Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L120A. Драконий язык и кузнечные клещи.

.27.-.29.31.32.(.35.)

Герой прячется в кузнице от преследующей его драконихи. Когда чудовище проламывает, протирает дверь своим языком, кузнец (или сам герой) зажимает язык раскаленными клещами либо бросает в пасть противнику раскаленную палицу.

Венгры, молдаване, русские (Архангельская, Брянская), украинцы, белорусы, поляки, чехи (?), словаки (?), грузины, финны (?), эстонцы, сету, ливы, вепсы, карелы, мордва, мари, чуваши, башкиры, (коми, манси).

Балканы. Венгры: Гидаш 1953: 147-156 [младший королевич с братьями едет добыть солнечно-лунного жеребца; соседний король обещал отдать за приведшего жеребца дочь; старуха дает королевичу щетку, вторая – скребницу; дядя рассказывает, что это жеребец младшего сына Железноносой карги; у дома карги королевич бросает щетку, превращается в кота, подслушивает, когда возвращаются сыновья карги; ожидает тех у моста, убивает одного за другим с помощью ворона, который роняет на него капли воды; в образе кота подслушивает разговор жен убитых, обещающих превратиться в ядовитые яблоню, грушу, воду; рубит яблоню, грушу, воду – течет кровь; карга преследует, королевич бросает скребницу, на пути появляется грязь; подкову – вонзается карге в ноги шипами; кузнец прячет братьев за железными воротами; братья сверлят ворота, карга просовывает язык, его вырывают раскаленными клещами; она уходит; братья встречают, берут в спутники Мерзляка, Бей без промаху, Одноглазого (все видит), Объедалу, Выпей море, Бегуна; король обещает дочь, если 1) просидеть в раскаленной печи (Мерзляк сидит); 2) много съесть и выпить (Объедало, Выпей море); 3) принести одежду с края света (Одноглазый видит, Быстроногий достает, засыпает; Без промаху будит его); свадьба]; молдаване: Ботезату 1981: 17-27 [драконы украли Солнце; муж с другими людьми уходит его искать, жена рожает сына по имени Ион, он же Фэт-Фрумос; рассказывает об отце; Черный царь посылает его за Солнцем; тот берет тощую клячу, это волшебный конь; ФФ последовательно побеждает драконов: Вечера-, Ночь- Полночь-великанов, отрубает им голову; в последнем поединке орел кропит водой силы ФФ, а не великана; ФФ превращается в петуха, муху, послушивает, как жены драконов обещают превратиться в колодец, яблоню, виноградный куст (отпивший воды, съевший яблоко, ягоду умрет); ФФ выпускает Солнце из подземелья; Черный царь пытается Солнце поймать, падает с крыши, умирает; по пути назад ФФ рубит колодец, яблоню, лозу, течет черная кровь; мать драконов преследует, ФФ прячется в кузнице, убивает преследовательницу, бросив ей в пасть раскаленную палицу; ФФ ищет Лимбэ-Лимбеу - отца драконов; убивает свинью, в ней зайца, в нем утку, яйцо, трех жуков, третий улетает в замок; сторож замка убивает жука, не зная, что в нем жизнь ЛЛ; ФФ убивает сторожа, сжигает труп ЛЛ (=Молдавские сказки 1968: 286-301)], 169-181 [у старушки быстро выросли три сына богатыря; один погнался за лягушкой, другой за уткой, младший Драган за белкой; те поднялись на небо, братья за ними; три змея унесли на тот свет трех царских дочерей, а также солнце, луну и звезды; старушка попросила три ведра красного вина и красного полотна расстелить на кровле; братья думают, что горит дом, бросают погоню, спускаются, сердятся, но мать дает им вина; они сперва не узнали друг друга; мать сказала, зачем их вызвала; они не знают, что делать; братья дошли до ямы, спускаются по шелковому шнуру, старшие испугались, Д. спустился, стал шмелем, слушает, как жены змеев отвечают их матери Скорпии, как приезжают домой их мужья (по медному, по серебряному, по золотому мосту; съедает 12 жареных коров, 24, один ломоть хлеба); С. говорит, что шмель – это Д.; старшая невестка обещает стать колодцем, вторая яблоней, третья костром; а С. разинет пасть от земли до неба; Д. убил всех трех змеев {подробно описано}; тут же освободились звезды, луна и солнце; Д. порубил колодец, яблоню, костер; пришел к кузнецу, это Кóзма-Димир, брат его матери; С. успела откусить кусок пятки; когда С. сунула голову, ее убили палицей, труп сожгли; в медном, серебряном, золотом саду Д. встречает похищенных царевен, отправляет наверх; каждая превращает свои богатства в 3 яблока – медных, серебряных, золотых; вытащив трех царевен, братья обрезали веревку; Д. пришел к КД; тот велит в Сынзыенов день идти к яблони жизни, когда она поднимается из земли на свет; если дед Одолян захочет поздороваться, надо протянуть не руку, а сошник; О. – отец тех змеев; когда он сжал сошник, упали три капли крови, О. сгорел, а кровь превратилась в цветок ололян; яблоня жизни вынесла на землю; Д. выпустил светила на небо; братьев привязал к хвостам коней].

