Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K60C. Строптива с царем, терпелива с конюхом.

.14.17.(.21.).23.29.30.33.34.

Строптивая жена достойного человека ходит на свидание с демоном или слугой. Тот ее бьет, но она терпеливо выносит побои любовника.

Арабы Египта, Тысяча и одна ночь, арабы Ирака, (тибетцы), Древняя Индия (джатаки, Шукасаптати), кашмирцы, панджабцы, аварцы, турки, курды, бахтияры, ягнобцы, бартангцы, пуштуны, парья, киргизы, уйгуры, ойраты (торгуты Карашара), монголы Ордоса.

Северная Африка. Арабы Египта [по молитве женщины, Бог послал ей дочь Шамс («солнце»); вскоре та осталась сиротой, пряла пряжу и продавала; однажды она приняла луну за солнце, пошла на базар, но там пусто; увидела петуха с тремя цыплятами, восхитилась его пением; петух: пошли, услышишь пение еще прекраснее; он привел Ш. в подземный дворец; она пытается взять еду, котел, кувшин и пр. не велят – сейчас придет госпожа; приходят царь Камар («месяц») и жена, жена груба и строптива с мужем; когда тот заснул, вышла в сад к рабу, тот ругает ее за опоздание, ест принесенное ей, женщине дает сухую лепешку; Ш. хотела ударить раба суком дерева, попала в глаз госпоже; вернувшись во дворец, та говорит мужу, что кто-то ее избил; Ш. вернулась домой; чтобы узнать правду, К. идет продавать женские украшения за сказки; Ш. говорит, что знает одну; дважды обрывает рассказ, боясь признаться, что выбила глаз жене К.; все рассказав, советует Камару притвориться спящим; К. порубил жену и раба на куски, взял Ш. в жены; Ш. просит отпустить ее на землю; К. строит ей дворец, там навещает; Ш. долго не может забеременеть, просит у Бога дочку хоть с полцыпленка; родила маленькую девочку; та ходит с другими девочками воровать фрукты из царского сада, каждый раз велит сторожу перевернуться и остаться висеть вниз головой, пока они собирают плоды; царь влюбился в нее, когда та купалась {по смыслу, сбросив цыплячью кожу, но прямо об этом не сказано}; женится; однако ночью жена – цыпленок {видимо, полцыпленка, но опять же прямо не сказано}; по ее слову горшки и кувшины сами идут за водой; у кувшина отломился носик, они ведут разговор; конюх слышит, советует царю обратиться к жене-полцыпленку с похожими волшебными словами; та скинула цыплячьи перышки, стала красавицей]: Лебедев 1990, № 27: 147-155.

Передняя Азия. Тысяча и одна ночь [в полусне из разговора служанок царь узнает, что жена изменяет ему; опаивает его перед сном, берет его меч, уходит; царь следит за женой; та уходит к больному проказой рабу, унижается перед ним; царь рубит шею раба принесенным женой мечом (думает, что раб убит, но он только ранен); жена надевает траур, строит гробницу для раба; раб после ранения полуживой, жена царя каждый день его навещает; через три года царь идет за женой; жена колдовством превращает нижнюю половину его тела в камень, а жителей города – в рыб в пруду (в белых рыб – мусульмане, в красных – маги, в желтых – евреи, в голубых – христиане); ежедневно бьет царя, одевает его в волосяную одежду; султан убивает и выбрасывает в колодец тело раба, притворяется рабом, велит женщине расколдовать царя и город, женщина заговаривает воду, расколдовывает; султан зарезал женщину, разрубил пополам; город ожил; султан назначает царя заколдованного города наследником; берет в жены дочь рыбака, вторую дочь рыбака выдает за царевича, сына рыбака назначает визирем, рыбака делает богатейшим человеком]: Салье 2010, ночи 7-9: 58-67; арабы Ирака [Хасан – единственный сын богатого купца; отец женил его на достойной невесте, но утром Х. пропал; невестка просит свекра разрешить ей исполнять обязанности его сына; прославилась гостеприимством; шейх Hatim at-Tai (ХТ), который тоже славен гостеприимством, предложил ей выйти за него замуж; она согласилась с условием, что тот выяснит, что случилось с ее пропавшим мужем; ХТ отправился на поиски; в одном городе заказал новое седло седельщику по имени Hasan as-Sarraj; ХТ доволен новым седлом, но мастер вдруг порезал его на куски и вернул деньги; обещал объяснить свое поведение, если ХТ расскажет ему историю сапожника