрятал шкуры в дупло, пришел к хану; тот обещает другому хану отдать за него дочь, если он за два дня привезет из своего ханства шелковый платок; иначе ханство у него отберет; в то ханство хорошему коню бежать полмесяца; парень обещает ему съездить туда за два дня; а у хана, который выдавал дочь, был сын, способный летать в оперении ворона; парень за полдня, меняя одеяния, добрался, девушка дала ему платок, он вернулся, но заснул; сын хана (тот, который мог становиться вороном) платок украл, а парню отрубил голову; пришли те трое, у которых теперь чатхан; один достал из-под соколиной рубашки пояс и оживил им обезглавленного; тот потребовал, чтобы вызвали девушку, чей платок; та приехала и показала соколиное перышко, шерстинки лося и тигра, которые незаметно взяла; хан сам застрелил сына, узнав о его преступлении; хан-жених получил невесту и отдал парню свою сестру (ту, чей платок)]: Торокова, Сыченко 2014, № 20: 355-373.

Западная Сибирь. Манси : Ахметьянов 1981: 48; (ср. Лукина 1970, № 105 [см. мотив A4, B3A; Тарыг-пещ-нималя-сов (он же Мир-сусне-хум, "за миром наблюдающий человек") путешествует, добывая себе жен; его тетя говорит, что его жену (которой он еще не знает) украл Парапарсех; учит велеть одноглазым отвечать, что они пасут овец-синей не П., а Т.; то же одноруких - чьих коров пасут; одноногих - чьих коней; каждый раз он дует им на глаза, руки, ноги, те выздоравливают, обретают утраченные чены; на коне проскакивая через 30 сходящихся и расходящихся осин, задет, повисает на осине; тетя его освобождает; на небе берет дочерей Месяца и Солнца; там, где небо свисает, скала с дырой; обтянута железным перевесом; Т. проскакивает щукой сквозь него, но старик ловит его в железную сеть; пытается убить, но лишь бьет себя и жену, Т. ускользает; прилетает гусем в южный край; Южная старуха убила, сварила двух чирков, Т. их съел; она бросила кости в озеро с живой водой, чирки улетели; Т. получает дочь Южных старика и старухи; перелетные гуси и утки – ее приданое; надев шкурки Т. – гуся, она – лебедя, пролетели в наш мир сквозь скалу с дырой ; Т. вернулся домой, лег спать с шестью женами]: 258-272; Лукина 1990, № 106 (зап. А. Баландиным, 1937, с. Вежакоры на р. Обь) [всюду вода; в доме старик со старухой; прилетела железная гагара, нырнула, вынырнула, шея лопнула, под шеей кровь показалась, в клюве кусочек земли, прилепила между бревнами дома, улетела вверх; то же вторая гагара, трижды ныряет, кровь на шее, кусочек земли сунула между бревнами; земля стала расти; старик трижды выходит, каждый раз после трех дней; на третий раз везде суша; старик трижды посылает белого ворона облететь землю; тот возвращается через 3, 5, 7 дней; на третий раз черный, клевал умершего человека; старик велел ему отныне зверя не добывать, только рыбу или брать себе кровь, когда человек убьет зверя и возьмет себе мясо; на задворках выросло дерево; старик принес его с корнями и ветками, стал стругать, порезал руку, старуха высосала кровь, велела отнести дерево назад; ночью старухи нет, утром старик нашел ее в маленьком домике, она родила там сына, назвали Тарыг-пещ-нималя-сов; Т. охотится; каждый раз в проруби видит черта; затем видит свое отражение, у него борода, нужна жена; нашел дом, достал из подпола хлева коня, отмыл от навоза, мать дала кольчугу, саблю, плеть и седло; Т. скачет искать жену, пробил стрелой лист осины; в доме старуха, говорит, что Т. пробил кусок ее постели; что Нум-Торум его отец спустил ему с неба жену, а Парапарсех украл; дала шкурки щуки, ястреба, мамонта, зайца и ножницы; Т. встречает людей, пастущих коней; люди: пасем коней П.; Т.: отвечайте: пасем коней Т., иначе за мной едущий Огненный царь спалит вас огнем; то же – коровьи пастухи; Т. приезжает в дом П., его нет, женщина велит спрятаться во мху; крылатый П. спускается на лиственницу; женщина уверяет, что П. мертв, П. не верит, улетает; Т. преследует, надев шкурку ястреба; П. стал железной гагарой в море, Т. – щукой; П. – заяц, Т. – другой заяц; П. – утка-чирок, Т. прострелил его стрелой, сжег в костре; конь пронес его по небу через огонь Торума, велел на это время спрятаться у него в ноздре; Куль на пути, всех глотает, конь велит надеть шкуру мамонта, отрезать ножницами нос и уши Куля; Куль: теперь умру; 30 осин из одного корня идут в обхват, душат людей ветвями; конь исчез, Т. думает о той старушке, она является, ломает осины, говорит, что наступит вечная эпоха человеческой жизни, а при этих осинах это было бы невозможно; конь велит замотать его берестой, хватать внучку Кирп-нёлп-эквы; К. гонится, хватает коня, но лишь сдирает с него бересту, режет руки о саблю; Т. приезжает к жене, с ним, схватившись за ногу коня, дочь К.; у Т. теперь две жены, все богатства П.; на небе Т. приезжает к старику, в нартах девушка-Солнце; Т. вызывается сам ее везти; смотрит вниз, видит ссорящихся людей, подумал, что всех бы убил, люди умирают; старик велит их воскресить; он воскресил; то же в другом месте, где в нарте