Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L100G. Одноногий гусь, ATU 785A.

.14.-.16.22.23.27.-.31.33.34.

Слуга подает господину жареную птицу, у которой одна нога уже съедена. Велит посмотреть на кур, гусей и т.п., которые стоят на одной ноге. Когда те убегают, видно, что у каждого две ноги. Обычно слуга говорит, что если бы хозяин вспугнул жареного гуся, тот тоже показал бы вторую ногу.

Арабы Египта, португальцы, галисийцы, испанцы, каталонцы, Арагон, итальянцы (место записей не определено, условно – юг Италии), фризы, фламандцы, немцы (Мекленбург, Позен), ирландцы, англичане, кхмеры, кашмирцы, молдаване, румыны, болгары, албанцы, венгры, лужичане, чехи, словаки, поляки, украинцы (Закарпатье, Галиция), чеченцы, лаки, табасаранцы, грузины, азербайджанцы, турки, курды, персы, таджики, латыши, литовцы, киргизы, хакасы.

Северная Африка. Арабы Египта : El-Shamy 2004, № 785A: 443.

Южная Европа. Португальцы [приготовив курицу, слуга скушал ножку; пытается убедить хозяина, что ноги не было, указывая на стоящих на одной ноге кур; хозяин пугает кур, те убегают на двух ногах; слуга: так надо было и ту жареную вспугнуть]: Cardigos 2006, № 785A: 192; испанцы ^ Uther 2004(1), № 785A: 442-443; галисийцы [парень нанялся к священнику; перед тем, как подать жареного петуха, съел одну ногу; говорит, что другой и не было – вот перед домом петух на одной ноге; но когда петух побежал, он был на двух ногах; слуга сказал, что и жареный мог бы вторую вытянуть]: Camarena, Chevalier 2003, № 785A: 224-225; испанцы (Кастилья и Леон), каталонцы , Арагон : Camarena, Chevalier 2003: 225; итальянцы [Бокаччо и др. ранние источники]: Cirese, Serafini 1975, № 785A: 181.

Западная Европа. Фризы , фламандцы , немцы (Мекленбург, Позен), ирландцы : Uther 2004(1), № 785A: 442-443; англичане [когда господин обвинил слугу, что тот съел куриную ногу, слуга привел его в курятник, где куры стояли на одной ноге; господин их пугнул, появилась вторая нога; слуга сказал, что если бы вы шикнули на ту жареную курицу, и у нее бы появилась]: Clouston 1887: 51-52.

Бирма – Индокитай. Кхмеры : Uther 2004(1), № 785A: 442-443.

Южная Азия. Кашмирцы [хозяин велел слуге приготовить петуха; голодный слуга съел одну ногу; хозяин стал его бить и кричать, Где нога?! Однажды слуга увидел стоящего на одной ноге петуха, показал хозяину; тот бросил камень, петух опустил вторую ногу; слуга: если бы вы бросили камень в того петуха, у него тоже появилась бы вторая нога]: Knowles 1885: 217.

Балканы. Молдаване [боярин велит зажарить к его возвращению гуся; слуга съел одну ножку; привел хозяина к пруду: там все гуси на одной ноге; боярин хлопнул в ладоши, гуси встрепенулись, встали на две ноги; слуга: так надо было и того гуся испугать]: Ботезату 1981: 391-392; болгары [Насреддин Ходжа либо Хитрый Петр съедает ножку жареного гуся (дикой утки, курицы), поданного царю (судье, господину); отвечает, что в их деревне все птицы одноногие и в доказательство показывает на уток, стоящих на одной ноге; царь пугает уток, те убегают на двух ногах (одну убивает для доказательства)]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 785A: 277-278; румыны , албанцы , венгры : Uther 2004(1), № 785A: 442-443.