Yusuf al-Iskari; ХТ его нашел и увидел, как, отрываясь от работы, он то и дело поднимается на минарет и оглядывается по сторонам; сапожник обещал объяснить свое поведение, если ХТ опишет ему историю кузнеца Yakub al-Haddad; ХТ увидел его; стоя у наковальни, тот бил молотом не по ней, а по своей голове: сперва по лбу, затем по виску, затем по макушке; он упал и его отнесли домой; ХТ пришел и начал расспрашивать; но кузнец потребовал, чтобы ХТ сперва сам рассказал ему историю рыбака Dawud as-Sammak; тот стоял на берегу реки и направлял действия толпы: люди бросали в воду пригоршни пшеницы и чечевицы; рыбак готов дать объяснения, если ХТ скажет, что вызывает ветер и дождь; ХТ прискакал в пустыню; двое боролись, поднимая тучи пыли; они спорят из-за ковра-самолета, пусть человек их рассудит; ХТ бросил камень: кто первым его принесет; ХТ встал на ковер-самолет и тот принес его к мраморному дворцу; там старик и собака, привязанная так, что не может уйти в тень от палящего солнца; старик нехотя согласился рассказать о себе; он джинн на службе Сулеймана; тот дал ему двух кобыл; если поскакать на одной, польется дождь, на другой – поднимется ветер; дал волшебную палочку превращать людей в животных; собака – это жена и дочь дяди, которую рассказчик вырастил и на которой женился; однажды проснулся, а жены нет, как и кобылы дождя; вечером он порезал руку, чтобы не заснуть и тайком последовал за женой на кобыле-ветре; увидел, как у пещеры страшный ифрит спрашивает, что задержало женщину: ее дети плачут и хотят есть; когда жена полетела назад, рассказчик отрубил ифриту голову, положил в мешок и полетел домой, успев лечь в кровать до возвращения жены; утром попросил у жены фруктов; жена: сейчас не сезон; муж: посмотри, что в мешке; жена стала молить о прощении, но он превратил ее в собаку, держит на воде и хлебе и бьет плеткой; собака зарыдала; рассказчик собрался убить ХТ, раз тот узнал о его позоре, но ХТ попросил разрешения подняться на крышу для последней молитвы; улетел на ковре-самолете; вернул его джиннам, рассказал рыбаку о дожде и ветре, тот рассказал о себе; однажды он вытащил огромную рыбу; она отрыгнула алмаз и прыгнула назад в воду; рыбак продал алмаз за тысячу золотых динаров, но напрасно потратил их все, чтобы снова найти ту рыбу; поэтому он бьет себя молотом – пусть ХТ нанесет ему смертельный удар; ХТ: Бог наказал тебя за отказ потратить деньги с пользой, я тебе не судья; ХТ рассказал историю рыбака кузнецу; тот начал рассказ, попросив ХТ потом его зарубить; он был богатым купцом, отправился с караваном, оставив беременную жену на попечение матери; умножив свое состояние, вернулся через много лет, заглянул в дом: там его жена с юношей; он зарубил мать, жену и предполагаемого любовника; утром узнал, что это был его сын; постепенно он разорился и стал кузнецом; наносит себе три удара, когда перед ним встают его мать, жена, сын и спрашивают, чем они провинились; ХТ: пусть Бог увеличит твои страдания, ты сам их навлек на себя; услышав историю кузнеца, сапожник тоже просит убить его, когда он закончит свой рассказ; однажды огромная птица села на минарет; сапожник поднялся и схватил ее за ногу, но она взмыла в воздух, унося его; прилетела в сад, там все для пира, человек попробовал от 39 блюд, а от 40-го уже не смог; прилетели 40 пестрых птиц; каждая: кто отведал с моей тарелки, станет моим мужем; сороковая с горечью: моим братом; это 40 заколдованных дочерей джинна; через год у человека 39 сыновей от 39 жен; и тогда он покусился на 40-ую; она взмахнула крыльями и он очутился там, где сейчас; ХТ: Бог дает каштаны беззубым; я не обагрю меч кровью того, кто отверг благословение Бога; ХТ передал этот рассказ седельщику и тот тоже попросил лишить его жизни, когда он закончит свой; его женили на прекраснейшей девушке, но утром она пропала; в каждое сделанное им седло он врисовывает ее портрет, а затем не может с ним расстаться и уничтожает седло, чтобы заказчик его не унес; ХТ понял, что перед ним Хасан и вернул его его жене; все счастливы, а ХТ по-прежнему славился щедростью]: Bushnaq 1987: 94-104.