девушка-Месяц (или эти девушки – дочери Солнца и Месяца?); с двумя женами Т. приезжает к месту, где земля и небо сошлись; там дыра, около нее старик, уток ждет, гусей ждет; Т. ястребом пытается пролететь, падает, щукой ныряет в озеро, приносит старухе и старику уток; старуха их варит, не велит ломать кости, кладет кости в озеро с живой водой, утки вылетают живыми; Т. спит с их дочерью; со всеми женами Т. вернулся на землю, жен теперь 5; затем добывает еще одну жену], 134 [ Эква-пырись живет с бабкой; показывает ей свою шапку-невидимку, уходит посмотреть людей; встречает четырех стариков, один дает ему клубок ниток, второй – шкурку горностая, третий – шкурку мыши , четвертый – топорик; Усынг-отыр обещает дочь тому, кто 1) убьет двух птиц-людоедов Товлынг-карс ; они живут на вершине лиственницы посреди горячего моря; Э. забирается по стволу горностаем, мышью; убивает топориком Не Имеющую Сердца и Печени Железную Лягушку , жившую под гнездом и обгрызавшую птенцам перья, когда те собирались взлетать; за это Т. обещают больше не убивать людей; сперва в гнездо прилетает самка, за ней самец, приносят людей; Э. делает так, чтобы упав вниз, отпущенные люди не разбились; благодарный Т. отвозит Э. к У.; 2) поймать золотого окуня (Т. приносит Э. к ледяному морю, ловит окуня); 3) достать птицу Сатнематур-шишки (Т. приносит Э. на край земли, ловит птицу); Э. получает жену; относит момонту концы рогов, обломанные Т., приносит от мамонта перья Т., вырванные им у него; теперь оба сильны по-прежнему]: 272-290, 346-352; Ромбандеева 2005, № 26 [у мужа с женой три дочери; старуха просит дать ей старшую помочь выделывать звериные шкуры; по пути птичка каткас поет: шубка твоя под подушкой лежать будет, косточки под нарами; старуха говорит, что она всегда так кричит; дома проткнула девочку палкой, изжарила, съела; то же со средней сестрой; младшая не спрашивает старуху, почему птичка так кричит; надела беличью шкурку, белкой убежала из дома старухи к родителям; те привязали одну ногу старухи к спокойной лошади, другую – к необъезженной, разорвали ее; послали мышонка за живой водой, тот принес, родители оживили дочерей из косточек]: 245-249; южные селькупы [злые богатыри всех убивают, бабушка Чвечшембале ( чвэч – "земля") прячет внука; дарит соколиную шкурку превращаться в сокола ; в сожженном городе на железном столбе внук находит отцовский лук; сперва натягивает лишь до локтя; позже становится железным богатырем, убивает врагов, получает жену]: Пухначев 1966: 47-54; северные селькупы : Прокофьев 1935, № 2 [{проверить, есть ли мотив полета за стрелой}]: 105-106; Симченко 1995 (зап. Симченко у той же информантки, у которой записал в Яновом Стане Прокофьев) [в запор Йомпу перестала попадать рыба, его бабушка голодная; по реке плывут покойницкие кости (т.е. сами духи умерших, латаров); Й. приплывает к холму, где латары, делает колотушку для бубна, покрытие из бересты на одежду, датары лишь царапают бересту; в следующий раз помещает окунька и ерша запрудить реку, латары тонут; лоз делает теслом долбленку, Й. велит стружке отскочить ему в нос; пока лоз спит, Й. помещает ящерицу и лягушку в долбленку, они ее расширяют (эти животные способны расширять щель); съедая бобра, Й. прячет челюсть; лоз раскалывает лиственницу, просит Й. сунуть руку, вышибает клин, уходит; Й. велит челюсти бобра расщепить ствол; в шкурке полярной совы летит над морем , устает, бросает оселок, он делается скалой, Й. на ней отдыхает; делает петлю на лиственнице; когда в лодке проплывает лоз, он поднят петлей, остается висеть; двое гоняют линных уток, Й. незаметно дырявит их лодки, они тонут; Й. приходит в их чумы; старуха шаманит, говорит, что они утонули; ночью Й. сталкивает ее в костер; люди подозревают, что виноват Й., он всех убивает из лука; другие люди, пригнув лиственницу, бросают людей в воду, чтобы разбить чум водяного лоза, закрывшего рыбу; тот сделал это, потому что его сын болен; Й. стреляет в воду, вслед за стрелой проникает в подводный чум {это стр.107}; шаманит, сын лоза выздоравливает, лоз отпускает рыбу; Й. в чуме лежит с его дочкой; не может выйти ни горностаем, ни белкой, т.к. лоз поставил сторожей-медведей; уходит через дымовое отверстие, убегает вместе с дочерью лоза; они едут на нарте, запряженной зверем, чей рог чертит небо; Й. бросает однокогтистую суку, затем двухкогтистую, так до семи, они задерживают лоза-преследователя; с лозом сражается однорогий и т.д. олень, семирогий топит лоза в море; дочь водяного лоза оживляет умершую бабушку Й., превращает ее в девочку; превращает свое золотое кольцо в золотой чум; ставит столбы для камлания]: 98-109; Тучкова, Вагнер-Надь 2015, № 13 (Турухан, 1976) [Ичекичика жил с бабушкой; Лос предлагает И. расщепить дерево, обе руки защемило; И. попросил медведя разорвать дерево, освободился; натянул на себя шкурку коршуна, поставил петлю на реке, нагнув два дерева; Лос плыл с двумя дочерьми, попал в петлю, умер; И. убил его дочерей, затоптав в глину]: 79-80.

