Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M120C. Общие дети. .27.29.30.33.

Двое животных договариваются воспитывать детей вместе. Одно из них съедает детей другого, продолжая делать вид, что дети общие и неважно, какие пропали.

Болгары, ингуши, чеченцы, даргинцы, хваршины, аварцы, рутульцы, узбеки, казахи.

Балканы. Болгары [лиса и волк решают воспитывать детей вместе; волк носит еду, лиса смотрит за детьми; волчата умирают один за другим, а лисята растут здоровыми; на следующий год волк покидает лису]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № *37**: 48.

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [у журавля и лисы было по паре детенышей; они решили добывать пищу вместе; журавль пошел на охоту; лиса осталась дома и съела журавлят; когда вернулся журавль, лиса стала метаться по дому и говорить, что пропали детеныши; журавль: длинношеие или короткошеие? лиса: не все ли равно, все наши; журавль промолчал, но сказал лисе, что на небе лежит дохлая лошадь; лиса села журавлю на спину, он поднял ее и сбросил; когда она падала, журавль спрашивал, как она себя чувствует; лиса: ты бы узнал, если бы мне было о что опереться ногами]: Дахкильгов 2010b, № 192: 98-99; чеченцы [Лиса стала жить с Журавлем; съедает его детей, когда Журавля нет, жалуется, что «наше дитя пропало», на вопрос, какое, отвечает, что «длинноногое»; в это время дети Лисы подросли; Журавль предлагает Лисе показать ей небо; Лиса падает, Журавль не подхватывает ее]: Баранов 1903, № 1: 55-57; даргинцы : Ганиева 2011а, № 35 (кубачинцы, 1967) [Лиса присматривает за детенышем Журавля, съедает, говорит, что один ребенок погиб, не помнит какой, дети общие, но шея была длинной; Журавль расстается с Лисой]: 126 (=Атаев 1972, № 11: 20); Услар 1892, № 3 (хюркилинцы) [лиса и журавль живут вместе, у обоих по трое детенышей; лиса одного съела; говорит, что лучшее дитя умерла; какая разница, твое или мое, но шея была длинной; так со всеми тремя; журавль? иди к Богу, спроси, почему так; лиса: у меня нет крыльев; журавль посадил лису себе на спину, сбросил с высоты]: 237-238; аварцы [Лиса и Гусыня вместе воспитывают детей; Лиса съедает гусенка, говорит вернувшейся Гусыне, что одного детеныша не хватает, что нет твоих и моих, но этот был длинношеим]: Ганиева 2011а, № 35: 126 (=Атаев 1972, № 11: 20); хваршины [волк и лиса живут вместе, у каждого по три детеныша; однажды отправились на охоту вдвоем; по дороге лиса говорит: "Что-то беспокоюсь я за наших детенышей, схожу посмотрю, а потом тебя догоню"; лиса пошла и одного волчонка задушила; догнала волка, говорит, что одного детеныша не хватает; волк спрашивает, "Твоего или моего?". Лиса: "Разве у нас есть понятие "мой-твой". Одного большеголового не хватает"; в этот день они возвращались ни с чем; лиса послала волка по длинной дороге, сама побежала по короткой; прибежала раньше, оставшихся двоих волчат загрызла; волк разозлился, полез к лисе в нору, но застрял; лиса с другого конца вылезла, стала грызть волка сзади; отвечает: "Я тебя из норы вытаскиваю, но у тебя мясо стало дряблым и отрывается кусками"; лиса съела волка]: Мусаева 1995; рутульцы [Лиса и Медведица решили вместе воспитывать детей; пока Лиса на охоте, Медведица съела лисенка, говорит, что один ребенок умер; неважно какой, ведь дети общие; съела второго; Лиса предлагает идти в пещеру замаливать грехи; Медведица застревает, Лиса ее ест сзади, Медведица просит подойти с лица; Лиса: и туда дойду]: Ганиева 2011а, № 29: 116-117.

Иран – Средняя Азия. Узбеки [аистиха с лисой стали жить вместе; лиса съела одного аистенка, встречает аистиху со слезами: одного твоего нет, наверное лягушки съели; аистихи полетела ловить лягушек, лиса съела второго птенца; аистиха предложила перебраться на другой берег озера, перенести лису; когда лиса отвечает, что земля не больше монеты, сбрасывает ее, лиса разбилась]: Афзалов и др. 1972(1): 40-41.

Туркестан. Казахи [Лиса и Журавлиха решили воспитывать детей вместе; однажды Лиса убила одного журавленка, лисята придушили остальных; Лиса сообщает Журавлихе, что не все дети вернулись домой; упрекает за то, что та спрашивает – твои или мои]: Бозинген 1985: 106-107 (видимо, то же в Каскабасов и др. 1979, № 68: 135-136).