( Ср. Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы [перевод индийских источников]: Ëндон 1989: 52).

Южная Азия. Древняя Индия : Джатаки № 384, 536; Шукасаптати, 9 [когда брахман Ная смеялся, изо рта его сыпались жемчужины; вернувшись домой, Н. застает жену с рабом; царь зовет его к себе, но Н. не смеется; ночует у царского пастуха, видит, как к тому явилась царица, пастух ударил ее дубиной за опоздание; позже царь нечаянно ткнул ее перстнем, царица расплакалась; Н. смеется, все рассказывает; отрекшись от мир, царь и брахман делаются отшельниками]: Ëндон 1989: 52 (ср. AT 1426); кашмирцы [царь узнает, что купец вернулся, ночью подходит тайком к его дому; видит, как жена купца выходит с блюдом риса, приходит к факиру, тот ее бьет за опоздание, велит принести голову мужа; она возвращается и приносит; он снова ее бьет: если убила мужа, она не будет верна и факиру; утром женщина говорит, что мужа убили грабители; совершает самосожжение; перед этим на вопрос царя «Если так, то почему этак, а если этак, то почему так?» велит пойти к женщине у источника; та велит спуститься к источнику и обезглавить козу; царь оказывается в райском саду; пери дают ему ключ от комнаты, в ней конь, царь садится на коня, видит все сотворенное богом; затем сатана сажает его на осла, он снова оказывается у себя во дворце; приходит к той женщине с сыном, готов убить его, чтобы только снова увидеть рай; ответ: жена купца так же жаждала факира, как царь – райского сада]: Stein, Grierson 1923, № 3: 13-17; панджабцы [Махмуд Газневи возвращается проследить за женой; скачет следом за ней; видит, как служитель в храме бьет ее, разбивая браслет (она задержалась), затем учит колдовству; когда МГ позже спрашивает жену, почему у нее новый браслет, та превращает его в собаку, велит всем гнать ее; собака приходить жить к мяснику; дочь того тоже учится колдовству, возвращает султану человеческий облик за обещание жениться на ней; МГ женится, превращает прежнюю жену в мула, велит возить на нем тяжести, мул вскоре подыхает]: King 1921, № 1: 211-213 (тот же или похожий текст в Sheikh-Dilthey 1976, № 9: 45-47).

Кавказ – Малая Азия. Ингуши (чеченцы? автор их не разделяет) [царь держит дочь в запертой комнате, куда ходит только рабыня; однажды та принесла мясо с костью и хлеб с коркой; царевна проделала костью дыру в стене и увидела мир; услышала разговор двух юношей; Есть ли что-то белее снега? – Это Лал-Султа; царевна поклялась выйти за ЛС замуж; узнав о намерении дочери, царь велел посадить ее в бочку и спустить в реку; ее нашел мельник; на другой день к нему приехал ЛС; ответил жене мельника, что никогда не женится, у него есть причины; жена мельника сказала, что тогда она прерывает с ним отношения; встретив ногайского князя, ЛС объясняет, почему ненавидит женщин; он два года прожил с женой; его лошадь худела; он за ней проследил; жена поскакала куда-то ночью, ЛС за ней; впереди кустарник; жена ударила лопатой: по воле лесного мужа и его жены, пусть будет дорога; дальше кристалловы горы – то же; в пещере мужчина; он стал бить женщину плетью за то, что она опоздала; а жена улыбалась: она любит его, а в опоздании виноват муж; любовники стали ужинать, а муж украл ложку; когда жена уехада, муж отрезал любовнику голову и спрятал в мешок; успел домой раньше жены; показал ложку и голову; разорвал жену двумя лошадьми; ногаец рассказывает в ответ; их было 6 братьев; навстречу пастух-великан с собакой-великаном; они спрятались в человеческом черепе; собака его подобрала, принесла пастуху; пришлось выйти; пастух пригласил к себе; на ужин съел 60 баранов; затем лошадей братьев; нанизав на вертел, зажарил братьев; пятерых сразу съел, а рассказчика оставил на завтрак; тот дополз до оврага, его подобрали и вылечили; он поехал, встретил человека, тот привел его к башне, велел не входить; когда рассказчик поднялся, то оказалось, что человек, мстя за брата, зарезал там 40 орхустойцев; он привел рассказчика к себе; когда рассказчик вошел, там старый труп и зарезавшийся спутник; он оказался женщиной, отомстившей орхустойцам за брата; женщины бывают разные; после