СВ Азия. Чукчи [юноши и девушки играют в мужей и жен; младшая девушка хватает китовый череп, он утаскивает ее в море; превращается в Кита, берет ее в жены; ее брат учится плавать в лодке так быстро, как летит птица; вместе со спутниками приплывает за сестрой; Кит заливает дом водой, люди спасаются, надев птичьи шкурки ; Кит пускает катиться тяжелый окровавленный камень, люди спасаются, надев шкурки горностаев ; увозят женщину; Кит догоняет их; женщина бросает один за другим предметы своей одежды, раздевается догола; люди на берегу убивают Кита; женщина рожает Китенка; он растет, приводит к селению много китов; кто-то убивает его]: Bogoras 1928, № 50: 436-439.

Арктика. Инупиат Берингова пролива (зап. в пос. Шишмарев, хотя действие происходит в верховьях р. Кобук) [братья пропадают один за другим; на старости лет у супругов рождается еще один сын Oogoonogoroseok; отец хочет его убить, чтобы тот не уехал от них; роет на тропе ямы-ловушки, ставит петлю у входа в дом, стреляет из лука; У. легко избегает опасностей; уплывает; до этого получил от отца перо куропатки и шкурку ласки (амулеты) ; плывет вниз по реке, убивает тюленя, берет с собой его голову; у берега дом, в нем женщина; рядом каяк как у У., но старый и развалившийся; У. пускает в иглу голову тюленя; тюлень сражается с женщиной, они убивают друг друга; в следующем иглу молодая женщина вводит его внутрь, там старуха, над ней висит нож; У. не спит; отрубает голову молодой женщине, кладет туда, где сам спит, свою шапку (crown) кладет туда, где спала женщина; старуха встает, зажигает лампу, рубит голову, как она думает, юноше; выход из иглу исчез, но, став лаской, У. выбирается наружу; иглу пропадает, за У. гонится черная медведица, У. успевает уплыть в каяке; слышит, как медведица зовет его голосом той старухи; у следующего иглу несколько сломанных каяков, это каяки братьев У.; он входит в первый дом, бросает гарпун в вошедшего, тот пропадает; У. приходит в следующий, там старуха, У. убивает ее, натягивает ее кожу; за ним (в смысле за старухой) приходят, просят лечить раненого; это тот, в кого У. бросил гарпун; У. просит погасить свет, добивает раненого, сбрасывает кожу старухи, убегает; за ним бегут волки и росомахи, он успевает уплыть в каяке; видит предмет, висящий на дереве, касается его, пойман в ловушку; ловец приносит добычу в свой дум, полагает, что дичь мертва, засыпает; его двое детей тоже засыпают; У. убивает человека камнем, выходит, заглядывает в дом, там убитый медведь и два медвежонка; У. плывет дальше; достигнув моря, женится; тесть велит не ходить к горе, У. идет, убивает двух свирепых собак, тесть говорит, что это были его охотники, решает убить зятя; велит 1) достать дерево для лодки (бревно бросается на О. когда тот начинает обрубать сучья, У. раскалывает его); 2) моржовую шкуру для лодки (начинается буря, О. успокаивает море); 3) тесть льет смолу на очаг в землянке, О. прячется лаской за дерном; везет жену и дочь к себе домой, шторм успокаивается лишь когда он бросает их в море; О. находит их живыми у тестя, сжигает того в землянке тем способом, каким тесть хотел сжечь его; привозит семью домой; по берегам реки видит берлоги вместо землянок, где жили враждебные существа]: Keithahn 1958: 52-61; инупиат Северной Аляски (Селавик) [у Nunamiu и его жены Qimmiq четверо сыновей, они уходят и пропадают; Н. зачинает пятого, разведя костер, чтобы в вагину жены сыпались искры; рождается сын Qayaq; отец магически воспитывает в нем силу и ловкость, дает амулеты, приготовленные из тел насекомых и небольших юрких животных (ласки, норки, землеройки) ; приготовив родителям запас продуктов, К. отправляется вверх по долине Кобук на поиски братьев; отец велит ему взять с собой своего дядю, которого встретит на пути; на стоянке в хижину К. заходит недружелюбный человек, он выбрасывает его, тот превращается в дятла; у бобровой хатки подбирает сломанный зуб росомахи; с ним ночует человек, утром уходит, это была росомаха; подошедшему человеку К. говорит, что его большой палец ест таких как он; человек в испуге убегает, оказывается рысью; некто прожорливый странно себя ведет, бросается на К. с ножом; К. предлагает ему погибнуть в огне, тот прыгает в костер и сгорает; в селении К. женится; весной жена ждет, что ее отец разрежет ее вынуть ребенка; К. учит рожать обычным путем; идет дальше, встречает великана; тот говорит, что скоро придут его две жены, станут драться; пусть К. подрубит обеим поджилки, сперва той, что придет со стороны моря, т.