Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K9A. Наказанный подвешен между небом и землей. .27.29.

Наказанный персонаж подвешен на цепи или металлической нити между небом и землей.

Древняя Греция, абхазы, армяне.

Балканы. Древняя Греция: Hom. Il. [Зевс, обращаясь к Гере: ἦ οὐ μέμνῃ ὅτε τ᾽ ἐκρέμω ὑψόθεν, ἐκ δὲ ποδοῖιν / ἄκμονας ἧκα δύω, περὶ χερσὶ δὲ δεσμὸν ἴηλα / χρύσεον ἄρρηκτον; σὺ δ᾽ ἐν αἰθέρι καὶ νεφέλῃσιν / ἐκρέμω: ἠλάστεον δὲ θεοὶ κατὰ μακρὸν Ὄλυμπον, / λῦσαι δ᾽ οὐκ ἐδύναντο παρασταδόν; «Иль ты забыла, как с неба висела? На ноги тебе я / Две наковальни повесил, а руки связал золотою, / Крепкой веревкой, и ты в облаках и в эфире висела. / В негодованье все боги пришли на великом Олимпе, / Освободить же тебя не могли» (пер. В.В. Вересаева)]: XV. 18-22 (ср. Apollod. Bibl. [«Гера, миновав супружеское ложе, родила Гефеста: но, согласно Гомеру, и этого она родила от Зевса. Последний низверг его с небесных высот за то, что он помог связанной Гере, которую Зевс подвесил на высотах Олимпа. Причиной наказания было то, что Гера ниспослала бурю на флот Геракла, когда он после взятия Трои возвращался домой»; «Когда Геракл возвращался морем из-под Трои, Гера обрушила на его флот страшные бури. Разгневавшись на нее за это, Зевс подвесил Геру на высотах Олимпа» (пер. В.Г. Боруховича)]: I. 3. 5, II. 7. 1); Eur. Orest. [трагедия Еврипида «Орест», поставленная в 408 г. до. н.э.; Электра: 1) ὁ γὰρ μακάριος – κοὐκ ὀνειδίζω τύχας – / Διὸς πεφυκώς, ὡς λέγουσι, Τάνταλος / κορυφῆς ὑπερτέλλοντα δειμαίνων πέτρον / ἀέρι ποτᾶται: καὶ τίνει ταύτην δίκην, / ὡς μὲν λέγουσιν, ὅτι θεοῖς ἄνθρωπος ὢν / κοινῆς τραπέζης ἀξίωμ᾽ ἔχων ἴσον, / ἀκόλαστον ἔσχε γλῶσσαν, αἰσχίστην νόσον; «Блаженный царь – о да! Уста хулы / Не изрекут, назвав его блаженным, / Кронидов сын – как говорит молва – / Там, в воздухе парит недвижно Тантал… / И ужасом терзается, скалу / Над головою чувствуя преступной... / Позорнейший недуг – тому виной: / С богами сев за трапезу, как равный, / С надменным царь не сладил языком»; 2) μόλοιμι τὰν οὐρανοῦ / μέσον χθονός τε τεταμέναν / αἰωρήμασι πέτραν, / ἁλύσεσιν χρυσέαισι φερομέναν δίναισι, / βῶλον ἐξ Ὀλύμπου, / ἵν᾽ ἐν θρήνοισιν ἀναβοάσω / γέροντι πατρὶ Ταντάλῳ; «О, если б я к камню взвилася... / Олимпа обломок, / Меж небом и нами / Повис на цепях золотых он / И кружится вихрем! / Я Танталу старому там бы / Надгробную б песню провыла» (пер. И. Анненского); комментарий В.Н. Ярхо: «Еврипид несколько видоизменяет миф, приписывая Танталу не разглашение тайны, а дерзкие речи во время самого пира богов; он принимает также какую-то малоизвестную версию, согласно которой Тантал был подвешен на цепи между небом и землей, в то время как над ним нависала угрожающая падением скала»]: 4-10, 982-985 (Еврипид 1999: 307, 353, 686).

Кавказ – Малая Азия. Абхазы: Инал-ипа 1977, № 6 [из пересказа нартского сказания: «Нехотя великану пришлось рассказать, что там, далеко на востоке, живут семь братьев – Ажвейпшаа (божества охоты). У них есть сверкающая, как молния, дивной красоты сестра – предмет желаний всех выдающихся мужей. Но все, кто является к великанам, отчего-то каменеют, о чем свидетельствуют многочисленные, застывшие вокруг дворца великанов, образы мужчин. Это происходит благодаря злому Калауру (Калаур), сыну Шаурдына, который и сам семь лет добивался руки прекрасной девы, а на восьмой был пойман и подвешен на цепи между небом и землей у входа в крепость над воротами»]: 38; Бгажба 1983 [эпизод нартского сказания: «Великан колебался открыть причину, но затем все же рассказал, что далеко на востоке живут семь братьев Ажвейпша – божества зверей и охоты. У них есть сверкающая, как молния, дивной красоты сестра, к которой сваталось немало витязей. Но все, кто решился на это, были превращены в камни. Виновник этого – злой колдун-аджиныш Калаур, сын Шауардына, который сам семь лет неблаговидными путями добивался руки прекрасной девы, а на восьмой был пойман братьями и подвешен над воротами на цепи, протянутой между небом и землей»]: 72; армяне [один из сказочных мотивов: царь повесил своего брата на цепи между небом и землей]: Гуллакян 1983: 369 (со ссылкой на сборник: Срвандзтян Г. Хамов-хотов. Константинополь, 1884. Текст № 4, на арм. яз.).

 

Продолжение в 162.doc