Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K65c1. Разделение на слуг и господ, (ATU 758).

.13.-.16.27.31.

Женщина рожает много детей, но часть из них прячет от Бога. Спрятанные становятся прародителями людей низкого социального статуса, а показанные – прародителями людей высокого статуса. {Определение сюжета 758 в Uther 2004 в главном совпадает с нашим, но ссылки идут в том числе на традиции, в которых скрытые от Бога дети превращаются не в людей низкого статуса, а в духов}.

Динка, шиллук, нубийцы, арабы Судана, Марокко (вероятно), испанцы, каталонцы (Барселона, Мальорка), португальцы, ладины, итальянцы (Абруццо), сицилийцы, фламандцы, фризы (вероятно), немцы (Бавария?), (тагалы), болгары, македонцы, сербы (вероятно), ливы, литовцы. {Вопреки ссылке в Uther 2004, у мальтийцев этого сюжета нет}.

Судан – Восточная Африка. Динка [Du Chie сделал из глины первых мужчину и женщину; у них двое детей; ДЧ либо Nhialic пришел посмотреть на них, женщина испугалась, спрятала одного под кухонным горшком; от сажи он почернел, а "красного" брата Н. взял к себе, дал ему уменья и знанья; черный брат оказался в положении раба по отношению к "красному"]: Johnston 1934: 94; шиллук [корова – наша бабка, Бог – наш отец; у (нашей) матери было двое (детей): черный и белый; она любила черного, но когда пришел Бог, показала ему только белого; узнав, что черного женщина спрятала, Бог ответил, что пусть поступает, как знает, но он любит белого; поэтому белые люди получили все блага и управляют черными]: Westermann 1912, № 78: 178; нубийцы [нубийцы считают себя потомками Адама и Хавы; у них было 7 детей с коричневой кожей и 7 с черной; из каждых 7 шестеро мальчиков и девочка (приводятся их имена – не арабские); Адам хотел побрить всех детей, но Хавва черных от него спрятала; старший из черных сказал Адаму, что теперь он сделал черных рабами коричневых; черные убежали, породив народы с черной кожей]: Sagar 1922: 142; арабы Судана [Господь пришел к Еве, попросил ее показать своих детей; та показала только симпатичных, а некрасивых спрятала; ответила, что это все дети, больше нет; Господь велел, чтобы спрятанные стали рабами других; они сделались черными, стали рабами]: Hillelson 1935: 11.

Северная Африка. Марокко [единственная ссылка на Dwyer 1978, № 3: 45-46; есть мотив A1650.1: когда Бог пришел к Еве, она спрятала часть детей, они не получили благословения и стали менее успешными в жизни; {т.е. очевидно, дети становятся прародителями людей низкого статуса, а не духов или животных}]: El-Shamy 2004(1), № 758: 421.

Южная Европа. Испанцы [редкий мотив, 1 ссылка, латиноамериканских соответствий нет]: Camarena, Chevalier 2003, № 758: 106; португальцы [1 ссылка на Vasconcellos]: Camarena, Chevalier 2003: 106; ладины [у Адама и Евы много детей; она их мыла и причесывала, в это время пришел Бог; еще неумытых Ева спрятала в соломе; мытым Бог назначил быть кому чиновником, кому офицером, кому рыцарем; когда Ева вывела немытых, Бог назначил им быть кому крестьянином, кому ремесленником, кому жестянщиком и т.п.]: Decurtins, Brunold-Bigler 2002, № 83: 224-225; каталонцы : Camarena, Chevalier 2003, № 758 (Мальорка) [Иисус пришел к Адаму и Еве, попросил показать детей; их было 24, но Ева решила показать только 12, но затем призналась, что есть еще столько же; Иисус сказал, что те будут служить первым двенадцати; так появились бедные и богатые]: 105-106; Oriol, Pujol 2008, № 758 (Барселона, Мальорка) [в раю Бог приходит к Адаму и Еве, спрашивает, сколько у них детей; Еве стыдно, что 24, отвечает, что 12; Бог делит мир между ними; Ева говорит, что есть еще 12, но Бог велит тем работать на землях, принадлежащих первым 12]: 151; сицилийцы [у Адама и Евы 24 ребенка; когда пришел Господь, им стало стыдно, что детей так много, они половину спрятали и сказали, что детей 12; Господь благословил 12, велев им быть богатыми и счастливыми; Адам побежал попросить благословения и для оставшихся, но Господь сказал, что поздно – они будут служить получившим благословение; поэтому половина людей богаты, а половина бедны]: Kabakova 2006, № 34: 69-70; итальянцы (Абруццо) [Адам ответил Господу, что у него семь сыновей, хотя их было 14; Бог дал показанным хорошие профессии: священник, монах, врач и пр.; а остальным определил подчиняться; поэтому есть простолюдины и господа]: Del Monte Tammaro 1971, № 758: 64.