к. она агрессивна; помочившись, великан залил целую долину; К. это делает, великанши перевязывают раны, муж отсылает их прибрать в доме; жены живут с великаном только весной; великан убивает карибу вырванной лиственницей; К. уходит, готовит материал сделать лодку, хочет, чтобы ему помогли; подсматривает, видит, что девушка-Лиса жарит мясо, Белка вытапливает смолу, женщины-Птицы сшивают обшивку лодки, Бобр готовит каркас и весла, Ворон - дротик на птиц, Волк и Росомаха выскребают кору, Медведь валит деревья, очищает от веток; затем все пляшут, Дятел бьет в бубен; К. вскакивает, хватает Лису, она остается человеком, остальные разбегаются в образе животных и птиц; летом К. уплывает вниз по Юкону, жена снова делается лисой; К. встречает, берет с собой своего дядю; они видят, как человек откалывает от пихты щепки, те падают в воду, превращаются мелкие в форель, крупные в лососей; благодаря этому есть рыба; на берегу дом, кости и черепа его братьев, голая женщина; К. бросает ей в вульву голову лахтака, голова разрывает людоедку; К. хоронит кости; на дереве блестящий шар, он притягивает К., тот повисает в ловушке; людоед приносит его домой, его двое детей говорят, что дичь открыла глаза; людоеды заснули, К. отрубил им головы; лодка К. проскакивает между толкучих скал, только весло раздроблено; великан в лодке и К. бросают друг в друга дротики, дротик К. отсекает великану голову; входит в дом, жена великана бросает улу, К. бросает в нее, отсекает голову; дверь закрыта, он выбирается, став мышкой ; превращается в форель, откусывает острие остроги рыбака; приходит к нему, предлагает починить острогу, пронзает ей рыбака; превращается в лосося, забирается в сеть рыбаков; сын вождя съедает голову, кость застревает у него в горле, он умирает; кости бросают в яму, К. возрождается, в него стреляют, он убегает; они доплывают до моря; дядя ушел, превратившись в рысь; К. становится соколом; вождь людей уналик его ловит, съедает, он возрождается из костей, женится на падчерице вождя; тот хотел ее для себя; посылает шторм, лодку К. угоняет в открытое море; К. отрыгает данные отцом камешки, ветер улегся; К. обжигает этим камнем лицо вождя; тот велит расщепить на дрова бревно; так он убил многих женихов падчерицы; с помощью амулета-ласки К. исполняет задание, вождь удивлен, что К. жив; вождь велит настрелять куропаток, К. убивает там огромную птицу-людоеда; перейти по бревну пропасть, К. падает, но возвращается невредимым; уползает гусеницей из общинного дома, в котором вождь хотел его сжечь; К. уклоняется от пущенных в него стрел, сам убивает воинов вождя; привязывает его голым к столбу, оставляет на морозе; назначает нового вождя, улетает соколом]: Ivanoff Brown 1981: 40-114; центральные юпик (Кускоквим) [женщина за работой отдает плачущего ребенка другой, готовой его подержать; незнакомка и ребенок пропадают; не шаманы, а бедный мальчик говорит отцу пропавшего, что ребенка украла Волчица; дает шкурки гуся и выдры ; человек приходит в селение Волков, его прячут у себя старик и старуха; Волчица предлагает 1) охотиться на тюленей (человек убивает тюленя раньше братьев Волчицы); 2) бежать наперегонки (на пути пропасть, человек спускается в образе гуся); 3) бороться в землянке (человек надевает шкуру выдры, Волчица – калана, он убивает ее); Волки отдают ему сына, он возвращается домой]: Krenov 1951: 181-185; Кадьяк [в то время, когда ветров еще не было, юноша получает от бабки шкуру норки; приплывает в бухту, женится; 1) тесть просит принести дров (на юношу бросается чудовище, он убивает его стрелой, приносит дров); 2) жена и ее сестра зовут его плавать (его глотает кит, он превращается в норку, выскакивает через дыхало кита); 3) кит качает на хвосте жену юноши и ее сестру (юноша незаметно убивает кита стрелой, лишь затем ступает на хвост); уплывает домой; за ним катится огромная волна, он разбивает ее стрелой; его проглатывает чудовище, он становится норкой, выбирается через жабры; остается норкой]: Golder 1903, № 9: 95-98.