Средняя Европа. Русские, украинцы, белорусы [Бой на калиновом мосту: победив одного за другим трех многоголовых змеев, герой подслушивает разговор их жен (дочерей) и матери, расстраивает колдовские козни, спасая тем самым братьев; укрывается от преследования в кузнице и с помощью кузнецов губит змеиху]: СУС 1979, № 300A=K303: 104-105; русские (Архангельская, 1929, Усть-Цильма, Василий Соболь, ненец, всю жизнь ходил «вожаком» при стадах оленей, т.е. был пастухом-батраком) [Царица не может родить наследника, царь решает купить рыбку золотую-головку, отправляется к рыбакам, в третьей тоне вылавливает ее. Рыбу съедает царица, служанка и бык (ему достаются отбросы), в один день у них рождаются сыновья: Иван-Царевич, Иван-Девий и Иван-Быкович, растут по месяцам, не чувствуют своей силы – калечат в играх других детей. Родители детей жалуются. Трое молодцев едут в поле, встречают старика, он говорит, что путь направо погубит их коней, налево – их самих. Они возвращаются к царю, просят дать им коней, Иван Быкович не находит себе коня в царской конюшне. Он просит кузнеца сковать палицу в сто пудов, подбрасывает так, что ее едва видно, с легкостью ловит (рука не пошевелилась), просит сковать палицу в двести, затем триста пудов. Последнюю подбрасывает, и она быстро возвращается, он едва не роняет ее когда ловит. На распутье молодцы поворачивают направо, у железного моста раскидывают шатер и договариваются караулить по очереди. Двое первых молодцов засыпают на карауле, вместо них с 3-головым, и на следующую ночь, 6-тиголовым, Поганым Идолищем сражается Иван Быкович. Оно предлагает Ивану дунуть на чистое поле, но тот уступает свою очередь Идолищу, оно дует, на три версты в поле сгорает все живое. Пока оно любуется своей работой, Иван срубает головы. Утром Иван-Царевич и Иван-Девий говорят, что ночью не спали и никого не видели. Когда наступает очередь Ивана Быковича, он оставляет товарищам нож, предупреждает, что если из него потечет кровь, они должны бежать на мост. Начало схватки повторяется, Иван срубает у Идолища 8 голов, последняя остается, он просит разрешить ему снять левый сапог, запускает в шатер, затем правый – братья просыпаются, видят, что нож в крови, помогают биться, уходят по пояс в землю и побеждают Идолище. Трое молодцев приезжают к большому дом, Иван Быкович превращается в «мурашка», подслушивает, как внутри старуха («нос до потолку») советует невесткам, женам трех Идолищ, отомстить Ивану, обернуться отравленной ключевой водой, ягодами, золотой кроватью. Иван Быкович трижды спасает братьев от смерти, вода, ягоды и кровать оборачивались женщинами, когда их начинали рубить, им ссекли головы. Они слышат погоню, прячутся в кузнице. Старуха требует, чтобы кузнец их выдал, он просит ее просунуть язык в дверь, и бьет его медным, оловянным и железным прутом, не рвется только оловянный. Старуха превращается в лошадь, Иван Быкович седлает ее, старик спрашивает, отдаст ли Иван свою лошадь, если тому удастся обогнать его, Иван соглашается и проигрывает. Старик вешает лошадь на конек, обещает вернуть, если Иван добудет для него Елену Прекрасную. Иван Быкович соглашается, в пути встречает Ярышек («тоненька ножка, золотой колпачок, лоб залощил, глаза вытаращил»), один умеет переносить людей через море, другой свататься, третий мыться в бане, 4-ый переносить людей в пространстве («с места на место»), 5-ый хлеб есть, 6-ой – воду пить, встречает бабу, которая может за 3 часа преодолеть 3 версты. Всех берет с собой. Встречает еще троих Ярышек: один хвастает: «ступу пестом гужу», второй умеет кремешком стрелять, третий ловить то, что падает на землю. Один Ярышко достает ложку из кармана и переносит всех через море. Другой выполняет задание царя – моется в очень жаркой бане («жар за пять сажон»), третий отправляется свататься. Царь запирает приезжих в овине и поджигает, Ярышко переносит их в безопасное место. Царь заставляет съесть весь хлеб в городе, Ярышко все съедает. Другой выпивает всю воду в сороковках в городских лавках. Царь обещает отдать дочь, если приезжие выпьют всю воду в колодце, Ярышко выпивает. Далее приказывает достать за 3 часа для царевны платье из государства за тридевять земель, отправляют старуху, на обратном пути она засыпает, Ярышко «пестом гужнул», она проснулась и прибыла вовремя. Царь отдает дочь. Первый Ярышко перенес через море, ночью царевна улетает на небо, превращается в звезду. Ярышко увидел на небе лишнюю звезду, другой выстрелил кремешком, последний поймал падающую звезду и отдал Ивану Быковичу. Царевна не хочет идти замуж за старика, подговаривает Ивана обмануть