Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L110B. Желудок съедает дуб. (.27.).29.32.34.

Вынутый из тела домашнего животного или птицы желудок (селезенка) оказывается прожорливым монстром.

(Венгры), абхазы, ингуши, мегрелы, грузины, башкиры, хакасы.

(Ср. Балканы. Венгры [бедняк зарезал поросенка, колобанчик колбасный повесили на чердаке; бедняк послал младшую дочь отрезать от него, а тот ее проглотил; то же другие две дочери и жена; сам хозяин; колобанчик скатился на улицу, проглотил артель косцов, полк солдат, мальчика-свинопаса со свиньями; но у мальчика был нож, он разрезал колобанчику живот, проглоченные вышли живыми]: Ортутаи 1974, № 63: 435-436).

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [старуха зарезала курицу, желудок припрятала на чердаке для гостей; пришел гость, старуха полезла на чердак, желудок ее проглотил; затем проглотил хозяина, гостя, прохожих (сперва двух, затем трех, так до 20; работники стали бить его мотыгами, он лопнул, проглоченные вышли живыми]: Шакрыл 1975, № 2: 15-16 (=Бгажба 2002: 98-99); ингуши [человек попросил Дялу (Дяла – верховное божество) убрать из него желудок, т.к. все заработанное уходит на пропитание; Д. исполнил просьбу, человек забросил желудок на дуб; съев дуб до корней, желудок сказал, что теперь укатится; крапива попросила его не катиться: она скоро созреет и желудок ее съест; желудок не укатился, а человек был свободен от работы, но чувствовал, что ему чего-то не хватает; Д. вселил в него желание вернуть желудок; он его взял назад, а крапива считается полезной для здоровья]: Садулаев 2004, № 117: 299; мегрелы [св. Георгий съедал за сутки быка, два пуда проса, выпивал пуд вина; Бог вынул из него желудок, положил на вершину дуба; Г. больше не хотел есть, а дуб за день оказался съеден желудком]: Кобалия 1903, № 4: 91-92; грузины [желудок съедает хозяина, хозяйку, гостя, детей; священник рвет его, проглоченные благополучно выходят]: Kurdovanidze 2000, № 2028: 108.

Волга – Пермь. Башкиры [два хана зарезали пегую овцу, поставили вариться голову и ноги, затем бросили в казан селезенку; та выпрыгнула, встретила воробья, чирикающего чик-чирик, проглотила; дальше (кумулятивная сказка) встретила и проглотила ворону, каркающую карр-карр, дровосека, косаря, семерых дочерей ткача шелковых тканей, девятерых сыновей домриста; козел не велит его глотать, он разбежиться с горы, сам прыгнет в рот; живот селезенки лопнул, все вышли, последним – сам козел]: Бараг 1989, № 123: 449-450.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы [старики закололи барана, стали перебрасывать друг другу селезенку, муж предлагал есть жене, жена мужу; селезенка убежала, съела табун лошадей; стадо коров; стадо овец; стадо коз; покатилась по льду, примерзла, ее брюхо лопнуло, проглоченные вышли]: Катанов 1907, № 415: 422-423.