Субарктика. Танайна [бабка дает юноше шкуру норки ; внук идет в селение; дочь вождя последовательно просит его принести животных не по сезону (карибу, тюлень, сурок, лосось; шкура превращается в норку, доставая сурка и лосося); девушка выходит за юношу замуж]: Vaudrin 1969: 108-113; атна [многие уходят добыть голову вождя, никто не возвращается; Ворон говорит бабушке, что добудет ее; вождь предлагает ему 1) забраться в парильню, туда бросают раскаленные камни, Ворон выкапывает под полом яму, прячется в ней; туда льют жир, все горит; когда огонь погас, Ворон выходит; 2) вождь пускает в парильню ледяной ветер; у Ворона с собой шкурка зайца , он превращает ее в заячью накидку, остается жив; 3) вождь велит купаться, Ворон ныряет, дышит через трубчатый стебель дикого сельдерея; люди вождя тыкают по дну ножом; Ворон пускает кровь из носа, чтобы думали, будто его убили; он выплывает; 4) велят играть, бросают на вкопанный нож, Ворон увертывается, бросает местного человека, тот разрезан пополам; Ворон делает вид, что уходит, превращается в женщину, возвращается; вождь говорит, что женщина для него; его люди замечают вороний хвост; мнимая жена говорит вождю, что его борода колется; вождь дает бритву его побрить, Ворон перерезает ему горло, отрезает голову, уходит, говорит людям, что их дядя заснул; вылетает через дымоход, ставит позади ловушки, преследователи в них гибнут; Ворон приносит бабушке голову вождя]: Tansy 1982: 23-28; тагиш [8 братьев увидели мышь, стали сталкивать в воду, младший ее спас; у него нелюбимая жена-грязнуля; она предлагает ему жениться на дочери Солнца; он видит дымок на травой, входит в крохотный домик, там старушка; он засыпает, проснувшись оказывается в большом доме, старушка приготовила много еды; она дает ему кусочек льда, оселок, два кусочка сушеной рыбы, велит принести шкурки голубой сойки и колибри , стебли лютика, ветки различных деревьев; на поляне выстрелить в небо стрелой из стебля лютика, затем второй, затем пускать остальные стрелы, они образуют лестницу к небу; поднимаясь по ней, он затаскивает лестницу за собой; слышит звон бубенчика, это дочери Солнца качаются на качелях (до этого люди не знали, что такое качели); надев шкурку сойки , подлетает к дочерям солнца, его прогоняет; тогда подлетает в образе колибри , младшая из сестер его ловит, старшая покупает у нее колибри за ложку из раковины абалона; утром сестры просыпаются, мужчина лежит между ними; Солнце посылает раба узнать, чем занимаются дочери, тот сообщает, что с теми мужчина; сестры говорят человеку, что много мужчин пытались взять их в жены, но отец всех губил; Солнце посылает зятя принести воды, на пути два орла, человек бросает им еду, они его пропускают; Солнце кладет человека в котел, долго варит, но тот цел, прицепившись в облике колибри к крышке котла и держа кусочек льда; (далее пропуск в записи; Солнце посылает старшую дочь с человеком на землю, дает перо; если муж не верен, перо намокнет); они приплывают в лодке к родителям человека; тот посылает младшего брата привести свою жену, но мальчик видит в лодке лишь солнечный луч; луч проникает в дом, затем превращается в женщину; первая жена ревнует, вцепилась в него, когда он пошел за водой, оцарапала; дочь Солнца увидела, что перо намокло; она превращается в солнечный луч, исчезает; наутро жара усиливается; первой погибла прежняя жена, она прыгнула в воду; мир сгорел; лишь тот человек, его брат и сестра и их супруги спрятались под речным обрывом, у них был тот кусочек льда; муж дочери Солнца вернулся к ней, остальные остались на земле]: McClelland 2007(2), № 53: 282-288; внутренние тлинкиты [мужчина все проиграл; жена советует ему взять в жены дочь Солнца; он видит дымок над травой, там дверь в большой дом, в нем Маленькая Всезнающая Старушка; она дает мужчине птичьи шкурки, кусок льда, оселок, лук и 8 стрел; он слышит в облаках смех, пускает стрелы, они впиваются одна другой в хвост, образуют цепочку, он забирается по ней на небо, надевает шкурку голубой сойки ; девушки качаются на качелях, гонят сойку; мужчина надевает шкурку колибри, младшая ловит птичку, берет в постель, утром сестры видят рядом мужчину; их отец-Солнце предлагает зятю испытание жарой; человек берет в рот кусок льда, невредим; Солнце велит не изменять его дочери, не встречаться с прежней женой; человек спускается с новой землей на землю; каждый день ходит за водой; однажды встречает первую жену, она ругает ее; когда он возвращается, дочь Солнца опускает в ведро с водой перо, вода стала мутной, жена возвращается к отцу; вызывает страшную жару, все люди погибли, кроме того мужчины, ибо он держал во рту кусок льда и оселок; он вернулся на небо к дочери Солнца]: McClelland 2007(3), № 136: 617-620.