этого ЛС согласился жениться]: Ахриев 1870: 8-15; аварцы [царская дочь побеждает в борьбе женихов, показывая им грудь; старшему, среднему брату отрубают голову; младший слушает старика, смотрит в землю, получает жену; та велит найти пару к золотой туфельке; в замке выдает себя за юношу, снова борется, побеждена; велит узнать, что произошло между Балаем и его женой Боти; трехглавый змей ползет к гнезду огромной орлицы; юноша убивает змея, орлица приносит его к Балаю; оставшиеся после собаки объедки Балай дает наполовину окаменевшей женщине; заставляет ее есть ударом кнута; это Бати; рассказ Балая: когда Бати с ним ложилась, она была ледяной; Балай следит за ней; ночью она уезжает на коне-ветре, он преследует на коне-туче; с ней забавляются семеро великанов-нартов; Балай убивает шестерых, седьмому отрубает ногу; Бати возвращается первая, ударом плети на семь лет превращает Балая в суку; затем в лошака; затем в ястреба; ястреб бросает о плеть, возвращает человеческий облик; превращает Бати в суку; с лошака; в полуокаменевшую женщину; невеста юноши – сестра Бати; орлица уносит юношу от стрелы Балая; царь убивает дочь, юноша убивает хромого нарта в подземелье и его сына, рожденного от нарта царской дочерью]: Саидов, Далгат 1965: 269-280; турки [умирая, падишах просит трех сыновей стеречь его могилу; обычно дэвы съедали печень покойников; старшие братья боятся, младший соглашается показать дэвам дочь падишаха, отрубает всем головы, когда те наклоняются над стеной; падишах отдает трех дочерей за него и его братьев; по пути домой Дед-Садовник уносит жену героя; орел приносит к нему шахзадэ, тот забирает жену, скачет с ней, Дед-Садовник снова легко догоняет на своем крылатом коне и отбирает женщину; шахзадэ нанимается конюхом к царю, выбирает себе клячу, это мать коня Деда-Садовника, на ней шахзадэ уходит от погони, кобылица велит сыну сбросить Деда-Садовника, тот гибнет; огромная змея обвила место ночлега; обещает постеречь жену, пока шахзадэ едет узнать историю Гюль-Синан; ее знает падишах, убивающий слушающих; рассказ: сын падишаха чахнет; отец ложится в его постель; его будит его жена (думая, что это сын), он идет пешком, она на коне, в пещере она встречается с арапом, у которого одна губа на земле, другая на небе; дома жена и теща узнают шаха по следу бича, превращают в пса; слуга узнает его, превращает назад в человека; падишах превращает жену и тещу в ворон, арапа в головешку; падишах собирается убить юношу, тот вызывает коня, исчезает; змея оказывается братом жены того падишаха; он теперь узнал тайну]: Стеблева 1986, № 26: 97-105; курды : Джалил и др. 1989, № 28 [всадник на муле нагнал всадника на коне, поехали вместе; увидели на дороге кнут; кто больше перенес в жизни лишений, тот его и получит; рассказ конного; он пошел наниматься работником; старик предлагает ему жениться на его дочери; ночью ведет зятя к колодцу, просит спуститься и достать драгоценные камни; бросил веревку и ушел; вокруг кости ранее погибших; юноша прорыл выход; неузнанным пришел к тому старику, тот опять отдал дочь; зять делает вид, что боится спуститься в колодец; старик сам спустился, юноша бросил веревку; дочь и невестка старика, чей муж погиб, согласились стать его женами; рассказ владельца мула; богатый эмир не понимает, почему гибнут его скакуны; конюх велит притвориться спящим и тайком идти за женой; эмир незаметно скачет за ней; видит, как она обнимает уродливого арапа в пустыне; отрубает ему голову, готов простить жену; та ударила его палочкой, превратила в собаку; приходит жить к добрым хозяевам; те догадались, кто он; дали сердце и печень коровы, это вернуло ему человеческий облик; хозяйка велит прийти к жене инкогнито под видом торговца, незаметно забрать волшебную палочку; ею эмир превратил жену в мула; это и есть его мул; конный отдал ему кнут]: 272-278; Фаризов, Руденко 1959 [умирающий отец велит сыновьям Сулейману, Осману, Исмаилу дежурить на его могиле; младший И. ранит дива, который пришел раскапывать могилу; братья уходят искать дива, мать идет следом, пьет из ослиного копыта, рожает Длинноухого Харзама; тот находит