Средняя Европа. Лужичане [пан и повар; повар отдал одну ножку лебедя любовнице]: Романенко 1962: 81-82; поляки [слуга подал пану гуся, но перед этим съел одну ножку; уверяет, что у гуся была одна нога; показывает в окно, там гуси стоят на одной ноге; пан свистнул, гуси встали на две ноги; слуга: если бы пан свистнул у стола, то и печеный гусь высунул бы вторую ногу]: Krzyżanowski 1963, № 1659: 119-120; словаки [когда Небесный Отец со Св. Петром странствовали, НО попросил Петра купить жареного гуся; по пути Петр съел ножку и ответил, что гусь был с одной ногой; НО не поверил, Петр указал ему на стадо гусей, в котором один стоял на одной ноге; НО промолчал, они пошли дальше и нашли клад; НО разделил его на три части; Петр: а кому третья часть? – Тому, кто съел ногу; Петр: это я съел; НО был немного рассержен, но дал Петру эту часть из любви к нему]: Dobšinský 1970, № 44(3): 227; чехи : Uther 2004(1), № 785A: 442-443; украинцы (Закарпатье, Галиция) [ Одноногий гусь : вора обвиняют в том, что он съел ногу гуся; вор утверждает, что у гуся была лишь одна нога, и при этом указывает на гуся, стоящего на одной ноге; обычно хозяин опровергает мошенника, вспугивая гуся]: СУС 1979, № 785A: 198; {в СУС даны отсылка только к украинским текстам; Сумцов 2015: 153 называет сюжет популярным « в Великой и Малой Руси»}.

Кавказ – Малая Азия. Чеченцы [Тамерлан вызвал к себе Моллу Несарта; тот решил принести в подарок жареного гуся, но по дороге съел одну ногу; Т.: где вторая нога? МН: разве бывают двуногие гуси? показал Тамерлану гусей, стоящих на одной ноге; Т. швырнул камень, гусь побежал на двух ногах; МН: в минуту опасности и ты побежишь на четырех ногах; М.: сколько на небе звезд? МН: сколько шерстинок на шубе, можешь проверить; Т.: где середина земли? МН: здесь, вели измерить]: Кибиев, Мальсагов 1973: 193-194; лаки [Мулла Насреддин понес в подарок хану жареного гуся, но по дороге съел одну ножку; сказал, что у наших гусей по одной ноге, пусть хан посмотрит; хан бросил в гусей палку, они побежали на двух ногах; Насреддин: если б такою палкой пустить в тебя, то у тебя бы стало четыре ноги; хан одарил Насреддина]: Халилов, Османов 1989: 254; табасаранцы [Мулла Насрадин, сварив гуся, пошел к государю; по дороге съел у гуся одну ногу; государь спросил, куда она делась; МН ответил, что у них в городах у гусей по одной ноге, и предложил их показать; пошли смотреть; увидели, что гуси, выйдя из озера, стоят каждый на одной ноге; государь бросил палку, гуси показали по две ноги и улетели; МН: «Если бы палкой, которой ударил ты их, ударили бы тебя, то у тебя сделалось бы четыре ноги»]: Услар 1979, № 7: 468-470; грузины [съев ногу гуся, слуга утверждает, что у того была лишь одна нога, показывает на гуся, стоящего на одной ноге; когда гуся спугнули, он побежал на двух; слуга: нужда заставила показать вторую ногу]: Kurdovanidze 2000, № 785A: 68; азербайджанцы [Тимур велел Молле Насреддину зажарить гуся; тот отнес его повару, а когда понес Тимуру, съел одну ножку; сказал, что гуси одноногие, показал в окно – они стояли на одной ноге; Тимур выстрелил из лука, гуси взлетели и оказались двуногими; МН: если бы я выпустил стрелу в тебя, ты от страха стал бы четвероногим]: Тахмасиб 1984: 44-45 (ср. Багрий, Зейналлы 1935 [юноша попадает к волшебнику-дервишу; тот делает его невидимым, велит приносить плов с царской кухни; юноша приносит и жареную курицу, но каждый раз съедает по дороге одну ножку; утверждает, что все куры одноногие; дервиш создает опасные ситуации, но юноша стоит на своем; соревнования в волшебстве; в конце концов юноша разбил склянку с душой дервиша и женился на красавице, которую дервиш хотел для себя]: 373-381); турки [ходжа зажарил гуся и понес Тимуру; по дороге съел одну ножку; сказал, что у них в Акшехире все гуси одноногие; Т. выглянул в окно; в это время музыканты заиграли в трубы, ударили в барабаны; гуси встали на две ноги и побежали; ходжа: если бы ты отведал этих палок, то пополз бы на четвереньках]: Гордлевский 1957, № 55: 41; курды (Кельбаджарский р-н, Азербайджан) [бедный человек зарезал для судьи гуся, зажарил и понес в дом судьи; по дороге съел одну ножку; судья спросил, где нога гуся; человек ответил, что в этом городе гуси одноногие; затем показал на гусей, которые стояли на одной ноге во дворе; судья взял винтовку и выстрелил по гусям; те разбежались на двух ногах; бедный человек сказал: «Если я так испугаю тебя, ты не только на двух ногах – на четырех убежишь»]: Бакаев 1965: 151.