его, когда тот попросит пройти по доскам, уложенным над ямой, пустить его идти первым. Он так и делает, расшатывает одну из досок, старик падает в яму на «железное сперстье». Иван забирает добро старика, сжигает кобылу, женится на Елене]: Карнаухова 1934, № 163: 340-348; русские (Брянская обл.) [младший из сыновей – Иван Пóпялов, до 12 лет лежал в золе ("в пóпяле"); солнце спрятал змей; ИП просит отца сделать ему дубину, бросает вверх, подставляет лоб, дубина разбивается; третья дубина на 15 пудов не разбилась; убивает трех-, шестиглавого змеев; 12-главому отрубает 9 голов; змей просит Ворона лететь позвать его Змеиху на помощь, ИП просит позвать своих братьев, обещает змеиного мяса; Ворон летит к братьям; братья пришли, убили змея, в его доме разломили его голову, в мире появился свет; с полдороги ИП вернулся за рукавицами, став котом, подслушал разговор жены и дочерей змея; братья хотят отдохнуть на подушках на лугу, ИП бьет подушки палицей, течет кровь; на яблоне золотые и серебряные яблоки, ИП бьет их, течет кровь; родник – то же; это были змеиные дочки; летит змеиха, рот от земли до неба; братья бросают три пуда соли, змеиха думает, это ИП, пробует, теряет время; ИП прячется в кузнице Кузьмы и Демьяна; те предлагают ей пролизать языком 12 дверей, тогда взять ИП; они хватают ее клещами за язык, убивают молотами, сжигают]: Афанасьев 1958(1), № 135: 264-266; белорусы: Афанасьев 1958(1), № 134 (Гродненская обл.) [двое братьев идут пахать в лес, метят дорогу соломой, сестра должна идти по ней принести им обед; семиглавый Змей подслушал, переменил знаки, девушка пришла к Змею; один, затем второй братья приходят, Змей показывает свои богатства, предлагает железный хлеб, вешает братьев на балке; у их матери горошинка превращается в мальчика Покатигорошек (П.), он вырастает, кузнец делает ему семипудовую булаву, он бросает ее до облаков, она падает, разбивается; он заказывает более покрепче; приходит к Змею, ест железный хлеб, разбивает колоду без топора, сжигает без огня; П. и Змей загоняют друг друга в землю, П. загоняет того целиком, убивает булавой; убивает коня, прячется в туше, хватает спустившегося Ворона, велит принести живой и мертвой воды; тот приносит, П. разрывает Ворона надвое, склеивает, оживляет принесенной водой; оживляет братьев; по пути назад братья привязывают его к дубу, не веря, что он их брат; он волочит дуб к дому, оставляет родителям, уходит; встречает, берет в товарищи Вырвигору, Вырвидуб; П. убивает шести-, семи-, девятиглавого змея, приносит царю языки; жены Змеев превращаются в кровать, в яблоню, П. их рубит, не дав товарищам сесть, отведать яблок; у третьей Змеихи пасть от земли до неба; П. бросает ей в пасть три кани (камня?), трех соколов, товарищей; каждый раз она Змеиха возвращается пить; П. прячется у кузнецов; те велят Змеихе протереть языком двери, хватают за язык клещами, П. убивает ее]: 254-263; Василенок и др. 1958 []: 162-173; белорусы: Романов 1901, № 28 (Могилёвский, Белышичи, 1888-1891). [Живут купец с женой, у них нет детей. Некто рассказывает купцу, что если поймать и съесть одну рыбу, то будут дети. Рыбак ловит для него рыбу. Хозяйка и служанка чистят рыбу, воду из-под нее выплескивают во двор. Её выпивает кобыла и беременеет. Служанка готовит рыбу, пробует и беременеет. Хозяйка ест рыбу и беременеет. По очереди рожают сыновей служанка, хозяйка и кобыла. Сыновья растут не по дням, а по часам. Отец отдает их учиться, кобылин сын прислуживает им, но лучше понимает науку. Возвращаются жить к отцу. Кобылин сын хочет отправиться странствовать с братьями и просит отца сделать им припас: три булавы (служанкину сыну – булаву в 3 пуда, хозяйкину – в 4, а себе – в 5). Кобылин сын проверяет булавы, подкидывает в небо и ломает все (ладонью, коленом и лбом). Просит выковать новые (в 5, 6 и 8 пудов). Кидает их по очереди, они улетают, неведомо куда. Сыновья отправляются их искать. Находят первую и вторую. Третью находят в десятом царстве на доме поганого царя. Кобылин сын забирает свой припас. Весь день они в этом доме гуляют, пьют и играют в карты. Кобылин сын посылает служанкиного сына караулить в баню (лазьня), говорит не засыпать, а то они головы сложат. Служанкин сын засыпает. Кобылин сын прячется под мост. Едет поганый царь с шестью головами. Кобылин сын побеждает его и забирает шестерых его коней. Снова весь день гуляют, пьют, играют в карты. На следующую ночь кобылин сын отправляет в баню караулить хозяйкиного сына. Тот тоже засыпает, а кобылин сын снова прячется под мостом. Едет поганый царь с семью головами. Кобылин сын побеждает его и забирает