Западная Европа. Фризы : Uther 2004(1), № 758: 415-416; фламандцы [зная, как безропотно Адам и Ева приняли изгнание из рая, Бог решил навестить их; Ева прибрала в доме, вымыла тех детей, которые более послушные и симпатичные, а другим велела спрятаться в разных частях дома; Бог благословил первых, велел стать кому императором, кому дворянином, кому купцом и т.п.; тогда Ева позвала остальных; Бог дал назначил каждому быть простолюдином, заниматься ремеслом и пр.; объяснил, что на земле не могут жить только цари]: Van den Berg 2000, № 49: 63-69; немцы (Hans Sachs, 1558; большую часть времени провел в Баварии и Австрии) [перед приходом Бога Ева моет, хорошо одевает тех своих детей, которые красивы; Бог назначает им быть князем, купцом и пр.; тогда Ева решает показать и некрасивых детей, спрятанных в печке, сене, соломе и пр.; Бог велит им быть крестьянами и ремесленниками, объясняет, что ему надо населить землю разными людьми]: Grimm, Grimm 1987, № 180: 526-527 (=Balzamo, Kaiser 2004, № 43: 86-90).

( Ср. Тайвань – Филиппины. Тагалы [сперва только море и небо, между ними летает ястреб (птица похожая на kite); он так взбаламутил воды, что море стало швырять порции воду в небо, а небо, ради защиты, стало бросать вниз острова; затем небо велел ястреб сесть на один из островов, свить гнездо и оставить море в покое; ветер с моря и ветер с суши вступили в брак, у них сын-бамбук; он поплыл, ударился в ноги ястреба, тот в ярости его клюнул, из одного коленца вышел мужчина, из другого – женщина; землетрясение созвал всех птиц и рыб решить, что делать с этими существами; решили их поженить; от них произошли все люди; при таком обилии детей, у состарившихся родителей не было ни минуты покоя; отец взял палку и стал их бить; они разбежались; оказавшиеся в помещениях дома стали вождями, в стенах – рабами, на улице – свободными, в очаге – неграми, в море – европейцами]: Cole 1916: 187-188).

Балканы. Болгары : Ненов 2004 [Бог приходит к молодой женщине, обещает сделать ее детей министром, городским головой, врачом и т.п.; когда прощается, женщина говорит, что у нее есть еще дети, некупанные; Бог наделяет судьбой и их, но многим определяет быть просто работниками]: 95; Даскалова-Перковска и др. 1994, № 758 [как в Ненов 2004]: 269-270; македонцы [узнав, что Бог со всеми святыми собирается ее навестить, Ева стала готовить еду и мыть детей; но половину детей она не успела вымыть и заперла в другой комнате; Бог благословил детей в порядке старшинства стать царем царей, царем, князем, визирем, пашой, губернатором, командующим, капитаном, унтер-офицером, адъютантом, купцом, директором школы, монахом, священником, епископом, патриархом, отшельником, судьей, врачом; тогда Ева призналась, что у нее есть еще дети, попросила благословить также их; Бог велел их служить первым детям и стать привратником, поваром, кофеваром, курьером, кучером, начальником гарема и т.д. (различные слуги и работники)]: Ortenzio 2008, № 19: 63-65; сербы : Uther 2004(1), № 758: 415-416.

Балтоскандия. Ливы [бедняк дает каждому из девяти детей особую профессию, которой раньше не было; на сюжет "Die ungleichen Kinder Evas"]: Loortits 1926: 85; литовцы [Бог благословил нескольких детей Адама; часть детей Адам спрятал, ибо не имел для них одежды; они остались без благословения; так появились бедняки]: Кербелите 2001: 91.