Иран – Средняя Азия. Персы [Мулла Насреддин сварил гуся и понес подарить градоправителю; но по дороге съел ножку; объяснил, что в городе все гуси одноногие; предложил посмотреть в окно; все гуси стояли на одной ноге; но тут их погнали и они побежали на двух ногах; Насреддин: если бы вас так били палкой, то побежали бы на четырех]: Короглы 1961: 200-201; таджики [Насреддин Афанди зажарил единственного гуся и принес падишаху в подарок; по дороге съел одну ножку; падишах: где вторая нога? Н.: в этому году все гуси вывелись одноногими, взгляните на ваших (они стоят на одной ноге); падишах бросил в них трость, они побежали; Н.: если бы этой тростью хватить по голове человека, то и он бы на четырех ногах побежал]: Амонов, Улуг-заде 1957: 403.

Балтоскандия. Латыши [Крестьянин, осужденный за то, что съел гусиную ножку, утверждает, что у гусей только одна нога, и остроумно доказывает свою правоту, указывая на гусей, стоящих на одной ноге]: Арийс, Медне 1977, № 785A: 321; литовцы : Uther 2004(1), № 785A: 442-443.

Туркестан. Киргизы [Апенди зарезал и приготовил гуся, понес хану в подарок; по пути съел ножку; сказал, что все гуси одноногие, показал стоящих гусей; хан велел бить их палкой, гуси побежали на двух ногах; А. хану: если тебя бить палкой, ты и на четырех побежишь]: Брудный, Эшмамбетов 1977: 277.

Южная Сибирь – Монголия. Хакасы [парень-сирота пошел искать работу; нашел посох; на развилке тот не велит идти в правую сторону, там смерть, а идти налево, где бай с семью дочерьми; у бая бронзовый дом; парень два года работал, попросил в уплату младшую дочь; бай его прогнал; парень забыл посошок, пошел по той дороге, где старик-Смерть {в хакасском тексте русское слово СМЕРТ}; тот рассказывает, что идет к Худаю спросить, кого есть; парень вызывается сходить вместо него; поднялся по лестнице на небо, вошел в дом, там за столом девять чаянов; велят три года есть стариков; парень передал Смерти, будто велено три года есть кору лиственницы; через три года – то же; велено есть людей среднего возраст, парень передал, что водную тину; еще через три года старик-Смерть не доверяет парню, но не смог забраться, сел отдохнуть; парень говорит, что в табакерке у него человечина, а чтобы поесть, надо стать желтой мухой; парень взял табакерку, пришел в город хана; зарезал и ощипал гуся, сварил, понес гуся хану в подарок, но по дороге одну ножку съел; объяснил свое дело, хан велел баю выдать младшую дочь за парня, тем более, что те уже два года как вместе жили; хан спрашивает, почему у гуся одна нога; парень показывает спящих гусей: все на одной ноге; хан погнал гусей, те побежали на двух ногах; парень ударил хана палкой, тот побежал на четвереньках; как хан, если его ударить, побежит на четвереньках, так и гуси на двух ногах; еще парень требует теперь ханскую дочь, раз он даже Смерть осилил; выпустил Смерть из табакерки, хан от страха отдал ему дочь и ханство; но парень ее не взял, а взял ту дочь бая, а дочь хана сделал прислугой, слуг, рабов отпустил]: Торокова, Сыченко 2014, № 35: 519-533.