семерых его коней. Снова весь день гуляют, пьют, играют в карты. На следующую ночь кобылин сын сам идет в дозор, а братьям оставляет рушничок. Говорит, если будет с него капать кровь, значит, ему нужна помощь. Братья засыпают. Едет поганый царь с девятью головами. Кобылин сын срубает восемь его голов, а девятая хватает его за лоб. С рушничка течет кровь, братья просыпаются и прибегают на помощь, побеждают девятую голову, забирают девять коней. На следующий день делят повозки: с шестью конями достаётся служанкину сыну, с семью – хозяйкину, с девятью – кобылину. Едут к отцу. Кобылин сын вспоминает, что забыл в доме поганого царя перчатки (пальчатки), возвращается за ними и видит трех баб (две – жены поганых царей, а третья – мать). Они обсуждают, как убить братьев. Одна собирается превратиться в постель, вторая – в крынку, кубки золотой и серебряный, яблочки золотые и серебряные, а третья хочет разинуть рот, одну челюсть (зяпа) поставить на землю, другую под небеса и проглотить братьев. Кобылин сын возвращается к братьям, ничего не говорит, они едут дальше. Видят, стоит три постели. Служанкин и хозяйкин сыновья хотят лечь спать, а кобылин разрубает постели, и из них течет кровь. Едут дальше, видят крынку, кубки золотой и серебряный, яблочки золотые и серебряные. Служанкин и хозяйкин сыновья хотят взять по яблочку для гостинца отцу, кобылин сын не успевает их остановить, они умирают. Кобылин сын рубит крынку, кубки и яблоню, отовсюду течет кровь. Мертвых братьев кладет в повозки и едет дальше. Стоит баба с разинутым ртом. Кобылин сын отсекает ей верхнюю челюсть и проезжает поверху. Баба гонится за ним. Он прячется в кузне, баба лижет стену и достает его. Кузнец хватает клещами ее язык, а кобылин сын бьет по языку булавой. Выбивается из сил и ломает свою булаву. Баба предлагает соревноваться в пении, кто дольше пропоет. Сначала она едет на нем и поет, перепевает все свои песни. Потом он едет на ней и поет. Едет в сторону отца, за ними едут повозки. Подъезжают к реке. Баба выпивает всю реку, лопается, река разливается обратно. Кобылин сын возвращается к отцу, хоронит братьев и живет там], 29 (Бохотская в., Мстиславский у., 1888-1891, от крестьянина Никиты Алексеева, 45 лет, неграмотный) [У отца три сына: два умных, а третий дурак. Умные едут в лес, дурак остаётся дома. Две невестки просят дурака принести воды. У моста увязла щука, дурак ей помогает, она обещает сделать всё, что он хочет. Дурак говорит, чтобы вёдра с водой сами шли домой.  На следующий день братья берут его с собой за дровами. Дурак запрягает лошадь отца, лошадь брыкается, дурак убивает ее. Говорит, чтоб сани ехали сами, потом, чтоб дрова сами нарубились и сложились в сани. Едут домой, проезжают мимо озера. Дурак видит, как поймали одну рыбу, говорит, кто съест эту рыбу, обсосёт кости и съест кости, забеременеет и родит сына. Все три сына будут богатыри. Рыбу съедает царица, кости обсасывает ее дочь, съедает кости сучонка. Все три рожают по сыну. В 17 лет сыновья просят отца изготовить им три меча по 15 пудов. Хотят отправиться убить змеев с тремя, шестью и 12 головами. Отец исполняет их просьбу. Братья решают, кто у них будет главный. Бьют мечами по камню размером с дом. Сучий сын только намечает, царицын – половину рассекает, девичий – пополам раскалывает. Он становится главным. Приезжают в тридесятое царство. Искорка парубок Девичий сын (И.) отправляет на мост сучьего сына, чтобы тот победил Юду с тремя головами. Тот засыпает. И. летит стрелой к мосту, бьется со змеем, отсекает одну голову. Змей просит передышки, спрашивает, в чем сила парубка. Они показывают друг другу силу (у парубка перо, у Юды боб), И. ловит силу Юды и проглатывает. Побеждает змея. На следующую ночь И. посылает на мост царицына сына, чтобы тот победил Юду с шестью головами. Тот засыпает. И. летит стрелой к мосту, бьется со змеем, отсекает три головы. Змей просит передышки, спрашивает, в чем сила парубка. Они показывают друг другу силу (у парубка перо, у Юды орех), И. ловит силу Юды и проглатывает. Побеждает змея. На третью ночь И. сам идет на мост, чтобы победить Юду с 12 головами. Братьям оставляет пустой стакан: если наполнится кровью, они должны бежать на подмогу. Братья засыпают. И. бьется со змеем, отсекает две головы. Змей просит передышки, спрашивает, в чем сила парубка. Они показывают друг другу силу (у парубка перо, у Юды яблоко), И. ловит силу Юды и проглатывает. Змей злится. И. кидает сапог в комнату, где спят братья. Братья просыпаются и бегут на помощь. Побеждают змея. И. просит братьев отдохнуть трое суток. В первую ночь И. оборачивается