Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M114j. Все женщины одинаковы, ATU 983.

.13.-.17.23.28.-.31.33.

Женщина не отказывает тому, кто ее домогается, а спокойно объясняет, что нет смысла пытаться овладеть многими, поскольку все одинаковы (различаются не больше, чем покрашенные в разный цвет яйца).

Амхара, берберы Марокко, Алжира, арабы Египта, португальцы, испанцы, немцы, арабская письменная традиция, Палестина, Сирия, Ирак, Катар, Бахрейн, Йемен, телугу, болгары, албанцы, греки, русские (Пермская), адыги, (балкарцы), турки, курды, персы, латыши, литовцы, финны, (башкиры), казахи.

Судан – Восточная Африка. Амхара [человек неблагоразумно поспорил, что узнает, как далеко центр земли и сколько звезд на небе; жена советует взять шест и назвать любое расстояние, а если не верят, пусть меряют шестом; звезд, сколько семян тефа в мешке – пусть проверяют; муж признался вельможе, что его научила жена; тот решил взять эту женщину себе; жена велела мужу пригласить вельможу, наполнила горшки семенами льна и накрыла разными тканями; объяснила вельможе, что женщина различаются только внешне, а внутри все одинаковы; муж похвалил ее, наградил супругов]: Ганкин 1979, № 98: 128-130.

Северная Африка. Берберы Марокко, Алжира, арабы Египта: El-Shamy 2004, № 983: 686-687.

Южная Европа. Португальцы (Альгарве) [король знает, что courtier хотел бы провести ночь с королевой; он дает ему курицу или иную еду, по-разному приготовленную; то же и с женщинами, подводит итог]: Cardigos 2006, № 983: 254; испанцы: Uther 2004(1): № 983: 614.

Западная Европа. Немцы: Uther 2004(1): № 983: 614.

Передняя Азия. Тысяча и одна ночь [царь видит женщину на крыше дома; женщина - жена визиря; отсылает визиря из города; приходит к женщине; женщина уходит готовить; оставляет книгу царю; из книги царь вычитывает о наказании за прелюбодеяние; женщина приносит разные кушанья; кушанья одинаковы на вкус; говорит, что так и наложницы царя – на вид разные, суть одна; царь уходит; забывает перстень; визирь находит перстень; год не приближается к жене; царь объясняет визирю, что не имеет притязаний на его жену; визирь мирится с женой; купец в отъезде; жена сближается с другим; попугай рассказывает об этом хозяину; жена убеждает купца в лживости птицы; заставляет птицу сказать ложь; зарезала попугая; купец застает жену с любовником, убивает ее, клянется больше не жениться]: Салье 2010(2), ночь 578-579: 207-210; палестинцы, Сирия, Ирак, Катар, Бахрейн, Йемен: El-Shamy 2004, № 983: 686-687.

Южная Азия. Телугу [нищий остановился у богатого дома, но стал не просить подаяния, а домогаться хозяйки; та сделала вид, что согласна, отвела его в погреб и заперла на двое суток; когда открыла, спросила, хочет ли он ее или хочет есть; он сказал, что хочет есть; она предложила ему сласти разного цвета – вкус у всех одинаковый; так и женщины; человек поскорее ушел, опасаясь ревнивого мужа и став умнее]: Venkataswami 1923, № 22: 64-65.

Балканы. Болгары [паша домогается женщины; она приглашает его и готовит 40 блюд из курятины; паша: какие разные, а все похожи; женщина: так и женщины; какова царица, такова и ослица]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 883B1: 312-313; греки, албанцы: Uther 2004, № 983: 614.

Средняя Европа. Русские (Пермская) [человек выражает желание завладеть чужой женой; она или муж ее доказывает, что все женщины одинаковы; только платье или внешность разные (как одинаково вино в разных сосудах или яйца в разной скорлупе)]: Зеленин 1991: 447-449 (в СУС 1979, № 983: 252).