братьев, они боятся спуститься в жаркий провал, Х. спускается; младшая из трех дочерей дива показывает меч Гольпери, Х. отрубает диву голову; Г. предсказывает, что братья обрежут веревку, велит прыгнуть на белого барана; подняв девушек, С. и О. обрезают веревку; Х. прыгает на черного барана, проваливается сквозь семь миров; вместо воды старуха приносит ему мочу, воду дает дракон в обмен на девушек; Х. убивает дракона, спасает дочь падишаха; тот говорит, что дракон много лет пожирает птенцов птицы Симур; Х. убивает дракона, птенцы объясняют все матери, Симур выносит Х. на землю; в полете он кормит и поит птицу, отрезает последний кусок от ноги, та отрыгивает, прикладывает назад, дает перо; Х. находит Г. и И., вокруг их шатра обвился дракон, он велит узнать историю Гуле и Синама; Синам-падишах рассказывает, как поменялся одеждой с конюхом, неузнанным сопровождает ночью жену к пещере разбойников; превращает изменницу в ворону, атамана в коня, затем вешает ладанку с прахом любовника на шею вороне; хочет убить Х., тот достает перо Симур, она относит его к дракону; услышав рассказ, дракон превращается в девушку, она делает уши Х. нормальными; Х. женится на ней, воцаряется, прощает братьев]: 60-72.

Иран – Средняя Азия. Бахтияры [единственный сын богача увидел лицо купеческой дочери и влюбился; ее отец выдаст ее при условии, что жених узнает, почему один купец держит жену на цепи и кормит как собаку; юноша пошел на поиски, заснул в лесу; услышал писк птенцов; убил дракона, попав ему в голову камнем; каждый год тот съедал потомство птицы Симург; Симург видит спящего человека под деревом, думает, что это он убивал птенцов, хватает камень, чтобы бросить на человека, птенцы ее останавливают; Симург обещает помочь юноше; рассказывает, что тот купец отрубает голову каждому, кому рассказывает свою историю; учит, как избежать смерти, дает свои перья вызвать ее; перед тем, как купец соберется его убить, попросить разрешения подняться на крышу для молитвы и сжечь перо; она прилетит и унесет его; относит юношу к замку купца; тот обращается с собакой как с женой, а с женщиной как с собакой; предупреждает, что убьет юношу, если тот услышит его историю, безуспешно пытается отговорить; однажды он пустил в бассейн рыб, стал купаться; жена застеснялась: среди рыб есть самцы; муж отравил рыб; заметил, что две его лошади Ветер и Облако худеют; конюх: ты же сам приказываешь каждую ночь ездить то на одной, то на другой; когда жена, как всегда, предложила ему вечером вино со снотворным, купец незаметно вылил его, притворился спящим; жена вытащила у него из кармана печать, его именем приказала оседлать лошадь, поскакала к пещере дива; стала ласкать его; муж бросился на дива; жена приказала диву его убить; т.к. собака купца укусила дива, купец сумел отрубить ему голову; дома посадил жену на цепь, а собаку облагодетельствовал; юноша поднялся на крышу, сжег перо, Симург унесла его, юноша получил жену]: Lorimer, Lorimer 1919, № 36: 236-243; ягнобцы : Андреев, Пещерева 1957, № 6 [царь велит Хасану Гульриз ("рассыпающий цветы") прийти на его свадьбу; тот долго не идет, говорит, что жена царя неверна; наконец, отправляется, встречает пахаря, выясняет, что это любовник его жены, прогоняет жену; царь запирает его в конюшне; ночью он видит, как жена царя вышла к конюхам, те побили ее за то, что долго не выходила; ХГ смеется, к утру весь навоз усыпан цветами; узнав, в чем дело, царь прогоняет жену, вместе с ХГ уходит странствовать], 26 [как в (6); ХГ и царь встречают человека, который ищет лекаря для, якобы, больной жены; показывают ему, что его жена с любовником; тот прогоняет жену, они втроем живут в шалаше]: 61-63, 125-126; бартангцы [у царя три сына, есть нечего, старший пошел на охоту; гонится за козлом, выходит хозяин; царевич: я не знал, что это твой; хозяин указывает, где много козлов; царевич идет, там красивый дом, в нем девушка; она выйдет за того, кто скажет, что сделала Гуль с Синавбаром и что С. сделал с Г.; не нашедший ответа будет казнен; за три года старший царевич не нашел ответа; девушка отрезала ему голову и бросила тело в