голубем и летит к Юдиной жене с тремя головами, во вторую – с шестью, в третью – с 12 головами. Узнает, как те собираются его погубить (превратиться в колодец, в яблоню и в огромную змею, шириной в 25 верст, а длиной в 45). Едут братья домой, хотят пить. Видят колодец, И. рубит его мечом, из него течёт кровь. Едут дальше, видят яблоню, хотят съесть яблоки, И. рубит ее, из нее идет кровь. Едут дальше, видят гору, которой там быть не должно. Это змея. И. вскакивает ей в пасть и прорубает сквозной проход, в который проходят братья с лошадьми. И. не успевает пройти, змея его преследует. Он прячется в кузнице, змея пролизывает крышу, кузнец хватает змею щипцами, И. рубит змею от хвоста до головы. Переплавляют змею в кобылу. За это И. три года служит у кузнеца. Кузнец его отпускает, велит не останавливаться. И. останавливается и три года служит у другого кузнеца. Тот запрещает ходить на Усиянскую гору и смотреть на родную сторону. И. нарушает запрет, лжет кузнецу. Кузнец его отпускает, И. доезжает до царского дома. Царь приказывает высватать ему девицу, иначе не отпустит домой. Велит собрать 12 молодцов, И. собирает (Обпивалу, Объедалу, Гуньку, Довгошоста, Лысую Муху и других). Приходят к царю сватать девицу. Царь дает им 12 бочек вина и 12 пудов хлеба, велит за ночь выпить и съесть. Обпивало все выпивает, Объедало – съедает. Следующую ночь царь велит спать в яме с горящими углями. Гунька тушит все своим телом. Дочь гуляет по саду с И., наводит на него сон, пытается улететь голубкой. Лысая Муха кусает его за ж… Довгошост берет И. себе на хвост и догоняет дочь. Они везут ее своей дорогой, не отпуская к отцу. Приезжают к царю. Царь окружил свой дом горящими канавами. Велит И. перейти через огонь по былинке, чтобы доказать, что он по дороге не жил с девицей. Девица втыкает в былинку толстую проволоку, И. переходит. Предлагает царю перейти по былинке, чтобы доказать, что тот не ездил на его кобыле. Девица вытаскивает проволоку, царь падает. И. венчается с девицей, они едут в свое царство]: 248-254, 254-262; украинцы: Петников 1956 [на охоте Иван-царевич встречает железного волка; тот соглашается съесть его в день его свадьбы; царь окружает дворец войском, но волк проходит, И. скачет прочет, приходит к хате на курьей ножке, где ведьма с тремя дочерьми; она согласна избавить его от волка, если он женится на ее дочери; волк – ее муж; они решают извести зятя, посылают за женой и мертвой водой; ворона обещает достать, если И. не тронет ее воронят; учит птичку влететь в колодец и улетать вбок, иначе змеи-сторожа спалят огнем; И. приехал к старику, у того умерла жена, И. ее оживил; старик дал платок, велел набросить на волка, тот стал 12-главым змеем, надо ударить справа и слева, головы слетели; надо котенком пробраться к ведьме; И.-котенок слышит, как старшая дочь ведьмы и волка обещает стать колодцем, средняя – яблоней, младшая – горницей с яствами на столе; он все это рубит, кровь течет; возвращается домой к жене и родителям]: 159-163; Сказки Верховины 1970 (Закарпатье) [рыбак поймал золотую рыбку, отнес царю; кухарка изжарила царице, попробовала сама, остатки отдала собаке, все трое родили, сын собаки Иван – самый сильный; оставил нож в дереве, если польется кровь – путь братья идут на помощь; на мосту сражается с 12-главым змеем, приехавшим на 12-ногом коне; отрубленные головы змея все отрастают, с ножа течет кровь, братья приходят, прячут головы, змей умирает; мать Змея превращается в железную веревку, И. не велит трогать, рубит ее, течет кровь; не дает братьям пить, рубит родник – течет кровь (это был змееныш); 18-главый Змей преследует братьев, они прячутся у кузнеца, Змей запутывается в цепях, И. велит ему раскрыть пасть, бросает раскаленное железо, Змей погибает]: 203-206; поляки [трое братьев, из которых старший – сын собаки Сучич, приезжают к замку, где дракон; С. не спит, сражается с драконом; братья видят кровь на оставленной им рукавице, прибегают на помощь, дракон убит; в сражениях с братьями и матерью дракона братья гибнут; С. бежит от драконихи, прячется в кузнице; когда дракониха проламывает двери своим языком, С. хватает язык раскаленными клещами, той приходится оживить его братьев]: Krzyżanowski 1962, № 303: 87-88; словаки, чехи: Uther 2004(1), № 300A: 175-176.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [герой трижды побеждает трех девов; подслушивает разговор их жен (сестер), готовящих смерть ему и его братьям; разрушив козни жен девов, герой убегает от преследователей, спасается в кузнице; убивает преследователей с помощью кузнеца]: Kurdovanidze 2000, № 300A: 30.