СЗ Побережье. Тлинкиты : Вениаминов 1940(3) [света не было; человек прячет жену в коробе, из ревности убивает детей сестры; та по совету матери проглатывает морскую гальку, рожает Эля, скрывает его от брата; Э. убивает похожую на сороку птицу, надевает ее шкурку, втыкается носом в небо, на мать надевает шкурку утки ; Э. открыл ящик с женой дяди, дядя бросил его в море, Э. вернулся по дну; дядя вызвал потоп, Э. воткнулся носом в небо, после потопа упал на запад на водоросли, это о-ва Королевы Шарлотты; набрал в нос щепок исполинской сосны, где летал, бросал, там она растет]: 38-43; Каменский 1906 [пихта для постройки долбленок росла лишь у одного тойона; он держал жену в ящике; ее стерегли 8 птичек, вылетавших, если кто-то вступал в контакт с женщиной; у его сестры Кикухинси (дочери Касатки) восемь сыновей; дядя из ревности отвозил каждого в море, выбрасывал за борт, либо заколачивал в долбленки; К. убежала, взяла мужем Цаплю; та принесла ей камешек, она его проглотила (либо камешек дала Касатка, либо Касатка посоветовала проглотить его); К. родила сына, это был Эль (Ворон); он открыл ящик с женой дяди; тот закрыл его в колоде, Э. разломал ее; дядя вызвал потоп, Э. надел шкурку сороки, уцепился клювом за небо, его хвост и крылья подмокли; на мать надел шкурку утки; после потопа Э. упал в море на водоросли, калан перевез его на сушу (либо Э. опустился прямо на сушу); набрал в клюв шишки и щепки пихты, распространил пихты по миру, научил людей делать долбленки]: 71-75 (пер. в Kamenskii 1985: 59-60); De Laguna 1972: 844-845 [каждый раз убивает новорожденных сыновей сестры; та плачет, человек советует ей раскалить и проглотить камешек; она рожает сына-Йеля (Ворон) тайком от брата; Ворон поместил мать в шкуру утки; спрашивает людей, где Месяц держит свою жену, они отвечают, что прячет в коробе; Ворон достает ее, вырывает волосы из подмышек, бросает в дымовое отверстие, они превращаются в перья дятла; летят Месяцу в лицо, он в гневе вызывает потоп; мать Ворон плавает уткой, сам он уцепился клювом за небо; после потопа вышел из шкурки ворона, вынул мать из шкурки утки ], 848-849 [ревниый Месяц убивает новорожденных сыновей сестры, а на всякий случай и дочерей; Кит-касатка велит женщине проглотить камешек; та раскаляет камешек, проглатывает, рожает Ворона (некоторые информанты: он сын Касатки); он достает из короба жену Месяца (она птица), он ощипывает ее (вар.: ее перья у нее под мышками), разбрасывает перья; Месяц поднимается на небо, вызывает прилив-потоп; Ворон спасает мать, поместив ее в шкурку утки, и себя – забравшись в шкурку бекаса (snipe), уцепившись клювом за небо]; цимшиан : Barbeau 1953 [племянник вождя хайда может превращаться в гагару, надевая накидку из шкурки гагары; делая луки и стрелы, бросает стружки в очаг; пламя вспыхивает, жена вождя отшатнулась, обнажив гениталии; племянник говорит, что по цвету они похожи на кожу гагары между крыльями; тетка жалуется мужу; тот мажет смолою нос лодки, едет с племянником охотиться на каланов, оставляет его прилипшим, сам пересаживается в другую лодку; солнце растопило смолу, юноша надел шкурку гагары , прилетел домой раньше, чем вернулся дядя; то же на следующий день; юноша уходит, женится на дочери вождя в незнакомом селении; та предупреждает, что ее отец всегда убивает ее мужей; тесть велит добыть 1) огромного осьминога; 2) кита (юноша ныряет за китом в образе гагары, все другие гагары ему помогают); 3) огромную устрицу (она тянет юношу на дно, но все орлы приходят на помощь); тесть признает свое поражение; юноша в облике орла прилетает в родное селение; один человек пытается схватить его за ноги, орел поднимает его; все люди хватают за ноги друг друга, последний - дядя; все орлы помогают юноше-Орлу поднять живую цепь, бросить в море; с женой юноша основывает род Орла]: 56-68; Boas 1902 [юноша хочет жениться на дочери вождя, живущего за горящей горой; не может перелететь через гору, надев кожу малиновки, голубой сойки ; Мышь проводит его своею норой, помогает советом; 1) дверь в доме тестя то открывается, то закрывается, давя женихов; юноша сует в нее кусок льда, она останавливается; 2) садится на шкуру медведя (та пронзает женихов острой щетиной, юноша ломает щетину куском льда); 3) невредим в коробе с кипящей водой; 4) слуги толкают его в расщепленное бревно, вышибают клинья, он раскалывает бревно; 5) загарпунивает тюленя в водовороте, приносит тестю; возвращается с женою к себе домой]: 126-136; хейлцук [юноша - любовник жены своего старшего брата; тот требует 1) достать клин, упавший в раскалываемое бревно (брат вышибает распорку, юноша расщепляет бревно); 2) охотиться на бакланов, достать застрявшую на скале стрелу (юноша надевает шкуру горностая , приносит стрелу); 3) ловить палтуса (брат помещает юношу в ящик, бросает в море; его находят четыре сестры-Орлицы; он женится на одной из них, получает от их отца орлиное оперение; приносит кита своим людям; поднимает брата на воздух, бросает в море)]: Boas 1928b: 115-121; квакиутль (тлатласиквала невети) [вождь узнает, что у жены любовник, ругает ее; она притворяется умершей; люди сообщают вождю, что возлюбленный ходит к ней в погребальный домик; вождь ее убивает, оставляет с нею в гробу ее младенца; тот выживает, вождь усыновляет его; он выбирает себе товарища, они надевают шкурки дятлов, взлетают на небо ; дочь Кантсоумп 'а идет за водой, они дают ей себя поймать; в ее комнате превращаются в мужчин, сын вождя берет ее в жены; она предупреждает, что комната К. усеяна острыми гвоздями; юноша не напарывается на них; она рожает младенца, тот выскальзывает у нее из рук, падает в море; вождь посылает раба его подобрать; это обжора, O’meatl (Ворон), съедает все запасы в селении, уходит]: Boas 1895, № XVIII.1: 170-171 (=2002: 377-379)