колодец; то же со средним царевичем; младший пришел к дереву у пруда; в пруду трехглавый дракон, на дереве гнездо птицы Симург; дракон каждый год съедает по детенышу, остался последний; царевич отрубил дракону головы; Симург велит заготовить еды: она отнесет царевича на гору Коф, где можно найти ответ; пищи не хватило, они вернулись; на следующий раз почти долетели, царевич отрезал мясо со своей руки; когда долетели, Симург его отрыгнула и приживила назад; дала волосок вызвать ее; царевич встретил старуху, задал вопрос; старуха: С. – царь, Г. – его жена; царевич вошел к ним; С. сидит на тахте, жена – в клетке; С. кормит собаку, а объедки бросает жене; С. согласен поведать свою историю, но, рассказав ее, убьет слушателя; Г. каждую ночь уезжает к 41 дивам; С. с собакой незаметно следует за ней, подсматривает; каждый див дал Г. по пощечине, а она смеется; просит пойти подвязать ее лошадь, чтобы не освободилась; С. убивает по одному 40 дивов; в единоборстве с главным одолевает, но Г. сыплет под ноги дива песок; после этого див повалил С., но собака спасла его, сдавив диву горло; С. велит палачам казнить царевича, но тот зажег волосок Симург, она его унесла; принесла к той девушке; девушка – сестра Г.; царевич велит оживить братьев, иначе всем расскажет про Г.; девушка вытащила их из колодца и оживила№ царевич с нею и с братьями вернулся домой]: Соколова 1960, № 9: 47-55; пуштуны [визирь рассказывает падишаху, как факир столкнул его в колодец со змеями и скорпионами, он уцепился за доску, караванщики его вытащили; факир встречает спасенного, плачет, что тот не пожалел его деток, оставил голодными; человек сам предложил факиру нагнуться над колодцем, столкнул туда, его съели гады; в ответ падишах рассказывает, как заметил, что его лошади загнаны; следит за женой, та едет в пещеру к негру, негр бьет ее за то, что она опоздала; жена обещает достать ему голову падишаха; падишах отрубил спящему негру голову, дома показал жене, предложив взять арбуз; жена заклинаньем превратила его в собаку; он пришел к колдунье, та расколдовала его, дала горсть земли бросить в жену; он превратил жену в мула, отдал в работу]: Лебедев 1972, № 4: 19-21; пуштуны [визирь рассказывает падишаху, как факир столкнул его в колодец со змеями и скорпионами, он уцепился за доску, караванщики его вытащили; факир встречает спасенного, плачет, что тот не пожалел его деток, оставил голодными; человек сам предложил факиру нагнуться над колодцем, столкнул туда, его съели гады; в ответ падишах рассказывает, как заметил, что его лошади загнаны; следит за женой, та едет в пещеру к негру, негр бьет ее за то, что она опоздала; жена обещает достать ему голову падишаха; падишах отрубил спящему негру голову, дома показал жене, предложив взять арбуз; жена заклинаньем превратила его в собаку; он пришел к колдунье, та расколдовала его, дала горсть земли бросить в жену; он превратил жену в мула, отдал в работу]: Лебедев 1972, № 4: 19-21; парья [служанка говорит падишаху, что его жена ускакала; тот седлает другого коня, тайком едет за ней; видит, как хабаш (чернокожий) бьет ее, она не жалуется (падишаху же жаловалась на боль в пояснице, для этого привязала к пояснице сухие лепешки – будто кости скрипят); падишах сражается с хабашем, пес помогает убить того; жена возвращается раньше падишаха; он спрашивает: выбираешь лошадь или камчу? она выбрала жеребцов; падишах велит привязать ее к хвостам двух жеребцов]: Оранский 1977, № 3: 157-158; (ср. туркмены [ Мирали и Султан-Союн спорят, кто перенес больше страданий (тот получит найденный ими слиток золота); М. рассказывает, как поступил работником к баю; тот кормил его пять дней, затем зашил у скалы в бычьей шкуре, орлы подняли его на скалу, бай велел сбрасывать сверху драгоценные камни, ушел; М. схватил орла, тот спустил его вниз; М. сказал баю, что нашел спуск; бай захотел сам подняться на скалу, там и погиб; СС скачет ночью за женой к диву, который обучает ее колдовству; див превращает его в черную собаку; после многих испытаний муллы возвращают СС его облик; он превращает жену в ослицу]: Сокали и др. 1955: 188-194).