Балтоскандия. Вепсы, карелы: Kecskeméti, Paunonen 1974, № 300A: 223; ливы, финны: Uther 2004(1), № 300A: 175-176; эстонцы (Ристи) [пахарь пахал, а получилось озеро; оттуда выпрыгнула щука; голос велел отдать ее служанке приготовить для бабушки, только та должна съесть; бабушка была ведьма; служанка попробовала уху, пенку проглотили собака и кобыла; служанка, кобыла и собака родили по сыну, имя сына собаки Juhan; они выросли, пошли искать жен; у сына служанки конь шагает разом на две версты, у сына кобылы - на версту, у Ю. нет коня; старик говорит сыну служанки, где под камнем взять коня, чтобы за шаг делал три версты; они ночуют у моста, стерегут по очереди; сын служанки победил одноголового черта; сын кобылы испугался, вместо него Ю. победил двуглавого черта, в следующую ночь шестиглавого; заночевали у старухи, не знали, что она мать чертей; ушли от нее; видят, как она их преследует, одна губа к облакам, другая по земле; проглотила сына служанки и сына кобылы; Ю. пришел в кузницу; кузнец предложил преследовательнице проделать в стене отверстие языком, схватил язык клещами, Ю. стал бить ее железной палицей; она отрыгнула проглоченных, она живы, сама ушла; они взяли жен, возвращаются; мать чертей у болота зовет их, Ю. опять ее бьет; на пути мягкие сиденья, затем кровати; Ю. не дает сесть, лечь, т.к. слышал, что те собираются их убить, когда они заснут; то же - столы с едой; дома женились на приведенных девушках]: Järv et al. 2009, № 15: 85-89; сету: Järv et al. 2009, № 4 [царица бездетна, царь привозит рыбу, велит поварихе приготовить, самой не есть; царица съела рыбу, повариха отвар, собака – кости, каждая родила сына: Иван-царевич (ИЦ), Иван Поваров (ИП), Старый Сукин Сын (С.); братья приходят к мосту; первым сторожит ИП, едет Черт (vanasitt), ИП бьет, тот и не заметил, С. убивает Черта; то же на другую ночь, когда сторожит ИЦ; на третью – 12-головый черт; С. оставляет нож – закапает кровь, пусть братья придут на помощь; у черта отрастают отрубленные головы; С. бросает в братьев туфлю, другую, но те спрятались под печкой; С. собрался с силами, убил черта; у первых двух чертей были жены, одна стала яблоней, другая колодцем; С. уничтожил яблоню, колодец; у жены 12-голового одна губа на полмира и другая на полмира (ühe huule ühe ilmaveere peale, teise huule teise ilmaveere peale), открыла рот; С. насыпал туда муку; С. и ИЦ проскочили, ИП проглочен; С. велел кузнецу приготовить клещи; жена 12-голового открыла пасть, ее клещами за язык, отрыгнула ИП, тот в муке, С. ее убил]: 47-50.

Волга – Пермь. Мордва: Самородов 1972 (мокша) [царевич силен, калечит товарищей по играм, уходит, взяв железную палицу; берет двух богатырей в побратимы; каждый по очереди стережет мост; побратимы спят, царевич каждый раз сам убивает 6-, 9-, 12-главого змея, прячет головы под мостом; подслушивает, как змеевы жены обещают стать родником, яблоней, постелью, отравить, задушить богатырей; мать змеев разинет одну губу до неба, другую до земли, одну грудь опустит на землю, другую поднимет к небу; хлещет плеткой по роднику, яблоне, постели, течет кровь; конь царевича перепрыгивает через старуху, побратимов она проглатывает; по приказу царевича, кузнецы просят старуху высунуть язык, прижимают клещами, она отрыгает проглоченных; лошадь царевича пропадает; она напаивает сторожей, уводит ее от волшебника; тот смотрит в зеркало, догоняет на трехногом коне; обещает отдать лошадь, если царевич приведет младшую из сестер из стеклянного дома на дне моря; берет в спутники того, кому холодно в огне, кто пьет без конца, кто превращается в рыбу; побратимы выполняют задания старухи (один остужает раскаленную баню, другой выпивает и съедает сорок бочек пива и сорок пудов хлеба); побратим-окунь ловит невесту, уплывшую рыбой; жена создает канаву с горячими углями, волшебник на трехногом коне гибнет в ней; старик разрубает девушку, вынимает из нее змей, лягушек, червей и пр., возрождает чистой, отдает царевичу]: 221-235; 1985 [кто-то похитил солнце, луну и звезды; лишь Ивашка Приметлив вызвался ехать; ему дали кучера; пока тот спит, ИП идет к мосту; подъезжает 5-главый змей; бьются, затем змей предложил отдохнуть; ИП завладел правой бочкой, а змею пришлось пить из левой; ИП отрубил змею головы; на следующую ночь 7-главый змей; то же; затем 9-главый (ИП опять поменял бочки); ИП убил змея; забрал светила; говорит кучеру, что должен вернуться за забытыми варежками; слышит