Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L23A. Превращение в пламя. .23.27.-.29.

Пытаясь освободиться, схваченный персонаж последовательно меняет свой облик, в частности превращаясь в огонь (и воду).

Тамилы, Древняя Греция, греки, украинцы (Закарпатье), абхазы.

Южная Азия. Тамилы [демон Cūr (Cūrapadma) и его братья славили Шиву до тех пор, пока не получили власть над вселенной; боги обратились к Шиве за помощью, и тот обещал зачать сына, который истребит демонов; Murukaṉ родился от семени Шивы и стал громить демонов; наконец он вступил в схватку с Куром; во время единоборства тот принимал различные формы: бушующего моря, огня, смерти, горы, облака и др.; спрятался среди созданных им теней и, наконец, превратился в дерево манго посреди океана; ветви дерева достигли пределов вселенной, погрузив море, небо и сушу во тьму; звезды посыпались с небосвода, горы перевернулись корнями к небу; М. своим копьем сперва высушил океан, а затем срезал дерево; но Кур разделился надвое; одна половина приняла образ петуха, а другая – павлина; М. поместил изображение петуха себе на знамя, а павлина сделал своим ездовым животным]: Dubianski 2000: 26-27.

Балканы. Древняя Греция. 1. Зевс сходится с Метидой ; та сперва не желает его и принимает различный облик, чтобы вырваться. 2. За право жениться на Фетиде спорили Зевс и Посейдон, но Фемида предсказала, что от Фетиды родится сын, который будет сильнее своего отца; некоторые же говорят, что когда Зевс вознамерился вступить в брак с Феридой, Прометей предсказал, что тот, кого Фетида ему родит, воцарится над небом; следуя совету Хирона схватить Фетиду и держать ее, какой бы облик она не принимала, Пелей подстерег ее и унес; Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в зверя , но Пелей не отпускал ее, пока не увидел, что она возвратила себе первоначальный облик (Апол. 1972, 3, XIII, 5: 69; пересказ в Ярхо 1982: 297). 3. Периклемен - сын Пелея , царя Пилоса. Посейдон одарил его способностью принимать вид любого существа. Когда Геракл опустошал Пилос, Периклемен принимал в борьбе с ним облик льва, змеи, пчелы, но все же погиб (Апол.:16). 4. Морской старец Протей обладал даром пророчества. Его дочь (или жена) Эйдотея советует Менелаю не выпускать Протея из рук до тех пор, пока тот не примет свой истинный облик. Протей превращается в льва, леопарда, змею, быка, кабана, птицу, обезьяну, огонь, воду и дерево . Наконец, становится сонливым старичком, рассказывает Менелаю о судьбе греческого войска. 5. (Od., iv, 384ff). Когда Одиссей хватает Протея, тот последовательно превращается в льва, змею, леопарда, кабана, струящуюся воду, цветущее дерево. 6. Морской старец Нерей обладает даром пророчества. Нимфы советуют Гераклу не выпускать Нерея из рук до тех пор, пока тот не примет свой истинный облик. Геракл застает Нерея спящим и связывает, хотя тот все время меняет облик. Нерей рассказывает Гераклу, где найти яблоки Гесперид. 7. Периклемен , сын царя Пилоса Нелея (сына Посейдона), сражаясь с Гераклом, постоянно меняет свой облик, но Геракл убивает его (Геракл разоряет Пилос за то, что Нелей отказался очистить его от скверны убийства Ифита, ибо он был другом отца Ифита) Захарова, Торшилов 2003: 221-222; греки : Crooke 1908 [музыкант хватает Нереиду, та превращается в собаку, змею, верблюда, огонь ; он не выпускает ее до первого крика петуха; после этого она сохраняет свой облик, становится его женой]: 167-168; Megas 1970, № 76 [деревенский юноша, хорошо игравший на лире, влюбился в одну из нереид; старуха советует перед тем, как закричит петух, схватить ее за волосы и не выпускать, пока она не прекратит менять свой облик; нереиды привели его к себе в пещеру, он сделал, как посоветовали; нереида превращалась в собаку, змею, верблюда, огонь ; закричал петух, нереиды пропали, схваченная пошла за юношей в селение; родила сына, но всегда молчала; старуха посоветовала сделать вид, что он собирается бросить ребенка в огонь; нереида закричала, схватила ребенка, исчезла; другие не пустили ее больше к себе; она стала жить в источнике, где два-три раза в год ее видят с ее ребенком]: 202-203.

Средняя Европа. Украинцы (Закарпатье) [конь бедняка останавливается; важный пан говорит, что конь пойдет, если бедняк обещает отдать ему, что дома не знает; в это время его жена родила; через три месяца сын Иван вырастает, уходит; старик объясняет, что он запродан Черту; надо спрятаться у моря в дупле, три дочери Черта придут купаться, надо взять перстень третьей; она примет образ воды, огня, змей , но перстень надо отдать за обещание стать женой И.; так и стало, жена переносит И. к отцу; тот требует 1) за день на месте леса устроить поле, собрать урожай, испечь хлеб; 2) перебросить мост в тридевятое царство (по приказу жены чертенята все делают); 3) убить зеленого зайца; жена входит в море, мимо проходят, отец, мать И.; это и был заяц; на третий раз – бабка И., И. стреляет, бабка превращается в зайца; Черт велит старшим дочерям обернуться кобылицами, но жена И. обещает отдать их за его братьев; И. с женой убегают, превращаются в монастырь и монаха, пшеницу и мальчика, Черт их не узнает; на третий раз гонится Чертиха, узнает дочь и зятя в образе озера и гусака, уносит глаза И.; ее дочь делается родником, Чертиха наклоняется попить, роняет глаза, жена возвращает их И.; свадьба]: Сказки Верховины 1970: 196-202.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [юноша обещает жениться на той, кто за день сошьет ему полный комплект одежды; девушке не хватает немного времени пришить застежки; она просит бога чуть вернуть солнце назад; когда после свадьбы молодые ложатся в постель, кто-то зовет юношу; он возвращается утром усталый; сестра, мать следят, не могут схватить его, ибо он превращается в змею, лягушку, в пламя ; жена удерживает; этот юноша – Амыз (месяц); его прежняя жена Амра (солнце) говорит, что новая разлучила их, но она не даст осуществиться их браку; так и забирает его каждый вечер]: Шакрыл 1975, № 88: 393-395 (=Бгажба 1983: 31-33; =2002: 36-38; =Хварцкия 1994: 69-71).