Туркестан. Киргизы [перед женитьбой мать советует сыну попросить хана рассказать о Гульбаре; хан рассказывает, как в молодости любил свою жену Г.; утром застал коня в мыле; конюх рассказывает, что Г. по ночам уезжает; хан следует за Г. к дому уродливого колдуна в лесу; тот избивает Г., хан убивает его, Г. ругается, убегает; дома Г. взглянула на хана, превратив его в собаку; велит истребить всех собак в городе; хан-собака убегает; в лесном доме Сабира (жена охотника и сестра Г.) догадывается, что собака – околдованный хан, расколдовывает его; учит хана колдовству, тот превращает Г. в птицу; теперь она в клетке у хана; мать упрекает сына за женитьбу, но тот отвечает, что женился на дочери С.]: Брудный, Эшмамбетов 1963: 108-111 (=Мучник 1944: 13-15); уйгуры (Гума) [сын царя видит, как отец в шутку ударил жену по щеке розой, та два дня пролежала в постели; ночью видит, как конюх в конюшне бьет его мать за то, что та опоздала на свидание; царица оправдывается: царь никак не засыпал; они сошлись в яслях; после этого царевич не смотрел на мать и не разговаривал с ней; отказывается жениться; по настоянию отца, соглашается с условием, что невестой будет девочка, воспитанная с ранних лет в изоляции в замке на острове; поняв из намеков сына, что его жена совершила нечто неподобающее, царь с ней развелся, передал трон сыну; сын предложил, чтобы царь жил на острове в том же замке, где и невеста; однажды увидел оттуда нищего, который вытащил из свертка жену, сошелся с ней, лег спать; жена вынула из коробки мужчину, сошлась с ним, спрятала назад; юный царь привел нищего в замок, рассказал, что видел; нищий сказал, что воспитывал жену с двух лет, никому не показывая; юный царь дал нищему меч зарубить того мужчину; вернул царство отцу, отказался жениться, ушел с нищим]: Jarring 1951, № 8: 65-75.

Южная Сибирь - Монголия. Ойраты (торгуты Карашара) [любящий, но ревнивый Ирембыл-тушмыл держит жену взаперти; та прорыла подземный ход, стала встречаться с юношей; тот, не зная, кто перед ним, рассказывает о красавице ее мужу; И. идет хану, чтобы назначить жене наказание; случайно видит, как ханша приходит на свиданье к некрасивому старому пастуху; тот ее бьет кнутом, но она не жалуется; затем видит, как хан случайно задел жену рукавом, та расплакалась; И. рассмеялся и рассказал обо всем хану; тот ответил, что за верностью жен не уследить и лучше не вмешиваться; И. счастливо прожил с женой]: Беннингсен 1912: 23-26; монголы Ордоса (перевод индийских источников: Ëндон 1989: 52) [когда Жемчужный брахман смеялся, изо рта его сыпался жемчуг; он ушел от распутной жены; царевич напрасно пытается его рассмешить; однажды брахман увидел, как супруга царевича пришла в овечий загон, а старый пастух побил ее палкой за то, что она задержалась; но женщина не обиделась; в другой раз царевич бросил в щеку жены дорогое кольцо, женщина раз разрыдалась; брахман, наконец, рассмеялся и с его губ посыпался жемчуг]: Mostaert 1937, № 31 в Соловьева 2014.