Средний Запад. Восточные болотные кри (западный берег зал. Джеймс): Ellis 2995, № 11 [Memishoosh подплывает к берегу, берет в лодку мальчика-сироту; вырастил, женил на дочери; всегда колдовством убивал зятьев; 1) повез зятя на остров собирать чаячьи яйца, уплывает, оставив его на острове; зять надевает шкурку крачки , прилетает домой раньше тестя; 2) прыгать через пропасть; зять перепрыгнул, М. упал вниз, с трудом вернулся домой; 3) ночуя в зимнем лесу, М. с зятем вешают у огня свои наголенники; зять меняет их местами; М. сжигает свои, думая, что сжег наголенники зятя; утром идет босиком; зять слышит треск, оборачивается, М. превратился в лиственницы; люди будут делать из них полозья для нарт]: 69-77; Skinner 1911 [родителей Т. и его сестры съели бурые медведи; Т. с сестрой убежали на небо, поднявшись по стволу дерева; сестра не велит забираться на дерево, склонившееся над озером; Т. подстрелил утку, она упала в воду, он полез на дерево, его проглотила рыба; сестра ее выловила, Т. был внутри, кричит, Осторожно ; Т. убил медведей, нашел в животе волосы матери; Т. надел шкурку сойки , унес у великанши жир убитых ими бобров; те подбили его, бросив скребок; бросили вариться, он выскочил, столкнул их самих в кипяток, все погибли; Т. унес убитого великанами бобра, надел на себя панцирь, возникший из раковины-ложки; великаны увели его сестру; Т. убил их всех стрелой; на тропе Солнца поставил капкан, стало темно; Т. посылает разных мелких животных перегрызть веревку; Горностай (Ласка) погиб от жара, Землеройка перегрызла]: 102-104; восточные кри (Руперт Хаус) [у Aioswé две жены, он ревнует одну из них к сыну от другой; заметив у нее следы прикосновений (без подробн.), считает это знаком измены; плывет с юношей на остров собирать птичьи яйца, бросает; Морж (т.е. рогатое чудовище) перевозит юношу, просит сказать, если тот услышит гром; юноша лжет, будто услышанный ими грохот производит сам Морж; в следующий раз оно сбрасывает седока в воду, но берег уже рядом; Гром убивает Моржа (вар.: тот спасается; чайки переносят юношу на берег); старуха объясняет, что ему делать на пути к дому и по возвращении, дает шкурку ласки в белом зимнем наряде; приходит к двум старухам (очевидно, слепым - они не видят пришедшего), у них острые локти; юноша прикрепляет к палке сверток, сует между ними, они пронзают друг друга; вдоль тропы висят человеческие кости; если задеть, они загремят, собаки услышат и растерзают; юноша роет подземный ход, но задевает кости; собаки кричат, что это сын А.; юноша высовывает голову ласки, люди думают, что собаки ошиблись, убивают их; дома юноша пускает стрелу, поджигая землю, второй заставляет воды кипеть; А. спрашивает, как спастись, сын советует сесть в сосуд с медвежьим жиром, А. сгорает; сын обводит по кругу черту, внутри нее сын и мать в безопасности; сын предлагает стать птицами; мать превращается в малиновку, сын в канадскую сойку]: Skinner 1911: 92-95.

( Ср. Северо-Восток. Наскапи [маленький мальчик плачет, требует певчих летних птиц; отец обещает Волку, Росомахе, Выдре и Ондатре, что не будет на них охотиться, если они достанут лето; те пришли к Бобру, он сварил трех своих бобрят, отрезал для гостей куски собственного жира; пришли к старику, попросили лето, он отказался отдать; его жена – рыба sucker; Выдра спустил бревно, все приняли его за лося, бросились в погоню; в это время гости унесли корзины с птицами; старик погнался за ними, но Ондатру не утопить, а весло застряло в иглах Дикобраза; стрела вонзилась в зад Fisher, тот на небо, стал звездой Fisher; посланные привезли птиц; мальчик убил одну, надел шкурку, стал птицей, улетел с птицами ; сказал отцу, что увидит его на следующий год]: Millman 1993: 110-103).

Равнины. Ассинибойн [женщина ложно обвиняет пасынка в попытке ее изнасиловать; муж берет сына на остров собирать яйца чаек, бросает там; Чайка советует убить чайку, натянуть на себя ее шкурку ; дважды он встретит толкучие скалы (точнее пропасти, отверстие которых то закрывается, то открывается), каждый раз должен бросить им рыбку; мать показывается юноше язвы на теле, говорит, что муж ее мучает; юноша велит ей бросить ребенка другой жены в огонь; когда выходит его отец, юноша спускает с неба за лучи солнце, отец гибнет от жара]: Lowie 1909a, № 7a: 150-154

Калифорния. Юрок [двое юношей пошли за дровами для парильни; один остался позади, второй пришел на северный край мира; женщина посадила его в корзину, принесла домой взять в мужья; ее родственники дают женихам смертельно опасные задания, чтобы потом ловить на их плоть раковины денталиум; юноша побеждает с помощью шкурки ласки от мешочка для трубки , затем с помощью жены; 1) курить ядовитый табак; 2) во сне ему в глаз сыплют горячие угли; 3) достать дрова для парильни; 4) гореть в огне; 5) поймать лососей, которые в действительности чудовища, уносят ловцов; он признан зятем, находит потерявшегося товарища; парильня с танцующими людьми прыгает с места на место; где останавливалась, там теперь люди устраивают Прыгающий Танец]: Kroeber, Gifford 1949, № 7: 117.

Большой Юго-Запад. Хопи : Judson 1994 (Вальпи) [ Бахолихонга гневается на злого старика, переворачивает мир; вода заливает землю; бог-Змей велит людям идти по узкой полоске глины; злые соскальзывают в воду, добродетельные достигают сухой земли; на стариков надели шкурки индюков ; индюк замочил свой хвост, теперь он белый; а старики используют в ритуалах индюшачьи перья]: 92-93; Wallis 1936, № 2 [рогатый змей перевернул землю, вызвал потоп; индюк сидит (на крыше дома?), опустив в воду хвост]: 19.