разговор матери и вдов змеев; вдовы обещают стать родником, яблоней, сильной бурей; ИП рубит родник и яблоню саблей, текут кровь и гной; от бури они прячутся в кузнице; кузнец предлагает языком пролизать дверь; ИП взял язык клещами, сел на змеиху, поехал вслед за кучером; встречные девушки: парень хорош, а лошадь дрянь; то же – парни; ИП молчит; то же – старик; ИП его обругал, а старик ему: ты чего на моей родительнице верхом ездишь; девушки и парни окружили ИП, спрашивают старика, что с ним делать; старик: пусть достанет дочь Бурьяги (примерно как Баба-яга); ИП пошел искать Бурьягу; встречает, берет в спутники охладителя горячих бань, считающего рыб, звездочета; Б. предлагается вымыться в раскаленной железной бане (охладитель ее остудил); Б. велит дочери пропасть в воде, исчезнуть в небе; считатели рыб и звезд ее вернули, ИП отдал старику, получил светила; приехал к царю, стал выпускать звезды, затем месяц, солнце; отобрал у царя царство и женился на привезенной девице]: 273-278; мари {у Акцорина, видимо, тот же текст, что у Четкарева, но более обработанный}: Акцорин 1984 [бездетная царица находит на крыльце ребенка, царь предлагает назвать его Бабин сын; он берет в спутники двух солдат, едет за гуслями-самогудами; пока спутники спят, БС сторожит на мосту, трижды убивает приехавших врагов; затем подслушивает разговор трех сестер демонов и их матери; сестры обещают 1) создать в пустыню с лужком и ручейком, съесть тех, кто остановится отдохнуть; 2) поставить в пустыне чайную; 3) пивную и чайную; мать обещает догнать и съесть убийц ее сыновей; ИБ рубит луг, чайную и пр. убивает демониц; старуха догоняет, съедает спутников БС, сам он прячется у кузнеца Ильи Муровина; схватывает язык старухи клещами, зажимает в тиски, она умирает; БС работает у ИМ, получает гусли-самогуды; ИМ предупреждает о коровьих кишках на дороге, их не надо рубить; кишки просят их разрубить, БС рубит, котомка с гуслями пропадает; ИМ говорит, что достать гусли можно, лишь достав девушку; 11 братьев ИМ выпивают 40-ведерную бочку вина (ИМ извлек вино заранее); то же – съесть бочку каши; разметал жар в бане, где велено мыться; БС получает невесту; ИМ в первую ночь ложится вместо него, вешает невесту за ноги, бьет, из нее выходят змеи, ящерицы, лягушки; то же на вторую ночь – куски тяжелой крови; иначе бы жена задавила мужа; на третью ночь жена кладет на мужа груди, чуть не задавила, ИМ бьет, выходит хлебное, жена становится нормальной девушкой; БС привозит жену домой]: 118-126; Четкарев 1948 [бездетная царица находит в уборной младенца, царь называет его Бабий Сын; он просит у отца двух товарищей, уезжает; они останавливаются в пустом доме, где много еды, караулят по очереди; в полночь приезжает противник на трех, шести, девяти лошадях, БС убивает каждого, его товарищи спят; подслушивает, как сестры и мать противников договариваются убить БС и его товарищей; младшая сестра превращается в песок на сто верст и ручей, средняя - 200 верст и чайную, старшая – в триста верст и пивную; БС не дает товарищам пить, рубит демониц саблей; их мать преследует, БС и товарищи прячутся в кузнице Ильи Муровина; тот предлагает высунуть язык, зажимает тисками, демоницу сожгли; ИМ просит привезти самоиграющие гусли; БС привозит, нарушает запрет не рубить коровьи кишки, он рубит, гусли пропадают; ИМ и его братья ищут для БС жену; ее отец требует 1) выпить 40 ведер вина, съесть столько же каши (ИМ все делает); 2) мыться в раскаленной бане (они невредимы); БС получает жену, ИМ велит три ночи не трогать ее; она кладет на БС руку, ногу, груди, тот начинает задыхаться, ИМ прячется, каждый раз бьет женщину, та выблевывает ящериц, змей, лягушек, запекшуюся кровь; после третьей ночи жена безопасна; БС возвращается к отцу]: 20-28; чуваши: Чувашские сказки 1937: 27-40 [змей сбил с неба хвостом и захватил солнце и месяц, проглотил народы и племена; остались трое младенцев и с каждым жеребенок – белый, черный, саврасый; один в степи, другой в лесу, третий в расщелине скал; выросли, стали Сер-паттар, Йуман-паттар, Ту-паттар ("земля-, дуб-, гора-богатыри»); С. встретил сперва Й., затем Т., поехали вместе; остановились в доме, рядом мост через реку; в полночь С. проснулся: волна несет сидящего на медном троне змея с тремя коронами на трех головах; С. сражается с ним на мосту, убил, головы и куски тела спрятал под мост, братьям ничего не сказал; они подъехали к деревне; С. подсматривает в окно