Кавказ – Малая Азия. Адыги [солдат выражает желание переспать с царицей; царь посылает его к жене с бумагой, содержащей согласие на это; верная жена доказывает ему, что все женщины одинаковы, как одинаковы зерна в разных кувшинах, хотя внешне не похожи друг на друга]: Тхамокова 2014, № 983: 193; (ср. адыги [князь женит слугу на мудрой девушке; отправив его далеко, домогается любви девушки; она отводит его домогательства, рассказав притчу о тигре, не захотевшем утолить свой голод за счет более слабого хищника; князь отказывается от своего намерения]: Тхамокова 2014, № 891*: 180; балкарцы [князь отослал холопа в другое имение, чтобы овладеть его женой; найдя двери запертыми, влез в окно; женщина укорила его: это не подобает его сану; открыв дверь, рассказала притчу; лев и тигр погнались за лошадью, тигр заметил на ее ляжке следы волчьих зубов; сказал тигру, что им не подобает пользоваться трапезой после холопа-волка; князь устыдился и ушел]: Тульчинский 1903: 80-81); турки [падишах приходит к женщине; она подает ему обычную еду и говорит, что как эта еда не идет в сравнение с яствами царского стола, так и она куда хуже изысканных женщин]: Eberhard, Boratav 1953, № 262(2): 316; курды: Джалил и др. 1989, № 107 [старый падишах велел визирю отдать ему дочь; девушка обещала уладить дело и пришла к падишаху, взяв с собой несколько вареных яиц, покрашенных в разные цвета; спрашивает, какое больше понравилось; падишах: все одинаковы; девушка: так и женщины; падишах отослал девушку и сказал визирю, что она оказалась умнее их]: 425; Юсупова 2004, № 4 [как только мудрый человек женился, жена каждый раз становилась любовницей падишаха и он с ней разводился; он пошел искать мудрую женщину; встретил старика, они пошли вместе; он предложил сколотить лестницу; построить мост через реку; хорошее пшеничное поле, если только его не съели зеленым; старик возмущен идиотскими вопросами и замечаниями; его дочь объясняет: надо было завести беседу; переплыть реку вдвоем; хорошо, что поле не продано на корню; человек женился на девушке; к его жене опять пришел падишах; жена предложила тому разноцветные яйца; так и женщины: внутри одинаковы; падишах перестал гнаться за женщинами, муж остался с женой]: 146-152.

Иран – Средняя Азия. Персы [царь выслушивает пожелания трех бедняков и по-своему их выполняет; первый хотел бы отправиться в хадж, царь дает ему денег; второй мечтает наесться сладкого, его заставляют дость то, что он попросил, хотя он уже сыт; третий хотел бы провести ночь с царицей; царь показывает ему простое яйцо и раскрашенное, говорит, что все женщины одинаковы]: Marzolph 1984, № 983: 181-182.

Балтоскандия. Латыши [Один солдат хочет завладеть королевой, второй не хочет целовать руки, третьему не нравятся пороги. Третьего царь бросает в темницу, второго отправляет на рудники, первому объясняет, что все женщины одинаковы]: Арийс, Медне 1977, № 983: 338; литовцы, финны: Uther 2004(1): № 983: 614.

(Ср. Волга – Пермь. Башкиры [хан заблудился, увидел в землянке девушку; та говорит, что родители прячут в горах скот, т.к. хан дурной; хан ушел и велил девушку высватать; та отвечает, что родители не нужны, она сама за себя выкуп назначит: по 20 лисиц, волков, барсов, облезлых лошадей, недоуздков; услышав ответ, хан понурился и сказал, что эту бы девушку вместо него ханом посадить; смысл ответа: до 20 лет человек ловок как лиса, от 20 до 4- рыщет как волк, с 40 до 60 осторожен как барс, с 60 до 80 – облезлая лошадь, с 80 до 100 – как недоуздок без лошади]: Бараг 1990, № 10: 35-36).

Туркестан. Казахи [хану понравилась Карашаш – жена Жиренше; отослав мужа, хан к ней явился; К. сварила яйца и покрасила их в разные цвет; спросила, отличаются ли они по вкусу; хан: нет; К.: так и женщины; хан устыдился и ушел]: Сидельников 1962: 391.