Мезоамерика. Кекчи : Van Akkeren 2000 [(рассказал в 1909 флейтист и барабанщик Juan Ka'al Герману Паулю Вирсингу; тот был владелец кофейной плантации, знал язык и обычаи кекчи. Wirsing продал текст Herbert Dieseldorff'у, тот опубликовал {см. Dieseldorff 1925: 4-5}). У старого бога Земли Tzul Taq'a, "Горная Долина", дочь По, "Луна", они жили в доме-пещере. По часто сидела с рукодельем, перед ней проходил охотник B'alam Q'e, "Спрятанное Солнце". Он влюбился, стал проносить чучело оленя. Отец советует По бросить на тропу остатки вареной кукурузы; БК упал, из чучела высыпались солома, иголки, зола. Внутри чучела было семечко табака, табак расцвел. БК надел шкурку колибри, прилетел собирать сок; По попросила отца осторожно подстрелить птичку. Спрятала в калебасе, птичка бьется, она положила ее себе под юбку, ночью колибри стал мужчиной, они сошлись, БК предложил бежать. Замазал сажей всевидящее зеркало отца По, насыпал перца в его духовое ружье; остался незамазанным уголок зеркала, за который БК его держал. Цуль Так увидел беглецов. Попросил своего дядю Грома убить их. Тот схватил свой топор, настиг их у моря с грозовой тучей. БК накрылся панцирем черепахи, а По – броненосца, но оказалось, что броненосец не умеет нырять. Молния разнесла По на куски. БК увидел рыбку, евшую останки По. Велел колдунам собрать ее останки в 13 сосудов, отдал старухе. Открыл через 13 дней. В 12 змей, черви и прочие неприятные и кусачие твари. В последней По, но у нее нет вагины. БК попросил пробить вагину оленю, затем другому оленю с большим копытом. Добавил крысиной мочи. БК берет По за руку, поднимается с ней на небо, становится Saq Q'e ("Яркое Солнце"). Есть продолжение, где старший брат БК Choql, ("Облако") соблазняет его жену. БК ее бьет, она убегает, летит на стервятнике, тот уносит ее, БК побеждает птиц, возвращает жену]: 233-235; Thompson 1930 (кекчи, мопан) [у старика T'actani дочь X't'actani; она ткачиха и пряха; Kin убил антилопу, набил чучело золой и травой, каждый вечер проносил мимо дома Ш.; Т. посоветовал дочери налить на тропу воды; К. поскользнулся, чучело лопнуло; тогда К. попросил у колибри его шкурку, дав взамен вату, чтобы тот не замерз; Ш. попросила отца подстрелить колибри, тот оглушил его; ночью в комнате Ш. К. стал мужчиной; попросил Ш. достать волшебное каменное зеркало и духовую трубку ее отца, покрыл зеркало сажей, насыпал в трубку перца; одно место зеркала К. не закоптил, Т. увидел К. с Ш. в лодке; не смог выстрелить, чуть не задохнулся; попросил своего дядю Chac (Гром) убить беглецов; К. превратился в черепаху, Ш. превратил в краба, оба нырнули на дно; после удара К. выплыл, увидел на воде кровь Ш.; велел рыбкам ее собрать, но те стали есть плоть, пить кровь; тогда велел стрекозам, они собрали в 13 деревянных колод; К. оставил их женщине, обещав вернуться через 13 дней; открывая колоды, К. нашел в них разных ядовитых змей (в 1-ой), неядовитых змей (2-ая и 3-ья), комаров (4), песчаных блох (5), зеленых шершней (6), желтых ос (7), маленьких черных ос (8), то же, но с белыми крыльями (9), белых гусениц с ядовитыми волосками (10), мух (11 и 12), Ш. (13); К. послал человека выбросить первые 12 колод в море; тот услышал шум, из любопытства открыл, твари вырвались в мир; у Ш. нет вагины; по совету старухи К. положил Ш. между двух холмов, велел пробежать небольшому оленю, след оказался слишком мал; большому – как раз; сойдясь с Ш., К. решил, что это слишком прельстительно для людей, велел Крысе написать в вагину; с тех пор за сексом следует отвращение; К. узнал, что Ш. изменяет ему с его братом Шулабом; он попросил индюка и еще одну птицу дать ему их желчь, попросил у старухи перец, подкрасил все уруку, велел старухе сделать из этого лепешки, испек ее в своей подмышке, дал любовникам; те стали плеваться, не могли утолить жажду, Ш. побежала к реке пить, согласилась, когда Стервятник предложил ее забрать; относит в селение Стервятников; дом вождя, якобы, из камня, но это гуано; К. превратился в дохлух антилопу, велел мухе отложить личинки; ловит Стервятника, велит отнести к вождю; в стране стервятников прячется в хворосте, который несет лесоруб, затем приходит в селение, продырявливает 7 зерен кукурузы, из-за этого у Стервятника начинают болеть зубы, тот впускает его к себе, чтобы он его вылечил; К. вылечивает, усыпляет, забирает Ш., велит двум стервятникам отнести их назад; превращается в Солнце, Ш. – в Луну, Шулаб – в Утреннюю Звезду, младший брат – в Вечернюю; К. помещает в зените зеркало; каждый день кажется, что после полудня он движется дальше на запад, а на самом деле он возвращается на восток; сперва Ш. ярка как он; ей жалко людей, беспрерывно работающих, К. вынимает ей один глаз]: 126-132.