избы: там женщина укачивает младенца, во лбу у нее звезда, в ушах звезды; она говорит младенцу, что отомстить за гибель его отца, станет кустом малины, богатыри съедят ягоды и погибнут; С. рассек куст, потекла черная кровь; братья останавливаются в другом доме у моста через Шура-Шыв («белая река»); Й. должен сторожить, но засыпает, С. видит, как девятая волна выносит змея на серебряном троне, серебряные короны на 9 головах; он загнал С. по пояс в землю, но С. отрубил все головы, спрятал под мост; С. снова подсматривает в избу; тот же эпизод, звезд на женщине еще больше, сидит на серебряном стуле, обещает превратиться в родник; С. рубит родник, потекла черная кровь; братья ночуют у моста через Черную реку, Т. идет сторожить, засыпает; двенадцатая волна выносит 12-главого змея, на головах золотые короны; он вбивает С. в землю, но С. вышел, отрубил 11 голов; чтобы сохранить последнюю, змей вынул из одного уха солнце, из другого месяц, отдал; С. все равно отрубил ему голову; в избе женщина со звездами на теле сидит на золотом стуле, обещает превратиться в кровать с периной; С. рубит, потекла черная кровь; мать змеев окружила богатырей своим телом, проглотила Й. и Т., С. на своем коне перепрыгнул, скачет прочь, змеиха преследует; С. заперся в кузнице, предложил змеихе пролизать железную дверь, схватил за язык раскаленными щипцами, вышел, стал рубить с хвоста, все проглоченные вышли, каждый бросил горсть земли, образовалась гора; С. вынул из карманов солнце и луну, они вернулись на небо], 203-209 [знахарь велит бездетному человеку поймать рыбу с золотой чешуей, пусть жена съест; хвост съела повариха, голову – кобыла, родились трое богатырей; притесняют сверстников; их хотят посадить под замок, они уезжают; остановились в избушке; сын кобылы не спит; едет трехглавый змей, спрашивает, почему конь спотыкается; конь: сын кобылы их убьет; тот убивает змея на мосту, головы прячет под мост; то же во вторую, в третью ночь; то же шестиглавый змей; девятиглавый; братья уезжают; сын кобылы возвращается за забытым ножом; в избе чудовищная старуха; он отрезает у нее кусок от губы, старуха говорит, что муха укусила; обещает превратиться в источник; в перину; в сад с комедиантами; сын кобылы бьет источник саблей, вода превращается в гной; то же с периной; на сад оглянулся, комедианты его схватили; требуют добыть дочь водяного царя; сын кобылы встречает, берет в спутники товарищей: стрелка-птицелова; умеющего сосчитать деревья в лесу; невидимку; невидимка видит и слышит, как водяной обещает дочь тому, кто похож на него: золотые волосы на голове, серебряные в бороде; вырвал по три волоска, прикрепил сыну кобылы; водяной отдал дочь; та стала птицей, стрелок ее сбил; деревом – умеющий считать вычислил; сын кобылы отдал невесту, получил назад коня; невеста вернулась, они стали хорошо жить].

(Ср. Туркестан. {Дана ссылка на Аливу, адыгский указатель. Почти наверняка ошибка}. Уйгуры: Uther 2004(1), № 300A: 175-176).

(Ср. Западная Сибирь. {Недавнее русское заимствование}. Манси [в семье купца приготовили рыбу; дочь и служанка поели уху, собака вылизала остатки, все трое родили по сыну, имя каждого – Ванька, обликом одинаковы; играя с другими детьми, они их калечили; решили уйти; они пустили стрелы, пришли в избу; там еда и колоды карт; стали играть; должен был идти сторожить младший В., но пошел старший (он сын собаки); через мост едет 6-головый черт, спрашивает своего коня, почему тот спотыкается; конь предрекает смерть черта; В. его убил, вернулся в избу; то же на следующий день – 9-головый черт; на третий раз В. оставил в избе свои рукавицы: если одна упадет, а на другой появится кровь, надо спешить на помощь; 12-головый черт одолевает, братья спят, В. бросает сапог, братья проснулись, прибежали, 6 голов отрублены; еще раз то же (бросает второй сапог, оставшиеся 6 голов отрублены); братья отправились в путь, но В. вернулся за сапогами, стал мышью, подслушал разговор чертовок; одна обещает вызвать зной и стать колодцем, кроватью, вторая – нагнать холод и стать избой, третья – стать свиньей и убить братьев; В. рубит колодец, избу, вместо них – рассеченные трупы; братья разошлись по трем дорогам; свинья догнала и убила младшего, среднего братьев; старший В. спрятался в кузнице Кузьмы Демьяна; свинья пролизала языком дверь, Кузьма Демьян велят схватить чертовку клещами за язык, В. это сделал, раздробил череп молотом]: Kannisto 1956, № 18: 182-189).